Топ 15 эффективных способов роста мотивации к обучению

Согласитесь, что для достижения наивысшего эффекта перед любым начинанием необходимо правильно настроиться. Притом такая «настройка» предполагает не просто целеполагание и построение четкой траектории по ее достижению, но и грамотный подход к делу, который упростит преодоление намеченного пути. В этом деле немаловажную роль играет мотивация.

Топ 15 эффективных способов роста мотивации к обучению
Согласитесь, что для достижения наивысшего эффекта перед любым начинанием необходимо правильно настроиться. Притом такая «настройка» предполагает не просто целеполагание и построение четкой траектории по ее достижению, но и грамотный подход к делу, который упростит преодоление намеченного пути. В этом деле немаловажную роль играет мотивация.

Понятие и миссия мотивации к обучению

Обучение и постижение как любого предмета, так и целой образовательной программы – это интеллектуальное и частично практическое путешествие, которое должно быть не только полезным для индивида (в плане его развития), но и интересным. Результаты подготовки школьников и студентов напрямую зависят от их заинтересованности и подхода к изучению соответствующего набора предметов.

Психологи отмечают, что от «настроя» и желания учиться зависит вплоть до 90% успеха и достижений индивида. При этом заметное снижение успеваемости, появление проблем в учебной зоне (плохие отметки, академическая задолженность, прогулы и пробелы в знаниях) являются следствием психологической незрелости или банальной незаинтересованности. Данная проблема легко решается посредством грамотной постановки системы мотивации к обучению.

Зачем нужна мотивация к учебе?
Зачем нужна мотивация к учебе?

Под мотивацией понимают определенный набор методов, способов по привлечению внимания целевой аудитории к изучению, разбору или более глубокому погружению в тему, предмет, программу в целом. То есть это та самая комбинация подходов, которая помогает педагогу правильно и эффективно воздействовать на целевую аудиторию: привлечь ее внимание, повысить интерес к предмету, упростить изучение темы и пр. В то же время данная категория облегчает учебный путь школьников и студентов, снижая неприязнь или страх к дисциплине, уровень ее сложности, подталкивая к углубленному или дополнительному изучению отдельных моментов, самообразованию и пр.

Среди ключевых функций мотивации учащихся на всех уровнях образования можно отметить:

  • Коммуникационная, которая облегчает установление дружественных, доверительны и бесконфликтных взаимоотношений школьников, студентов с педагогом;
  • Продуманность занятия, предусматривающая не просто выполнение учебного плана, но и учет индивидуальных, возрастных особенностей целевой аудитории, их увлечений с целью наибольшего привлечения внимания и вовлечения в учебный процесс;
  • Познавательная функция проявляется в пополнении знаний подопечных в рамках конкретного предмета, что тесным образом соприкасается и с общим развитием личности: расширение кругозора повышение уровня эрудиции, открытие индивидуальных талантов и предрасположенностей к изучению науки и пр.;
  • Социальная функция мотивации отражается на развитии таких личностных качеств, как интерес к теме/науке, ответственность при выполнении домашнего задания, студенческих проектов, изучении темы и пр.;
  • Адаптационная функция, которая позволяет пересмотреть ход занятий или методы обучения с учетом степени вовлеченности подопечных в учебный процесс, наиболее эффективные приемы по раскрытию темы и развитию соответствующих знаний и навыков. Адаптационная функция больше сводится к индивидуализации учебного процесса с акцентом на отдельных индивидов: кто стремится глубже постичь предмет или те, кто вовсе не заинтересован в учебе с целью привлечения их внимания. Ее реализация в значительной степени упрощает постижение новых канонов и развитие соответствующих умений и навыков.

Таким образом, мотивация к учебе играет ведущую роль в развитии личности и специалиста, содействуя облегчению учебного бремени и повышая интерес к определенным границам, наукам, темам, раскрывая таланты учащихся и грамотному подбору педагогических методов воздействия на них.

Классические и современные подходы при постановке и развитии мотивации студентов

Мотивация – это в первую очередь воздействие на учащихся, притом данное влияние должно провоцировать желание изучать, противодействовать напряжению или отказу от учебы. Притом устанавливать мотивацию могут все участники учебного процесса: как непосредственные (прямые), так и косвенные.

В частности, к классическим подходам по мотивации школьников и студентов с педагогически стороны можно отметить:

  • Игровые формы занятий, где присутствуют элементы игры, азарта, соревнования, порождающие желание показать свои знания, делиться опытом, определить кого-либо и пр. К числу традиционных вариантов относят викторины, эстафеты, деловые игры;
  • Совместная работа. Данный вариант – тоже своего ода мотивация, особенности когда учащиеся сами выбирают себе пару. В данном случае отмечается всестороннее изучение темы, предмета, обмен опытом и устранением недопониманий, пробелов в знаниях каждого участника и пр. В этом случае на помощь педагогу приходит проектная работа и привлечение индивидов к научно-исследовательской деятельности, участию во внеурочных мероприятиях и пр.;
  • Система награждений или оценивания (метод кнута и пряника). Как бы это странным не казалось, но подобный метод способен мотивировать учащихся к покорению новых вершин. Важно убедить их в необходимости продолжения обучения: не стоит останавливаться на достигнутом, важно продолжать и пр. Похвала повышает самооценку, желание продолжать развитие, но при этом уместна своевременная критика, которая станет способом «подстегивания» к действиям, дополнительной работе и пр. Главное – грамотно хвалить и «ругать», чтобы не вызвать «обратный эффект».
  • Беседа, диалог, дискуссия. Данный способ помогает не просто разговорить молчуна, рассмотреть его подготовку, интересы. Но и понять его позицию, подобрать корректные и эффективные методы работы, литературу для изучения, подойти к теме или проблеме с иной (более захватывающей, интересной) стороны и пр.;
  • Проектная деятельность, которая поможет углубить знания по предмету, развить определенные умения в индивидуальном порядке, а также добиться конкретных результатов и достижений в намеченном поле: получить отметку за материал, принять участие в научной конференции или олимпиаде и получить результат и пр.

Современные подходы к мотивации учащихся к учебе в большей степени основаны на использовании современных технологий и инструментов, дополнительном инвентаре технике, программ и пр. XXI век – век интернет-технологий и компьютеризации процессов.

Способы повышения мотивации к учебе
Способы повышения мотивации к учебе

Согласитесь, что сейчас ребенка трудно выгнать на прогулку, ведь большую часть времени он проводит за гаджетом или ПК. Но даже этот изъян педагоги и родители могут использовать во благо развитию:

  • Готовить специальные небольшие презентации или видео-уроки по теме;
  • Поручить выполнение творческого тематического проекта с использованием онлайн-технологий, привлечь к участию в онлайн-мероприятии (олимпиада, конференции, семинар и пр.);
  • Порекомендовать посещение онлайн-курсов по предмету (если индивид проявляет интерес к нему, обладает достаточными и базовыми знаниями и умениями, активен и пр.);
  • Разработать онлайн-метод проверки знаний: тестирование, онлайн-экзамен, онлайн-квест или игра. Притом творческий подход позволит не только определить степень усвоения материала, но и умение его применять в определенной (описанной) ситуации, условиях, что в разы повысит продуктивность обучения и качество соответствующих результатов.

Мотивация к постижению новых учебных и научных горизонтов со стороны учащихся, как правило, базируется на личных интересах и увеличениях. В данном деле важно лишь понять: какие предметы интересны и почему, чем можно дополнить базовую программу, какие моменты изучать углублено, как пользоваться знаниями и пр.

Со стороны родителей мотивация должна сводиться к умеренной похвале и критике, поддержке чада в стремлении постигать новое, развиваться, а также поддержке сложных ситуациях и пр. Конечно порой подобные рвения затратны, но и здесь при желании можно найти выход из любых обстоятельств.

Учтите, что мотивация – система комплексная зависящая от всех сторон учебного процесса. Важно найти ту самую точку соприкосновения, эффективные методы работы и основываться на них. Притом определить столь «удачное совпадение» помоет простая беседа между педагогом, учащимся и родителями.

Таким образом, использование как классических, так и современных подходов к постановке системы мотивации к учебе призвано вовлечь в изучение материалов каждого студента, повысить уровень и качество его подготовки, раскрыть его таланты и способности и развивать их.

15 способов повышения мотивации к учебе

Мотивация – это не какой-либо классический или стандартный прием, а комбинированный процесс, сочетающий в себе интересы и увлечения, творчество и профессионализм, координацию и контроль над познавательной деятельностью. Поэтому важно его не просто внедрить, закрепить, стабилизировать, но и постоянно развивать и совершенствовать. Процесс «дезактуализации» действует повсеместно. Поэтому для того чтобы мотивация работала предельно эффективно, важно стремиться к ее росту и развитию. Ниже мы представим ключевые подходы, содействующие повышению мотивации к учебе.

Способ №1. Пример лидера или личный пример. Данный прием могут активно использовать как педагоги, так и родители. В этом деле важно показывать личный пример, по возможности – примеры из близкого окружения, чтобы студент или школьник мог лично представить и увидеть достижения близкого или знакомого ему человека, убедиться в реальности событий и успехов. Такой подход не только позволяет показать посильность заданий, учебного пути, но и продемонстрировать новые возможности, перспективы: чего добился индивид, чем он занимается сейчас, какова польза его достижений (например, приглашение от вуза, награда, успеваемость и пр.).

Реальный пример работает всегда, но при грамотной трактовке: не в виде упрека (вот Вася молодец, а ты разгильдяй и лентяй), а в качестве мотива, стимула, предмета для азарта, толчок к развитию с акцентом на то, что ученик не хуже, не слабее, все посильно нужно лишь приложить усилия. Ведь без труда не выловишь и рыбку из пруда!

Способ №2. Умеренная похвала. Своевременная награда за полученные успехи, достижения – залог дальнейшего порыва и интереса. Притом награждать студента или школьника может, как педагог – положительный отзыв, ставит в пример одногруппникам, хвалит работу и оценивает ее соответствующим образом и пр., так и родители – которые гордятся собственным чадом и видят его усилия и результаты, отмечают их. Главное в данном приеме мотивации – не переусердствовать. У всего должна быть мера.

Не стоит делать серьезные заявления и материально затратные награды. Похвала в данном случае – знак внимания и одобрения, поддержки. Достаточно сделать небольшой и приятный сюрприз: вручить грамоту, угостить любимым лакомством, провести отдых вместе или воплотить маленькую мечту в реальность, подарить интересную тематическую книгу и пр. Не торопитесь покупать яхты, квартиры, путевки на море и пр.

Хвалите корректно, демонстрируя гордость за успехи и отмечая, что труд учащегося не был напрасным и принесет ему пользу в будущем (притом лучше всего отметить хотя бы в общих чертах соответствующие положительные моменты и пр.).

Самые распространенные подходы к повышению мотивации учащихся
Самые распространенные подходы к повышению мотивации учащихся

Способ №3. Минимум наказаний и стрессов. Данный подход тесным образом пересекается с предшествующим пунктом. Минимум наказаний – не означает полное отсутствие критики. В учебном деле без «кнута и пряника» не обойтись, но важно при реализации данного подхода – умеренность воздействия.

Одна похвала не способна в достаточной мере мотивировать. Она лишь помогает развивать интерес, но он с течением времени может угаснуть. Когда дело ладится, не вызывает сложностей, учащемуся становится нудно, скучно и он готов забросить его в долгий ящик.

Учтите, что для грамотной мотивации и побуждения к действиям важно не просто ругать, критиковать, подчеркивать недостатки или ошибки, а отметить пути для совершенствования, дальнейшего развития, ликвидации пробелов и самосовершенствования. Критика должна быть умеренной, мягкой, четко аргументированной с конкретными примерами и пр. Она позволяет определить текущую планку и установить новую, но важно, чтобы она была посильной.

Не усердствуйте с наказаниями, ведь они – ярые провокаторы отказа от учебы, развития, вызывают ненависть к предмету или делу, снижают самооценку и пр.

Постарайтесь подчеркивать изъяны предельно корректно, мягко, чтобы студент мог заметить недостатки, осознать их и искать способы преодоления, решения.

Способ №4. Игра. Данный прием используется, начиная с детского сада и заканчивая высшим профессиональным образованием. Работает – практически безотказно, повышая не просто интерес к теме, предмету, проекту, но и содействуя развитию командного духа или соперничества, лидерства, борьбы (конкуренции).

Игра способна «на пальцах» разъяснить действие теории, закона, правила, систематизировать данные, научиться применять их в когерентной ситуации, ориентироваться в информации, создавать «проблемы» и решать их, повышать качество подготовки и п. Более того, именно игра позволяет привлечь внимание учащихся, привлечь к непосредственному участию и выполнению заданий, научит соблюдать условия и пр.

Способ №5. Воображаемый горизонт. В данном случае сам учащийся должен осознать необходимость и значимость обучения, наметить конкретный ориентир – цель, желаемый результат, границы обучения, а самое главное – пофантазировать относительного того, что будет после достижения указанного ориентира. Этот подход позволит выделить пользу обучения и потенциальных успехов, возможности их применения, а также наметить общие ориентиры дальнейшие действия – очередной желаемый результат.

Толчком в данном сценарии является желаемый результат, то есть важно именно желание учащегося в свершении достижений, стремлении к конкретному результату, а по мере его достижения – продолжение развития в новом русле, глубине или ширине темы и пр.

Способ №6. Сравнение. Рассматриваемый прием позволяет не просто подчеркнуть достоинства и недостатки в успехах, успеваемости, постижении предмета или темы, но и определить соответствующую динамику и наметить дальнейшие планы: направления, тем обучения и пр. Применение данного метода предполагает соблюдение строго правила: сравнивать нужно результаты индивида (то есть себя до и после изучения и пр.), а не с другими учащимися и пр.

Помните: каждый человек уникален, имеет собственный темп обучения, развития, особенности и пр. Поэтому сравнение даже с одногруппниками, их успехами в аналогичной отрасли, науке нецелесообразно.

Способ №7. Учитываем интересы целевой аудитории. Чтобы повысить интерес к теме, занятию, важно учитывать потребности общей массы подопечных в сих их возраста, современных тенденций, материально-технических возможностей учебного заведения, талантов и пр.

В данном срезе педагог будет тщательнее подбирать литературу, ключевые аспекты и возможности их интерпретации, подачи и пр. В этом аспекте уместен неординарный подход к организации, планированию и проведению занятия с учетом особенностей темы. Притом для современного поколения лучше всего использовать актуальные способы подачи информации, интерактивные приемы, музыкальное сопровождение и пр.

Интересы студентов могут быть разными, угодить каждому из них в рамках одного занятия невозможно. Но привлечь внимание самых неугомонных, нерадивых индивидов с опорой на их интересы возможно.

Способ №8. Выполнение обещаний. Обещание – это своего рода новая цель или ориентир, мотив или стимул для дальнейших действий. Неважно, в чем оно заключается: подбор литературы, награда, содействие или помощь в выполнении задания и пр. Важно – выполнять данное обещание при соблюдении конкретных условий. То есть данный метод работает следующим образом: задание – условие и определение границ – результат – выполнение обещания.

Если обещание не подлежит реализации, то учащийся утрачивает веру в педагога/родителя/друга и отказывается сотрудничать с ним, снижая «либидо» к учебе.

Наиболее эффективные приемы по повышению мотивации к учебе
Наиболее эффективные приемы по повышению мотивации к учебе

Способ №9. Использование современных технологий и разнообразие занятий. Согласитесь, что одни и те же методы обучения с течением времени надоедают и вызывают нежелание, отказ от учебы. Поэтому важно предельно разнообразить не только ход занятий, но и варианты домашнего задания самообучения и пр. В данном случае на помощь приходят электронные учебники, видео-занятия, выполнение онлайн-тестов и прохождение специальных квестов, использование дополнительных инструментов и программ, приложений и пр. Но в данном случае важно, чтобы выбранные подходы были посильны для каждого участника учебного прцесса6 и для педагога, и для студента/школьника.

Способ №10. Координация вместо контроля. Согласитесь, что тотальный или постоянный, чрезмерный контроль провоцирует недоверие сторон друг к другу, вызывая напряжение и отказ от сотрудничества, взаимодействия. Чтобы такого не случилось между педагогом, родителями и студентам, одногруппниками, важно не контролировать ход развития, а координировать его, демонстрируя тем самым интерес к действиям и достижениям, помогая преодолевать проблемы с помощью советов, корректных и аккуратных наставлений и рекомендаций и пр. Поверьте – разговор по душам и совместный поиск решения лучше, чем оценка, критика и замечания, выдача инструкций.

Координация содействует развитию самостоятельности, самообразования, свободы, творчества в постижении науки, предмета или темы, задания и пр.

Способ №11. Опора на успехи и достижения. Если у школьника или студента снижается влечение к предмету, то почему бы не подчеркнуть его успехи, чего он сумел сам добиться, качество результатов, их польза, качества и пр. Притом делать это лучше с похвальной, одобрительной стороны, не забывая отмечать те моменты, которые еще не были затронуты. Такой ход позволит подчеркнуть, что в данном русле проработаны не все моменты и нюансы, есть еще немало интересных моментов, посильных и важных для него с той или иной стороны.

Успехи подчеркнуть реалистичность и доступность обучения, а описание неизведанных горизонтов смогут заинтересовать учащегося и повысить интерес к делу.

Способ №12. Оперативная «перезагрузка». Согласитесь, что монотонная или постоянная учеба, пребывание в одних и тех же условиях, выполнение одних и тех же или схожих заданий с течением времени надоедает и провоцирует лень, отказ от учебы. В данном случае важно не заставлять ученика «заниматься через не хочу», а предоставить ему возможность немного отдохнуть, переосмыслить ситуацию и пр. Со стороны родителей данный подход может быть реализован посредством снижения контроля за успеваемостью, совместное времяпровождение досуга, беседы «по душам» и поиск новых вдохновляющих дел и пр., со стороны педагога – проявление лояльности и терпения, поиск альтернативных подходов к обучению и др.

«Оперативная перезагрузка» позволяет отвлечься от монотонной учебы, набраться сил и терпения. Если индивиду интересна та или иная область, то любопытство, имеющийся опыт, азарт победят лень.

Рассматриваемый метод по росту мотивации к учебе является способом по профилактике эмоционального выгорания студента, а также приемом по повышению продуктивности в учебе в будущем.

Главное при активации данного подхода – ограничить время «перезагрузки», чтобы она не затянулась и не перетекла в стабильную апатию, лень.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Способ №13. Метод проб и ошибок. Данный подход предполагает, что педагог (как правило, на практическом занятии при закреплении пройденного на лекции материала) намеренно допускает ошибку. Самое главное, чтобы студенты ее заметили и поправили, а педагог не признавался в намеренности действия (ошибки). В течение занятия достаточно допустить пару таких огрех, чтобы понять, кто вовлечен в учебный процесс, кто и как следит за ходом занятий и пр. В то же время студенты становятся более внимательными и сконцентрированными, ведь они стараются «подловить» преподавателя на новой ошибке, показать свою сознательность и превосходство. А конкуренция в поиске ошибок (кто первее) только порождает азарт и интерес за ходом занятия, движениями и словами педагога.

Способ №14. Создаем проблемную ситуацию и просим помощи. На занятии роль педагога важна, но неоднозначна. Лучше всего, не когда преподаватель в одиночку освещает тему, но и вовлекает в учебный процесс студентов: задает наводящие вопросы, воссоздает проблемную ситуацию и просит помощи в решении, привлекает учащихся к действиям (определенная роль, задание и пр.).

Проведение занятий в формате кейса или ситуационной задачи, консилиум, дискуссия, симуляция реальности (судебное заседание, работа следователя и пр.).

Способ №15. Отношения «наравных». Согласитесь, когда со школьником или студентом начинают «сюсюкаться», то и его подход к делу меняется: снижается интерес, устанавливается низкая планка, учащийся понимает, что ему помогут и пр. Но если действовать «на равных», проявлять уважение к подопечному, как к человеку, личности, начинающему специалисту, то и акцент будет смещен на самообразование, более глубокое и тщательное изучение, становление ответственного подхода к учебе. Уважение – еще никого не подводило. Данный прием позволяет понять, что педагог видит не просто учащегося, а перспективного эксперта с соответствующими талантами, способностями, знаниями, верит в него и его успех.

Какой из приемов применять для роста мотивации к учебе?

Неважно, какой формат занятий практикует преподаватель (групповой или индивидуальный). В любом случае ему предстоит пользоваться целой «мотивационной системой», так как единого или универсального способа, повышающего интерес и качество подготовки учащихся нет в природе.

Поэтому педагог сначала выбирает посильные и наиболее подходящие теме занятия методы воздействия, а затем корректирует их с учетом выявленных особенностей целевой аудитории: вопросы (задаваемые студентами), особенности их развития, интересы, варианты представления информации (устно, письменно, презентация, график и пр.), дискуссия или игра и пр. Целесообразно постоянно следить за тенденциями целевой аудитории и корректировать мотивационные подходы.

Притом важно, чтобы мотивация работала не на получение конкретной оценки, а на конечный результат – знания, умения, навыки.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!