Студенты – люди очень активные, инициативные, но порой в их жизни наступает переломный момент. Он способен в корне изменить привычный темп работы, снизить продуктивность в учебе и подвигнуть к прокрастинации со всеми соответствующими последствиями. Чаще всего такие перемены связаны с так называемой студенческой апатией.
СОДЕРЖАНИЕ
Что такое студенческая апатия и как она проявляется?
Апатия студента – это специфическое явление из области психологии, которое сопровождается рядом негативных тенденций:
- Снижение мотивации и интереса к обучению (как в отношении отдельно взятых предметов, так и в рамках обучения в целом);
- Снижение активности и продуктивности на занятиях; снижение концентрации внимания и скорости усвоения материалов, некачественное выполнение письменных заданий, курсовых и иных работ и пр.;
- Эмоциональное выгорание индивида;
- И пр.
То есть студенческая апатия – это феномен, который фактически затормаживает развитие универсанта. Она проявляется самыми разными способами.
Во-первых, одним их симптомов данного явления считается прогуливание занятий и появление пробелов в знаниях. То есть студент предпочитает учебе любые иные увлечения или безделье, сон и отдых.
Вторым параметром, свидетельствующим о возникновении апатии, является невыполнение домашнего задания и низкая (или вовсе нулевая) готовность к парам (отсутствие конспектов, учебников и пр.). То есть если универсант отказывается готовиться к предстоящим парам, не намерен на них работать и делать записи, то его одолевает рассматриваемая психологическая хандра.
Третьим критерием признается резкое снижение успеваемости. Немудрено, если прогуливать пары и не делать домашнее задание, то откуда взяться знаниям? Универсант не сможет ответить на вопросы по таким темам. Также ему буду непосильны соответствующие практические задания.
Еще одной характерной чертой студенческой апатии является прокрастинация. О ней мы писали ранее. В этом случае студент откладывает выполнение заданий «на потом», но когда это «потом» наступит никто не знает. Нередко при таком раскладе индивид не успевает вовремя выполнить и сдать задание, получает неуд и необходимость отработать данный «штраф».
Студенческая апатия – это серьезное отклонение, способное довести учащегося до грани – отчисления. Притом при возникновении этого недуга страдает не только учеба, но и личная жизнь. Обычно в одной связке с этим явлением находятся депрессия, лень и пр.
Причины развития студенческой апатии
Почему возникает апатия у студента? Все индивидуально.
Основание для развития апатии |
Провоцирующие факторы |
Неправильный выбор вуза и профессии | Давление со стороны при выборе профессии, учебного заведения для поступления |
Разочарование в образовательной программе и профессии | Расхождение между представлениями об учебе специальности с реальным положением дел, учебным процессом, требованиями рынка труда |
Отсутствие четких и ясных целей, низкая мотивация к обучению | Непонимание роли образования в жизни и при построении карьеры, отказ от прохождения теста на профессиональное ориентирование, выбор профессии без учета интересов |
Адаптация к новым условиям и требованиям, окружению | Неврологические и психологические особенности в развитии индивида, его коммуникационные качества и навыки |
Высокая нагрузка и неравномерное распределение времени и сил, ресурсов | Неумение адекватно оценивать собственные возможности и силы, планировать |
Непонимание отдельных предметов и сложности в их освоении | Низкий уровень подготовки, лень, отказ от самообразования |
Неудовлетворенность условиями обучения | Несоответствие представлений и реалий, низкий уровень подготовки |
Лень | Прокрастинация, усталость и переутомление |
Но в большинстве случаев первопричиной развития такого состояния являются:
- Неправильный выбор вуза и профессии, освоение навязанной программы и неприязнь к соответствующей профессии, сфере деятельности.
Чаще всего первопричиной такого феномена становится давление родителей и окружения при выборе вуза, специальности. В этом случае решение о поступлении приняли за абитуриента и навязали ему соответствующее мнение и обязанности. Именно при таких обстоятельствах учеба превращается в каторгу: направление – неинтересно, освоение предметов – очень сложно и медленно, желание развиваться в этой сфере – минимально или полностью отсутствует. То есть вузовец просто не заинтересован в профессиональном развитии.
- Разочарование в образовательной программе и профессии.
Обычно данный сценарий связан с предыдущим или когда ожидания индивида не совпали с реальностью. Зачастую абитуриенты некорректно предоставляют ход обучения, полагая отсутствие домашнего задания, необходимости изучать литературу и отдавая дань сугубо практической подготовке. Как только реалии и ожидания начинают идти врозь, мотивация и интерес, энтузиазм к развитию снижается на «нет».
- Отсутствие четких и ясных целей, низкая мотивация к обучению.
Если индивид изначально до конца не уверен в том, что постигаемая им специальность пригодится ему в жизни, не осознает способы ее применения, пользу, то желание развиваться будет падать. Согласитесь, что целенаправленное погружение в выбранную область, куда интереснее и эффективнее.
- Адаптация к новым условиям и требованиям, окружению.
Смена коллектива также накладывает свой отпечаток на состояние универсанта и качество его развития. Чрезмерно детские требования со стороны преподавателей, новое расписание занятий с более высокой нагрузкой, сложные отношения со сверстниками усложняют обучение. Индивид порой стесняется просить помощи вследствие чего не может справиться с заданием и получает неуд.
- Высокая нагрузка и неравномерное распределение времени и сил, ресурсов.
Согласитесь, что учеба в школе и колледже, вузе кардинально отличается. Как правило, чем выше уровень обучения, тем больше нагрузка. Если студент не владеет приемами тайм-менеджмента, не умеет правильно расставлять приоритеты, перераспределять ресурсы, то его продуктивность падает. Он банально не успевает изучить все необходимые материалы и понять их, не успевает выполнить практические задания или проекты к обозначенным педагогом срокам.
Все это не только подрывает его репутацию, но и грозит появлением академической задолженности.
- Непонимание отдельных предметов и сложности в их освоении: трудные задания и слабый уровень текущей подготовки универсанта.
У каждого учащегося есть любимые, легкие дисциплины, а также ненавистные предметы, с которыми им трудно справиться. Чем больше таких наук и заданий, тем сложнее учиться. В случае неудач, неправильного решения, некорректного ответа интерес к учебе снижается. Студент полагает, что преподаватель попросту к нему придирается и пускает все на самотек. На фоне апатии ему просто не хочется вникать в материал разбираться в деталях и пр. То есть на фоне сложностей он начинает некорректно воспринимать действительность, жалеть себя.
- Неудовлетворенность условиями обучения.
Данное основание появляется с первых дней или по мере погружения в профессию. Чем больше и разнообразнее предметов, тем становится сложнее. Порой сложности пугают или переутомляют, порождая тем самым апатию и депрессию одновременно.
- И пр.
Согласитесь, что причины возникновения апатии у вузовцев и сузовцев могут быть самыми разными и спровоцированы как внешними, так и внутренними факторами.
Интересно, но факт: банальная лень также приводит к развитию апатии!
Виды студенческой апатии
Студенческая апатия – это не однотипное состояние. Оно имеет массу разновидностей. Притом каждый вид обладает специфическими чертами. Итак, какой же бывает апатия у студента?
Одной из разновидностей является учебная апатия. Она связана именно с отказом развиваться, выполнять задания, изучать материалы и предметы, решать задачи и пр. Фактически страдает академическая успеваемость, репутация среди преподавателей и сверстников.
Вторым форматом выступает социальная апатия. Она связана с психологическим напряжением в коллективе, сменой обстановки. Чаще всего данный тип проявляется в напряденных или конфликтных отношениях с преподавателями, одногруппниками, несоблюдением действующих внутривузовских норм и правил.
Третий вариант – апатия саморазвития. В данном случае учеба может не страдать или снижаться незначительно. При таком раскладе студент просто оказывается заниматься дополнительно, посещать сторонние или дополнительные секции и пр. Он настолько загружен и напряжен текущей учебой, что попросту не хочет захватывать что-то «сверхпрограммы».
Еще один тип студенческой апатии – эмоциональная.Она связана с так называемым эмоциональным выгоранием, отсутствием стимулов и интереса к обучению, повышенной утомляемости и нервозности и пр.
В зависимости от того, какую часть учебы захватывает апатия, можно выделить полную и частичную. Первый вариант полностью захватывает универсанта и фактически блокирует его развитие: он отказывается от посещения занятий, выполнения заданий, изучения конспектов и литературы и пр. Частичная апатия чаще всего затрагивает ненавистные и трудно подъемные для вузовца предметы, науки у конфликтного или придирчивого преподавателя и пр.
У одного студента может наблюдаться как один тип апатии, так и несколько. Чем больше апатийных форматов проявляется, тем сложнее выбраться из этого состояния.
К чему может привести апатия студента?
Студенческая апатия – состояние довольно серьезное, способное в значительной степени усугубить его положение.
Каковы же последствия?
Причины |
Следствия |
Неправильный выбор вуза и профессии | Снижение успеваемости, прогуливание занятий, отчисление из вуза |
Разочарование в образовательной программе и профессии | |
Отсутствие четких и ясных целей, низкая мотивация к обучению | Снижение мотивации и продуктивности в учебе, появление академической задолженности и риск отчисления |
Адаптация к новым условиям и требованиям, окружению | Нарушения неврологического и психологического типа, снижение самооценки |
Высокая нагрузка и неравномерное распределение времени и сил, ресурсов | Выгорание студента, развитие депрессии и прокрастинации |
Непонимание отдельных предметов и сложности в их освоении | Пробел в знаниях, сложности в выполнении заданий, низкий уровень подготовки, риск провала на аттестации |
Неудовлетворенность условиями обучения | Снижение самооценки и самоуверенности, нервозность |
Лень | Отчисление, академическая задолженность |
Во-первых, данное отклонение в поведении учащегося способно напрямую отразиться на его успеваемости. Незнание материала, отказ от ответа на занятии усложняет ход освоения. Наличие пробелов в знаниях затормаживает погружение в новые темы и задания. Преподаватель, замечая нежелание трудиться и активничать на парах, начинает ставить низкие оценки.
Во-вторых, прогулы способны привести к тому, что индивид пропустит важные темы и не получит базовые знания для дальнейшего развития. Также наличие пропусков может усложнить получение допуска к зачету или экзамену. Вузовцу придется отрабатывать все неявки.
В-третьих, апатия у студента может перейти из частичного состояния в полное, стать одной из плохих привычек. В этом случае возрастает риск отчисления на фоне неусвоения программы.
В-четвертых, апатия – первоисточник прокрастинации, а как следствие – лени и депрессии. Справиться со всеми тремя недугами бывает очень сложно. Порой универсантам приходится обращаться за помощью к квалифицированным психологам. На фоне указанных состояний у вузовца снижается самооценка, падает уверенность в собственных силах, развивается тревожность, а как только он осознает риск отчисления – то его может атаковать паника и страх (панические атаки).
Студенческая апатия может нанести как слабый вред (успеваемости, поведению), так и серьезный. Главное – вовремя предпринять меры по борьбе с этим недугом.
Как бороться с апатией студенту?
Итак, апатия – это серьезный и один из главных врагов универсанта. Очень важно противостоять ей, чтобы в дальнейшем не набрать долгов, массу проблем с развитием и психоэмоциональным состоянием. Нередко у вузовцев разворачивается самая настоящая борьба с ней. Ниже мы расскажем наиболее эффективные стратегии по противостоянию с апатией.
Способ 1. Поиск интересов. Студенту следует в очередной раз проанализировать образовательную программу, выбранное направление и постараться найти позитивные моменты, которые смогут повысить мотивацию к развитию. То есть важно правильно настроить себя на учебу. В этом деле эффективно работают методы НЛП.
Способ 2. Метод поощрений. Студенту следует продумать систему «кнута и пряника». Как только он добился успеха, преодолел одно из испытаний, выполнил сложное для себя задание, то должен наградить себя. Если же оступился, поленился, нарушил обещание или требование – следует наказание. Притом важно соблюдать все условия игры.
Способ 3. Поиск союзников. В данном случае важно научиться развивать коммуникации и общаться. Порой решать задания, писать конспекты и проекты совместно с кем-то интереснее и проще. Делегирование полномочий ускоряет ход погружения в предмет, а также объединяет «товарищей по несчастью». Также в командной работе преобладает азарт (кто больше сделает, кто лучше выполнит, у кого получится правильный ответ и пр.), который подстегивает к покорению новых вершин.
Способ 4. Подключение сильных сторон, талантов и способностей. В данном случае важно адекватно оценивать собственные возможности и перспективы, грамотно выстраивать стратегию обучения. В основе такого подхода лежит принцип избирательности: используйте понятные и посильные для себя приемы, подходы, преобразовывайте формулы решения с учетом текущих знаний и умений.
Способ 5. Сотрудничество с преподавателями. Согласитесь, дружба с педагогом еще никому не навредила. В данном случае можно легко получать консультации, иногда – получать поблажки. Главное – обзавестись соответствующей репутацией. Поэтому на первых порах придется усердно потрудиться, заслужить доверие наставника. Далее – грамотно пользоваться соответствующим положением. Но не злоупотребляйте такими взаимоотношениями. Как только преподаватель заметит, что вы его «используете», дружба может моментально перейти во вражду, которая породит еще больше проблем, чем простая апатия.
У каждого вузовца и сузовца будет свой подход к борьбе с апатией, исходя из его набора возможностей и качеств. Главное – не ждать у моря погоды и начинать действовать первым.
Методы профилактики студенческой апатии
Апатия – процесс нарастающий, постепенно захватывающий разум и волю универсанта. Не бывает такого, что он в раз, моментально отказался учиться. Притом всегда развитию такого отклонения сопутствуют определенные признаки, «красные флаги». Именно на них стоит реагировать как можно быстро, оперативно.
Опытные психологи отмечают способы профилактики и избежания студенческой апатии:
- Как только студент почувствовал, что устал от учебы, нужно пересмотреть текущую нагрузку. Конечно, он не в силах пересмотреть и переутвердить расписание занятий. В его распоряжении только внеучебное время. Именно его нужно грамотно перераспределить. Опирайтесь на учебный план, расписание занятий и принципы тайм-менеджмента. Используйте техники прерывистого обучения при выполнении домашнего задания. Постарайтесь высвободить время на отдых (любым доступным и легальным способом).
- Не торопитесь после пар бежать домой и садиться за домашнее задание или подготовку к предстоящим испытаниям: контрольным работам, теста, зачетам и экзаменам. Выделите себе как минимум 60-90 минут, чтобы организм отдохнул, перенастроился. В это время можно заняться любимым хобби или просто погулять, отдохнуть.
- Пересмотрите питание. Появление признаков апатии напрямую связано с физическим и эмоциональным истощением, то есть дефицитом определенных витаминов (чаще всего группы В).
- Объединяйтесь для выполнения общих задач. В данном случае можно перераспределить комплексное задание на несколько одногруппников и объединить соответствующие части. Это и ускорит ход подготовки, и облегчит учебный процесс, снизит риск переутомления и выгорания.
Каждый универсант может подобрать для себя наиболее выгодный и удобный способ профилактики апатии. Главное – оперативно реагировать на собственное общее состояние. При первых симптомах, следует проанализировать ситуацию и продумать дальнейший путь обучения. Не менее важно выделить первопричину апатии и воздействовать именно на нее.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Советы по борьбе со студенческой апатией
Студенческая апатия на сегодняшний день проявляется все чаще. В большей степени она зависит от личностных качеств учащегося, его подготовки и способностей, умения адекватно воспринимать действительность и распоряжаться имеющимися ресурсами. Ниже мы представим несколько советов, которые помогут противостоять данному феномену.
- Постарайтесь установить четкую цель и наметить собственный (индивидуальный) план обучения. Делайте особый акцент на сложных предметах. Их придется изучать более кропотливо, серьезно. Переигрывайте ход подготовки: минимум времени на известные и понятные вещи, максимум – на пробелы в знаниях.
- Развивайте полезные привычки и полезные связи. Первая категория поможет адаптировать учебный процесс и сделать его более рациональным, последовательным и доступным. Второй компонент предполагает наличие союзников и педагогов, которые смогут помочь в выполнении сложных поручений словом или делом.
- Правильно организуйте учебный процесс. Здесь очень важно нормировать нагрузку, расставит приоритеты и перераспределить соответствующие ресурсы.
- Не бойтесь просить помощи. Если понимаете, что медленно, но верно идете ко дну и самостоятельно выбраться из сложившейся ситуации не сможете – обращайтесь за помощью. В данном случае можно заручиться поддержкой «знающего» друга, преподавателя, тьютора или репетитора, квалифицированного консультанта и пр.
Согласитесь, что бороться со столь серьезным врагом в одиночку сможет только психологически и эмоционально сильный студент. При появлении любых проблем в учебе он может обратиться за помощью к экспертам ДиссХелп, которые помогут словом и делом.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
в целом ничего необычного для студента. вполне привычное состояние, особенно к концу семестра или после сессии. но вот правильно бороться с ним все же нужно уметь. не каждый способен выбраться из такого «дна», не допустить прокрастинации и снижения мотивации к учебе. Спасибо за хорошие подсказки, описание способов борьбы. интересно было почитать.
у нас преподаватели не видят апатии, а замечают только халатность и лень студента. хотя с психологической точки зрения это можно квалифицировать как целое заболевание, которое нужно лечить специфической терапией: самоанализ, мотивация и пр.