Образовательная деятельность в школе, техникуме или вузе предполагает не только насыщение индивидуумов новыми знаниями, умениями и компетенциями. В данном деле не менее важен оперативный и конечный контроль, который поможет определить качество подготовки, усвоения материалов, соответствия ожидаемым результатам и целям обучения. В этом деле на помощь педагогам приходят так называемые контроль-измерительные материалы.
СОДЕРЖАНИЕ
Функции и особенности КИМ в учебном процессе
Контрольно-измерительные материалы (сокращенно их обозначают КИМ) – это специально разработанные задания, вопросы и упражнения, с помощью которых педагог проверяет степень усвоения пройденного курса или программы, темы учащихся. То есть это целенаправленный инструмент, призванный оценить уровень подготовки целевой аудитории и качество преподавания.
Рассматриваемая парадигма выполняет ряд самых разнообразных функций.
Во-первых, самой явной и очевидной выступает оценочная миссия. Она состоит в «измерении» усвоенной информации по сравнению с преподнесенным объемом тематического материала в рамках постигаемого предмета. Эта задача КИМ позволяет определить не только общий объем полученных знаний и развитость компетенций, но и проблемы, сложности в изучении определённых моментов. То есть с помощью КИМ можно оценить не только успеваемость целевой аудитории, но и качество преподавания, доступность и ясность подготовленных материалов, заданий и пр.
Во-вторых, КИМ выполняет оперативно-контролирующую миссию. Она предполагает, что проверка качества подготовки и уровня усвоения материалов будет происходить оперативно, с определенным промежуточном времени. Реализация этой функции предполагает проведение плановых и внеплановых КСР, тестирований. Опросов и пр. Они также помоют контролировать ход изучения предмета и тем, их ясность. Понятность. Притом именно эта парадигма помогает конкретизировать проблемный сегмент, выяснить причины и следствия проблемы и откорректировать ход изучения предмета в перспективе. То есть здесь наблюдается проверка качества образовательного процесса.
В-третьих, КИМ выполняет корректирующую и обучающую (восполняющую) миссию. Она проявляется грамотным изменением хода погружения в предмет, проведением дополнительных занятий или дополнением темы новыми материалами, фактами, данными, которые помогут тщательнее и проще разобраться в соответствующем вопросе. То есть с помощью этой категории происходит диагностика качества материалов, методов преподавания, обратной связи в целом. Притом именно на основе результатов проверки знаний педагог может также индивидуализировать программу с учетом проблем конкретного учащегося, его возможностей, пробелов в знаниях и пр.
В-четвертых, контроль-измерительные инструменты способны прогнозировать особенности погружения в предмет, применения полученных знаний и компетенций. То есть на основе результатов такой проверки преподаватель выстраивает дальнейшую траекторию погружения в дисциплину, переходы в иные темы и направления, развивая соответствующие умения и пр. Именно качество подготовки учащихся, их ошибки в КСР указывают на возможности дальнейшего изучения предмета и пр.
В-пятых, в отношении КИМ прослеживается также мотивирующая составляющая. Она проявляется в том, что на основе прохождения ряда испытаний и выведения конкретной оценки относительно качества знаний по теме или предмету, пройденному курсу, индивид получает определенный «толчок» и к развитию: восполнению пробелов и более глубокому погружению в соответствующую парадигму, может проявиться интерес к более детальному и всестороннему изучению соответствующей научной области, проведению научных исследований и пр.
Таким образом, КИМ представляет собой уникальный и довольно точный инструмент, позволяющий измерить, установить качество подготовки слушателей в рамках конкретного предмета и материала. Именно с его помощью происходит эффективное погружение в предмет и получение качественного образования.
Значение КИМ в учебном процессе
Вышеуказанные функции подчеркивают характерные особенности контрольно-измерительного материала в жизни учащихся, педагога, образовательного заведения и системы образования в целом. Без него немыслимо обучение в целом. Давайте даже разбираться, как влияет этот параметр на основные моменты при обучении на базе школ, колледжей и вузов.
Польза |
Вред |
Определение степени усвоения пройдённого материала | Не всегда учитывает индивидуальные особенности и возможности учащихся в силу унификации, стандартизации и всеобщей распространенности на целевую аудиторию в целом |
Констатация качества преподавания, эффективности используемых методов обучения, подхода педагога к учащимся | Напрямую не показывает все тонкости педагогического опыта и профессионализма, тесно связано лишь с успеваемостью учащихся как статистический показатель |
Позволяет по достоинству оценить знания учащегося и вывести конкретную результативную оценку согласно подготовленной шкале, критериям | При некорректной и необъективной шкале результаты оценки искажены и не отражают реальную картину |
Повышение мотивации и продуктивности на занятиях | Снижение интереса предмету и продуктивности на занятиях на фоне несправедливости итоговой отметки |
Применение КИМ в рамках обучения независимо от уровня образования, осваиваемого направления или предмета может по-разному отражаться на учащихся. В одном случае результаты проверки знаний и навыков способны подтолкнуть индивида к более глубокому изучению тем, наиболее интересных для него моментов, вопросов. С другой стороны, некоторые учащиеся при получении отрицательной оценки воспринимают ее штыки и моментально зарабатывают «отвращение» к предмету и педагогу, теряя ту самую мотивацию и продуктивность. То есть результаты применения КИМ в учебном процессе сказывается на мнение, стремлении учащегося неоднозначно. Все зависит от его объективности, адекватности восприятия соответствующих результатов.
Более того, контрольно-измерительные приемы помогают педагогу повышать эффективность обучения посредством учета ошибок, сложностей и иных пробелов в результатах КСР учащихся. Анализируя итоги контрольной работы, теста или устного опроса, преподаватель отмечает для себя проблемные участки, в которых пользователи что-то не уяснили, допускают ошибки, задают больше вопросов. В этом случае уместна корректировка календарно-тематического плана, проведение дополнительного занятия по теме и освещение соответствующих моментов более простым языком, с конкретными примерами для визуализации и пр. То есть при помощи КИМ учитель вносить определенные правки в учебный процесс, дополняет тему новыми материалами, ориентируется на возможности и потребности целевой аудитории в развитии.
В то же время частое или внеплановое проведение срезов, проверок, опросов способно ввести учащихся в ступор или шок, вызвать депрессию. Согласитесь, что частые проверки изводят, вызывая напряжение и усталость в глазах учащихся. Как правило, от одного слова «контрольная» у студентов возникает как минимум волнение и страх, переживания за оценку и дальнейшую успеваемость, допуск к зачету или экзамену и пр. На фоне такой «учебной усталости» может наблюдаться снижение интереса к предмету и снижение академической успеваемости учащегося.
Оценить результаты обучения можно только при наличии четкой шкалы и критериев. При том в зависимости от ее адекватности, ясности, точности описания зависит соответствующий результат. Важно подробно описать, какой объем правильных ответов и выполненных заданий свойственен той или иной оценке, какие ошибки допустимы или критичны ,порядок расшифровки и пр. Некорректно оцененные результаты приводят к заведомо ложным результатам и способны испортить статистические показатели вуза, качество образования в его станах. Завышенные оценки не гарантируют наличия соответствующего объема знаний и умений, а заниженные – явно принижают самооценку студента, его самоудовлетворение от учебного процесса, чувство справедливости сокращается и переполняется ощущением нетерпимости, агрессии по отношению к предмету и педагогу.
Таким образом, применение контроль-измерительной системы в рамках обучения школьников и студентов позволяет не просто определить качество образования и эффективность применяемых педагогом материалов, приемов, но и степень ясности информационных ресурсов, качество объяснений. Более того, от правильности составления критерием оценки может зависеть качество образования и академическая успеваемость студента. То есть КИМ – это неординарный и неоднозначный показатель качества обучения, который требует тщательной проработки и грамотного применения.
Применение КИМ в оценке знаний учащихся
Контрольно-измерительные материалы применимы в рамках каждой изучаемой дисциплины, но в рамках определенного этапа погружения в нее или по мере освоения конкретной части. Как правило, преподаватели стараются определять уровень и качество подготовки посредством проведения различных срезов, тестов, опросов по мере полного провождения темы или модуля или в конце учебного периода (семестра или года). То есть данный инструмент применяется с определенной периодичностью и подчеркивает динамику успеваемости.
Способ применения |
Суть |
Значение |
Текущий контроль | Проверка качества понимания и усвоения темы, выработки определённых умений в решении тематических задач, работе с информацией | Помогает спроектировать ход дальнейших занятий, подготовить рекомендации студентам по самоизучению вопросов и пр. |
Оперативный контроль | Проводится по мере изучения определённой части или курса, модуля по дисциплине | Позволяет понять степень доступности материалов, качества его усвоения и потенциала учащегося в данном направлении |
Промежуточная аттестация | Проходит раз в семестр с целью определения качества образования и степени усвоения пройденного курса | Помогает определить качество подготовки по предмету в целом в рамках пройденного курса или программы, оценить степень соответствия целям программы и соответствие определенной оценке, возможности продолжения развития, определение общего и научного потенциала |
Итоговая аттестация | Проводится строго по мере прохождения полной образовательной программы с целью определения общей профессиональной подготовки по специальности или конкретной профильной дисциплине. Чаще всего предстает в форме ГИА, госов, защиты дипломной работы | Демонстрирует общий уровень профессиональной ил предметной подготовки, качество образования |
Когда педагог прибегает к использованию контрольно-измерительных систем учебы? Самым очевидным случаем выступает – завершение изучения серьезной или сложной темы. В этом случае проведение КСР и иных проверочных работ позволяет определить степень усвоения и понимания материала, умения решать практические задания и разбираться в особенностях условий задач, определять сложности и проблемы в конкретном тематическом или предметном сегменте. То есть оперативный контроль позволяет констатировать ясность, посильность и доступность предоставленной информации и выработки, развития определенного набора качеств и умений. Также к данной категории принято относить способы проверки практической подготовки учащихся на основе проведения лабораторных работ, проектной деятельности, НИР и пр.
Лабораторные работы помогают не только проверить качество понимания и владения материалом, но и умение преобразовывать его в конкретные действия, полагаться на соответствующие подходы и правила, обосновывать полушечный результат.
Также результатом оценки практического развития студентов выступает защита отчета по практике, где индивид описывает ход стажировки, чем он руководствовался на протяжении данного этапа, какие результаты получил, чему научился и пр.
Проектная деятельность призвана продемонстрировать умение учащихся перерабатывать и использовать для обоснования собственной идеи или позиции. Вывода информации в рамках конкретной дисциплины (в целом). В данном случае чаще всего применяют написание курсовых работ, научных статей и НИР, отчетов и пр.
Вторым вариантом использования КИМ является проведение промежуточной аттестации. Как правило, она затрагивает определённый курс по предмету и протекает в виде зачетно-экзаменационного периода (сессии). В данном случае педагог оценивает особенности и степень усвоения материалов, интерес учащегося к дополнительным видам учебно-исследовательской деятельности, способности и таланты в рамках предметной области и пр. Также следует отметить в рамках данного формата – дифференцированный зачет, который также позволяет оценить знания и навыки учащихся преимущественно по профильным предметам. При переводе в новый вуз он может быть учтен, как экзамен по соответствующей дисциплине.
Также педагог может использовать КИМ как способ мотивации учащихся. Но здесь важен правильный подход и разъяснение целей проведения соответствующих проверок. Притом не менее важно гарантировать объективность и справедливость выставляемых оценок. То есть преподавателю предстоит отметить роль и значение проводимого среза, пояснить условия его выполнения, способы оценивания и роль отметки в академической успеваемости и пр. То есть важно показать значение промежуточного или иного контроля, заинтересовать учащихся в подготовке к нему и пр. Только в этом случае индивиды будут замотивированы на изучение и повторение пройденного курса или самостоятельное изучение материалов и пр.
Третий способ задействования контрольно-измерительного материала – аттестационный. От результатов такой «экспертизы» может зависеть судьбы учащегося: продолжит ли он освоение образовательной программы или нет. В данном случае при получении неуда в рамках экзамена или тестирования, студент обретает академическую задолженность. Также при получении положительной отметки (удовлетворительно и выше) он переходит на следующий курс или этап обучения и может продумать траекторию индивидуального обучения с учетом текущих проблем, сложностей и пр.
Еще один вариант применения КИМ – итоговая аттестация в данном случае действует конкретное требование-задание – сдача ГОСов и защита диплома. Притом в отношении каждого формата утверждается четкая, максимально точная шкала оценивания с соответствующей инструкцией по ее применению. Полученная выпускником колледжа или вуза, выпускника школы отметка подчеркивает степень его владения предметом.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Советы по грамотному применению КИМ
Контрольно-измерительные материалы – это не просто единая манера по проверке учащихся. На самом деле она предстаёт в виде комбинации самых разных приемов, способов диагностики и определения качества подготовки слушателей и пользователей. В идеале каждый формат контрольного измерения должен содержать разные задания: вопрос-ответ, тест, решение задачи, описание определения или подбор термина согласно его описанию и пр. Только использование разных подходов и методов оценки поможет вывести справедливую и достоверную итоговую оценку, подчеркивающий реальный уровень подготовки индивида.
Перед применением системы оценки качества подготовки и преподавания важно удостовериться, что она хорошо проработана, учитывает массу факторов, подробно расписана и имеет четкую градацию оценок и правила их выставления.
КИМ должно иметь конкретные цели, устанавливая объект измерения. То есть важно направить применение данных условий и материалов на соответствующий научный сегмент, прикладные компетенции и пр.
Разработка КИМ проводится строго на основе действующей образовательной программы, учебного процесса и преподнесённого целевой аудитории материала. То есть проверять нужно только то, что включено в учебный процесс и освещено на занятиях, поручено студентам для самоизучения и саморазбора на официальных началах. Проверить те сегменты, которые не прописаны в общей траектории развития, предмете нецелесообразно.
Использование результатов контроля должно быть взаимовыгодным. Чтобы повысить эффективность обучения и степень усвоения пройденного курса, важно иметь обратную связь с педагогом, который пояснит причины выставления той или иной оценки, поможет в устранении и восполнении пробелов по предмету, повышении оценки и пр.
Чтобы использование подготовленного пакета КИМ положительно сказывалось на мотивации, активности и продуктивности школьников или студентов, важно также поощрять их достижения и помогать в преодолении проблем. То есть преподаватель должен разбирать каждый отдельный случай (на занятии или вне него), отмечая ошибки и достоинства, предоставляя советы по дальнейшему изучению предмета. Отстающим может быть представлен список дополнительной литературы или сборник заданий и пр., преуспевающим – советы по расширению предметного кругозора, привлечение к научно-исследовательской деятельности и пр.
Не нужно бояться проведения контрольных и иных проверочных работ. Провал на них еще не накладывает след неудачника на студента, если он имеет положительную репутацию. Как гласит народная мудрость: и на старуху бывает проруха. Главное – учесть полученный опыт и итоги применения КИМ, вовремя предпринять меры по восполнению пробелов и недостатков. Старайтесь заранее готовиться к проверочным работам, уточняя у педагога список вопросом или проверяемых тем, наличие практических заданий и пр. Такой подход позволит получить больше представлений о предстоящей проверке и лучше подготовиться к ней.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!