Согласитесь, что учеба отнимает немало сил у школьника или студента, требуя от него не только профессионального развития, но и личностного роста, самообладания. Успешному покорению новых вершин в любом поприще содействуют усидчивость и терпение. Согласитесь, что «шило в попе» есть у каждого ребенка и даже взрослого, и совладать с ним удается не всегда и н каждому. Пришла пора поговорить о способах развития усидчивости и ее роли в жизни студента.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие, функции усидчивости и терпения
Если сравнить слова «усидчивость» и «сидеть», то можно найти массу сходств и сроднить данные понятия. В самой простой интерпретации под усидчивостью понимают умение долго и сконцентрированно сидеть. Внимание: долго и сконцентрированно – оба умения вместе! Это очень важно, так как простое просиживание на парах явно не принесет никакого толку.
Усидчивость – это личностное качество индивида, которое развивается и совершенствуется, тренируется на протяжении всей жизни. Притом этот навыки не является врожденным, он — приобретаемый. То есть человек рождается без него и учится совладать со столь непростой привычкой с течением времени.
Усидчивость – это не просто качество, а навык по концентрации внимания, позволяющий сосредоточиться на конкретном деле, понять и осознать его, выполнить в оптимальные и сроки, посильными способами без лишних действий. Исходя из данной трактовки можно выделить следующие функции рассматриваемой категории:
- Развивающая или тренирующая, которая позволяет выработать в организме новые навыки и повысить концентрацию внимания, получить новые знания и развить соответствующие способности умения;
- Ограничительная или точечная, призванная очертить конкретные параметры и границы, выделить определенное дело и приступить к его выполнению. Усидчивость позволяет не просто грамотно определить границы допустимых действий, но и грамотно расставить приоритеты, выработать оптимальный путь развития и пр.;
- Воспитательная или дисциплинирующая. Рассматриваемое качество и навык держит организм в тонусе, заставляя его следовать определенным правилам, принципам, установленным внешними условиями или индивидом лично. Притом отклонение от действующих канонов недопустимо, так как может сорвать все планы и принести менее качественные результаты;
- И пр.
Важно отметить, что усидчивость тесным образом связана с терпением, развить усидчивость без терпения невозможно. Под последней категорией понимают умение сдерживать себя, мотивировать или заставлять выполнять определенные действия, вырабатывая также смирение и покорность. Проще говоря, терпение – это умение объективно воспринимать и достойно переносить трудности с минимальным ущербом для себя. Именно это качество позволяет не бросать дело на половине пути. Недаром говорят: «Терпение и труд все перетрут», а если добавить к этому всему усидчивость, то успех гарантирован на все 200%!
Терпение также является развиваемым качеством, способностью, требующей постоянного тонуса и минимум послаблений. Оно выполняет следующие функции:
- Смирительная или принудительная, которая фактически вынуждает индивида принять текущие условия в их первичном виде и подчиниться, подстроиться под них;
- Воспитательная, нацеленная на развитие концентрации внимания и выполнение конкретного дела, невзирая на обстоятельства, возможности и прочие факторы. Именно эта функция позволяет выполнить даже непосильное на первый взгляд задание, разобраться во всех нюансах и пр.;
- Успокаивающая или самообладающая, которая проявляется в снижении негативных эмоций, стресса и поиске посильного решения в отношении поставленной задачи. Только терпеливый человек сможет погрузиться в задание без истерик, излишней паники, взяв себя в руки и сосредоточившись даже на малоприятном поручении и пр.
Таким образом, усидчивость и терпение в ходе обучения тесно связаны друг с другом и позволяют студенту сконцентрироваться и максимально погрузиться в изучаемую тему или выполняемое задание. Развитие указанных качеств минимизирует снижение продуктивности в учебе, риск провала на занятиях или сессии, помогая лучше усвоить пройденный материал и развить соответствующие навыки, побороть лень и без стресса преодолеть любые преграды.
Причины неусидчивости и отсутствия терпения у студентов
Очевидным симптомом неусидчивости и нетерпимости в студенческой среде выступает частое отвлечение во время занятий: беседа с соседом по парте, выход из аудитории, отказ от учебы в пользу гаджетов и пр. Но симптомы – это лишь проявление несостоятельности указанных качеств. Каковы же причины их отсутствия или неразвитости?
Во-первых, студент становится неусидчивым, если ему не интересен предмет или тема, он не замотивирован на его изучение и усвоение. То есть индивид попросту не понимает, зачем ему это изучать, как пользоваться полученными знаниями, что с ними делать и пр. То есть самой банальной и распространенной причиной неусидчивости является отсутствие желания учиться, лень.
Во-вторых, неусидчивость учащегося может быть вызвана внутренними факторами и проявляться в качестве соответствующей черты его характера, темперамента или воспитания. Если студент не привык кропотливо сидеть над монотонной работой (а учеба – процесс сам по себе монотонный, постепенный, длительный), то на занятиях ему будет крайне трудно. Чаще всего с помощью неусидчивости студент демонстрирует собственное недовольство, бунт (внутри- и межличностный), отказ от соблюдения действующих правил в пользу привычного режима и условий.
В-третьих, отсутствие усидчивости на парах может быть порождено резкой сменой условий и обстановки, адаптацией. Чаще всего с данным нюансом сталкиваются первокурсники, которые еще вчера учились в школе и занятия длились по 45 минут, а сегодня им предстоит «не поднимаясь» изучать предмет или тему в течение 90 минут! Согласитесь, что такая смена обстановки кардинальна и не всегда посильна: затекает тело, устает мозг и начинается переутомление и пр. А ведь таких пар ежедневно будет не менее 2-3, а то и более!
В-четвертых, неусидчивость может быть порождена чрезмерной энергией, которую индивиду попросту нужно выплеснуть. В этом деле студент просто выбирает не то русло для активности: вместо занятий и знаний ищет более подвижные пути «эмоциональной и физической разгрузки».
В-пятых, отсутствие усидчивости и терпения вызывает эмоциональная, психологическая незрелость организма, то есть неготовность организма воспринимать действительность и следовать установленным правилам, неумение объективно и адекватно воспринимать реальные условия и факторы. Чаще всего подобная проблема возникает, если индивид изучает программу, не соответствующую его возрасту или текущему уровню развития, подготовки. В данном случае важно проводить тщательный самоанализ, исследовать ситуацию и искать пути по преодолению сложностей, как педагогу, так и студенту.
Отсутствие терпения – фактор больше индивидуальный, напрямую связанный с темпераментом. Но ключевым первооснованием его отсутствия выступает отказ от тренировок выносливости, неумение адаптироваться под выдвинутые условия или умело изменять их под собственные нужды и возможности и пр.
Таким образом, студент становится неусидчивым и нетерпеливым, исходя из собственной эмоциональной и психологической незрелости и неготовности адаптироваться к новым условиям. Притом отсутствие рассматриваемых качеств может быть как специфической чертой его характера, так и признаком отклонений в развития. Обрести данные характерные черты можно только с помощью постоянных тренировок, притом все это происходит сугубо в индивидуальном порядке.
Следствие неусидчивости и нетерпимости студента
Как правило, социум воспринимает неусидчивость и нетерпимость по отношению к окружающим признаком банальной невоспитанности человека, который демонстрирует собственный эгоизм и превосходство над другими в ущерб собственному развитию и деятельности окружающих лиц. К чему же приводит отсутствие рассматриваемых качеств?
Если студент неусидчив на паре, то он создает проблемы и дискомфорт не только себе, но и окружению. Это проявляется прежде всего в том, что он отвлекается и не вникает в суть освещаемой темы или разбираемого задания лично, а также мешает делать это своим однокурсникам. В результате страдают все, ведь материал плохо усваивается или некорректно воспринимается, что может вызвать проблемы в дальнейшем при изучении предмета ведь все темы обычно взаимосвязаны и поэтапно углубляют знания учащихся.
Неусидчивость также провоцирует напряженные отношения с преподавателем, который впоследствии может предвзято относиться к подопечному, «мстить» ему за срыв занятий или непослушание на зачете или экзамене, повышать риск провала во время аттестации и пр. Согласитесь, от чрезмерно активного, но национального студента устают все, в особенности педагог, разрывающихся между освещением темы и разъяснением нюансов, угоманиванием отдельных лиц и развитием дисциплины.
Отсутствие терпения или слабое терпение провоцирует проблемы с успеваемостью, так как студент бросает дело незавершённым из-за собственной лени и неделания, боязни трудностей и пр. В этом случае он может прийти на пары неподготовленным, не выполнить или невовремя выполнить письменные проекты (контрольные, лабораторные работы, курсовой проект и пр.), с опозданием получить допуск к сессии или вовсе не получить его, снизить успеваемость и пр.
Таким образом, слабое развитие или отсутствие усидчивости и терпения доставляет массу проблем для самого студента, а также дискомфорт и сложности для окружающих, негативно сказываясь на продуктивности в учебе и успеваемости, качестве подготовки, дисциплине и взаимоотношениях с коллективом. Поэтому важно развивать, укреплять и постоянно тренировать рассматриваемые параметры.
Условия для развития усидчивости и терпения
Согласитесь, насильно мил не будешь, а делать все по принуждению – «удовольствие то еще». Организм и мозг, несмотря на установку, нежеланные действия и сверхусилия, будет противиться и сопротивляться всеми силами, затормаживая получение конечного результата. Поэтому для воспитания усидчивости и повышения терпимости важно создать подходящие условия.
Во-первых, важно чтобы студент осознал необходимость и пользу приобретения данных качеств, их роль в его жизни (как профессиональной, так и повседневной). Без собственного желания развить усидчивость и терпимости по отношению к учёбе, делам и окружающим возможно, но это будет в разы медленнее и труднее, нежели по собственному желанию и личной инициативе! Поэтому для начала следует определить роль и место указанных качеств и навыков в жизни студента и грамотно его замотивировать на их развитие.
Во-вторых, развивая усидчивость и терпение в рамках учебного процесса, важно минимизировать факторы, провоцирующие отвлечение внимания, отказ от обучения. Поэтому важно подготовить рабочее место или помещение с учетом заявленной цели. В образовательных заведениях для этих целей выделяются специальные аудитории с комфортными условиями в стиле «учебный минимализм», достаточный для усвоения новшеств: просторное помещение, парты, стулья, доска или мультимедийный проектор, трибуна, освещение и пр. В данном случае всевозможные «отвлекающие маневры» сведены к минимуму: использование гаджетов обычно запрещено, разговаривать на занятиях с соседом по парте нежелательно и пр. Аналогичная ситуация должна прослеживаться и в иных местах: дома, на дополнительных занятиях.
То есть основа развития усидчивости: минимум провокаций, минимализм атрибутики, достаточной для разбора тем и изучения предметов.
В-третьих, начинать развивать рассматриваемые параметры у студента лучше всего с тех моментов, которые ему посильны и интересны. То есть важно его заинтересовать темой, предметом, задачей и пр. Сделать это можно разными способами: формат занятия (классическая лекция или просмотр фильма, викторина или деловая игра), тема (даже самую нудную, классическую тему можно преподнести неординарно и необычно), индивидуальное или групповое задание/проект и пр.
В-четвертых, тренировать и развивать усидчивость, воспитывать терпение важно ежедневно, поэтому целесообразно тщательно планировать все дни и занятия. Обратите внимание, что в распорядке дня не будет пункта «развить усидчивость» или «потерпеть 15 минут». Указанные параметры будут «сопутствующим эффектом» при выполнении намеченных дел. Главное – наметить список заданий, грамотно расставить приоритеты, не отлынивать от работы и ответственно подходить к каждому пункту (даже если он мелочный или незначительный). Только ежедневные тренировки позволят воспитать и развить указанные качества, закрепить их в более короткие сроки и пр.
Таким образом, для воспитания и закрепления усидчивости и терпения студенту достаточно придерживать простейших принципов: посильность, личный интерес или грамотная мотивация, рабочие условия и стабильность (ежедневный подход).
Самые эффективные способы развития усидчивости и терпения среди студентов
Итак, пришла пора рассказать о возможных действиях, приемах и вариантах воспитания, развития и закрепления таких качеств студента, как усидчивость и терпение. Обратите внимание, что зарождаться и совершенствоваться они будут одновременно или параллельно, так как без усидчивости не выработать терпения, а без терпения не будет никакой усидчивости. То есть, чтобы усидеть на месте и сосредоточиться, придется перетерпеть определенные моменты (побороть лень, отказаться от разговоров, перетерпеть физиологические потребности и не выходить из аудитории и пр.). В то же время для воспитания терпения важно контролировать себя, стараться сконцентрироваться на теме/задании в течение заданного периода времени (пары), приучить себя к определённому порядку и пр.
Развитию и закреплению усидчивости и терпения способствуют ежедневные тренировки. Притом они могут быть как преднамеренными, так и общими, повседневными. Все способы по становлению и стабилизации указанных параметров можно разделить на три большие группы.
Первая – повседневная или типичная, необязательная. К данной разновидности относят обычные повседневные дела, ритуалы студента, которые он выполняет беспрекословно. Они фактически уже выработали определенный план действий, ответственность к исполнению соответствующего дела, мероприятия, то есть в какой-то степени закрепили в сознании минимальные навыки усидчивости и терпения. Он выполняет их несмотря на свое «не хочу». «не могу» и пр.
К данной категории можно отнести следующий список занятий:
- Пробуждение в назначенное время и утренние процедуры: умывание, гигиена, завтрак, зарядка и пр.;
- Подготовка домашнего задания на предстоящий день с учетом расписания занятий и пр.;
- Выполнение домашних обязанностей: уборка, готовка, стирка, глажка, «семейный час» и пр.
То есть данная группа методов призвана развить привычку действовать, не отлынивать от работы, находить в себе силы и мотивировать себя к свершению поступков и получению результатов. Для этого достаточно грамотно планировать день и не отказываться от намеченного списка заданий. Для ответственного студента данная группа способов по развитию усидчивости и терпения не вызовет труда и лишних вопросов. Ответ будет один: надо – значит надо.
Вторая комбинация способов по воспитанию и развитию усидчивости, терпения – игровая. Как отмечают психологи, данная ниша считается самой эффективной. Она позволяет быстро заинтересовать студента, побудить в нем желание действовать, выполнять задания, замотивировать и развить творческие способности в решении типичных и даже непростых задач в рамках изучаемой темы или предмета. Притом игровая форма активно и эффективно работает на любом предмете с любым педагогом (даже с тем, у которого у учащегося сложились напряженные отношения). В таблице ниже мы представим список и краткую характеристику наиболее распространенных игровых форматов.
Пазлы Для формирования полноценной картинки, разбитой на кусочки. Нужно немало терпения, внимательности. Согласитесь, что подобрать нужный оттенок, фигуру – не просто, притом на поиск нужных компонентов может уходить немало времени. Вот где проверяется и тренируется усидчивость и терпение. До финала дойдет только сильнейший и натренированный! |
Рукоделие Вышивать или шить – посильно не каждому. В данном случае развивается творческий подход к делу, умение следовать инструкциям, а также мелкая моторика. Притом вышить картину или сшить фартук потребует изучения соответствующих правил, тренировки. |
Картины по номерам, алмазная мозаика Для выполнения данного задания или следование этому хобби потребует немало времени и сил в сочетании с мелкой моторикой, кропотливостью. Без терпения закончить картину не удастся, а усидчивость лишь ускорит данный процесс. |
Антистрессовые раскраски Данный вариант отлично развивает усидчивость и креатив, а также позволяет успокоить нервы, расслабиться после напряжённого дня и просто получить удовольствие от процесса и полученного результата. |
Кто вперед? Данная игра – вполне азартная, но применима повсеместно. Она позволит ускорить процесс изучения темы, выполнения задания. Нужно подготовиться к предстоящей контрольной? Попробуйте поспорить или посоревноваться с одногруппником, кто выучит быстрее и больше. Поверьте, результат не заставит себя долго ждать. |
Игры на внимательность Данный вариант отлично подходит для развития концентрации внимания, запоминания условий, следования инструкциям. В этом деле ведущую роль играет терпение: важно терпеливо выполнять все задания, учитывать все факторы, условия и параметры. |
Кроссворды и головоломки Согласитесь, что использование кроссвордов и головоломок улучшает ориентацию студента в информационном поле и позволяет быстро определить его сильные и слабые стороны. Параллельно с общим развитием студент развивает логику, мышление, внимание, а вместе с ними усидчивость и терпение в разборе неведомых полей |
Настольные игры (общие и тематические) Настольные игры, как правило, не ограничены по времени. Поэтому, чтобы узнать победителя, придется немало посидеть. В этом случае индивид учится адаптироваться под текущие условия, принимать их и грамотно воспринимать ситуацию, принимая поражение или радуясь победе |
Молчанка Данная игра универсальная и позволяет не просто развить терпение (чтобы не вымолвить слово при любых провокациях), но и установить дисциплину (тишину) |
Шашки и шахматы Для игры потребуется изучить и запомнить ряд правил, на что потребуется и усидчивость, и терпение, и логика. Притом продолжительность игры не ограничена по времени и зависит от ходов, действий игроков. Поэтому придется завершить начатое до конца, чтобы выявить победителя. |
Каллиграфия или конспектирование Данный метод работает преимущественно среди детской группы, требует покорности, терпения (ведь далеко не все получается с первого раза) и упорства, не говоря об усидчивости |
Спортивные игры Данный вариант – самый успешный, где можно развить терпение и выносливость, усидчивость и выплеснуть море энергии, развеяться перед выполнением сложных дел и заданий. Недаром студенты любят физкультуру, где можно с легкостью практиковать данный прием |
Вышеописанные игры – стандартный набор для развития усидчивости. Каждый студент может играть самостоятельно или с одногруппниками во внеурочное время. Также преподаватели могут успешно применять игровой подход в обучении, изобретая тематические деловые игры.
Обратите внимание, что еще до запуска игры потребуется усидчивость и терпение: при изучении и запоминании правил, автоматизации действий, признании поражения и пр. То есть игровой подход позволяет развить не только рассматриваемые категории и качества, но и дополнительные параметры: внимательность, сосредоточенность, логика, память и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Третья группа способов по развитию и тренировке усидчивости и терпения основывается на принципах тайм-менеджмента. Здесь все методы работы будут ограничены по действиям, продолжительности, имеет четкие правила и пр. Именно эти каноны признаны самыми дозированными, содействующими постепенному развитию соответствующих качеств и умений.
В данном случае чаще всего применяют следующие подходы:
- Планирование дня с автоматизацией данной привычки. В этом случае важно продумать первоочередность намеченных задач, требования к качеству их выполнения, ;
- Метод Помидора, предполагающий грамотное чередование дел и отдыха. Данный способ позволяет не только тщательно изучить тему и выполнить все задания, разобраться в нюансах, но и дозированно развивать усидчивость и терпение. Подробнее можно узнать о данном способе из нашей статьи.
- Метод упрощения. В основе этого подхода лежит принцип «расчленения» сложной задачи на более простые, которые уже посильны студенту и помогут быстрее и проще вникнуть в суть предмета, темы. Важно отметить, что не стоит планировать слишком много задач, этапов. Старайтесь упрощать оптимально, чтобы не растрачивать энергию и силы, время зря. Ведь наверняка у вас в запасе не одно дело…
Обратите внимание, что метод тайм-менеджмента – основа учебного процесса в любом образовательном заведении. Все занятия дозированы по времени, все дисциплины разбиты на определенное количество тем и академических часов и пр. Студенту остается лишь приноровиться выдерживать установленный темп обучения: спокойно сидеть и вникать в материал на протяжении пары, определить индивидуальный темп изучения и следовать ему и пр.
Таким образом, независимо от выбранного способа по выработке усидчивости и терпения, данный процесс — дело времени и желания учащегося. На развитие и закрепление, переход умений в навыки и привычку погребутся время. Поэтому важно ежедневно выполнять все намеченные задания и планы, не лениться, и вы сами не заметите, как станете терпеливее и усидчивее.
Обратите внимание, что наряду с данными качествами происходит развитие таких важнейших параметров личности, как самообладание и самоконтроль, самодисциплина.
Советы экспертов Дисхелп по развитию усидчивости и терпения у студентов
Не стоит думать, что на развитие данных навыков достаточно пару дней. Будьте готовы к длительному самосовершенствованию и неудачам. Притом не стоит себя корить за срыв, провал. Главное – собраться с мыслями, принять ситуацию, какой она есть и продолжить начатое дело.
Увеличивайте продолжительность занятий или работы, ход выполнения намеченных задач ежедневно на пару минут. Такой ход позволит незаметно увеличить время обучения без изнурительного ожидания окончания таймера, звонка с пары и пр.
Не бойтесь плохого результата и/или критики. Какой бы ни был результат, он есть, а значит, студент стремился выполнить порученное задание согласно уровню его развития, прилагая определенную (пусть не совсем достаточную порцию усилий). Более того, не стоит пугаться и бояться критики, остро ее воспринимать. Главное – извлекайте урок из всех рекомендаций, советов, замечаний и даже критики. Это позволит увидеть явные недостатки и оперативно их ликвидировать, повысить уровень и качество подготовки, развить терпение к делу и окружающим. Согласитесь, что без терпения невозможно спокойно и объективно воспринимать критику.
Перед выполнением задания устрани все провоцирующие факторы, чтобы меньше отвлекаться от пустяков. Для этого важно организовать рабочую зону: отключить гаджеты, предупредить окружение о «режиме тишины», подготовить необходимые материалы и пр. Чем меньше на виду соблазнов, тем лучше усидчивость и стремление к цели, крепче терпение.
Самомотивируйтесь. В данном случае важно вознаграждать себя по заслугам. Не получилось? Не беда, успокойтесь, возьмите небольшой приз за усердие и усилия, а затем приступите к решению проблемы заново. Но по достижении намеченной цели обязательно наградите себя по «полной программе».
Заведите ежедневную привычку и переводите на подобный тон все важные дела. Привычка – гарантия результативности, высокой продуктивности, усидчивости и терпеливости.
Самым главным принципом по выработке усидчивости и терпения – доводите начатое дело до конца. Как гласит народная мудрость: «Сделала дело – гуляй смело». Поэтому не спешите бросать задание на половине пути, даже если оно не получается, вызывает отвращение. Вырабатывайте в себе смирение, кропотливость и ответственность, которые будут провоцировать усидчивость, внимательность и терпение к активному режиму.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!