Что такое качество исследования и как его определить? (по видам: студенческая работа, научная статья, диссертация)

Подготовка любого студенческого или научно-исследовательского проекта всегда преследует конкретную цель. Траектория научного пути у каждого автора индивидуальная она основывается на его знаниях, навыках, текущем уровне подготовки и творческом потенциале. На защите подготовленного проекта особое внимание уделяется такой категории, как качество исследования.

Что такое качество исследования и как его определить? (по видам: студенческая работа, научная статья, диссертация)
Подготовка любого студенческого или научно-исследовательского проекта всегда преследует конкретную цель. Траектория научного пути у каждого автора индивидуальная она основывается на его знаниях, навыках, текущем уровне подготовки и творческом потенциале. На защите подготовленного проекта особое внимание уделяется такой категории, как качество исследования.

Что это такое?

Качество студенческой или научной работы – категория неоднозначная, требующая внимательного изучения. Именно от ее оценки зависит судьба исследования, авторитет и вклад автора, обретаемая им репутация, итоговая отметка и пр.

Под качеством исследования понимают совокупность конкретных показателей, которые позволяют оценить непосредственно реализованное исследование и полученные автором результаты, а также его способности по грамотной интерпретации данных. Поэтому здесь можно выделить точные и абстрактные показатели.

К первому виду, как правило, относят технические требования, выдвигаемые в отношении студенческой или научно-исследовательской работы: объем, структура и содержание, научный аппарат, оформление, стилистика и пр. Ко второму виду относят менее точные характеристики исследования: полнота раскрытия темы, степень научной и экспериментальной аргументации, качество задействованных первоисточников, степень достижения цели, актуальность данных и актуальность темы, глубина и ширина исследования и пр.

Какие параметры входят в понятие "качество исследования"?
Какие параметры входят в понятие «качество исследования»?

Важно отметить, что перечень точных параметров качества обязателен к соблюдению каждым исследователем. Без выполнения данного правила получить допуск к защите проекта, его публикации невозможно.

Определение качества исследования производится строго после его проведения и оформления. Оценить результаты в рамках абстрактных величин можно по мере подготовки основной части, но получить оценку качества всего изыскания – только после учета всех заявленных требований.

Заниматься определением качества исследования посильно, как самому автору (самоанализ работы), так и научному руководителю и аттестационной комиссии.

Констатация данного параметра позволяет определить следующие моменты:

  • Уровень самостоятельной работы исследователя;
  • Общую логику проекта;
  • Инструментарий, информационная база изыскания;
  • Точность, надежность и объективность полученных результатов;
  • Соблюдение принципов авторской этики;
  • Учет точных, обязательных параметров – технических критериев и пр.

Таким образом, качество исследования демонстрирует умения студента или ученого проектировать, планировать и реализовывать намеченную последовательность действий с учетом собственных способностей, возможностей и видения темы. То есть качество исследования комбинирует формальные и неформальные условия подготовки НИР.

Роль качества студенческой и научной работы огромна. Во-первых, она позволяет оценить профессиональные знания и навыки автора. Во-вторых, демонстрирует умение исследователя адаптироваться под реалии, умело использовать таланты способности, сочетать возможности и потребности. В-третьих, способствует определению точности и достоверности конечного результата, степени достижения намеченной цели. Таким образом, качество исследования позволяет оценить общие характеристики изыскания и уровень подготовки, мастерства автора.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Как определить качество исследования?

Итак, как мы уже отметили: качество исследования – это уникальная категория, параметр, оценить который можно только по мере полной готовности изыскания. Но в некоторых случаях допускается констатация «промежуточного состояния», позволяющего вовремя скорректировать ход дальнейших действий и повысить результативность, грамотность и эффективность выдвигаемых решений в рамках изучаемой тематики и проблемы.

Констатация качества исследования базируется на нескольких параметрах:

  • Во-первых, уровень подготовки, квалификации проверяющего лица. Чем выше компетентность и профессионализм эксперта, тем больше требований он выдвинет по отношению к проекту, тем жестче будет проверка;
  • Во-вторых, определение данной категории основывается на операциях сравнения, сопоставления и констатации. Первые два приема позволяют определить корректность действий исследователя, а констатация – конкретизировать достоинства и недостатки отдельных моментов, степень учета и соблюдения заявленных параметров, творческий потенциал;
  • В-третьих, выделение обязательных критериев, подлежащих оценке, а также выделение дополнительных (но не менее весомых!) показателей, подчеркивающих особенности, плюсы и минусы проекта.

Таким образом, качество исследования – это уникальная категория, учитывающая уровень подготовки и особенности авторской позиции исследователя, позволяющая определить не только умение следовать намеченным стандартам, но и проявлять инициативу, креативный подход к делу.

Схема оценки качества исследования
Схема оценки качества исследования

Определение качества студенческой или научной работы чаще всего происходит в рамках классической схемы.

Этап №1. Изучение общих требований и правил подготовки исследования с учетом его принадлежности к научной области, специфики осваиваемой специальности и ступени образования и пр. В рамках данного этапа важно определить: какой вид исследования должен подготовить автор, какие ограничения действуют, требования к тексту и ходу исследования в целом с учетом профиля, допустимая глубина исследования и пр. То есть эксперту предстоит выделить обязательные и дополнительные критерии, п которым он намерен оценивать результативность научно-исследовательской или студенческой деятельности.

В числе основных формальных показателей качества можно выделить:

  • Соблюдение требований по оформлению проекта (технические параметры);
  • Оценка структуры и содержания (наличие глав, подпунктов, совместимость заглавий и наполнения разделов, соблюдение принципов соразмерности, наличие обоснованных выводов и пр.);
  • Оценка качества информационной базы (актуальность, достоверность, применение принципов научной аргументации);
  • Оценка научного аппарата изыскания: констатация, проявление в основной части, конечный результат;
  • Оригинальность проекта (проверка материалов в рамках системы Антиплагиат.ВУЗ и преодоление минимального порога);
  • Соблюдение стилистических особенностей. Все студенческие и научные, научно-исследовательские работы выполняются строго в рамках научного стиля. Поэтому в проекте не должно быть никаких отклонений от данного курса. Сдержанность, точность, корректность – ключевые параметры научного стиля.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Среди дополнительных показателей, которые эксперт имеет право включить в схему определения качества исследования, можно выделить:

  • Глубина и ширина исследования. В данном случае оценивается полнота раскрытия темы (то есть сумел ли автор ответить на основные вопросы по теме, показать наличие актуальной проблемы, ее проявление, определить способы ее решения и пр.). Данная категория весьма абстрактна, но призвана подчеркнуть логику и ход исследования, достоинства и недостатки;
  • Авторская позиция. Данный показатель можно оценить посредством анализа выдвинутой гипотезы, а также обоснованности промежуточных и итоговых выводов по проекту в целом. Здесь прослеживается и стремление автора к решению проблемы, и творческий подход, и его эрудиция (какие знания, теории, он использовал при выполнении исследования);
  • Доказательная база. Данный критерий отличается от информационной. Здесь важно оценить весомость заявленных аргументов за или против гипотезы, их актуальность, объективность, точность: соответствуют ли реалиям, на сколько они объективны, можно ли по ним судить о тенденциях, не предвзято ли автора относится к теме/проекту и пр.;
  • Грамотность. Согласитесь, что наличие ошибок в тексте не красит исследователя и не повышает качество проекта, даже если не сказывается на конечном результате. Но осадок ведь от них остается, притом отрицательный. Чем меньше орфографических, лексических, стилистических неурядиц будет выявлено, тем выше итоговый балл получит исследователь.
  • Индивидуальность и оригинальность автора. В данном случае эксперт оценивает именно подход к делу и применение неспецифических, неординарных подходов приемов, комбинаций, отличающих проект от аналогичных исследований.

Этап №2. Знакомство с подготовленным проектом. Миссия данного этапа – изучить предоставленный материал и проанализировать его на соответствие намеченной системе критериев. В данном случае на выручку эксперт приходят такие навыки, как вычитка материала, аналитические способности, экспертность (то есть личное владение и понимание темы) и пр.

Миссия второго этапа по констатации качества исследования заключается в том, чтобы определить логику подготовленного проекта, его соответствие обязательным параметрам, определение особенностей (дополнительные критерии, утвержденные непосредственно экспертом), достоинства и недостатки предоставленного материала и пр.

В рамках данного шага специалист, оценивающий качество студенческой или научной работы, выделяет наиболее существенные недостатки, нюансы и вырабатывает рекомендации по их устранению.

Этап №3. Оформление результатов оценки качества исследования. Данный этап чаще всего относится к получению допуска или непосредственной защите проекта. Оформление результатов оценки качества студенческой или научной работы предполагает подготовку официального документа, на который при выведении итоговой отметки будет полагаться комиссия. То есть проще говоря – это рецензия на проект, где будут содержаться основные аспекты и рекомендации, выделенные экспертом в ходе анализа проекта.

Определение качества исследования уместно как на промежуточной, так и на конечной стадии его выполнения. В частности, если автор предоставляет подготовленную часть проекта на проверку научному руководителю, то у него появляется шанс оперативно устранить недостатки, скорректировать дальнейший ход изыскания с учетом особенностей полученных итогов и собственных возможностей. Более того, промежуточная проверка качества студенческой или научной работы позволяет упростить процесс получения допуска к защите.

Определение качества исследования на защите призвано констатировать объективную и справедливую оценку автора и полученных им итогов при проведении изыскания с занесением в соответствующую ведомость, зачетную книжку и пр.

Особенности определения качества студенческих работ, научных статей и диссертаций

В целом, алгоритм по констатации качества исследования будет радиационном. Специфика выявления качественных характеристик исследований будет зависеть от вида выполняемого проекта и заявленных к нему обязательных параметров. Дополнительные показатели каждый эксперт утверждает самостоятельно, исходя из его уровня подготовки, «оценочных» и наблюдательных способностей, опыта в проверке подобных работ и пр. Поэтому мы решили выделить ключевые критерии для определения качества в отношении студенческих и научных работ, научных статей.

Показатель качества Студенческая работа Научная статья Научная работа, диссертация

Обязательные параметры качества для оценки исследования

Оформление

Соответствие ГОСТам и методическим рекомендациям в отношении каждого вида проекта, научной и профильной принадлежности

Плагиат От 65% От 70-75% От 80-85%
Объем От 25 до 65-75 страниц от 3 до 12 страниц От 90 до 220 страниц
Научный аппарат

Актуальность, цель и задачи, гипотеза, новизна, ценность, основные первоисточники

Информационная база

Характер (учебный/научный), актуальность, достоверность, надежность

Логика

Этап исследования, связность и последовательность, структура и содержание

Конечный результат

Точность рекомендаций, их эффективность, обоснованность, уместность, посильность, реалистичность

Вспомогательные показатели для оценки качества исследования

Полнота раскрытия темы

Ширина, глубина, соответствие цели и полученных результатов

Обоснованность

Наличие весомых и надежных аргументов

Авторская позиция

Ее наличие отражение и обоснованность

Оригинальность хода исследования творческий подход к делу

Чем НИР отличается от аналогичных проектов

Грамотность и корректность автора

Умение следовать стандартам, правильно выражать свои мысли, отстаивать позицию и пр.

Какие критерии оценивают в студенческих работах?

Основные требования к студенческим проектам зависят от вида письменной работы и осваиваемой ступени. К данной нише относят такие параметры, как:

  • Общие правила оформления: шрифт, допустимость всевозможных выделений и использование различных цветов в текстовых и графических материалах, настройка полей/отступов и абзацев, расположение основных элементов в тексте проекта, порядок оформления списков и пр.;
  • Структура исследования. В данном случае важно грамотно разбить материал на главы и подпункты, придумать к ним соответствующие заголовки лаконичные, подчеркивающие суть и предназначение каждого из них, соблюдение правила соразмерности разделов;
  • Содержание исследования, предполагающее определение соответствие заглавий разделов с их наполнением (содержанием), актуальность задействованных первоисточников, наличие аргументированных выводов, констатация определенных тенденций и их научное/прикладное обоснование и пр.
  • Логика исследования: связность и последовательность этапов исследования, разделов, наличие промежуточных выводов, основные этапы и результаты и пр. Если автор действует «вразброс», то такой проект не принесет должных или намеченных результатов, будет хаотичным и слабо аргументированным;
  • Конечный результат и рекомендации автора. В данном случае оценке подлежит не конкретное число и его точность, а общие итоги от проделанной работы в целом. То есть важно определить, на сколько умело и точно автор диагностировал проблему (ее влияние на объект, ее симптомы, воздействующие факторы), определил самое уязвимое место и насколько корректно подобрал способ по его устранению. Не менее важно диагностировать новизну и значимость результатов исследования. Особое внимание уделяется прогнозным данным и/или результатам апробации: логичность, достоверность, точность, уместность, обоснованность и пр. Если у эксперта появятся хотя бы малейшие сомнения относительно эффективности и уместности предлагаемого способа т автору придется доказать состоятельность его теории в рамках частной дискуссии;
  • Требования по соблюдению плагиата. Важно пойти минимум. Чаще всего в отношении студенческих работ действует диапазон – от 65% и более.

Качество студенческих работ в силах определить сам студент, а также научный руководитель или рецензент.

 

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Как определить качество научной статьи?

Качество научной статьи чаще всего определяется на основе технических параметров (оформление, плагиат, объем), а также с конкретизацией соблюдения основных принципов:

  • Актуальность темы и данных. В научных статьях принято освещать действующие в настоящее время проблемы по теме с определением всех нюансов: плюсы и минусы отдельных подходов и концепций. Определение эффективности традиционных решений, поиск новых способов и пр.
  • Доказательная база. Так как научная статья – это емкое исследование, то здесь важно предельно точно пользоваться всеми аргументами, так сказать «без лишних слов». Поэтому все задействованные аргументы и факты должны иметь свое место, предназначение и быть включены в выводы.
  • Структура и содержание. У научной статьи есть четкая структура, но она в явном виде не подчеркивается в тексте (как это делается в курсовых, дипломных и научных работах, посредством выделения отдельных глав и подпунктов). В данном случае автору предстоит грамотно сформировать емкий научный тест и разбить его на смысловые блоки, каждый из которых будет соотноситься с определенным этапом исследования, структурным элементом.

Рекомендуемая структура научной статьи: введение (2-3 предложения, подчеркивающих актуальность темы, проблематику), основная часть (описание результатов исследования с констатацией на научные факты, итоги эксперимента и пр.), заключение (общие выводы по работе, тенденции, решения, их новизна и значимость и пр.);

  • Уникальность научных статей чаще всего составляет не менее 70-75%;
  • Новизна и значимость итогов исследования: чем результаты и сам ход исследования отличается от аналогичных проектов, в чем их превосходство и пр.
Кто и когда уполномочен оценивать качество исследования?
Кто и когда уполномочен оценивать качество исследования?

Среди вспомогательных параметров, позволяющих оценить научную статью, можно отметить:

  • Рейтинг и престиж издания, где она была или будет опубликована. Чем авторитетнее, тем требовательнее редакция, а значит, качество статьи будет выше;
  • Корректность в выражении мыслей, частота использования сложных терминов, навыки автора по работе с информацией;
  • Навыки по выделению существенных моментов: определение ключевых слов, качество аннотации и пр.;
  • Научно-публикационная активность автора: это его первый труд, наличие подобных исследований ранее и их качество, репутация автора и пр.

Качество научной статьи подчеркивает умение автора выделять наиболее значимые моменты в рамках глобального или более масштабного исследования кратко и емко описывать их в рамках научного текста, грамотно оперировать полученными результатами и пр.

Определить данный параметр может научный руководитель или куратор исследования, рецензент, редактор научного журнала.

Как определить качество диссертации?

Констатация качественных характеристик в отношении научной работы – довольно сложный процесс, посильный сугубо квалифицировано тому и опытному эксперту, который в силах провести подробный анализ работы.

В данном случае на первое мест выходит соблюдение абстрактах характеристик:

  • Полнота раскрытия темы;
  • Качество информационной и доказательной базы, задействованных первоисточников;
  • Научная аргументация темы, обоснование ее выбора, авторская позиция;
  • Логика исследования в целом;
  • Роль каждого этапа исследования;
  • Анализ научного аппарата: цель, задачи, актуальность, значимость, новизна и пр. Притом важно, чтобы намеченная цель предельно полно и точно совпадала с выводами автора, полушечными результатами и не противоречила действующим научным канонам;
  • Обоснованность, достоверность результатов работы.
Самый быстрый способ оценить качество исследования
Самый быстрый способ оценить качество исследования

На второй план выходит проверка соблюдения технических требований (обязательных) согласно действующим ГОСТам:

  • Структура и содержание;
  • Стилистика;
  • Общее оформление работы, отдельных структурных элементов (списки, графические материалы, ссылки/сноски, библиографические записи и пр.);
  • Уникальность исследования: оригинальность хода исследования и соблюдение правил авторской этики, норм плагиата и пр.

Обратите внимание, что оценить качество диссертации посильно только квалифицированным исследователям, ученым, рецензентам, экспертам в рамках определенной научной области, а также аттестационным органам в виде Диссовета, ВАК.

 

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Как повысить качество исследования?

Качество исследования зависит только от автора проекта: его уровня подготовки и навыков по работе с информацией, понимания и видения темы, доступа к различным источникам информации, внимательности и умению адаптировать ресурсы под четко заявленные требования и условия (цель, ограничения, стиль, оригинальность и пр.).

Чтобы качество исследования было высоким, достаточно придерживаться простейших правил:

  • Ответственно подходить к подбору информационной базы, проверяя ее актуальность, достоверность, объективность и обоснованность, надежность;
  • Минимизировать такие приемы включения информации, как копирование, плагиат, чрезмерное заимствование и цитирование, самоцитирование. В идеале нужно тщательно перерабатывать все первоисточники;
  • Проверять исследование на ошибки, плагиат;
  • Вовремя сдавать часть проекта или весь материал на проверку квалифицированному эксперту_ научному руководителю, сторонним специалистам и пр. Данная мера позволит вовремя ликвидировать огрехи;
  • При возникновении сложностей в ходе написания исследования, обращаться за помощью к куратору, консультантам и пр.
  • Привлекать к оценке проекта грамотных и квалифицированных рецензентов, не заинтересованных в исходе НИР.

Также каждый автор может проводить самоанализ проекта с целью выявления явных нарушений, логических и структурных нестыковок, сомнительных моментов и пр.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Один комментарий к “Что такое качество исследования и как его определить? (по видам: студенческая работа, научная статья, диссертация)”

  • спасибо за дельную и полезную статью вернул мне научный руководитель материал на доработку со словами «некачественно выполнил», а что не так, какие замечания – тишина. В скором времени предстоит пересдача, работу я пока не исправил. Наткнулся на эту статью, почитал. Выделил для себя несколько сомнительных моментов, уточню их у куратора. Спасибо за помощь!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Это не спам *