Проведение любого научного исследования и написание студенческой или академической работы требует тщательного подбора материалов. Автору приходится работать над различными фактами, результатами. Но не все универсанты понимают, что они соприкасаются с различными видами информации. В составе любой курсовой или дипломной работы обязательно будет присутствовать как минимум сочетание информационной и доказательной базы.
Многие студенты полагают, что указанные категории – синонимы. Так ли это на самом деле? Давайте разбираться.
Что есть что: информационная база & доказательная база исследования?
Подготовка реферата доклада, курсовой или исследовательской работы требует от автора умения грамотно подбирать и использовать различные источники информации. Притом каждый из них будет выполнять в составе проекта конкретную задачу или миссию: в одном случае – описывать явления и тенденции, в другом – выделять достоинства или недостатки, в третьем – служить доказательством при обосновании ил опровержении различных теорий и гипотез.

Основополагающей системой материалов, на базе которой происходит раскрытие темы, считается информационная база. Она представляет собой все найденные по теме исследования данные, на основе которых автор разбирает суть и тонкости соответствующих параметров, манипуляций, тенденций. То есть она служит своего рода общей парадигмой для разбора ситуации (в условных тематических рамках) и подбора решения.
К информационной базе относят те фрагменты учебных, научных, справочных, архивных, статистических и иных сведений, которые задействованы студентов в проекте на определенном этапе исследования. То есть это логически связанная информация, помогающая понять суть исследовательского вопроса, определить способы его урегулирования.
Информационная база – это все первоисточники, которые были использованы автором. То есть данная категория – широкая, тематически всеобъемлющая.
Доказательная база является частью информационной, она представлена в виде конкретных фактов, показателей, нормативов, классических или действующих законов, на основе которых автор строит свою идею и показывает ее эффективность или несостоятельность. То есть это более узкая и целенаправленная часть информационной базы, тесным образом связанная с решением исследовательского вопроса, проверкой гипотезы и обоснованием авторской позиции, а не с темой в целом.
Таким образом, информационная и доказательная база студенческой или научной работы представляет собой набор данных по заявленной теме, которая помогает разобраться в сути исследовательского вопроса и обосновать или опровергнуть предлагаемый автором вариант его решения. Доказательная база является частью информационной, что подчеркивает ширину и особенности применения указанных составляющих.
Сходства и отличия информационной и доказательной базы
Согласитесь, что оба набора первоисточников призваны помочь автору раскрыть тематику, определить потенциальные способы решения проблемы и обосновать наиболее эффективный вариант. То есть существенную разницу между рассматриваемыми парадигмами можно замети в их функциях.
Функция |
Информационная база |
Доказательная база |
Просветительский | Общее раскрытие темы, описание основных положений и тенденций, эволюции проблемы и способов ее решения | Конкретизация отдельных моментов с акцентом на идею и авторскую позицию, достоверность результатов |
Обеспечительная | Предоставляет доступ к тематике и проблематике в целом | Ориентирован на подтверждение или отрицание конкретных действий, результатов, мнений и пр. |
Результативная | Общее описание и обобщение результатов исследования в тематических границах | Подтверждение корректности и надежности результатов, оценка их эффективности и перспективности применения |
То есть указанные наборы первоисточников связаны тематической общностью и целью исследования, но условия, возможности и цель их применения буде разниться. Информационная база обладает более широкими масштабами и возможностями, а доказательная призвана удостовериться в определенных моментах, их корректности и состоятельности.
Также разница между обозреваемыми типами информации прослеживается в их качестве. Информационная база может состоять из классических теорий, мнений авторитетных и успешных исследователей, статистических фактов, устоявшихся утверждениях и аксиомах и пр. То есть в качестве фундамента может служить как первичная, так и вторичная информация. Притом ее качество может быть как высоким, так и сомнительным. Все зависит от предпочтений автора.
Доказательная база же – это строго и четко проверенный набор данных, который подчеркивает и поясняет соответствующие изменения, позволяя понять достоверность, эффективность авторской идеи и позиции. То есть в данном случае речь идет о качественной и точной информации, на которой строится гипотеза и выводы автора. Именно на основе системы фактов воспроизводится метод научной аргументации.
Также можно выделить особенности применения рассматриваемых вариантов первоисточников. Общая информационная система данных протекает на протяжении всего проекта, а доказательная – лишь в отдельных его частях и фрагментах: отражение и обоснование результатов, выводов. Именно система аргументов помогает исследователю повысить качество своей работы и полученных результатов, объективно их оценить и применить в перспективе.
Несмотря на многочисленные отличия, можно выделить одно важное сходство указанных вариантов источников информации. Только комбинация общей информационной и доказательной базы позволяет исследователю разобраться в положении дел, грамотно решить проблему и обосновать свое мнение, результаты и выводы. Притом обе системы должны оперативно пополняться и обновляться, соответствовать принципам актуальности и качества.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

Рекомендации по работе над информационной и доказательной базой исследования
Подготовка любого студенческого или академического труда требует умения правильно обращаться и пользоваться с информационной и доказательной базой. Чтобы тема была раскрыта полностью, грамотно, а результаты и выводы были тщательно обоснованными, достаточно придерживаться следующих рекомендаций.
Во-первых, используйте доказательства строго по предназначению и контексту. То есть важно их умело вписывать в общую информационную базу и ход описания исследования. Чаще всего система аргументов помогает констатировать конкретный результат и показать, о чем свидетельствует непосредственно его значение или изменение.
Во-вторых, тщательно перепроверяйте все первоисточники, но особое внимание уделите доказательной базе. Полагайтесь только на актуальные и проверенные, достоверные материалы. Фактчекинг вам в помощь! Отдавайте предпочтение официальным первоисточникам и официальным переводам (в случае применения зарубежной литературы).
В-третьих, отмечайте связь между общей информацией и фактами. Такой подход облегчит ход исследования и поможет автору грамотно выстроить логику исследования, выделить отдельные моменты и результаты, показать их взаимосвязанность и взаимодополняемость.
В-четвертых, придайте каждому источнику информации конкретную роль в своем проекте не сто т бездумно включать все подряд. Учитывайте границы и план работы. Постарайтесь использовать каждый материал и аргумент с определенной миссией, для получения конкретного результата. Такой ход поможет оптимизировать объем первоисточников и сделает исследование более целенаправленным и профессиональным.
В-пятых, используйте все материалы и факты легально. Чтобы не возникало проблем с плагиатом, важно качественно перерабатывать данные и корректно их интерпретировать, используя техники преобразования и анализа. Не забывайте правильно оформлять цитаты и заимствования, делать отсылки на оригинальный первоисточник и его автора, а также отмечать соответствующие ресурсы в списке библиографии.
В-шестых, после написания документа обязательно прочитайте его и проанализируйте на критерии ясности, объективности, аргументированности, логичности и тематической приверженности. По необходимости внесите правки, чтобы сделать текст более информативным, лаконичным и доступным, учитывающим все необходимые госты.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
оба вида первоисточников будут важны для раскрытия темы проекта. но информация – она в общем описывает ситуацию и используется повсеместно, имеет разные источники происхождения, а доказательства – это прям стержень, опора для обоснования или опровержения. то есть спектр и характер применения, качество данных будет явно отличаться.