Не стоит улыбаться, читая заголовок. Ведь научная работа действительно может многое потерять. Иногда она может остаться непризнанной, если не обратить внимание на распространенные ошибки, которые часто встречаются в современной научной и академической среде.
Процесс подготовки студентов носит академический характер. И в этих рамках научно-исследовательской деятельности уделяется действительно пристальное внимание. Именно эта деятельность студентов занимает центральное место в организованном обучении. Исследовательская работа, будь то курсовая, дипломная или любая другая, должна быть, в первую очередь, содержательной и качественной. Именно эти аспекты являются определяющими и говорящими.

Качество информации, полученной в ходе исследования, отражает уровень усвоения автором учебного материала. Кроме того, научная работа становиться демонстрационным материалом способности студента к аналитической работе и концептуальному мышлению, благодаря которому приходит способность решения сложных задач, формулирования новых идей и глубинного понимания ситуации и информации.
Однако не стоит забывать, что все усилия могут оказаться напрасными, если не знать или не уметь избегать ошибок. Их известность и распространенность мешает быть более осторожными. В конечном итоге, если упускать их из виду, может произойти неизбежное: научная ценность исследования будет низкой или непризнанной.
Поэтому постараемся разобраться с ключевыми аспектами, способными негативно отразиться на качественной стороне научных работ.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема: формальный подход к выбору
Выбор темы – один из важных шагов на пути к успешности исследовательского процесса. Напомним прописные истины о том, что научная работа всегда должна характеризоваться актуальностью и целесообразностью. Правильно подобранная тема должна пробуждать в авторе исследовательский азарт. На самом деле очень редко студентами выбирается осмысленный, продуманный и наиболее правильный путь определения темы исследования. Чаще выбирается самый легкий путь, который не сопряжен с трудностями и не приводит к неприятностям.

Хотя, если тема выбрана без предварительного анализа, если у будущего автора научной работы отсутствует мотивация, а также нет нужного исследовательского потенциала, то и результат такой работы будет отнюдь не впечатляющий. «Неприятности» в формате негативных последствий не заставят себя ждать. Если рассмотреть аспект отсутствия личного интереса к изучаемому вопросу, то от работы не стоит ожидать глубины и оригинальности подходов к рассмотрению проблемы.
Чтобы формальное отношение к выбору темы исследования не стало первой причиной низкого качества предстоящей научной работы, стоит сосредотачивать внимание на таких аспектах как актуальность и новизна вопроса исследования, который интересен и привлекателен автору. Предварительное знакомство вопросом степени научной проработанности интересующей проблемы позволит уточнить перспективные векторы предстоящего анализа. Такой подход позволит точно понять уровень возможностей и достаточность ресурсной базы.
Плагиат
Качество научного исследования будет низким, если автор не только опирается на чужие работы, но и игнорирует обязательные принципы цитирования. К уже обозначенному недопущению можно добавить подход, который ведет к неправомерному использованию заимствований. При этом последние выдаются за собственные мысли посредством «маскировки» перефразом без указания источника. Неправомерное использование содержания чужих работ признается нарушением принципов и этики. Кроме того, заимствования становятся препятствием для формирования и развития аналитических навыков студентов.

Самыми очевидными негативными последствиями плагиата, обнаруженного в научных работах, становится невысокая оценка и обязательная доработка материала. Еще один вариант наказания для того, кто использует чужие разработки и мысли в своих корыстных целях, – дисциплинарная ответственность.
Чтобы избежать данной разновидности распространенной ошибки, способной убить научную работу, стоит помнить и придерживаться правил цитирования и оформления ссылок на внешние источники информации, если таковые используются в ходе исследования. Кроме того, автору научной работы стоит сосредоточиться не на заимствованиях и их копирования, а на развитии навыков интерпретации и анализа материала, подобранного в рамках рассматриваемой проблемы.
Просчеты изложения материала: логические, содержательные, композиционные
Научная работа – это материал, который должен иметь четкую структуру изложения. Обязательное наличие нескольких разделов предполагает логику переходов. Тезисы и аргументы должны обладать согласованностью. А непосредственный материал, изложенный в тексте работы, должен обладать упорядоченностью. В противном случае научный материал будет характеризоваться трудностью восприятия, а это, в свою очередь, «убивает» научную целесообразность проделанного исследования.

Отсутствие логики изложения и неупорядоченность научной работы приводит к разрозненности материала и утрате внутренней структуры. Кроме того, предлагаемая в таком материала аргументация признается недостаточной. В целом научная работа производит впечатление незавершенности.
Чтобы избежать подобных негативных проявлений, стоит сосредоточиться на следовании установленной общей структуре научной работы, состоящей из введения, основной части, заключения. Кроме того, необходима аргументация, в которой должна быть очевидна логика изложения. Логика должна присутствовать при переходе от одного раздела научной работы к другому.
Научный стиль: игнорирование норм
Еще одна ошибка, которая наверняка негативно отразится на качестве научной работы, заключается в игнорировании правил, выработанных для того, чтобы отличать научный стиль от любого иного. Научная работа, в соответствии с принятыми академическими нормами, должна представляться выверенным, лаконичным и объективным стилем изложения.
Высокое качество академического текста будет обусловлено отсутствием таких элементов как: разговорные обороты речи, выражения, носящие эмоциональную окраску, оценки, в которых прослеживается субъективность или неформальный стиль изложения материала.
Если в научной работе встречаются выше обозначенные элементы, значит представляемый текст утрачивает форму, которая присуща сфере научной коммуникации. Несоблюдение стандартов научного дискурса, для которого характерна упорядоченность, логика, точность, объективность, обезличенность и пассивность языковых конструкций, негативно отражается на уровне доверия к автору. Сама работа обнаруживает информационные пробелы, относимые к образовательной сфере, что отражается в обозначенных выше ошибках.
Чтобы научная работа соответствовала высокому академическому уровню, необходимо опираться на научную лексику, отказываться от субъективных оценок, задействовать однозначные, научно обоснованные термины, страдательные конструкции в построении предложений. Спасти научную работу могут и правильные ссылки, источником которых являются авторитетные издания и авторы.
Информационная база: непроработанность
Любая научная работа требует подбора и тщательной проработки источниковой базы. К последней относится множество материалов и данных, которые необходимы для проведения научного исследования, оформления процесса реализации и формулирования выводов.
Полная и актуальная библиография – залог качественной составляющей любой научной работы. Если для научной работы использовать источники, которые признаются устаревшими, не вызывающими доверия или не относящимися к вопросу исследования, то ее важнейшие характеристики – новизна и актуальность – будут признаны ошибочными. Использование для написания научной работы информации, полученной из интерната, хоть и с известных специализированных ресурсов, тоже могут признать грубой ошибкой.

А это значит, что критерий научной обоснованности исследования будет признан недействительным. А информация, представленная в такой работе, будет отнесена к разряду сомнительной, неподтвержденной и недоработанной.
Чтобы информационная база научной работы не стала элементом комплексных исследовательских мероприятий, способным «убить» серьезный исследовательский труд, стоит тщательно подбирать литературу и источники данных. К проверенным первоисточникам относят научные материалы, публикуемые в рецензируемых печатных изданиях. К проверенным источникам материалов, которые можно с уверенностью использовать для поиска требуемой для исследования информации, стоит отнести монографии, тематические диссертации, данные, располагаемые в статистической документации.
Кроме того, можно интересную тематическую информацию почерпнуть из материалов научных конференций. Несмотря на уверенность в обозначенных источниках, составляющих информационную базу любого исследования, не стоит забывать о критерии актуальности. А это значит, что срок давности материала не может превышать семилетнего периода. Кроме того, в зоне внимания автора научной работы должен быть критерий научной репутации.
Если обозначенные выше критерии будут соблюдены, тогда поднимать вопрос о том, что недоработанность информационной базы «убила» научную работу не придется.
Авторский вклад: отсутствие анализа и оригинальности
Написание научной работы немыслимо без проработки исследовательского направления, знакомства с тематическими работами и иных действий, связанных с процессом компиляции информации по теме. Однако только сбором, классификацией и обобщением материалов процесс научного исследования не должен ограничиваться. Автор научного изыскания, вне зависимости от темы и целей исследования, должен представить реальные доказательства того, что он умеет находить и обрабатывать тематическую информацию, осмысливать ее, подвергать анализу, на основании которого выдвигать гипотезы и формулировать выводы.

Если выше представленных способностей и умений автор научного труда продемонстрировать не смог, тогда представители научного сообщества могут констатировать, что перед ними не научная работа, а реферат, в котором представлена уже известная информация. Отсутствие четкой авторской позиции и новизны исследовательского направления – критерии, способные «убить» научную работу.
Чтобы избежать появления подобной ошибки, стоит не бояться высказывать авторскую точку зрения. И не важно какое исследование проведено. Даже если это теоретическое изыскание. И такая работа может содержать авторское видение проблемы, которая, и это важно, должна обладать достоверным обоснованием. В качестве последнего могут выступать ссылки на информационные источники. Если исследования носят эмпирический характер, тогда автору необходимо обратить внимание на методический инструментарий и его правильное использование. Кроме того, автор качественной научной работы должен стремиться к корректности объяснения выводов и осознанию зафиксированных данных.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

Несоблюдение сроков: подготовка и редактирование
Научная работа студента – часть учебного процесса. Под студенческие исследования не выделяется какой-то определенный период времени. Его совмещают с учебными или практическими занятиями. В данной связи студенты, традиционно, до последнего тянут время, отвлекаясь на иные, более насущные проблемы – зачеты или экзамены, к примеру. И это затягивание можно с уверенностью назвать тем самым негативным процессом, который может отрицательно сказаться на научной работе. Ведь любое исследование, а тем более работа над научным текстом, требует не только сосредоточенности, но и времени для сбора тематической информации, ее проработки, осмысления, изложения, проверки и корректировки.
Если времени нет вообще или оно максимально ограничено, то не стоит надеяться на то, что научная работа будет характеризоваться глубиной, логикой изложения, отсутствием опечаток и ошибок (фактические, грамматические), соответствием требованиям, изложенным в методических рекомендациях.
Чтобы нехватка времени не смогла «убить» интересный исследовательский материал, стоит изначально внимательно относиться к вопросу планирования работы. Начинать планирование необходимо с момента определения временного отрезка, который будет отведен подбору литературных источников по исследуемой теме. Затем требуется запланировать время, которое будет посвящено составлению плана предстоящей работы. За этим временным отрезком наступает тот, что отведен на написание черновика. Последний обязательно необходимо вычитывать и редактировать. Кроме этого, необходимо предусмотреть время, которое будет уделено процессу корректирования, работы с ссылками, проверки всестороннего соответствия подготовленного материала нормам, выработанным вузом для каждого вида научных работ.
Стоит обязательно отметить, что научная работа представляется необходимым и неотъемлемым компонентом академического процесса. Это серьезный этап, необходимый для выработки не только жизненной позиции, но научных и профессиональных взглядов студента. Представленные выше ошибки требуют серьезной проработки. Последнее позволит избегать подобных проявлений в научных работах. А значит, найдет положительное отражение на качественной, содержательной, значимой стороне научного материала.
Стоит напомнить, что понятие академической культуры – не пустой звук. Успех любого исследования, а также научного роста студента зависит от ответственного подхода к любому этапу подготовки и реализации научного труда. Стремление к совершенствованию также играет немаловажную роль на пути успеха.
Конечно, ключевых аспектов, которые могут негативно отразиться на научной работе, намного больше. К примеру, это могут быть трудности, связанные с финансовыми ограничениями, затруднения, вызванные разногласиями с рецензентами, редакциями журналов, недоступность инструментов информирования научного сообщества и т.п. И каждый вправе сам определяться, какие аспекты в большей или меньшей степени негативно отражаются на качестве исследования, признании степени его полезности, принятии или отклонении.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!