Одна из востребованных и забавных профессий, которая предполагает коррекцию, обучение и закрепление речи, произношения является логопед-дефектолог. Именно к нему дети ходят с удовольствием, ведь кривляние, необычные упражнения и логомассаж – его сильнейшие инструменты. Сегодня мы расскажем о специфике данного направления.
СОДЕРЖАНИЕ
Что нужно знать для выбора профессии логопед-дефектолог?
Прежде, чем выбирать между логопедом и дефектологом или современным «миксом», важно понимать, чем занимаются эти специалисты.
Логопед занимается коррекцией речи, помогая детям и взрослым правильно, корректно выговаривать звуки и слова. То есть этот специалист ориентирован на работу с речевыми расстройствами и работает именно с речью человека. Рассматриваемая профессия не имеет тесной связи с медициной и больше ориентирована на учебный уклон (образование, развитие).
Дефектолог – более узкий эксперт, нацеленный на запуск речи, содействие детям в адаптации к окружающим условиям. Данный дипломант занимается коррекционной работой с более запущенными случаями, сопровождающимися не просто речевым бездействием или речевыми нарушениями, но и психическими и физическими изъянами. Эта специальность соприкасается с медициной и коррекционной педагогикой, детской (или возрастной) психологией, социологией.
Логопед-дефектолог – это «универсальный солдат», способный работать с детьми разных возрастов и помогать им устранять недостатки в речи развивать ее, запускать и обогащать.
В любом случае работа логопеда-дефектолога будет связана с живым, тесным контактом с подопечным, общением. Специалист будет помогать человеку преодолеть трудности в силу имеющихся способностей и возможностей.
Как правильно выбрать будущую профессию логопеда-дефектолога?
Прежде, чем метаться между логопедией и дефектологией, следует разобрать существующую градацию специалистов данного плана. На практике выделяют несколько видов логопедов и дефектологов в зависимости от того, к какому направлению относится эксперт и с какими инструментами, целевой аудиторией ему предстоит работать.
Первый представитель ниши – логопед классический. Ему предстоит работать со здоровыми детьми (постановка звуков) и лицами с речевыми отклонениями в развитии, нарушениями в работе центральной нервной системы. Ему предстоит посредством простых упражнений, методик восстановить грацию речи, придать ей четкость и ясность, звучание.
Второй вид – сурдопедагог, тифлопедагог. Данные эксперты взаимодействуют с людьми, которые по определенным причинам в любой из периодов жизни утратили слух или зрение. Они помогают им адаптироваться к миру посильными способами, обучая их языку жестов, специальной азбуке, базовым знаниями и навыкам и пр.
Третий представитель логопедической касты – амблиолог. Ему предстоит работать преимущественно с детской группы – лицами, которые с рождения не имеют возможности видеть (слепые) или у которых наблюдаются серьезные проблемы со зрением. Его задача – приспособить детей, научить их познавать мир, признавать и любить себя, развивать их речь, показывать им мир иными способами.
Четвертый вид логопедов – олигофренопедагог и ортопедагог. Первый призван взаимодействовать с детьми, страдающими от задержки умственного развития. Второй ориентирован на воспитание и развитие лиц, которые имеют серьезные проблемы с опорно-двигательным аппаратом, генетическими заболеваниями и пр.
Согласитесь, что работать с «особенными» детьми и людьми непросто. Поэтому обязательно тщательно взвесьте свое желание помогать людям, оцените, с кем морально и физически Вы готовы работать длительное время, и только потом принимайте решение о поступлении.
История профессии логопед-дефектолог
В переводе с греческого языка «логопедия» означает «воспитание речи». Первые упоминания о специалистах коррекционного плана, которые помогали исправлять дефекты речи, заговорили примерно в XVII веке. Но в летописях и древних сказаниях можно встретить упоминания о древних целителях, благодаря которым прорезался голос и восстанавливалась родная речь.
Официально логопедия стала складываться ближе к XVIII-XIX столетию. Изначально специалистов этого плана сопоставляли и даже приравнивали к медикам. Лишь в 1930-е годы общество созрело до того, что развитие и коррекция речи – это не только прерогатива врачей. Нарушения подобного плана могут быть следствием психологических особенностей человека.
Примерно в этом же периоде началось становление дефектологии, как отдельной коррекционной ветви логопедии и медицины одновременно. Дефектология выбилась в отдельную касту на фоне дефицита врачей и необходимости плотного внимания к детям с особенностями в развитии.
Сегодня логопедия и дефектология идут рука об руку и активно развиваются.
В каких учебных заведениях можно получить профессию логопеда-дефектолога?
Чтобы трудиться логопедом или дефектологом, важно иметь за плечами профильное образование. Важно отметить, что данные специальности чаще всего относят к категории коррекционной педагогики, а не медицины. Поэтому они доступны на базе многопрофильных и педагогических сузов и вузов.
Для работы достаточно иметь за плечами педагогическое образование, а затем пройти курсы по переподготовке с акцентом на логопедию или дефектологию (определенный вид).
Направления логопедия и дефектология соответствующее следующие образовательные программы:
- Дошкольная логопедия – предстоит работа с детьми дошкольного возраста (3-7 лет);
- Логопедия;
- Специальное (дефектологическое) образование (дефектолог, логопед-дефектолог);
- Образование лиц с речевыми нарушениями;
- Логопедия и альтернативная коммуникация;
- Логопедия и сурдопедагогика;
- Логопедия и специальная психология;
- Дефектология и пр.
Где работать по профессии логопед-дефектолог? Обзор рынка труда
Логопед, логопед-дефектолог – самые востребованные эксперты в детских образовательных заведениях. Основное место работы экспертов приходится на детские сады, школы, центры дополнительного образования, а также реабилитационные и коррекционные центры, санатории и пр.
Дефектологи же помимо образовательной ниши востребованы в медицине, так как они учитывают особенности в состоянии здоровья пациента. Поэтому они привлекаются к трудовой активности на базе поликлиник, частных медицинских центров, санаториев и профилакториев.
Нередко логопеды-дефектологи развивают частный бизнес, оказывая платные услуги с выездом на дом.
Функционал логопеда-дефектолога
Работ логопеда-дефектолога связана с общением и тесным контактом с детьми. Они могут проводить индивидуальные и групповые занятия в присутствии родителей и без них (но по предварительному согласию и одобрению официальных представителей несовершеннолетнего лица).
В основные компетенции логопеда-дефектолога входит:
- Диагностика подопечного с целью установления проблемных зон в развитии и речи, определении причинно-следственных связей и подбор наиболее эффективных методов работы;
- Анамнез пациента: опрос родителей, изучение медицинских карт и иных документов с подтвержденных диагнозом, расстройством, рекомендациями;
- Профилактика и коррекция речи, звукопроизношения, восполнение общего дефицита речи, расширение словарного запаса и кругозора индивида;
- Восполнение пробелов и нарушение в технике письма, восприятия речи, чтения;
- Коррекционная работа, связанная с восстановлением голоса, его становлением и развитием, управлением;
- Формирование корректной скорости письма и речи;
- Адаптация детей к окружающему миру, учет физических, медицинских и иных данных;
- Работа с родителями, консультирование по вопросам развития и совершенствования детей, занятиям, домашним заданиям и пр.
То есть логопеду и дефектологу предстоит учитывать индивидуальные особенности каждого подопечного, учитывать особенности из развития и возможности, физическое и душевное состояние, подбирая педагогические, психологические и по возможности медицинские способы «лечения».
Чем обусловлен выбор профессии логопеда-дефектолога?
Выбирая профессию в сфере логопедии и дефектологи, важно взвесить все факторы.
Для начала нужно оценить плюсы и минусы отрасли, специальности и сферы деятельности.
Достоинства в работе логопеда-дефектолога |
Недостатки в работе логопеда-дефектолога |
Высокий уровень востребованности на рынке труда | Отсутствие возможностей по карьерному росту |
Возможность перейти на самозанятость или уйти в частный бизнес | Трудно устроиться на работу без опыта |
Нормированный рабочий день | Много общения, сложная работа в моральном плане (трудно работать с особенными детьми) |
Достойная заработная плата | Новоиспеченные специалисты зарабатывают мало |
При положительных результатах – высокая репутация, авторитет | Получение результата – долгий процесс |
Работа логопеда или дефектолога (или «комбо-специалиста») соприкасается с детским коллективом. Притом приходится долго и упорно выполнять упражнения, увлекать и мотивировать ребенка, помогать ему преодолевать сложности. Не всегда удается исправить и закрепить новшество с первых занятий. Нередко из колеи специалиста выбивает недовольство родителей и отсутствие быстрого результата. Притом работать приходится как со здоровыми, так и с детьми с отклонениями в состоянии здоровья (что еще сложнее морально и физически).
Логопеды и дефектологи не имеют широких перспектив карьерного роста. Рост только один – развитие частного бизнеса, репетиторство или тьюторство, самозанятость.
На первых порах заработная плата будет низкой, но по мере обретения опыта и репутации – ставки растут.
Помимо этого, важно учитывать требования работодателей, предъявляемые к специалистам в сфере логопедии и дефектологии.
Базовые требования рынка труда |
Дополнительные параметры рынка труда |
Наличие профессионального образования по программе «Логопедия». «Дефектология» или «Логопедия и дефектология» | Наличие ученой степени или дополнительного образования: курсы повышения квалификации, курсы переподготовки кадров и пр. |
Наличие опыта работы с детьми, в государственном или бюджетном учреждении | Наличие индивидуальной методики работы с детьми определенной категории |
Наличие рекомендательных писем, портфолио | Знание иностранных языков приветствуется |
Работать логопедом, дефектологом без соответствующего диплома об образовании невозможно. Притом следует быть готовым к собеседованию, где предстоит замаскировать пробелы и продемонстрировать сильные стороны, конкурентоспособность.
Необходимые навыки в профессии логопеда-дефектолога
Чтобы трудиться в роли логопеда-дефектолога, одних профессиональных знаний и умений недостаточно. Важно, чтобы претендент обладал следующими качествами:
- Терпение и кропотливость;
- Любовь к детям и доброта;
- Наблюдательность, внимательность и хорошая память;
- Настойчивость и навыки убеждения;
- Тактичность, корректность и толерантность;
- Объективность и умеренная строгость;
- Умение замотивировать подопечного;
- Креативность, творческий подход к делу.
В работе логопеда-дефектолога ведущая роль отводится терпению и руду. Только эти качества помогут ему «перетереть» любую преграду и помочь подопечному в развитии, становлении и закреплении достижений.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Перспективы роста логопеда-дефектолога
Как мы уже отметили выше по тексту: карьерного роста у логопеда, дефектолога фактически нет. Максимум, чего может добиться специалист – занять место завуча или администратора образовательного заведения, стать разработчиком коррекционных программ или автором оригинальных логопедических методик и приемов. При этом научная карьера специалиста строится активно и успешно при соответствующей профессиональной подготовке и результатах с подопечными.
Локация, график работы и условия труда логопеда-дефектолога
График работы логопеда-дефектолога нормированный. В бюджетных и государственных учреждениях эксперт трудится по графику 5/2 с 85-9 утра до 17-18 часов вечера. В случае частной практики режим трудовой активности специалист утверждает самостоятельно (как и тарифы на услуги).
Работа логопеда-дефектолога протекает в комфортном кабинете с хорошим освещением и специальным инвентарем: как минимум стол с зеркалом, несколько развивающих игрушек, интеллектуальные карточки и игры, специальные инструменты для проведения логомассажа и пр.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!