Способы выработки усидчивости и терпения в учебе

Согласитесь, что учеба отнимает немало сил у школьника или студента, требуя от него не только профессионального развития, но и личностного роста, самообладания. Успешному покорению новых вершин в любом поприще содействуют усидчивость и терпение. Согласитесь, что «шило в попе» есть у каждого ребенка и даже взрослого, и совладать с ним удается не всегда и н каждому. Пришла пора поговорить о способах развития усидчивости и ее роли в жизни студента.

Способы выработки усидчивости и терпения в учебе
Согласитесь, что учеба отнимает немало сил у школьника или студента, требуя от него не только профессионального развития, но и личностного роста, самообладания. Успешному покорению новых вершин в любом поприще содействуют усидчивость и терпение. Согласитесь, что «шило в попе» есть у каждого ребенка и даже взрослого, и совладать с ним удается не всегда и н каждому. Пришла пора поговорить о способах развития усидчивости и ее роли в жизни студента.

Понятие, функции усидчивости и терпения

Если сравнить слова «усидчивость» и «сидеть», то можно найти массу сходств и сроднить данные понятия. В самой простой интерпретации под усидчивостью понимают умение долго и сконцентрированно сидеть. Внимание: долго и сконцентрированно – оба умения вместе! Это очень важно, так как простое просиживание на парах явно не принесет никакого толку.

Усидчивость – это личностное качество индивида, которое развивается и совершенствуется, тренируется на протяжении всей жизни. Притом этот навыки не является врожденным, он — приобретаемый. То есть человек рождается без него и учится совладать со столь непростой привычкой с течением времени.

Функции усидчивости в учебе
Функции усидчивости в учебе

Усидчивость – это не просто качество, а навык по концентрации внимания, позволяющий сосредоточиться на конкретном деле, понять и осознать его, выполнить в оптимальные и сроки, посильными способами без лишних действий. Исходя из данной трактовки можно выделить следующие функции рассматриваемой категории:

  • Развивающая или тренирующая, которая позволяет выработать в организме новые навыки и повысить концентрацию внимания, получить новые знания и развить соответствующие способности умения;
  • Ограничительная или точечная, призванная очертить конкретные параметры и границы, выделить определенное дело и приступить к его выполнению. Усидчивость позволяет не просто грамотно определить границы допустимых действий, но и грамотно расставить приоритеты, выработать оптимальный путь развития и пр.;
  • Воспитательная или дисциплинирующая. Рассматриваемое качество и навык держит организм в тонусе, заставляя его следовать определенным правилам, принципам, установленным внешними условиями или индивидом лично. Притом отклонение от действующих канонов недопустимо, так как может сорвать все планы и принести менее качественные результаты;
  • И пр.

Важно отметить, что усидчивость тесным образом связана с терпением, развить усидчивость без терпения невозможно. Под последней категорией понимают умение сдерживать себя, мотивировать или заставлять выполнять определенные действия, вырабатывая также смирение и покорность. Проще говоря, терпение – это умение объективно воспринимать и достойно переносить трудности с минимальным ущербом для себя. Именно это качество позволяет не бросать дело на половине пути. Недаром говорят: «Терпение и труд все перетрут», а если добавить к этому всему усидчивость, то успех гарантирован на все 200%!

Какую роль играет терпение в учебе студента?
Какую роль играет терпение в учебе студента?

Терпение также является развиваемым качеством, способностью, требующей постоянного тонуса и минимум послаблений. Оно выполняет следующие функции:

  • Смирительная или принудительная, которая фактически вынуждает индивида принять текущие условия в их первичном виде и подчиниться, подстроиться под них;
  • Воспитательная, нацеленная на развитие концентрации внимания и выполнение конкретного дела, невзирая на обстоятельства, возможности и прочие факторы. Именно эта функция позволяет выполнить даже непосильное на первый взгляд задание, разобраться во всех нюансах и пр.;
  • Успокаивающая или самообладающая, которая проявляется в снижении негативных эмоций, стресса и поиске посильного решения в отношении поставленной задачи. Только терпеливый человек сможет погрузиться в задание без истерик, излишней паники, взяв себя в руки и сосредоточившись даже на малоприятном поручении и пр.

Таким образом, усидчивость и терпение в ходе обучения тесно связаны друг с другом и позволяют студенту сконцентрироваться и максимально погрузиться в изучаемую тему или выполняемое задание. Развитие указанных качеств минимизирует снижение продуктивности в учебе, риск провала на занятиях или сессии, помогая лучше усвоить пройденный материал и развить соответствующие навыки, побороть лень и без стресса преодолеть любые преграды.

Причины неусидчивости и отсутствия терпения у студентов

Очевидным симптомом неусидчивости и нетерпимости в студенческой среде выступает частое отвлечение во время занятий: беседа с соседом по парте, выход из аудитории, отказ от учебы в пользу гаджетов и пр. Но симптомы – это лишь проявление несостоятельности указанных качеств. Каковы же причины их отсутствия или неразвитости?

Во-первых, студент становится неусидчивым, если ему не интересен предмет или тема, он не замотивирован на его изучение и усвоение. То есть индивид попросту не понимает, зачем ему это изучать, как пользоваться полученными знаниями, что с ними делать и пр. То есть самой банальной и распространенной причиной неусидчивости является отсутствие желания учиться, лень.

Во-вторых, неусидчивость учащегося может быть вызвана внутренними факторами и проявляться в качестве соответствующей черты его характера, темперамента или воспитания. Если студент не привык кропотливо сидеть над монотонной работой (а учеба – процесс сам по себе монотонный, постепенный, длительный), то на занятиях ему будет крайне трудно. Чаще всего с помощью неусидчивости студент демонстрирует собственное недовольство, бунт (внутри- и межличностный), отказ от соблюдения действующих правил в пользу привычного режима и условий.

Почему студенты неусидчивы и нетерпеливы на занятиях?
Почему студенты неусидчивы и нетерпеливы на занятиях?

В-третьих, отсутствие усидчивости на парах может быть порождено резкой сменой условий и обстановки, адаптацией. Чаще всего с данным нюансом сталкиваются первокурсники, которые еще вчера учились в школе и занятия длились по 45 минут, а сегодня им предстоит «не поднимаясь» изучать предмет или тему в течение 90 минут! Согласитесь, что такая смена обстановки кардинальна и не всегда посильна: затекает тело, устает мозг и начинается переутомление и пр. А ведь таких пар ежедневно будет не менее 2-3, а то и более!

В-четвертых, неусидчивость может быть порождена чрезмерной энергией, которую индивиду попросту нужно выплеснуть. В этом деле студент просто выбирает не то русло для активности: вместо занятий и знаний ищет более подвижные пути «эмоциональной и физической разгрузки».

В-пятых, отсутствие усидчивости и терпения вызывает эмоциональная, психологическая незрелость организма, то есть неготовность организма воспринимать действительность и следовать установленным правилам, неумение объективно и адекватно воспринимать реальные условия и факторы. Чаще всего подобная проблема возникает, если индивид изучает программу, не соответствующую его возрасту или текущему уровню развития, подготовки. В данном случае важно проводить тщательный самоанализ, исследовать ситуацию и искать пути по преодолению сложностей, как педагогу, так и студенту.

Отсутствие терпения – фактор больше индивидуальный, напрямую связанный с темпераментом. Но ключевым первооснованием его отсутствия выступает отказ от тренировок выносливости, неумение адаптироваться под выдвинутые условия или умело изменять их под собственные нужды и возможности и пр.

Таким образом, студент становится неусидчивым и нетерпеливым, исходя из собственной эмоциональной и психологической незрелости и неготовности адаптироваться к новым условиям. Притом отсутствие рассматриваемых качеств может быть как специфической чертой его характера, так и признаком отклонений в развития. Обрести данные характерные черты можно только с помощью постоянных тренировок, притом все это происходит сугубо в индивидуальном порядке.

Следствие неусидчивости и нетерпимости студента

Как правило, социум воспринимает неусидчивость и нетерпимость по отношению к окружающим признаком банальной невоспитанности человека, который демонстрирует собственный эгоизм и превосходство над другими в ущерб собственному развитию и деятельности окружающих лиц. К чему же приводит отсутствие рассматриваемых качеств?

Если студент неусидчив на паре, то он создает проблемы и дискомфорт не только себе, но и окружению. Это проявляется прежде всего в том, что он отвлекается и не вникает в суть освещаемой темы или разбираемого задания лично, а также мешает делать это своим однокурсникам. В результате страдают все, ведь материал плохо усваивается или некорректно воспринимается, что может вызвать проблемы в дальнейшем при изучении предмета ведь все темы обычно взаимосвязаны и поэтапно углубляют знания учащихся.

На чем сказывается неусидчивость и отсутствие терпения у студента?
На чем сказывается неусидчивость и отсутствие терпения у студента?

Неусидчивость также провоцирует напряженные отношения с преподавателем, который впоследствии может предвзято относиться к подопечному, «мстить» ему за срыв занятий или непослушание на зачете или экзамене, повышать риск провала во время аттестации и пр. Согласитесь, от чрезмерно активного, но национального студента устают все, в особенности педагог, разрывающихся между освещением темы и разъяснением нюансов, угоманиванием отдельных лиц и развитием дисциплины.

Отсутствие терпения или слабое терпение провоцирует проблемы с успеваемостью, так как студент бросает дело незавершённым из-за собственной лени и неделания, боязни трудностей и пр. В этом случае он может прийти на пары неподготовленным, не выполнить или невовремя выполнить письменные проекты (контрольные, лабораторные работы, курсовой проект и пр.), с опозданием получить допуск к сессии или вовсе не получить его, снизить успеваемость и пр.

Таким образом, слабое развитие или отсутствие усидчивости и терпения доставляет массу проблем для самого студента, а также дискомфорт и сложности для окружающих, негативно сказываясь на продуктивности в учебе и успеваемости, качестве подготовки, дисциплине и взаимоотношениях с коллективом. Поэтому важно развивать, укреплять и постоянно тренировать рассматриваемые параметры.

Условия для развития усидчивости и терпения

Согласитесь, насильно мил не будешь, а делать все по принуждению – «удовольствие то еще». Организм и мозг, несмотря на установку, нежеланные действия и сверхусилия, будет противиться и сопротивляться всеми силами, затормаживая получение конечного результата. Поэтому для воспитания усидчивости и повышения терпимости важно создать подходящие условия.

Во-первых, важно чтобы студент осознал необходимость и пользу приобретения данных качеств, их роль в его жизни (как профессиональной, так и повседневной). Без собственного желания развить усидчивость и терпимости по отношению к учёбе, делам и окружающим возможно, но это будет в разы медленнее и труднее, нежели по собственному желанию и личной инициативе! Поэтому для начала следует определить роль и место указанных качеств и навыков в жизни студента и грамотно его замотивировать на их развитие.

Классические способы повышения усидчивости и терпения к учебе
Классические способы повышения усидчивости и терпения к учебе

Во-вторых, развивая усидчивость и терпение в рамках учебного процесса, важно минимизировать факторы, провоцирующие отвлечение внимания, отказ от обучения. Поэтому важно подготовить рабочее место или помещение с учетом заявленной цели. В образовательных заведениях для этих целей выделяются специальные аудитории с комфортными условиями в стиле «учебный минимализм», достаточный для усвоения новшеств: просторное помещение, парты, стулья, доска или мультимедийный проектор, трибуна, освещение и пр. В данном случае всевозможные «отвлекающие маневры» сведены к минимуму: использование гаджетов обычно запрещено, разговаривать на занятиях с соседом по парте нежелательно и пр. Аналогичная ситуация должна прослеживаться и в иных местах: дома, на дополнительных занятиях.

То есть основа развития усидчивости: минимум провокаций, минимализм атрибутики, достаточной для разбора тем и изучения предметов.

В-третьих, начинать развивать рассматриваемые параметры у студента лучше всего с тех моментов, которые ему посильны и интересны. То есть важно его заинтересовать темой, предметом, задачей и пр. Сделать это можно разными способами: формат занятия (классическая лекция или просмотр фильма, викторина или деловая игра), тема (даже самую нудную, классическую тему можно преподнести неординарно и необычно), индивидуальное или групповое задание/проект и пр.

В-четвертых, тренировать и развивать усидчивость, воспитывать терпение важно ежедневно, поэтому целесообразно тщательно планировать все дни и занятия. Обратите внимание, что в распорядке дня не будет пункта «развить усидчивость» или «потерпеть 15 минут». Указанные параметры будут «сопутствующим эффектом» при выполнении намеченных дел. Главное – наметить список заданий, грамотно расставить приоритеты, не отлынивать от работы и ответственно подходить к каждому пункту (даже если он мелочный или незначительный). Только ежедневные тренировки позволят воспитать и развить указанные качества, закрепить их в более короткие сроки и пр.

Таким образом, для воспитания и закрепления усидчивости и терпения студенту достаточно придерживать простейших принципов: посильность, личный интерес или грамотная мотивация, рабочие условия и стабильность (ежедневный подход).

Самые эффективные способы развития усидчивости и терпения среди студентов

Итак, пришла пора рассказать о возможных действиях, приемах и вариантах воспитания, развития и закрепления таких качеств студента, как усидчивость и терпение. Обратите внимание, что зарождаться и совершенствоваться они будут одновременно или параллельно, так как без усидчивости не выработать терпения, а без терпения не будет никакой усидчивости. То есть, чтобы усидеть на месте и сосредоточиться, придется перетерпеть определенные моменты (побороть лень, отказаться от разговоров, перетерпеть физиологические потребности и не выходить из аудитории и пр.). В то же время для воспитания терпения важно контролировать себя, стараться сконцентрироваться на теме/задании в течение заданного периода времени (пары), приучить себя к определённому порядку и пр.

Развитию и закреплению усидчивости и терпения способствуют ежедневные тренировки. Притом они могут быть как преднамеренными, так и общими, повседневными. Все способы по становлению и стабилизации указанных параметров можно разделить на три большие группы.

Комбинация приемов по повышению усидчивости и терпения в обучении
Комбинация приемов по повышению усидчивости и терпения в обучении

Первая – повседневная или типичная, необязательная. К данной разновидности относят обычные повседневные дела, ритуалы студента, которые он выполняет беспрекословно. Они фактически уже выработали определенный план действий, ответственность к исполнению соответствующего дела, мероприятия, то есть в какой-то степени закрепили в сознании минимальные навыки усидчивости и терпения. Он выполняет их несмотря на свое «не хочу». «не могу» и пр.

К данной категории можно отнести следующий список занятий:

  • Пробуждение в назначенное время и утренние процедуры: умывание, гигиена, завтрак, зарядка и пр.;
  • Подготовка домашнего задания на предстоящий день с учетом расписания занятий и пр.;
  • Выполнение домашних обязанностей: уборка, готовка, стирка, глажка, «семейный час» и пр.

То есть данная группа методов призвана развить привычку действовать, не отлынивать от работы, находить в себе силы и мотивировать себя к свершению поступков и получению результатов. Для этого достаточно грамотно планировать день и не отказываться от намеченного списка заданий. Для ответственного студента данная группа способов по развитию усидчивости и терпения не вызовет труда и лишних вопросов. Ответ будет один: надо – значит надо.

Вторая комбинация способов по воспитанию и развитию усидчивости, терпения – игровая. Как отмечают психологи, данная ниша считается самой эффективной. Она позволяет быстро заинтересовать студента, побудить в нем желание действовать, выполнять задания, замотивировать и развить творческие способности в решении типичных и даже непростых задач в рамках изучаемой темы или предмета. Притом игровая форма активно и эффективно работает на любом предмете с любым педагогом (даже с тем, у которого у учащегося сложились напряженные отношения). В таблице ниже мы представим список и краткую характеристику наиболее распространенных игровых форматов.

Пазлы

Для формирования полноценной картинки, разбитой на кусочки. Нужно немало терпения, внимательности. Согласитесь, что подобрать нужный оттенок, фигуру – не просто, притом на поиск нужных компонентов может уходить немало времени. Вот где проверяется и тренируется усидчивость и терпение. До финала дойдет только сильнейший и натренированный!

Рукоделие

Вышивать или шить – посильно не каждому. В данном случае развивается творческий подход к делу, умение следовать инструкциям, а также мелкая моторика. Притом вышить картину или сшить фартук потребует изучения соответствующих правил, тренировки.

Картины по номерам, алмазная мозаика

Для выполнения данного задания или следование этому хобби потребует немало времени и сил в сочетании с мелкой моторикой, кропотливостью. Без терпения закончить картину не удастся, а усидчивость лишь ускорит данный процесс.

Антистрессовые раскраски

Данный вариант отлично развивает усидчивость и креатив, а также позволяет успокоить нервы, расслабиться после напряжённого дня и просто получить удовольствие от процесса и полученного результата.

Кто вперед?

Данная игра – вполне азартная, но применима повсеместно. Она позволит ускорить процесс изучения темы, выполнения задания. Нужно подготовиться к предстоящей контрольной? Попробуйте поспорить или посоревноваться с одногруппником, кто выучит быстрее и больше. Поверьте, результат не заставит себя долго ждать.

Игры на внимательность

Данный вариант отлично подходит для развития концентрации внимания, запоминания условий, следования инструкциям. В этом деле ведущую роль играет терпение: важно терпеливо выполнять все задания, учитывать все факторы, условия и параметры.

Кроссворды и головоломки

Согласитесь, что использование кроссвордов и головоломок улучшает ориентацию студента в информационном поле и позволяет быстро определить его сильные и слабые стороны. Параллельно с общим развитием студент развивает логику, мышление, внимание, а вместе с ними усидчивость и терпение в разборе неведомых полей

Настольные игры (общие и тематические)

Настольные игры, как правило, не ограничены по времени. Поэтому, чтобы узнать победителя, придется немало посидеть. В этом случае индивид учится адаптироваться под текущие условия, принимать их и грамотно воспринимать ситуацию, принимая поражение или радуясь победе

Молчанка

Данная игра универсальная и позволяет не просто развить терпение (чтобы не вымолвить слово при любых провокациях), но и установить дисциплину (тишину)

Шашки и шахматы

Для игры потребуется изучить и запомнить ряд правил, на что потребуется и усидчивость, и терпение, и логика. Притом продолжительность игры не ограничена по времени и зависит от ходов, действий игроков. Поэтому придется завершить начатое до конца, чтобы выявить победителя.

Каллиграфия или конспектирование

Данный метод работает преимущественно среди детской группы, требует покорности, терпения (ведь далеко не все получается с первого раза) и упорства, не говоря об усидчивости

Спортивные игры

Данный вариант – самый успешный, где можно развить терпение и выносливость, усидчивость и выплеснуть море энергии, развеяться перед выполнением сложных дел и заданий. Недаром студенты любят физкультуру, где можно с легкостью практиковать данный прием

Вышеописанные игры – стандартный набор для развития усидчивости. Каждый студент может играть самостоятельно или с одногруппниками во внеурочное время. Также преподаватели могут успешно применять игровой подход в обучении, изобретая тематические деловые игры.

Обратите внимание, что еще до запуска игры потребуется усидчивость и терпение: при изучении и запоминании правил, автоматизации действий, признании поражения и пр. То есть игровой подход позволяет развить не только рассматриваемые категории и качества, но и дополнительные параметры: внимательность, сосредоточенность, логика, память и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Третья группа способов по развитию и тренировке усидчивости и терпения основывается на принципах тайм-менеджмента. Здесь все методы работы будут ограничены по действиям, продолжительности, имеет четкие правила и пр. Именно эти каноны признаны самыми дозированными, содействующими постепенному развитию соответствующих качеств и умений.

В данном случае чаще всего применяют следующие подходы:

  • Планирование дня с автоматизацией данной привычки. В этом случае важно продумать первоочередность намеченных задач, требования к качеству их выполнения, ;
  • Метод Помидора, предполагающий грамотное чередование дел и отдыха. Данный способ позволяет не только тщательно изучить тему и выполнить все задания, разобраться в нюансах, но и дозированно развивать усидчивость и терпение. Подробнее можно узнать о данном способе из нашей статьи.
  • Метод упрощения. В основе этого подхода лежит принцип «расчленения» сложной задачи на более простые, которые уже посильны студенту и помогут быстрее и проще вникнуть в суть предмета, темы. Важно отметить, что не стоит планировать слишком много задач, этапов. Старайтесь упрощать оптимально, чтобы не растрачивать энергию и силы, время зря. Ведь наверняка у вас в запасе не одно дело…

Обратите внимание, что метод тайм-менеджмента – основа учебного процесса в любом образовательном заведении. Все занятия дозированы по времени, все дисциплины разбиты на определенное количество тем и академических часов и пр. Студенту остается лишь приноровиться выдерживать установленный темп обучения: спокойно сидеть и вникать в материал на протяжении пары, определить индивидуальный темп изучения и следовать ему и пр.

Таким образом, независимо от выбранного способа по выработке усидчивости и терпения, данный процесс — дело времени и желания учащегося. На развитие и закрепление, переход умений в навыки и привычку погребутся время. Поэтому важно ежедневно выполнять все намеченные задания и планы, не лениться, и вы сами не заметите, как станете терпеливее и усидчивее.

Обратите внимание, что наряду с данными качествами происходит развитие таких важнейших параметров личности, как самообладание и самоконтроль, самодисциплина.

Советы экспертов Дисхелп по развитию усидчивости и терпения у студентов

Не стоит думать, что на развитие данных навыков достаточно пару дней. Будьте готовы к длительному самосовершенствованию и неудачам. Притом не стоит себя корить за срыв, провал. Главное – собраться с мыслями, принять ситуацию, какой она есть и продолжить начатое дело.

Увеличивайте продолжительность занятий или работы, ход выполнения намеченных задач ежедневно на пару минут. Такой ход позволит незаметно увеличить время обучения без изнурительного ожидания окончания таймера, звонка с пары и пр.

Не бойтесь плохого результата и/или критики. Какой бы ни был результат, он есть, а значит, студент стремился выполнить порученное задание согласно уровню его развития, прилагая определенную (пусть не совсем достаточную порцию усилий). Более того, не стоит пугаться и бояться критики, остро ее воспринимать. Главное – извлекайте урок из всех рекомендаций, советов, замечаний и даже критики. Это позволит увидеть явные недостатки и оперативно их ликвидировать, повысить уровень и качество подготовки, развить терпение к делу и окружающим. Согласитесь, что без терпения невозможно спокойно и объективно воспринимать критику.

Перед выполнением задания устрани все провоцирующие факторы, чтобы меньше отвлекаться от пустяков. Для этого важно организовать рабочую зону: отключить гаджеты, предупредить окружение о «режиме тишины», подготовить необходимые материалы и пр. Чем меньше на виду соблазнов, тем лучше усидчивость и стремление к цели, крепче терпение.

Самомотивируйтесь. В данном случае важно вознаграждать себя по заслугам. Не получилось? Не беда, успокойтесь, возьмите небольшой приз за усердие и усилия, а затем приступите к решению проблемы заново. Но по достижении намеченной цели обязательно наградите себя по «полной программе».

Заведите ежедневную привычку и переводите на подобный тон все важные дела. Привычка – гарантия результативности, высокой продуктивности, усидчивости и терпеливости.

Самым главным принципом по выработке усидчивости и терпения – доводите начатое дело до конца. Как гласит народная мудрость: «Сделала дело – гуляй смело». Поэтому не спешите бросать задание на половине пути, даже если оно не получается, вызывает отвращение. Вырабатывайте в себе смирение, кропотливость и ответственность, которые будут провоцировать усидчивость, внимательность и терпение к активному режиму.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *