В науке выделяют свыше сотни географических дисциплин и блоков, каждый из которых освещает конкретные принципы, теории, правила и иные аспекты развития объекта или предмета, описывают существенные и значимые моменты. Выполнение курсовых и дипломных работ на географическом факультете связано преимущественно с профильными предметами и нацелено на развитие конкретных профессиональных навыков и качеств.
Чаще всего студенты выполняют курсовые работы по следующим предметам: картография, океанология, почвоведение, метеорология, гидрология и пр. Здесь описывают общие моменты в рамках выбранной темы, а в преддипломном варианте исследуют определенную местность удобным способом: статистические данные, практика в полевых условиях, экспедиция и пр.
Дипломные проекты посвящаются уже непосредственно профилю и соответствующим навыкам, которые необходимо продемонстрировать в узком пространстве – изучаемой теме.
Сегодня мы расскажем об особенностях выполнения курсовых работ и ВКР на географическом факультете, ответив на простые вопросы: что, где, когда и как, зачем и почему.
СОДЕРЖАНИЕ
ЧТО: какие проблемы исследуют в студенческих работах на географическом факультете?
Курсовые работы могут носить теоретический (описательный или аналитический) и практический (исследовательский) характер. В первом случае автору предстоит ознакомиться с историей возникновения и развития определенной местности или ресурса, изучить его свойства, правила использования. В большинстве случаев миссия исследователя сводится к проверке определенной теории для получения ответа о том, на сколько она эффективна, актуальна, выявления достоинств и недостатков и поиска способов ее оптимизации с учетом реалий.
Второй вариант – исследовательская курсовая работа, которая призвана изучить на практике определенный ресурс или момент, применив при этом конкретные навыки и методы. В данном случае студент погружается во всестороннее изучение темы на примере (чаще всего) реального объекта – регион, местность, ресурс, организация и пр. Здесь важно провести тотальный анализ: общая характеристика, экологический паспорт, химический или биологический состав, оценка эффективности использования, изучение правил работы (добычи, переработки и пр.) и т.д.
Самыми популярными и актуальными проблемами/темами курсовых и дипломных работ студентов географического факультета выступают:
- Климатические особенности местности на примере конкретного региона, города, села и пр.: оценка современного состояния, анализ предшествующих лет, определение факторов, способствующих изменению климата и пр.;
- Особенности построения туристического маршрута в регионе (на примере): что учитывать, как организовывать, какие ценности захватывать, сложность маршрутов и пр.;
- Особенности растительного мира региона (или любой иной местности, на конкретном примере): исчезающие растения и способы их сохранения;
- Специфика животного мира региона: самые большие и маленькие популяции, исчезающие виды и способы их сохранения (на примере конкретной местности);
- Особенности природных явлений и процессов в рамках разных государств (страноведение);
- Порядок отражения новых объектов в картах, атласах и пр.: работа в полевых условиях, замеры, масштабирование, способы отражения (черчение и программы);
- Общая географическая характеристика местности и определение перспектив ее развития с учетом природных ценностей и особенностей;
- Урбанизация и ее воздействие на окружающий мир;
- Биологические/химические особенности природных ресурсов и сфера их применения;
- Историческое и современное развитие местности (на примере села): с чего начиналось, что изменялось, современная оценка;
- И пр.
Каждая проблема исследуется в общем и узком ракурсе. Общая оценка проблемы призвана показать масштабы ее распространения и характер воздействия, а узкое исследование позволяет определить факторы, провоцирующие возникновение проблемы и нюансы исследования.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
ГДЕ: информационная база курсовых и дипломных работ на географическом факультете
Студенческие и научно-исследовательские проекты географического плана соответствуют стандартным требованиям и структуре. Здесь будет присутствовать теоретическое изучение проблемы, а также практическое погружение в нее.
Для подготовки теоретического раздела автору потребуются самые разные материалы:
- Учебная и справочная литература по географии и смежным дисциплинам: биология, химия экология, история, физика, ландшафт и пр.;
- Научная литература, очерчивающая современное состояние темы и проблемы: научные статьи, монографии, диссертации, обзоры и комментарии экспертов и пр.;
- Статистические данные, очерчивающие границы и состав (растительного, животного миров) объекта;
- Архивные данные для отслеживания динамики развития местности или объекта исследования: справки летописи, заметки и пр.
Теоретический раздел призван очертить основные приемы и правила, описать инструкцию по проведению практических действий.
В практической части курсового или дипломного проекта студенту предстоит рассмотреть реальную проблему на конкретном примере, использовав описанные им правила, приемы и методы. Нередко авторам приходится самостоятельно изучать конкретную местность посредством прохождения географической практики в полевых условиях, отправляясь в экспедиции или туристические поездки и пр.
КАК и КОГДА: структура и методология выполнения курсовых и дипломных работ по географии
Специфика выполнения будет проявляться в изучаемой теме и практических действиях в зависимости от специализации и области географической науки:
- Картография – здесь предстоит описать способы отражения информации об объектах, правила отражения на карте и пр.;
- Оценка местности: замеры, расчеты (масштабирование), статистические данные о составе популяций (численность, виды и пр.), редкие растения и животные, ресурсы и пр.
- Экологические проблемы: определение провоцирующих факторов, оценка текущей ситуации на объекте, способы минимизации вреда, безопасность действующих объектов по отношению к природе и пр.;
- Экономические и управленческие аспекты: определение эффективности использования природных ресурсов, специфика их добычи/переработки, построение и управление туристическим маршрутом и пр.;
- Туризм: обзор действующих маршрутов и их оценка (экономическая, экологическая, безопасность и пр.), разработка новых поездок и экскурсионных программ;
- История: особенности развития объекта (села, региона, города) с момента появления и по настоящее время.
Независимо от того, какой аспект является основным при выполнении курсовых и дипломных работ на географическом факультете, в структуре исследований будут присутствовать следующие блоки:
- Введение и заключение. Эти разделы формируют только по мере готовности основной части исследования;
- Теоретическая глава. В данном фрагменте целесообразно описывать основные моменты, пригодные в практическом разделе: раскрывать термины и понятия, описывать теории и методики, описывать основные требования и параметры, формулы и пр.
- Практическая глава. Здесь автор реализует целый комплекс мероприятий: общая характеристика объекта на основе экспериментальных, статистических и иных данных, производит расчеты и устанавливает географические границы (широта долгота, площадь), оценивает всевозможные факторы (уровень шума/загрязнения), химико-биологический состав ресурсов, богатство растительного и/или животного мира, порядок отражения данных в официальной отчетности, на картах, анализ и оценка текущих параметров с оценкой достоинств/недостатков и определением перспектив и пр.
Состав практической (профильной) главы полностью зависит от выбранной темы и осваиваемой специализации. Проекты по картографии будут посвящены специфике редактирования и создания новых карт, работы по общей географии – исторической и реальное оценке местности, по физической географии — оценка границ, климатических особенностей и пр.
Для сбора необходимой информации студенты прибегают к следующим методам: изучение СМИ, научных и учебно-справочных материалов, полевые исследования (пребывание на местности и ее изучение), статические материалы расчеты (экономические, математические, экологические и пр.), моделирование и прогнозирование ситуации (с использованием современной техники программ и технологий), графические приемы (схемы, карты, графики и пр.).
ЗАЧЕМ И ПОЧЕМУ: роль географических исследований
Географические исследования позволяют установить текущее положение дел на базе конкретного объекта, местности, а также определить перспективы: способы минимизации негативных последствий, установить причинно-следственные связи между явлениями и результатами, диагностировать факторы воздействия, усовершенствовать отрасль и спрогнозировать сценарии развития событий (без и с учетом предлагаемых мер), проверить действие теорий и усовершенствовать их.
География – наука, тесным образом взаимодействующая с разными отраслями народного хозяйства: от экономики и управления до культуры и этики, туризма и экологии, промышленности и картографии и пр. Исследования данного плана позволяют своевременно узнать о предстоящих катаклизмах, ЧС, природных явлениях и подготовиться к ним, избежать экологической или иной катастрофы, установить границы государства и отдельного региона и пр.
Географические проекты (независимо от масштабов: курсовые, дипломные, научные) – интересные и своеобразные. В их выполнении готова помочь команда Дисхелп, в составе которой действуют надежные и ответственные специалисты (педагоги вузов, исследователи, ученые, практики). Мы гарантируем высокое качество услуг и безопасность сделки, предоставляем гарантии каждому клиенту. Оформить заявку и заполнить договор можно здесь и сейчас.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!