Содержание курсовой и дипломной работы, как «нутро» научного исследования

Рассматриваем содержание не как отдельный структурный элемент письменной работы, а как программу мероприятий: что должно содержаться и где, зачем и почему.

Содержание курсовой и дипломной работы, как «нутро» научного исследования
Рассматриваем содержание не как отдельный структурный элемент письменной работы, а как программу мероприятий: что должно содержаться и где, зачем и почему.

С чего начинается выполнение любого научно-исследовательского проекта? Конечно же, с выбора темы и тотального планирования каждого шага, действия. Сегодня специалисты Дисхелп расскажут о содержании и оглавлении работы, как о ключевых элементах исследования и логике их построения.

Оглавление как основной элемент курсовой или дипломной работы

Нередко к данному разделу относятся чисто формально. На самом деле его роль, куда важнее и серьезнее, нежели просто «краткое и емкое описание хода исследования» с постраничным указанием каждого раздела. Взглянув на содержание проекта, можно определить следующие моменты:

Перечислять критерии можно бесконечно. Все они подчеркивают целостность курсовой или дипломной работы, последовательность мыслей и действий автора, значимость и пр.

Что отражает оглавление проекта?
Для чего нужно содержание?

Оглавление любого научно-исследовательского материала предполагает следование четко намеченному плану, который подскажет: что, где, когда и как нужно делать. От точности, грамотности и последовательности мыслей, действий зависит качество проекта в целом. Поэтому важно тщательно проработать каждую деталь, каждый момент, инструмент и метод и пр.

Фактически содержание (оглавление) курсовой, дипломной или иной научной работы является ядром, нутром, кастетом.

Как определить местоположение каждого элемента исследования?

Структура и содержание любого научно-исследовательского проекта предопределяет успех автора, качество материала. Поэтому изначально важно понять, в какой последовательности будет излагаться суть.

Как правило, написание курсовой дипломной или научной работы начинается с изучения требований, предъявляемых к ней: ГОСТы, методические рекомендации, советы научного руководителя, анализ подобных готовых проектов и пр. Уже на данном этапе будет известна общая (стандартная) структура: введение, основной материал, заключение и пр. Автору необходимо лишь детальнее ее описать, раскрыв последовательность действий при выполнении основной части.

Структура исследования
Из чего состоит любое исследование?

В структуре основной части принято выделять несколько важных моментов. Во-первых, исследователю предстоит сначала изучить теоретические аспекты в рамках выбранной темы. Во-вторых, важно определить место темы и проблемы в реалиях, современных условиях. В-третьих, на основе полученных данных следует оценить перспективы развития событий, предложить новый способ решения или смягчения проблемы.

Таким образом, для формирования изначального плана действий и дальнейшего преобразования его в соответствующий раздел «оглавление» необходимо конкретизировать:

  • Четкая формулировка темы и диагностика проблемы, определение ключевых слов;
  • Конкретизация теоретической части: что именно нужно изучить (термины, понятия, сущность, методология, инструментарий, стандарты и пр.);
  • Планирование аналитической части заключается в описании объекта исследования, а затем плавном переключении на проблему: ее диагностика посредством анализа конкретной стороны или всей деятельности, выявление симптомов проявления проблемы, определение степени ее воздействия на объект и конечный результат и пр. Для этого важно подобрать необходимые параметры, показатели, способы и методики;
  • Разработка рекомендательной части предполагает создание нового метода (притом не обязательно инновационного!).

Казалось бы, планирование и формирование содержания проекта идет «по накатанной дорожке», но на пути исследователя могут встречаться и преграды. Важно, чтобы проект был оригинальным, имел как сходства, так и различия с себе подобными исследованиями, был эффективным и качественным.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Поэтому перед планированием материала следует ознакомиться с готовыми проектами по смежной или выбранной тематике, определить пути исследования (что следует рассмотреть, почему, как и пр.), грамотно подобрать объект исследования и собрать максимум информации по нему, а затем с учетом возможностей и способностей структурировать работу.

Как грамотно сформулировать наименование разделов?

В «черновом варианте», плане работы (по мере утверждения научным руководителем примерной структуры исследования) можно не углубляться в заголовки. Главное, подобрать информационную базу, обработать ее и сформировать качественный текст. Затем автору предстоит колоссальная работа по созданию емкого и краткого заголовка каждому разделу и подпункту.

При формулировании наименования глав необходимо понимать, что наименование должно отражать суть раздела, общий вид и действия автора. Поэтому принято первую главы называть «Теоретические аспекты… (далее по теме)», «Сущность, виды и методики … (по теме)» и пр. Аналогичным образом появляются заглавия аналитической и рекомендательной частей.

Раскрываем первую главу работы
Работаем над первой главой работы

С названием подпунктов нередко возникают проблемы. Здесь важно четко обозначить этапы исследования. В каждом разделе научно-исследовательского проекта принято выделять от 2-3 до 5-7 параграфов. Притом важно помнить, что между собой они должны быть примерно равными по объему.

Заголовок подпункта отражает именно ту мысль, которую он раскрывает. Чаще всего он соответствует намеченным задачам проекта. В частности, в теоретической части принято выделять следующие параграфы: понятие, сущность и виды (по теме), методика диагностики и анализа ситуации, изучение стандартных вариантов решения проблемы, проблема исследования (по теме) и пр.

Второй раздел
Раскрываем второй раздел проекта

Подпункты практической части подчеркивают последовательность аналитической мысли автора. Поэтому здесь целесообразно разбить материал на смысловые блоки: общий анализ деятельности объекта, анализ конкретных показателей (с учетом проблематики и возможностей автора), выводы по главе.

Структура третьего раздела
О чем нужно писать в третьем разделе?

Рекомендательная часть призвана конкретизировать основные мероприятия по совершенствованию ситуации, оценку их эффективности (обоснование, доказательства эффективности, прогнозы и пр.) и выводы.

По сути, важно грамотно структурировать первую главу, а далее писать остальные разделы на ее основе, руководствуясь описанной методикой, правилами и моментами.

Если Вам удалось изначально грамотно сформировать оглавление – отлично! Но помните: в случае появления преград (дефицит информации, сложности в расчётах и пр.), всегда можно исправить ситуацию и отредактировать оглавление (откорректировав наименование, убрав или добавив подпункты и пр.). Главное – согласовывать все изменения с наставником или опытными экспертами.

Рекомендации экспертов по формированию структуры и содержания курсовой, дипломной ил иной научной работы

Планирование материала – одна из сложнейших задач. Поэтому еще до начала данного этапа важно понять:

  • В какой области, теме вы ориентируетесь лучше всего?
  • Какая из тем Вам ближе и интереснее?
  • По какой из тем у Вас имеется личный опыт, ранее выполненные исследования и проекты?
  • Посильно ли Вам самостоятельно грамотно сформулировать наименование проекта и утвердить его на кафедре?

Если, ответив на первые три вопроса, Вам удалось подобрать подходящий вариант на кафедре (из списка готовых тем) – это удача и счастье! Если же подходящего варианта не оказалось, то придется либо формулировать и утверждать заголовок самостоятельно, либо довольствоваться тем, что есть и выбирать другую тему исследования.

По мере утверждения темы попытайтесь бегло ознакомиться с готовыми работами, материалами по ней, чтобы понять: что предстоит исследовать. Затем изучите методические рекомендации к проекту и постарайтесь составить примерный план проекта, а затем смело отправляйтесь к научному руководителю за советами, коррективами, наставничеством и пр.

Оглавление любого исследования должно учитывать стандарты, а также демонстрировать творческий подход автора, его неординарность и профессионализм, поэтому не торопитесь копировать содержание из подобных проектов. Подумайте, как бы хотели раскрыть вопрос именно Вы, с какого ракурса и позиции, какую гипотезу намерены доказывать и пр.

Обратите внимание, что в структуре работы всегда четко очерчены действия: теоретический обзор – одна часть, практическая часть – другая. Ни в коем случае не стоит их смешивать.

Оглавление курсовой или дипломной работы будет отражаться не только в соответствующем разделе, но и индивидуальном задании от научного руководителя. Притом здесь будут очерчены временные рамки на выполнение каждого фрагмента.

Оформить план работы (содержание) можно сразу по мере его утверждения или по окончании написания «черновика», после проверки материалов, внесения корректив. Главное – сделать это правильно с учетом заявленных требований.

Таким образом, оглавление курсовой работы, ВКР, научного труда является ключевым аспектом, ядром, которое позволяет определить последовательность действий автора, наметить цель и основные способы ее достижения, прояснить логичность и последовательность мыслей автора, конкретизировать гипотезу и ее реалистичность, эффективность.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!