Обучение на любой ступени образования предполагает получение определенной «порции» или объема знания и развитие соответствующих умений, которое в результате образуют категорию «результаты обучения». Но сам ход постижения новшеств тесным образом соприкасается с эффективностью и продуктивностью в учебе. Сегодня мы поговорим о них.
СОДЕРЖАНИЕ
Что такое продуктивность в учебе?
Продуктивность в учебе – это специфическая категория, подчеркивающая не просто качество подготовки учащегося, но и особенности и сложности его развития в учебном поле.
Продуктивность в учебе представляет собой комплексное понятие, которое опирается на следующие моменты. С одной стороны, она обозначает эффективность обучения, то есть будет иметь конкретный вид и способ измерения, оценки, давать определенный результат в виде знаний, умений, опыта, навыков и пр. С другой стороны, рассматриваемый элемент также подразумевает скорость освоения каждого рубежа или этапа обучения: степень сложности постижения тем и выполнения заданий, объем новшеств и скорость их усвоения, качество полученных результатов и пр.
Продуктивность студента – понятие комбинированное, которое можно оценить различными способами:
- Проанализировать интеллектуальное развитие учащегося путем сопоставления начальных данных до изучения материалов и после их освоения;
- Оценить успеваемость индивида;
- Проанализировать активность на занятиях и во внеурочной деятельности: насколько часто студент отвечает, как работает на парах в целом, какие успехи имеет за плечами в рамках дополнительного обучения и научно-исследовательской деятельности;
- Наличие успехов в сопутствующих обучению сферах: спортивное и творческое развитие, успехи и пр.;
- Текущая жизненная позиция и увлечения, самооценка и пр.
Таким образом, продуктивность в учебе представляет собой многогранный критерий, позволяющий оценить не только эффективность и результаты обучения в рамках выбранной образовательной программы и ниши, но и все нюансы профессионального и дополнительного развития: проблемы, сложности, мешающие и облегчающие учебный процесс факторы, скорость обучения, качество подготовки и пр.
От чего зависит продуктивность в учебе студента?
Продуктивность в учебе зависит от массы факторов, которые можно поделить на внешние и внутренние.
Первая группа предполагает воздействие на студента со стороны, притом оно может быть как явным, так и незаметным. Ярким примером элементов, влияющих на продуктивность обучения студентов являются:
- Окружение, коллектив, в котором развивается индивид. В данном случае активно и четко действует народная мудрость «с кем поведешься, от того и наберешься». Продуктивность в обучении (по текущей логике) будет зависеть от опыта педагога и его подготовки к занятию (как он будет разъяснять темы, помогать студентам постигать новые учебные поля, предметы, вырабатывать определенные умения и навыки).
Также на рассматриваемый канон воздействует непосредственное окружение – одногруппники, друзья, единомышленники или «браться и сестры по несчастью». Они могут оказать как положительное влияние (подтянув знания друга), так и деконструктивное (отвлечь от учебы и пр.).
Еще одним немаловажным участником учебного процесса выступают родители или опекуны, которые будут подталкивать или «подпинывать», заставлять учиться или просто поддерживать в любой ситуации, помогать в постижении новых границ и пр. Согласитесь, что порой от поддержки и внешней среды зависит многое!
- Условия обучения. Место и условия для обучения также играют немаловажную роль в обеспечении высокой продуктивности. В данном случае продуктивность будет оцениваться в виде создания достойных и достаточных условий для обучения: аудитории и их оснащение, подготовка педагога к занятию (план-конспект, раздаточный материал и пр.), образовательная программа и план обучения (предметы, темы и пр.), расписание занятий и нагрузка на студента, основное и дополнительное развитие и пр. Согласитесь, достигнуть высоких результатов в учебе при шуме, гаме, без необходимого инвентаря и оборудования практически невозможно.
Внутренние факторы повышения продуктивности в обучении |
Внешние факторы продуктивности студента |
Мотивация и интересы в учебе: таланты, способности, предрасположенности | Окружение: отношения с коллективом, педагогами, родителями |
Личностные качества: терпение, кропотливость, усидчивость, внимательность, целеполагание | Условия обучения: оснащенность помещения, оборудование, гаджеты, атмосфера и пр. |
Общее развитие студента: профессиональное, творческое, спортивное, научное, текущая подготовка и пр. | Образовательная программа: набор дисциплин, уровень образования и степень сложности, глубина погружения в предметы и темы и пр. |
Помимо внешних факторов, на продуктивность в учебе также влияют внутренние ориентиры:
- Личные мотивы и интересы, качества. 90% успеха в любом начинании (в том числе обучении) зависит от заинтересованности и желания индивида постигать те самые новшества, выполнять задания, развиваться и пр. Поэтому высокая продуктивность в учебе наблюдается только при осознанном выборе профессии и суза/вуза, личном интересе в изучении программы или предмета/темы, активности на занятиях.
- Личностные качества, предопределяющие подход к учебе. К этой категории относят следующие категории личностных качеств: упорство, усидчивость, дисциплина и ответственность, целеполагание (то есть понимание, осознание и принятие обучения, понимание роли обретаемого образования и его предназначения, перспектив и пр.), таланты и способности (предрасположенности к определенным наукам и пр.).;
- Общее развитие студента: умение концентрироваться, скорость усвоения и запоминания информации, навыки по работе с информацией, выбор методов обучения и пр.
Таким образом, на продуктивность в учебе студента влияет целый комплекс факторов. Притом если ко внешним приходится приспосабливаться и адаптироваться в той или иной степени (привыкать к новому распорядку дня, нагрузке, требованиям педагога и учебного заведения и пр.), то внутренние факторы можно отточить, развить и усовершенствовать, грамотно «настроить». Высокая продуктивность в учебе наблюдается только при грамотном и умелом слиянии указанных параметров и элементов воздействия.
На что влияет продуктивность в учебе студента?
Продуктивность в учебе – категория конечная, то есть ее можно оценить только по мере изучения предметов, тем, прохождения или соблюдения определенных планов и условий и пр. но несмотря на «конечный статус», она все же сказывается на жизни учащегося.
Во-первых, продуктивность в учебе влияет на эффективность обучения. Как это происходит? Именно от продуктивности студента зависит скорость изучения и усвоения материалов, а значит и темп его развития. Он может неспеша постигать новшества и следовать плану или же отставать от общего графика обучения на фоне возникающих трудностей и сложностей. От продуктивности обучения также будет зависеть успеваемость учащегося: если он активен на занятии, добросовестно выполняет все задания, занимается самообразованием, внимает и запоминает информацию, то ему не грозит риск провала, отчисления и пр. Но если продуктивность обучения низкая, то беды не миновать.
Фактически, продуктивность обучения подчеркивает интерес и подход к постижению новшеств, возможности и способности учащегося, качество подготовки и развития.
Во-вторых, продуктивность в учебе непосредственным образом сказывается на репутации учащегося, которая скалывается среди учащихся и в педагогической среде. Как правило, к отличникам привязывается кличка «ботаник или зубрилка», но педагоги высоко оценивают их достижения неспроста – качество их подготовки на порядок выше, успехи – глубже и серьезнее, динамика развития и роста – стремительная, у них больше шанс построить профессиональную и научную карьеру, принести пользу науке, отрасли или обществу. Притом порой репутация может спасти индивида из неприятной ситуации: помочь на экзамене, обзавестись новыми знакомствами или связями по совету друзей и пр. Чем выше продуктивность, тем лучше репутация!
В-третьих, продуктивность обучения отражается на общем развитии студента, подчеркивая его сильные и слабые стороны, интересы, таланты и способности, подход к учебе и пр. Продуктивность в различных сегментах может отличаться, то есть она может быть выше в изучении профильных предметов и ниже в постижении второстепенных или общих дисциплин, подчеркивать таланты (быть выше в творческом или спортивном направлении и ниже в иных) и пр. В данном случае от продуктивности обучения зависит набор или соотношение знаний и качеств, умений студента: что он знает лучше или хуже, какими приемами владеет, какую работу может выполнять и пр. От этого также может зависеть дальнейший карьерный и/или научный рост!
Таким образом, продуктивность в учебе оказывает неоднозначное воздействие на учащегося, предоставляя возможности выбора (что изучать детальнее, глубже, на базовом уровне или от чего вовсе отказаться), грамотной расстановки приоритетов и получения достойных или заслуженных результатов! Рассматриваемая категория напрямую влияет на общее, профессиональное развитие учащегося и его перспективы.
10 способов повышения продуктивности в учебе
Продуктивность в учебе – один из важнейших компонентов успеха студента и выпускника. Поэтому важно, чтобы данный показатель стремительно повышался или сохранялся на одном и том же уровне, минимально подвергаясь понижению.
В жизни каждого студента есть определенные циклы, которые действуют повсеместно, затрагивая и учебный фронт. Первая стадия – медленный прогресс или адаптация к новым условиям и требованиям. В данном случае наблюдается начало обучения и постижения новшеств: изучение новых материалов и тем/предметов, разбор заданий, привыкание к новой нагрузке и режиму, педагогам и их требованиям и пр. Как правило, на начальном этапе продуктивность учебы невысокая. Второй стадией цикла обучения является стадия активного роста, где наблюдается высокая производительность труда студента, высокий уровень продуктивности и получение определенных результатов (успеваемость, аттестация, репутация, подготовка и пр.). Третья стадия обучения – замедление, где темпы изучения материалов и развития снижаются, что может спровоцировать снижение продуктивности и эффективности обучения. Подобное наблюдается на фоне усталости, некорректной мотивации и эмоционального выгорания студента. Четвертая стадия – плато, где отмечается тотальное снижение продуктивности и результативности обучения студента, застой. По мере преодоления плато цикл возобновляется по новому кругу, притом в рамках каждой стадии допустимы колебания продуктивности (то незначительное снижение, то повышение и пр.).
Для повышения рассматриваемого показателя и стабильности результатов обучения важно грамотно регулировать эффективность, производительность и продуктивность труда. Ниже мы опишем наиболее эффективные способы наращивания продуктивности в учебе.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Способ №1. Грамотная мотивация – залог успеха. Мотивация представляет собой правильный настрой, повышение интереса к учебному процессу и умелая подготовка к преодолению сложностей в постижении предмета, темы или заданий. В этом деле важно грамотно наметить ориентиры: что изучать, как это удобнее сделать, но самое важное – осознать: радиол чего это делается, что обретет студент, чем и как будут полезны новые знания и навыки.
Мотивация в учебе может быть представлена адаптацией условий и методов обучения под возможности и желания студента:
- Разработка дерева целей и этапов из достижения;
- Поощрение за выполнение заданий или усвоение определенного объема материалов, тем, повышение успеваемости и пр.;
- Подбор наиболее интересных и увлекательных методов обучения, изучения материалов: видео или аудиоресурсы, игры, интересные книги, посещение дополнительных мероприятий или программ и пр.
Мотивация повышает интерес к учебе, что напрямую отражается на результатах и качестве подготовки студента. Чем ниже мотивация, тем ниже продуктивность, и наоборот. Притом выбор соответствующих приемов напрямую зависят от характера, предпочтений и способностей учащегося.
Способ №2. Целеполагание и планирование учебной деятельности. Данный способ будет основан на проведении тщательного самоанализа, который позволит определить следующие моменты:
- Основная цель обучения в рамках выбранной специальности или программы: зачем мне нужно обучение, что оно мне даст, как пригодится и пр.;
- Индивидуальная цель: какие предметы или моменты изучать тотальнее, чему уделить больше времени;
- Скорость изучения и дальнейшего развития студента: определение сильных и слабых сторон индивида и их корректное использование в учебном процессе, поиск способов облегчения изучения материалов и развития специалиста;
- Конкретизация задач и дел, определение границ обучения, распорядка дня и выделение времени на освоение соответствующих материалов.
Целеполагание и планирование дел позволяет распределить нагрузку и сделать обучение посильным, а сам процесс изучения материалов и выполнения заданий – более осознанным, доступным и ценным для восприятия.
При грамотном планировании обучения и соблюдении намеченных правил, продуктивность будет повышаться или сохраняться на одном и том же уровне.
Способ №3. Укрепление памяти и повышение концентрации внимания. Если рассматривать продуктивность, как скорость усвоения материалов, то ведущую роль в данной касте занимает уровень текущей подготовки учащегося и развитость его памяти: насколько быстро он запоминает информацию, как быстро воспринимает и перерабатывает, осознает ее, насколько умело способен пользоваться ею и пр. Для этого потребуется навык концентрации внимания. Он предполагает умение расставлять приоритеты и выделять суть, ключевые параметры, делать выводы, тотально погружаться в предмет или заявленную тему и пр.
Именно от концентрации внимания и качества переработки информации зависит память, то есть скорость и качество запоминания пройденных материалов. Притом именно от состояния памяти в перспективе зависит способность ориентироваться в информационном поле, пользоваться обретенным багажом знаний и навыков, оперативность решения проблем и качество результатов. О способах повышения концентрации внимания и приемах по совершенствованию памяти, быстрому и точному запоминанию информации мы уже писали в нашем блоге.
Способ №4. Конспектирование. Повышение продуктивности в учебе «сотрудничает» с такими компонентами учебного процесса, как разбор и переработка, усвоение информации и ее фиксирование. Самым оптимальным способом, который способен быстро привести разум и ум в порядок, освежить и упорядочить знания – это конспектирование.
Как может изменить продуктивность в учебе конспектирование? Данный прием способен оказать следующее воздействие:
- Практикующие психологи утверждают, что именно письменная память развита у всех индивидов, она позволяет точнее и прочнее запомнить материал;
- Конспектирование – это переработка полученной информации и ее запись в удобном, понятном и доступном виде с выделением существенных моментов, правил, канонов и пр.;
- Конспекты – это краткий и емкий текст строго по заявленной теме, дисциплине. Поэтому даже его изучение позволит студенты быстро освежить существенные моменты и предоставить минимальный, но достаточный для аттестации ответ.
В данном случае продуктивность в учебе улучшается посредством вторичной и качественной переработки материалов, их фиксации на бумаге и наилучшему запоминанию, концентрации на занятии и пр. То есть конспектирование тесным образом соприкасается с ранее упомянутым способом по укреплению памяти и концентрации внимания! В единой увязке они гарантируют повышение эффективности и производительности труда студента в рамках учебного процесса.
№ п/п |
Способ |
Основные действия |
1 | Грамотная мотивация – залог успеха | Повышение интереса к учебе
Использование современных методов обучения, технологий Дерево целей Метод кнута и пряника и пр. |
2 | Целеполагание и планирование учебной деятельности | Целеполагание
Планирование Индивидуальный план обучения |
3 | Укрепление памяти и повышение концентрации внимания | Повторение
Конспектирование Визуализация Метод ассоциаций и пр. |
4 | Конспектирование | Переработка информации и ее запись в емком и понятном виде |
5 | Повторяй и проверяй | Метод интервальных повторений
Перечитывание материалов |
6 | Упрощение обучения всеми доступными способами | Делегирование полномочий
Помощь друга Обращение к сторонним специалистам Подбор информации с учетом текущей подготовки и пр. |
7 | Используйте полезный контент и практикуйтесь | Подбор литературы для самообразования
Подбор литературы в наиболее интересном, доступном и привлекательном формате Полезное проведение времени в интернете, социальных сетях и пр. |
8 | Тайм-менеджмент | Расстановка приоритетов
Планирование дел по времени Определение дневной/недельной учебной нагрузки студента Метод Помидора Метод Парето |
9 | Исключаем все лишнее и создаем условия для обучения, изучения и пр. | Обеспечение тишины
Оптимизация рабочего места Подбор инструментов и материалов для учебы Исключение гаджетов и иных отвлекающих факторов |
10 | Не пренебрегайте отдыхом и принципами ЗОЖ | Полноценный сон
Перерывы между выполнением новых или последующих задач Правильное питание Хобби |
Способ №5. Повторяй и проверяй. Независимо от формата занятия, дисциплины и порой даже интереса к ней, желания изучать, студент обязан готовиться к каждой предстоящей паре. В этом деле продуктивность и эффективность обучения зависит от подготовки учащегося. Среди методов повторения лучше всего полагаться на интервальное перечитывание, самопроверку (самостоятельное воспроизведение в посильном варианте темы, вспоминая пройденный материал без подсказок).
Своевременное повторение пройденных материалов и подготовка к занятию позволит оперативно освежить текущий багаж знаний, при необходимости восполнить имеющиеся пробелы, оперативно подготовиться к предстоящим опросам и проверкам, аттестациям, повысить активность на занятиях и повысить самооценку, стать более подкованным и конкурентоспособным, обрести достойную репутацию и пр.
Проверка знаний позволяет оценить текущее положение дел и наличие недостатков в изучении предмета или темы, вовремя ликвидировать их и стать более компетентным.
Повторение материалов – гарант легкой и успешной подготовки к занятию, более качественному запоминанию и усвоению информации.
Способ №6. Упрощение обучения всеми доступными способами. Согласитесь, что учеба – процесс не всегда посильный и приятный, но это не значит, что он вовсе неукротимый. Любые сложности и преграды всегда можно преодолеть, главное – подобрать соответствующий метод, который сможет упростить намеченные ориентиры и этапы:
- Разбивайте сложные задания, темы на более мелкие и посильные задачи, расчленяйте их на более мелкие этапы, которые помогут поэтапно разобраться в нюансах, последовательно, от простого к сложному и пр.;
- Не стесняйтесь просить помощи у одногруппников, преподавателей: не стесняйтесь задавать вопросы и показаться глупыми, посещайте консультации, договаривайтесь о дополнительных занятиях, просите разъяснение у одногруппников (которые понимают и разбираются в теме);
- При высокой загруженности можно поручить выполнение отдельных заданий сторонним специалистам: подготовка ответов на экзаменационные вопросы, подготовку конспектов лекций, выполнение письменных работ, выполнение шпаргалок и пр.;
- Используйте привычный или посильный способ обучения, интересный и доступный: чтение книг, репетиторство, просмотр тематических видео или использование аудиоматериалов. Сделайте обучение комфортным и удобным, это тоже облегчает подготовку!
Продуктивность в учебе во многом зависит от посильности программы, поэтому важно грамотно подобрать инструменты, методы и литературу для ее постижения. Если заявленный педагогом материал поддается крайне сложно, что мешает заняться самообразованием, использовать иные первоисточники – более понятные и доступные для студента?
Упростив изучение дисциплин, тем и материалов, можно в разы повысить продуктивность в учебе!
Способ №7. Используйте полезный контент и практикуйтесь. Повышать продуктивность можно с помощью самообразования, а также грамотного и полезного времяпрепровождения. Ни для кого не секрет, что фактически любая деятельность студента так или иначе соприкасается с интернетом. Поэтому в идеале вместо банального просиживания за ПК с играми или социальными сетями, развивайте привычку уделять внимание и полезному контенту: онлайн-курсы, электронные книги по интересам и по дисциплинам/темам, видео- и аудиоматериалы для подготовки к занятиям и пр.
Полезный контент – это не обязательно учебники и научная литература, научные статьи и доклады, диссертации, которые порой оказываются сложными для восприятия и переработки. Достаточно просто грамотно подбирать литературу для изучения и подготовки к занятиям: обзоры, документальные фильмы, вебинары, готовые ответы и работы и пр. Но главное – удостовериться в качестве первоисточника!
Поэтому подбирайте литературу для изучения, исходя из собственных возможностей, способностей и интересов.
Способ №8. Тайм-менеджмент. Продуктивность в учебе зависит не только от базовой подготовки и контента, литературы и методов обучения, но грамотного распределения нагрузки. В основе распределения дел, сил и времени лежат принципы тайм-менеджмента, о которых мы уже не раз упоминали в нашем блоге.
При планировании обучения важно не забывать о «переменах». «передышке», чтобы вовремя переключаться между задачами и полноценно выполнять каждую из них. Для этого можно полагаться на всем известный метод Помидора, который мы описывали в одной из наших недавних статей. Также успешно работает принцип Парето. Помимо этого, можно подобрать наиболее удобное соотношение учебы и отдыха в индивидуальном порядке, ориентируясь на биологические часы, силы и пр. «Промежуточный отдых» позволяет лучше усвоить пройденный материал и упорядочить информацию, восполнить силы и приступить к решению очередной задачи с новыми силами и здравым разумом.
Тайм-менеджмент помогает грамотно спланировать каждый день с учетом принципа приоритетности, а также возможностей студента, выделив время на все намеченные цели и задачи. Приверженность к тайм-менеджменту гарантирует преуспевание во всем и повышение продуктивности не только в обучении!
Способ №9. Исключаем все лишнее и создаем условия для обучения, изучения и пр. Данный принцип повышения продуктивности позволяет студенту минимизировать риски и возможности по отвлечению от учебы, то есть создать сугубо учебную или рабочую атмосферу: подготовить рабочее место, отказаться от излишнего или бесполезного использования гаджетов, телефонов, обеспечить тишину и пр. Соблюдение указанных условий содействует повышению концентрации внимания и тотальному погружению в намеченные учебные дела: разбор темы, переработка и усвоение информации, наилучшее запоминание данных и пр.
«Метод исключений» работает не только в домашних условиях, но и непосредственно в рамках учебного процесса. Недаром в образовательных заведениях в аудиториях находится только самое необходимое (тот самый минимум): парты, стулья, доска, кафедра, проектор и при необходимости соответствующее оборудование по теме занятия. Никаких отвлекающих факторов!
Повышению продуктивности в учебе содействует «комфортный минимализм».
Способ №10. Не пренебрегайте отдыхом и принципами ЗОЖ. Измождённый организм не в силах не то что впитывать новую порцию знаний и развивать соответствующие навыки, но и просто вспоминать уже пройденные темы, автоматизировать текущие умения и доводить их до категории «навыки». На фоне банальной усталости студент может заработать не просто эмоциональное выгорание и хроническую усталость, но и проблемы в учебе: провал на зачете или экзамене, академическая задолженность и риск отчисления из колледжа или вуза, некачественная подготовка курсовой или иной работы и пр.
Чтобы повысить продуктивность в учебе студенту важно не пренебрегать отдыхом и своевременно, максимально полно. Для этого важно обеспечить полноценный отдых с отказом от учебы, развитием хобби, полноценным сном, разбавив серые будни творчеством, физическими нагрузками, прогулками на свежем воздухе и пр.
Также не стоит пренебрегать здоровым и полезным питанием, который восполнят затраченные силы, добавят энергии, а также помогут в усвоении материала (укрепят память, ускорят работу мозга и пр.).
Полагаясь на вышеуказанные факторы повышения продуктивности в учебе, студент сможет избежать проблемы и облегчить преодоление трудностей, повысить качество подготовки.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
самым важным и влиятельным фактором является простое желание учиться. Без него невозможно определить цель обучения, определить подходящий способ обучения, расставить приоритеты и пр. Но вот пробудить интерес можно с помощью мотивации, а все остальное уже приложится само по себе. Проверено на себе. Пока у меня не появился интерес к определённой профессии, получать вышку я и не собирался. но после случайного разговора и уточнения новой программы, ее изучения – мне просто захотелось освоить еще одну профессию. еще главное – не допустить эмоционального выгорания в ходе обучения.
Самым главным и эффективным фактором является желание студента. Если он не хочет учиться, ему неприятен процесс, не нравится ему что-то, то и продуктивность будет на нуле. Тут либо как-то пересматривать ценности самому студенту и смириться с участью, принять текущую ситуацию, либо нужна колоссальная мотивация. Важно побудить в нем интерес и желание учиться и все.
Ничто не заставит студента активно учить, решать и выполнять задания, как приближающаяся сессия или угроза отчисления. Это работает на все 100%)) Студенты начинают моментально готовиться ко всем занятиям, активно на них работать, бегать за преподавателями и упрашивать по поводу отработок и дополнительных заданий. Жаль, что такого рвения у них нет изначально и угасает оно по мере завершения сессии.