Чтобы вовремя сдавать все учебные нормативы, правильно распределять рабочую и учебную нагрузку, а также более успешно планировать выполнение учебных заданий, аспиранту приходится составлять индивидуальный и рабочий план. Сегодня мы более подробно поговорим о каждом из них, а также дадим рекомендации по поводу того, как нужно правильно их составлять.
СОДЕРЖАНИЕ
Индивидуальный учебный план
Индивидуальный план состоит из определённых разделов, которые нужно уметь правильно составлять. На титульном листе обозначается специализация аспиранта, тематика будущей диссертации, а также фамилия, имя и его отчество научного руководителя. Также здесь указывается информация о том, когда была утверждена тема диссертации на заседании кафедры (здесь должны быть указаны номера протоколов и дата проводимого собрания). В разделе, посвящённом учебной работе, стоит указать, в какие сроки аспирант планирует сдать все спецкурсы, а также экзамены кандидатского минимума.
Раздел «Научная работа»
Данный раздел обычно делится на два пункта. Первый из них это «Теоретическая работа». В ней фиксируются различные теоретические работы (в том числе и других авторов), что могут пригодиться при написании диссертации. Данные научные труды не только фиксируются, но и внимательно изучаются аспирантом. Здесь же строятся и прорабатываются различные теоретические концепции, а также рассматриваются те объекты, что исследуются учащимся, составляются первые варианты расчётных схем и т. д.
Вторым пунктом является «Экспериментальная работа». В него записываются способы проведения планируемых экспериментов, даются развёрнутые методики проведения опытов, инструкции и прочее. Сюда же заносятся используемые статистические данные, перечни нужных измерительных приборов и других средств для проведения конкретных экспериментов.
Пункт «Публикация статей»
Здесь указывается, сколько научных публикаций аспирант собирается напечатать в различных научных журналах и сборниках. Помимо этого, фиксируются сами названия статей.
Графа «Педагогическая практика»
В данной графе могут обозначаться семинарские, практические и лабораторные занятия, которые проводит аспирант. Любой соискатель на учёную степень кандидата наук может во время обучения в аспирантуре освоить такую специализацию как «Преподаватель высшей школы». Но делается это строго по желанию самого аспиранта, поэтому принудить к проведению лабораторных и практических работ никто не имеет право, так как это незаконно.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Раздел «Другие виды работ»
Сюда можно включать выступления на конференциях и семинарах, проводимых вашей кафедрой, а также посещение лекций доцентов и профессоров. Помимо этого, стоит помнить, что в целом любой индивидуальный план «распадается» на две части: один из них является общим, а другой составляется на каждый год. Учебный план, что составляется на каждый год, является более детальным, чем общий. В нём учащийся обязательно указывает, когда он выполнил определённую форму работы.
Рабочий план
Любой рабочий план начинается с разработки темы исследования. Нередко случается так, что в основу определённой темы ложится конкретная гипотеза, которая подтвердится или станет опровергнутой в ходе исследовательского процесса. В своём первоначальном варианте рабочий план даёт только общее представление о предмете исследования, но в дальнейшем он конкретизируется, становясь более полным и точным.
Данный план всегда пишется в произвольной форме. Зачастую этот план имеет вид рубрикатора, что обычно состоит из записанных в столбик отдельных рубрик, связанных между собой логически. Подобную форму плана обычно используют на начальных стадиях работы, ведь она позволяет представить рассматриваемую проблему в разнообразных вариациях. Подобные рубрики, входящие в план, можно размещать на отдельных карточках. Так у вас будет больше возможностей найти оптимальный вариант для расположения в плане выбранных для него рубрик.
Следующим этапом является составление плана-проспекта. Он подразумевает собой развёрнутый конспект, в котором даются ответы на конкретные вопросы. План-проспект можно дополнять, расширять, конкретизировать. Таким образом, он вполне может перерасти в развёрнутую схему вашей будущей диссертации.
Выводы
При написании индивидуального и рабочего плана стоит знать, чем они отличаются друг от друга. В индивидуальном плане указывается общая информация по всем срезам работы, которую предстоит сделать учащемуся за всё время обучения в аспирантуре. Рабочий же план в большей мере предназначен для структурирования будущего диссертационного исследования. Именно он помогает увидеть в общих чертах вашу будущую работу, а также определить сколько примерно потребуется времени для её написания.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!