
Проектная деятельность требует от студента не только написания материала и его оформления в виде курсовой работы, научной статьи или диплома, но и качественной защиты. Именно во время защиты проекта автор демонстрирует собственные познания, подкованность, умения. Но бывают ситуации, когда аттестация проходит неудачно, и исследователь терпит фиаско. В этом случае не стоит сразу же ставить крест на развитии, обучении и карьере. Всегда есть второй шанс. Студенту он будет предоставлен в виде повторной защиты.
СОДЕРЖАНИЕ
Причины и факторы провала на защите
Подготовка курсовой или дипломной работы к защите – очень ответственная и требовательная миссия. Порой даже весьма качественный материал может быть недооценен или представлен не в лучшем свете в рамках аттестации. Почему студенты «проваливаются» на защите своей работы? Причин масса.

Во-первых, виной фиаско может стать банальное волнение и отсутствие навыков по управлению эмоциями, состоянием. На фоне стресса, резкого выброса адреналина мозг блокирует основные каналы. Универсант может запутаться в собственном исследовании, начать заикаться, забыть подготовленную речь и даже плохо ориентироваться в собственном исследовании. Происходит самый настоящий «интеллектуальный паралич». Конечно, если студент не в силах полноценно или хотя бы как-то ответить на вопросы комиссии или научного руководителя, то встает вопрос о его готовности, соответствии требованиям и пр.
Если научный руководитель убежден в том, что его подопечный заслуживает положительной оценки, то он может поставить ему неуд и направить на «пересдачу» или «перезащиту». Такое нередко случается во время сдачи курсовой работы. С защитой диплома – ситуация немного сложнее: в случае провала не миновать отчисления, но повторно защитить исследование будет возможно в следующем учебном году при условии восстановления.
Во-вторых, если универсант писал проект не самостоятельно, а привлекал для этого сторонних специалистов, то здесь также возрастает риск провала. Очень важно не просто написать курсовую или дипломную работу, но и подготовится к его защите. То есть нужно внимательно и тщательно перечитать материал, разобраться в нем и выполненном исследовании, выделить ключевые моменты, хорошо ориентироваться в информационном поле и теме и пр.
Слабая подготовка к защите, плохая ориентация в теме и непосредственном проекте – весомая причина для провала на аттестации. Если студент не может корректно рассказать и описать, что было сделано и поучено. Почему были предпринятых те или иные действия, что означает тот или иной результат, почему он выдвигает конкретную идею и т.д., то у комиссии возникают сомнения относительно его «авторской честности» и профессиональной компетентности.
В-третьих, если в рукописи проверяющие заметят грубые нарушения. То такой материал может быть дисквалифицирован или отклонен. Провал на защите может возникнуть, если комиссия заметит явные отклонения в оформлении проекта (несоблюдение требований ГОСТ), некорректное описание существенных результатов, показателей, противоречия по тексту или неверную интерпретацию промежуточных или конечных выводов на основе располагаемых фактов, итогов и пр.
Защита проекта предполагает не только прослушивание докладчика и оценка дискуссии, но и проверку письменной работы. Поэтому не стоит думать, что достаточно все красочно и аргументированно расписать-рассказать. Даже если во время нормоконтроля на какие-либо «косяки» проверяющие закрыли глаза, принципиальные члены комиссии могут придраться даже к мелочным замечаниям.
В-четвертых, провал на защите учебной или научной работы может быть вызван простой неявкой на столь важное мероприятие. Здесь причин такому халатному поведению может быть немало: начиная от банального «проспал» и заканчивая задержкой транспорта, потерей сознания по пути в институт, аварией или иным форс-мажором и пр.
В-пятых, если защита проходила в дистанционном формате, то провал может быть вызван внешними факторами: технические сбой, нестабильность интернет-соединения, перебои в подаче электроэнергии, технический сбой или неполадки с техникой. В этом случае оперативно выйти на связь с комиссией не удастся, поэтому провал будет гарантирован.
Чаще всего причиной провала на защите курсового или дипломного проекта являются личные мотивы и факторы. Студент просто не рассчитал время, силы, возможности, не «подстраховался» или «схалатничал» при подготовке и пр. Лишь в 12% случаев виной фиаско являются внешние факторы: авария, травма, форс-мажор и пр.
Провал на защите студенческой работы означает, что универсант по тем или иным причинам не справился с заданием.
Так ли страшен зверь, каким его малюют? Чем опасен провал на защите?
От провала на защите не застрахован никто: ни двоечник, ни прогульщик, ни отличник или хорошист. Но отношение к такому исходу у студентов может кардинально отличаться: у одних включается «пофигизм» и вера в лучше, другие же трясутся и боятся отчисления. Чем же чреват провал на защите проекта?
| 
 Причина  | 
Следствие | 
 Решение  | 
| Слабая подготовка, ошибки в материале | Недопуск к защите
 Провал на защите Академическая задолженность по предмету Отчисление  | 
Исправление замечаний, доработка материала | 
| Конфликт с научным руководителем | Отрицательный отзыв на работу
 Множественные замечания по тексту Недопуск или провал на защите  | 
Исправление замечаний, ошибок
 Доработка рукописи  | 
| Волнение, стресс, паника | Некачественный ответ на защите, неумение поддержать дискуссию, плохая ориентация в теме | Использование успокоительных практик или препаратов
 Репетиция защитной речи  | 
Первым и самым простым наказанием является недопуск к предстоящей сессии. Чаще всего такое последние наступает, если универсант не смог вовремя защитить курсовую работу. К зачетам индивид еще сможет подобраться, а вот к сессии (экзаменам) – нет. Ему предстоит сначала защитить рукопись и только потом он получит допуск на сдачу экзаменов согласно программе обучения.
Здесь же есть масса нюансов. Академическая задолженность на фоне недопуска к сессии начинает расти, как снежный ком. Поэтому важно как можно быстрее ликвидировать все долги, защитить проект.
Вторым следствием фиаско на защите студенческой работы является пересдача. Такой формат быстро применим по отношению к курсовой работе, отчету по практике, отчету о НИР и пр. Он предполагает второй шанс. Условия проведения аттестации будут равносильны обычной защите. Главное – взять «бегунок» у методистов, договориться с научным руководителем о пересдаче, явиться на нее и достойно преподнести свой труд. Колоссальных отличий от первой попытки нет, но требования к учащемуся могут быть ужесточены: больше дополнительных вопросов по теме проекта, расспросы по теме исследования, обсуждение предложенного решения и пр.
Третье последствие провала на защите – отчисление. Это самое жесткое наказание, которое означает приостановление учебной деятельности, невозможность получить диплом и продолжить профессиональную карьеру. Он даже в столь сложной ситуации есть выход. Второй шанс предоставляется всегда и каждому студенту. Если он провалил защиту диплома, то не стоит отчаиваться. У него будет право на восстановление в вузе. Да, придется еще годик отучиться, тщательнее подготовиться к защите, исправить ошибки. Но шанс есть!
Бояться провала на защите курсовой или дипломной работы не стоит. Да, само по себе последствие неприятно, но оно вполне преодолимо при качественной подготовке и учете всех совершенных ранее ошибок.
Нередко повторная защита студенческой работы проходит легче и лучше, чем в первый раз. Притом получить отличную оценку на ней – возможно!
Как проходит повторная защита?
Сама по себе процедура повторной защиты студенческого проекта в целом ничем не отличается от обычной (первичной). Универсанту предстоит явиться в назначенное время и место с подготовленным материалом и сопутствующими документами (бегунок. Раздаточный материал, научный доклад, презентация и пр.).

Универсанту предстоит выступить перед научным руководителем (если защищается курсовая работа) или аттестационной комиссией (если намечена защита диплома). В ходе доклада важно отметить основные моменты проведенного исследования: тема и ее актуальность, цель и задачи, новизна и значимость исследования, описать основные мероприятия и результаты, идею и показать ее перспективность.
Далее докладчику предстоит поддержать дискуссию или ответить на вопросы со стороны проверяющих. Чаще всего они носят общий или уточняющий характер. Могут попросить пояснить знание термина, определенного показателя, обосновать результат или мнение и пр.
Продолжительность повторной защиты не отличается от первичной. Выступающему дается примерно до 15 минут, чтобы рассказать о проделанной работе, показать уровень подготовки и компетенций.
Далее эксперты анализируют выступление студента, качество представленной им работы и выносят свой вердикт в виде соответствующей оценки с четким обоснованием решения.
Важно отметить, что на повторной защите возможен как положительный исход – прохождение аттестации, так и очередной провал. Все зависит от универсанта и его подготовки.
К чему готовиться в рамках повторной защиты?
Повторная защита требует предварительная подготовки. Данная процедура проводится только по инициативе учащегося. Поэтому важно знать все бюрократические, организационные и иные неурядицы, чтобы качественно подготовиться к переаттестации.

Во-первых, студенту предстоит быстро сориентироваться во времени и пространстве, оценить ситуацию и подать заявление с просьбой назначить повторную защиту проекта. При определённых обстоятельствах можно сразу же в заявлении указать желаемую дату или примерный диапазон. Но чаще всего перенос осуществляется по усмотрению деканата, исходя из нагрузки на преподавателей.
В данном случае подготовка состоит в том, чтобы грамотно заполнить бланк заявления и предоставить его в методический отдел, на профильную кафедру или непосредственно в деканат. Очень важно, чтобы ваше заявление сразу же зарегистрировали!
Во-вторых, студиозу следует быть готовым к доработке материала. Если провал на первичной защите исследования был на фоне ошибок в тексте, противоречий или иных нестыковок в ходе исследования, некорректного оформления и пр., то важно устранить все замечания. Более того, если фиаско было на защите диплома, то перезащитить исследование станет возможно только в следующем учебном году после восстановления. У универсанта появится целый год на переработку или обновление ВКР: актуализацию данных, устранение ошибок и замечаний, дополнение материала, разработку решения и его обоснования и др.
Согласитесь, что за год на предприятии могут произойти колоссальные перемены, изменения. Поэтому важно располагать актуальной информацией, чтобы предлагать эффективные меры по оптимизации и т.д.
В-третьих, повторная защита предполагает созыв новой комиссии. Не все члены от первичного состава в силу рабочего графика, занятости смогу присутствовать на это мероприятии. Поэтому состав ГАК может быть обновлен. Будьте готовы к этим изменениям. Возможно, вам посчастливится и те представители, которые изначально «валили» выпускников не смогут присутствовать. Также не исключено, что новые участники аттестационного процесса будут задавать дополнительные вопросы.
Подготовьтесь морально ко встрече с проверяющими. Тщательно изучите материал. Будьте хорошо осведомлены по теме исследования, быстро ориентируйтесь в проекте.
В-четвертых, будьте готовы к дискуссии. Дополнительных вопросов не избежать. Они могут быть продублированы из первичной защиты, могут быть усложнены (каверзная формулировка, уточнение отдельных параметров исследования, уточнение мнения автора и обоснование его позиции, проверка теоретической подготовки и пр.). Главное – не молчать. Рассуждайте, оперируйте понятиями и правилами, фактами и результатами из проекта.
Таким образом, вторичная защита исследования проходит по аналогии с первичной. Сама по себе процедура регламентирована и упорядочена. Отличия могут крыться лишь в необходимости доработать материал после провала, подготовиться к аттестации (сынициировать ее и пожать заявление), владеть темой и описанием реализованного исследования для поддержания дискуссии.
Истории студентов российских вузов о повторной защите проекта
Сразу же отметим, что сведения об учащихся были изменены (по их же просьбе). Многие из них сегодня являются публичными личностями, с достойной репутацией.
История 1. Провал из-за критики, волнения, слабой ориентации по проекту.

Алексей Мухин, Москва:
«Я поступил в один из престижных вузов Москвы сам. Учился в силу возможностей, в отличники не стремился. Сложнее всего мне давались некоторые профильные предметы и написание курсовых работ. Так одну из курсовых я завалил прямо на защите. Допуск получил без проблем. Существенны замечаний не было. Но накануне защиты научный руководитель объявил, что в силу каких=то внутренних изменений теперь на аттестации проектов будут присутствовать представители организаций и дополнительно сторонний преподаватель (компетентный в теме).
Настал день защиты. В составе комиссии было всего 3 человека: научный руководитель, один из представителей действующих организаций-партнеров вуза, старший преподаватель с профильной кафедры.
Научный руководитель старался задавать наводящие вопросы. А вот представитель организации был недоволен предложениями, критиковал мою идею и мнение. Притом он набрасывался с первых слов. Я просто растерялся, запаниковал и напрочь забыл о фактах, статистике. Пытался привести примеры-аналоги, но в голову не шло. Минутами молчал в ответ на его вопросы. Хотя в теории очень хорошо ориентировался. Как итог – провал на первичной защите.
Далее все было по регламенту: написал заявление на пересдачу курсовой работы. Сформировали новую комиссию. Того придирчивого человека уже та не оказалось. Волновался я еще круче, чем в первый раз. Но в этот раз все прошло спокойнее. Меня выслушали, задали дополнительные вопросы, попросили пояснить суть идеи и почему на эффективна. Все. Как итог – оценка «хорошо». Но нервов ушло немало.».
История 2. Провал из-за презентации.

Елизавета Корнеева, Казань:
«Первичную защиту я завалила из-за собственной невнимательности, волнения. Тема проекта была связана с IT. Было много обозначений, схем, алгоритмов и пр. Я попросту забыла вовремя запустить слайд-шоу, презентацию. Когда вспомнила об этом, то включила, попыталась быстро перелистнуть, но все висло. Как итог – запуталась в слайдах. Научный руководитель пытался спасти ситуацию и задавал вопросы по слайдам, но стресс, расстройство, паника сыграли свое дело. С запуталась на ровном месте. Перепутала показатели, не могла объяснить тенденции, замудрила гипотезу. Провал был просто неизбежен.
Далее мне объяснили, что провал – не конец света. Научный руководитель подбодрил. Сразу же сказали, что за провал на защите курсовой не отчисляют. Будет вторая попытка. Главное – исправить замечания, не волноваться. Я решила пересмотреть презентацию, внесла правки: что-то убрала, что-то добавила. Но самое главное – я раз 20 отрепетировала свой выступление. Записывала его и просматривала, исправляла что-то в речи, что-то на презентации. Старалась максимально упростить ход выступления, но сделать его при этом профессиональным, емким.
Еще я учла, что стресс может снова меня сбить. Поэтому перед повторной защитой приняла растительные успокоительные (без седативного эффекта). Уже в само процессе я быстро и просо рассказала о проекте. Руководитель отметил. Что доклад получился четким, по делу, с фактами и выводами. Получила оценку «отлично».
История 3. Провал из-за конфликта с научным руководителем, отрицательного отзыва.

Степан Рогов, Омск:
«изначально отношения с научным руководителем у меня складывались неплохо. Но чем ближе к защите, тем сложнее становилось его выцепить. А чтобы он быстро глянул материал, проверил – и речи не было. В итоге, я не дождался очередного ответа по вопросам написания прогнозной главы. Тема была экономическая, связанная с повышением эффективности использования оборотного капитала. В итоге, я просто изложил свою идею, мысли, постарался как-то показать, что будет если пересмотреть расходные статьи и пр. В итоге, на защите научный руководитель попросту со мной не согласился, начал критиковать, тыкать на недочёты (тут одно не учел, тут второе), написал отрицательный отзыв. Поставил мне неуд.
Я понимал, что без урегулирования конфликта спасти ситуацию не удастся. Пришлось взять всю свою гордость в кулак, спрятать ее глубоко в карман и пойти на мировую. Встретился с научным руководителем. Сначала было все довольно напряжённо. Но после того, как я признал свою ошибку (то, что не дождался согласования), он смягчился. Мне были даны советы по оптимизации материала, выделены замечания по тексту и презентации, даже отметили, как и что говорить на защите. Как только я все это учел, устранил – подал заявление на повторную защиту.
На удивление. Она прошла гладко. Получил оценку «хорошо». Притом комиссия отметила, что предложения мои – весьма конструктивны, обоснованы, интерпретация – хорошая, грамотная. Все-таки, я научному руководителю благодарен. Пусть все прошло скомкано, конфликтно, но опыт я получил. Прислушивайтесь к наставникам.»
Согласитесь, что истории провала во много бывают схожи: есть определённая причина или фактор, спровоцировавший неудачу, есть определённые замечания или недоработки по проекту. Притом провал на первичной защите не является чем-то позорным, постыдным. Считайте это как очередной опыт и шанс на исправление ситуации с помощью второй защиты. Главное – знать тонкости организации этой процедуры и как тщательно к ней подготовится.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

Советы по вторичной защите проекта
В большинстве случаев провал на защите связан с личными факторами. Волнение, стресс, паника блокируют работу мозга, путают сознание, провоцируют «интеллектуальный паралич». Поэтому очень важно научится контролировать свои эмоции, состояние уметь вовремя успокаиваться. В крайних случаях можно выпить безрецептурный успокоительный препарат или БАД. Главное, чтобы он был без седативного эффекта и запрещенных средств.
Уточните порядок проведения повторной защиты: что нужно для ее организации, в какие сроки проводится, как к ней подготовится и пр. Будьте готовы оперативно доработать свой проект, подать заявление о повторной защите и ожидать назначения даты. Следите за новостями в вузе: просматривайте график пересдачи, расписание занятий, объявления педагогов и пр.
Извлеките опыт из прошлых ошибок, первичной защиты. Переосмыслите, проанализируйте: что вам помешало успешно защититься, какие замечания были высказаны, что рекомендовано. Доработайте материал с их учетом.
Подготовьте защитную речь. Отрепетируйте ее совместно с презентацией.
Не бойтесь дополнительных вопросов. Главное – тщательно разберитесь в теме. Никто из проверяющих не станет задавать вопросы, которые выходят за рамка=и проекта. Поэтому достаточно хорошо ориентироваться в собственном материале и уметь рассуждать.
Помните, ни у одного педагога нет миссии или цели – завалить студента. Защита проекта (будь то первичная или вторичная) призвана научить автора эффектно, обоснованно преподносить свои идеи, оперируя фактами, научной литературой и пр.
Повторная защита – это шанс исправить ранее допущенные ошибки. Используйте его во благо!
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и 
аспирантских работ!
						
					




