Студенту на заметку: учимся грамотно расставлять приоритеты

Доминирующая часть проблем на учебном поприще возникает на фоне различных причин: пропуски, слабая подготовка, непонимание темы, свободолюбивая жизнь и пр. Казалось бы, причины провалов и неудач, хвостов и пробелов в знаниях очевидны. Но на самом деле «корень зла» кроется совсем иной стороне – неправильная расстановка ориентиров.

Студенту на заметку: учимся грамотно расставлять приоритеты
Доминирующая часть проблем на учебном поприще возникает на фоне различных причин: пропуски, слабая подготовка, непонимание темы, свободолюбивая жизнь и пр. Казалось бы, причины провалов и неудач, хвостов и пробелов в знаниях очевидны. Но на самом деле «корень зла» кроется совсем иной стороне – неправильная расстановка ориентиров.

Что такое приоритет и что им может быть у студента?

Под приоритетом следует понимать наиболее важные и значимые задачи, требующие незамедлительного или скорейшего решения. Жизнь студента настолько разнообразна и насыщена, что порой разобраться, какое дело следует выдвинуть на первый план, что последует за ним, оказывается непросто.

Приоритеты – критерии сугубо индивидуальные, зависящие от массы факторов: характер и личные/профессиональные качества индивида, его отношение к делу, распорядок дня, цели, внешние и внутренние условия, статус, значимость дела и пр.

Из чего формируются приоритеты студента?
Из чего формируются приоритеты студента?

Приоритет является основной категорией в тайм- менеджменте (науке о планировании). В его составе принято выделять следующие элементы:

  • Приоритетная задача, то есть это те дело или миссия, которая должна быть реализована в первую очередь;
  • Приоритетная цель – основное дело, требующее внимания, контракция и сосредоточивания прежде всего;
  • Общие приоритеты – определенные ценности, которые в жизни выносят на первый план, но в некоторых обстоятельствах могут быть отодвинуты. Притом именно такие элементы требуют больше времени и внимания.

Обратите внимание, что все составные части «приоритетности» различаются по масштабам: от меньшего к большему и пр., но значимость и ценность при этом остаются высокими.

Постановка приоритетов предполагает корректную расстановку целей и задач по мере их важности, срочности и посильности, указанные три принципа в одной связке позволяют преуспевать всегда и во всем.

«Поставить цель? Легко!» — подумали Вы. На самом деле определить или поставить цели и задачи просто, но правильно их распределить. Та самая загвоздка состоит именно в правильном перераспределении. Здесь студенту предстоит полагаться на три вышеперечисленных принципа:

  • Важность. Для этого достаточно сконцентрироваться на деле или списке дел и ответить в отношении каждого из них на вопрос: «Что будет, если я не сделаю это?». Далее оценивает ответы на предмет «наибольшего вреда» — от какого несовершенного поступка студент пострадает больше всего.
  • Срочность. Здесь можно подойти с двух ракурсов: первый – учесть намеченные сроки выполнения задания (к какому дню следует подготовить), второй – сколько времени потребуется на его реализацию. Исходя из этих параметров, следует поставить его «на очередь».
  • Посильность. Данный критерий предполагает, что студенту может понадобиться дополнительная помощь или подготовка, чтобы выполнить задание, от чего будет зависеть темп выполнения задач.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Виды приоритетности

В целом студенты и опытные специалисты по тайм-менеджменту на практике выделяют три основных параметра для расставления приоритетов. В планировании (в чем, собственно, и заключается суть расстановки приоритетов) важно уметь определять задания по вышеописанных трем принципам, но не в рамках каждого отдельного из них, а в конкретных комбинациях:

  • Важные и срочные. Именно эти задания выходят на первый план. Они обязательны к исполнению, выполнить их нужно быстрее. Поэтому их выносят на самый первый фланг.
  • Важные, но несрочные. К данной категории относят значимые задания, от результата которых зависит успех, успеваемость и иные возможности, судьба учащегося (итоговая отметка допуск к сессии, репутация и пр.). «Не срочность» проявляется в том, что их подготовку или выполнение можно отложить на небольшое время (на пару дней), то есть на их выполнение имеется время в запасе.
Как грамотно расставлять приоритеты?
Как грамотно расставлять приоритеты?
  • Срочные, но неважные. В данном сегменте присутствуют дела, которые в целом необходимо выполнить к определенному (ближайшему) сроку, но при этом их невыполнение не нанесет существенного урона учащемуся или к их выполнению можно подойти менее ответственно
  • Несрочные и неважные. «Такого не бывает!» — скажете Вы. Но на деле бывает. Притом рекомендуется такие дела и планы откладывать на самый последний момент или вовсе отказаться от их выполнения.

Данная градация у студента основывается на следующих параметрах:

  • Расписание занятий – оно позволяет распределить дела по срочности и важности одновременно, определив, сколько времени и сил потребуется на выполнение домашнего задания и иных дел, грамотное распределение дел с учетом хобби, домашних обязанностей и иных дел;
  • Уровень подготовки и временные затраты: какие задания студенты выполнит быстро, без особых усилий, а на какие потребуется посвятить больше времени ради изучения дополнительной литературы;
  • Характер дел: на первое место у студента конечно должна выходить учеба, а все остальное – второстепенно, как поется во всем известной песне «Главней всего погода в доме, а все другое — суета». Поэтому сначала выделяем время на учебу и изучение предметов, а затем выполняем остальные цели, связанные с хобби, домашними обязанностями, дополнительными секциями и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Зачем нужны приоритеты студенту?

В целом, классическая или основная миссия приоритетности – своевременно и качественно выполнить намеченную цель, задание для достижения конкретного результата или успеха.

Но на самом деле грамотная расстановка приоритетов позволяет студенту учесть всевозможные факторы, тщательнее подготовиться к событию (со всех допустимых сторон, обстоятельств и пр.), тщательнее продумать траекторию развития и повседневной жизни.

Основные вопросы при расстановке приоритетов
Основные вопросы при расстановке приоритетов

С помощью приоритетов можно определить характер дел и отношение к ним со стороны учащегося:

  • Выгода или ожидаемый результат. Соотношение указанных параметров позволяет студенту грамотно взвесить собственные силы и оценить. Что он должен получить по мере их расходования. Если затраты превзойдут ожидания, от скорее всего студент отложит или откажется от реализации плана.
  • Принцип «приятно/неприятно». Конечно, если полагаться на этот параметр, то добиться успеха вряд ли удастся, ведь далеко не все задания будут приятными и легкими. Но для ликвидации проблем, опытные специалисты рекомендуют сначала выполнять неприятные дела, постепенно переходя к противоположным. Также опускается сначала реализация приятного (что вызывает меньше недуга, отторжения и пр.) с переходом к менее привычным и приятным моментам.
  • Степень «моральной и духовной экологичности». Согласитесь, выполнять дело, приходящееся не по душе – более чем неприятно, а также это доставляет массу негодования, неудобств и негативных эмоций, что может аналогично сказаться на здоровье и внутреннем состоянии. Но в учебе рекомендуется избегать данного правила при расстановке приоритетов, так как фактически реализовывать все задания студенты просто обязаны невзирая на хочу/не хочу, буду/не буду.

Учимся правильно расставлять приоритеты: лучшие методики

К сожалению, люди лишь с годами понимают, что дороже и ценнее, важнее всего на свете – это не учеба, работ, статус, а здоровье и жизнь. Поэтому не стоит намечать кучу мероприятий на день или месяц, перегружая себя и провоцируя на развитие депрессии, усталости, и как следствие снижением иммунной системы. Решить все проблемы поможет именно расстановка приоритетов и планирование дел.

Наиболее востребованными среди студентов схемами по определению и классификации приоритетов выступают:

  • Прием ABCDE.
Метод-ABCDE для расстановки приоритетов
Метод-ABCDE для расстановки приоритетов

Суть данного алгоритма заключается в экономии времени на ненужных вещах. Для этого достаточно распределения дел по блокам: А – важнейшая работа, которая обязательна к выполнению во избежание серьезных последствий, В – важные дела и мероприятия, которые в случае неисполнения не доставят существенных проблем и неудобств, С – задания, которые желательно выполнить, чтобы не усугублять положение, D – мероприятия и дела с «отложенным сроком исполнения», Е – то, от чего без риска и ущерба можно просто отказаться.

  • Система GTD.
Как работает Система GTD при расстановке приоритетов?
Как работает Система GTD при расстановке приоритетов?

Эта схема предполагает привлечение сторонней помощи в выполнении намеченных задач – делегирование полномочий. Притом здесь важно тотальное планирование: кто и чем будет заниматься, к какому сроку должно быть выполнено поручение, проверка полученных результатов и пр.

  • Списки или таблицы задач, пометки.

Суть данного алгоритма заключается в планировании дел на основе ранее сделанных пометок. Студенту важно помечать у себя (в блокноте, тетради, веб-заметках) все задания, которые следует выполнить. В конце дня или недели ему нужно составить «индивидуальный план», где будут прописаны дни, время и дела с грифом «к исполнению». Заметки не позволят забыть дело, а планирование – позволит грамотно распределить предстоящие мероприятия, задания и силы.

Подобных методик по проектированию и конкретизации приоритетов масса, но каждый студент и человек определяет оптимальный для себя вариант или разрабатывает собственный план действий по распределению задач.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Советы Дисхелп по грамотному планированию и определению приоритетов

Чтобы расставить цели, учащимся достаточно придерживаться простейших правил:

  • Обязательно фиксируйте все поручаемые педагогом задания. Неважно, как и где, главное – отметить: суть задания, вопросы, рекомендации и пр.;
  • Заведите еженедельник или дневник и помечайте все это (задания) там;
  • Планирование дня/недели важно начинать с анализа расписания занятий: так вы определите последовательность предметов, которые нужно изучить и выполнить по ним задания;
  • Во время расстановки приоритетов создайте тишину: откажитесь от гаджетов, телевизора, музыки и пр. Такой подход позволит внимательно изучить собственные потребности, соотнести с возможностями, сгруппировать по срочности, важности и пр.
  • Обязательно устанавливайте дедлайны (предельно допустимые сроки выполнения задания) и старайтесь не переносить их;
  • Ежедневно анализируйте прошедший и грядущий день, оперативно корректируя план мероприятий с учетом форс-мажоров, возможностей и прочих нюансов.

Расставление приоритетов является составной, а точнее ведущей частью тайм-менеджмента, который поможет студентам легко постигать и грызть гранит науки, преодолевать любые испытания и преграды.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Один комментарий к “Студенту на заметку: учимся грамотно расставлять приоритеты”

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *