Топ 10 типичных ошибок при проведении лонгитюдных наблюдений и способы их избежать

Лонгитюдный метод наблюдения представляет собой растянутое во времени исследование. В качестве объекта изучения может выступать как один человек, так и группа личностей. Для организации длительного наблюдения требуется наличие программы действий. Они составляются заранее. Такой подход способствует выявлению изменений различных аспектов жизни индивида, что дает информацию для анализа и выстраивания прогнозов на последующее развитие.

Топ 10 типичных ошибок при проведении лонгитюдных наблюдений и способы их избежать

Лонгитюдный метод наблюдения представляет собой растянутое во времени исследование. В качестве объекта изучения может выступать как один человек, так и группа личностей. Для организации длительного наблюдения требуется наличие программы действий. Они составляются заранее. Такой подход способствует выявлению изменений различных аспектов жизни индивида, что дает информацию для анализа и выстраивания прогнозов на последующее развитие.

Лонгитюдное исследование — это такой вид исследования, при котором одинаковые характеристики или показатели измеряются у одних и тех же людей, привлеченных к исследованию, определенное количество раз с обозначенными в планах промежутками времени. Основная цель — проследить за изменениями и возможными проявлениями взаимовлияния.

Если рассматривать лонгитюдные наблюдения в рамках психологии, то их использование максимально эффективно проявляется в ходе исследования возрастной эволюции (детство, юность). Самым перспективным механизмом исполнения признается метод, в котором исследуются «продольные срезы». Под последними понимается комплексная информация, собранная об объекте исследования в рамках конкретного этапа жизни. Обозначенный период может ограничиваться несколькими месяцами или длиться несколько лет.

База для проведения лонгитюдного исследования
База для проведения лонгитюдного исследования

Результатом длительного эксперимента с использованием лонгитюдного наблюдения становится оформление отчета, одного или нескольких, в котором представляются подробности процесса и стадий психического развития. Сравнение персонифицированных отчетов дает основание для формирования глубокого осознания амплитуды изменений показателей, соответствующих определенному возрасту. Кроме того, отслеживаются и все изменения, затрагивающие переходные этапы между фазами взросления.

Но организация и проведение лонгитюдного наблюдения, как процесса, включающего в себя приемы функциональной диагностики и экспериментальные технологии, в рамках изучения личности, требует периодического повторения эксперимента. На практике ученые пришли к выводу, что сложность процесса обуславливается не только тем, что респондент может активно адаптироваться к предлагаемым экспериментом условиям. Но картина развития может меняться в связи с возможностью прохождения объектом наблюдения специальных тренингов или курсов.

У лонгитюдного наблюдения, что доказано опытным путем, ограниченная выборкой база. Именно она не позволяет установить критерии возрастных синдромов. Для их построения требуется использование метода под названием «поперечные срезы». В данной связи рекомендуется использовать не один, а несколько методов.

Лонгитюдное исследование: разновидности наблюдений

Ученые предлагают несколько классификаций лонгитюдных исследований. К примеру, чешские ученые Владимир Смекал и Йозеф Шварцара предложили классифицировать лонгитюд исходя из определенных характеристик процесса:

Продолжительность наблюдения:

  • кратковременное;
  • долговременное;
  • ускоренное.

Вектор исследования:

  • ретроспективное;
  • перспективное;
  • сочетанное.

Подходы:

  • истинный лонгитюд;
  • смешанный;
  • псевдолонгитюд.

Рассмотрим виды наблюдений, в рамках лонгитюдного исследования, более подробно.

Каким бывает лонгитюдное исследование?
Каким бывает лонгитюдное исследование?

Наблюдение кратковременное максимально эффективно в рамках изучения стадий индивидуального развития организма. Онтогенез, в своем развитии, характеризуется обилием трансформаций и скачков (младенчество, отрочество, юношество и т.д.).

Наблюдения долговременного характера рекомендуется использовать в ходе изучения изменений, фиксируемых в рамках масштабных циклов, связи между циклами и между определенными трансформациями.

Ускоренное наблюдение ориентированно на исследования длительных интервалов онтогенеза. Главное условие – кратчайшие сроки. Основная сфера применения – психология детства. Мониторинг организуется за несколькими возрастными когортами. Возрастные границы групп определяются исследовательскими целями. Если останавливаться на детском возрасте, то период ограничивается 3-4 годами.

Сопредельные группы пересекаются во временном отрезке 1-2 лет. Как очевидно, формируется несколько возрастных групп, за которыми осуществляется параллельное наблюдение. Все получаемые таким образом совокупные данные могут быть объединены в целостную систему. Как следствие, 2-3 летнее исследование позволяет сформировать продольный срез, где вмещается информация о 10-20 годах индивидуального развития респондентов или возрастных групп.

Наблюдение ретроспективное ориентированно на изучение индивидуального онтогенеза или различных аспектов в прошлом. Чтобы получить исчерпывающий объем информации для проведения исследования в данном варианте наблюдения, необходимо сосредоточиться на сборе данных биографического характера, а также озаботиться оценкой продуктов деятельности объекта исследования в таких областях, как творчество и трудовой процесс.

Если ретроспективное наблюдение направленно на детей, то здесь спектр внимания исследователей сосредотачивается на беседах с упором на автобиографические данные, на информации, предоставленной родителями, выясненной из анамнеза обследуемой личности.

Перспективное наблюдение имеет еще одно название – проспективное. Данный вид наблюдений ориентирован на сбор текущей информации, которая может рассказать о том, как развивается объект наблюдения в определенных возрастных рамках.

Наблюдение сочетанное представляется видом исследования, в котором объединяются такие виды лонгитюдного исследования как перспективный и ретроспективный.

Лонгитюдное наблюдение, носящее название истинного, является классическим вариантом мониторинга развития объекта исследования в рамках растянутого во времени эксперимента.

Смешанный вариант рассматриваемого наблюдения представляется продольной версией исследования, на определенных этапах расширенной информацией из поперечных срезов. Последние необходимы для извлечения данных, благодаря которым удается произвести сравнение объекта исследования с иными, схожими респондентами. Обозначенный вариант наблюдения максимально результативен при работе с группами, численность которых, если сравнивать исследуемые периоды, постоянно снижается.

Исследования, носящие название псевдолонгитюдных, характеризуется потребностью в выявлении и систематизации «стандартов», соотносимых с возрастными когортами. Нормативные показатели выявляются в рамках проведения поперечных срезов в определенной группе. Получаемые данные обрабатываются и выявляются средние значения, характерные для каждой отдельной группы.

Наблюдение: характерные ошибки

При проведении лонгитюдных наблюдений достаточно часто допускаются ошибки. Среди типичных, основой которых признается личность исследователя, называются следующие:

Ошибки при проведении наблюдения
Ошибки при проведении наблюдения

Стереотипное восприятие. Если говорить в общем, то под стереотипом понимается привычный образ чего-то или кого-то. Основой для его возникновения признается недостаток опыта или ограниченность знаний, используемых для формулировки каких-либо выводов.

Гало-эффект проявляется в том, что обобщенное впечатление о личности (явлении, событии) влияет на его восприятие. Сложившееся ранее мнение – тот самый «ореол», который мешает точному восприятию и обнаружению тонких различий, отделяющих реальность от образа «первого впечатления».

Эффект снисходительности. Второе название – эффект ожесточения. Этот эффект проявляется в стремлении оценивать происходящее односторонне, излишне доброжелательно, либо необоснованно пессимистично.

Усреднение или ошибка центральной тенденции. Ошибка заключается в приверженности выдерживать оценочное мнение о происходящем в рамках усредненных характеристик. Подобное возникает из-за опаски высказывания мнения с явным положительным/отрицательным уклоном.

Ошибка корреляции заключается в том, что одна отличительная черта личности может быть воспринята и оценена через призму иного признака.

Ошибка контраста проявляется тогда, когда наблюдатель, в рамках рассмотрения характеристик других личностей, исключает у последних черты, присущие самому наблюдателю. Таким образом он проявляет склонность к выявлению у респондентов тех признаков, что радикально отличаются от типичных для него черт.

Ошибка проекции проявляется в неправильном восприятии другой личности из-за того, что наблюдатель переносит собственные характерные черты на объект изучения.

Ошибка первого впечатления проявляется тогда, когда в последующем наблюдатель, оценивая личность, опирается на впечатление от первоначального восприятия.

Ошибки наблюдения: как не допустить

Чтобы, при подготовке и реализации лонгитюдных наблюдений, не допустить ошибок, следует придерживаться основных правил и учитывать ряд нюансов.

Контроль ошибок наблюдения требует соблюдения следующих аспектов:

Полученные в результате мониторинга данные должны контролироваться. И для этого необходимо использовать показатели, полученные в результате мониторинга, осуществленного другими наблюдателями.

К контролю процесса полученния информации необходимо привлекать иные методы сбора исходных материалов.

Вариантом проверки результатов наблюдения может стать повторный мониторинг.

Запись полученных данных должна вестить с помощью терминов описательного и операционного характера. В фиксации материалов наблюдения должны отсутствовать оценочные определения.

К контролю процесса возникновения ошибок необходимо привлекать технические средства. Избежать ошибок в процессе мониторинга помогут задачи наблюдения, для которых должна быть характерна максимальная реалистичность. Не менее полезным для качественного лонгитюдного эксперимента должен быть процесс подбора и обучения наблюдателей. Серьезное внимание должно быть уделено вопросам верификации алгоритмов наблюдения и контролю аспектов надежности, применимых к инструментам, выбранным для фиксации данных.

Типичные ошибки: топ 10

Долгосрочные исследования привлекают широким спектром возможностей проведения детального и досконального исследования. Однако длительность мероприятий, связанных с лонгитюдным наблюдением, не исключает вероятность проявления ошибок. В перечне десятка типичных можно встретить самые разные упущения. Ниже постараемся не только указать на конкретные недочеты, но и обозначить способы, которые помогут не допустить их в рамках реализации лонгитюдного наблюдения.

Неправильное планирование времени

Продолжительность наблюдения недостаточна. Временные рамки, обозначенные в начале исследования, из-за своей ограниченности не позволяют установить и зафиксировать существенные перемены и закономерности.

Избежать подобных ошибок поможет правильное планирование временных рамок лонгитюдного исследования. Реальные изменения можно выявить только тогда, когда исследование предполагает наблюдение в течение длительного временного отрезка. При незначительной длительности ЛИ, данные, получаемые по итогу мониторинга, могут быть лишены информации о явлениях или реакциях, развитие которых характеризуется постепенностью или медлительностью.

Ошибки наблюдения

Распространенные ошибки при проведении лонгитюдного исследования
Распространенные ошибки при проведении лонгитюдного исследования

Недостаточность длительности наблюдения можно не допустить, если рационально подойти к процессу определения продолжительности исследования. Научно обоснованный подход будет разумно применять на стадии разработки плана исследования. Важный аспект – учет скорости предполагаемой динамики.

Оценке целесообразного временного периода могут помочь ранее выполненные аналогичные исследовательские проекты. Еще один инструмент определения верного временного отрезка эксперимента – пилотное исследование.

Сокращение численности респондентов

Сокращение состава привлеченных к эксперименту респондентов. Выход участников из эксперимента негативно отражается на итоговых результатах исследования.

Искажение итогов может быть обусловлено тем, что выбытие участников происходит умышленно и целенаправленно. А причинами отказа от участия могут стать различные факторы: от потери интереса до смены места жительства и т.п. Систематическая ошибка может проявляться тогда, когда из эксперимента выбывают конкретные категории участников.

Избежать потери участников можно благодаря использованию следующих рекомендаций.

Как работать с респондентами в ходе лонгитюдного исследования?
Как работать с респондентами в ходе лонгитюдного исследования?

На первом месте – мотивация респондентов, проявляющаяся в необходимости позаботиться об организации между сторонами эксперимента обратной связи, о предоставлении вознаграждения, о выражении благодарности в любой из доступных форм.

На втором месте – организация непрерывного общения, заключающегося в организации постоянных и разнообразных каналов связи, по которым к участникам будут отправляться оповещения, уведомления и т.д.

Не меньшее внимание стоит уделять сбору информации, необходимой для организации связи. Не стоит упускать из вида и возможность фиксации альтернативных контактов, через которые можно отыскать участника, в случае утраты его основных контактных данных.

Выяснить причину оттока участников поможет анализ информации, в которой фиксируются данные о выбывших. Анализу подвергается не только численный и качественный состав выбывших, но выясняются аспекты, затрагивающие критерии отличия выбывших от тех участников, которые остались в эксперименте. Подобный анализ рекомендуется проводить по окончании каждого этапа лонгитюдного исследования.

Не однотипность методик и инструментов

Третьей ошибкой долгосрочного наблюдения затрагивает вопросы методологии.

Они возникают если в изначальный методологический список вносятся изменения или дополнения, затрагивающие перечень измерительных инструментов, условий, численность и качество вопросов. Все это не позволяет качественно проводить сопоставительный анализ данных, полученных на разных стадиях наблюдения.

На разных этапах наблюдения должны использоваться одинаковый методики и инструменты. Исключение одних или добавления других инструментов негативно отражается на показателях сопоставимости данных.

Избежать обозначенных ошибок можно следуя предлагаемому алгоритму. Для начала необходимо помнить о том, что этапы проведения лонгитюдного наблюдения должны быть стандартизированы, то есть требуется создать детализированную инструкцию того, как будут организованы и реализованы все стадии, по отдельности и в совокупности.

Инструменты, используемые для реализации наблюдения, должны быть валидированными и закрепленными. То есть требуется использовать в ходе всего эксперимента идентичные инструменты (тест, анкета, шкала).

Документирование – еще один инструмент, позволяющий если не избежать, то минимизировать численность ошибок при проведении ЛИ. Фиксация любых изменений должна представляться в форме данных, состоящих из даты, причины изменения и его характеристик.

Корректировка требуется в том случае, если изменения неизбежны (смена инструментов), что влечет за собой необходимость сопоставления информации в разных форматах (старая, новая).

Просчеты при подготовке плана выборки

Эта ошибка может проявляться в недостаточной численности респондентов, в дисбалансе выборки. Эти критерии могут стать основанием для снижения показателей достоверности и прогнозируемости.

Выборка должна быть достаточной. Для того чтобы она была сбалансированной, должны быть учтены самые разные признаки: половые, возрастные, статусные и т.п. аспекты.

Особенности работы с выборкой в лонгитюдном исследовании
Особенности работы с выборкой в лонгитюдном исследовании

Чтобы избежать ошибок в рамках расчета данных по выборке, необходим верных подход к таким аспектам как:

  • расчет объема группы для предстоящих исследований; в процессе проработки вопроса следует обращать внимание на критерий допустимой убыли участников;
  • для группы, выбранной для проведения наблюдения в рамках лонгитюдного исследования, должен быть характерен однотипный половозрастной состав;
  • в случае неоднородности группы, необходимо обращать внимание на возможность проведения выборки кластерного или стратифицированного типа.

При планировании лонгитюдного наблюдение необходимо не только учитывать возможность потери участников проекта, но позаботиться о разработке механизмов восстановления численности респондентов (донабор).

Некачественный контроля переменных

Реализация длительного исследования часто сталкивается с различными внешними факторами. Последние необходимо фиксировать и учитывать в процессе формулирования выводов. В противном случае выводы могут быть признаны ложными, а причинно-следственные связи искаженными.

Чтобы избежать проявления данного негативного проявления, стоит правильно подходить к организации анализа. Рассмотрение показателей должно включать в себя необходимость обработки сопоставимых количественных переменных, обладающих связями с зависимой переменной. А это значит, что при анализе необходимо учитывать критерии социального и экономического статусов, возрастные, образовательные и т.п. аспекты.

Недостаточность мер по контролю переменных можно предупредить, если при организации исследования и работе с данными использовать различные многофакторные методы (линейная и логистическая регрессия, структурное моделирование).

Не допустить рассматриваемого вида ошибки можно благодаря фиксации между замерами проявлений внешнего контекста. Для этого отлично подойдут как дневники событий, так и временные шкалы событий.

Еще один вариант мероприятий, способный помочь избежать ошибки с недостаточным контролем переменных, заключается в необходимости документировать не только получаемые данные, но и события, сопровождающие наблюдения и периоды между ними. Кроме того, требуется не только подробно фиксировать информацию, но и проводить анализ того, что происходит между периодами наблюдения.

Внешние факторы – причина изменения переменных

Ошибочное понимание изменений, связанных с моментом времени. Подобного рода изменения могут быть не направлением, а влиянием внешних обстоятельств.

К изменению переменных, зафиксированных в рамках лонгитюдного наблюдения, могут привести разные факторы, а не только тот, что выбран целью исследования. В данном случае заявляется возможность возникновения ошибок формата «пост-хок».

Как исследовать переменные лонгитюдного исследования?
Как исследовать переменные лонгитюдного исследования?

Если говорить о возможности избежать данный вид ошибки, то рекомендуется анализировать взаимосвязь явлений, вытекающих одно из другого, то есть одно явление становится причиной последующего. Анализировать причинность позволяют такие методологические инструменты как динамические ряды, панельный анализ данных и т.п. приемы.

Избежать ошибку неправильного понимания временных трендов можно благодаря сравнению, где образцом может стать либо контрольная группа, либо группа, в которой не зафиксировано воздействие анализируемого фактора.

В процессе работы над выводами, стоит опираться не только на визуальный анализ, то есть наглядно отображенную информацию. Рекомендуется использовать возможности статистических тестов, представляющих собой отличные инструменты для реализации адекватного подхода к изучению данных и верификации гипотез.

В процессе рассмотрения наблюдаемых трендов, стоит обращать внимание и на наличие альтернативных объяснений, что может пролить свет на истинное положение дел или явлений.

Ошибка повторных измерений

Ошибки, возникающие в рамках необходимость проведения повторных измерений.

Сложности обуславливаются тем, что наблюдение могут вести разные специалисты, а в рамках исследования могут использоваться разные инструменты. Все это приводит к фиксации рознящихся данных, что обуславливает несогласованность информации и выводов. Этого не возникнет, если изначально опираться на принципы стандартизации.

Избежать рассматриваемой ошибки можно благодаря возможности обучения участвующих в исследовании наблюдателей в рамках стандартного протокола. Закрепление наработанных способностей, умений и навыков стоит проводить с помощью тренировки и аттестации.

Проблема с повторяемостью измерений может быть решена благодаря использованию идентичного оборудования, которое требует систематической проверки.

Добиться положительного результата можно благодаря включению в протокол оценки степени надежности показателей, проверяемых между измерениями (коэффициент Каппа).

Стоит изыскать возможность фиксации наблюдений в различных форматах (видео/аудио). Это станет отличным подспорьем в ходе мероприятий по контролю качества эксперимента.

Ретроспективная иллюзия

Подобная ошибка возникает при условии использования в рамках исследования недостоверной информации, а воспоминаний респондентов. Здесь возникает фактор субъективности, проявляется в искаженном восприятии произошедшего.

Элементы ретроспективной иллюзии
Элементы ретроспективной иллюзии

Чтобы обезопасить лонгитюдное исследование от данного типа ошибки, рекомендуется сосредоточиться на сборе объективных данных на момент происходящего события или явления. Для этого сегодня подходят различные приложения в интернете или электронные дневники.

Для того, чтобы избежать проявления ретроспективного искажения, стоит планировать проведения срезов через короткие временные промежутки. Такой подход позволит снизить процент ошибок, причиной которых становится несовершенство человеческой памяти.

В процессе проведения опросов, в которых присутствуют вопросы, предполагающие необходимость обращения к уже прошедшим событиям, явлениям, стоит обратить внимание на необходимость обозначения точных временных рамок. При этом отлично подойдет метод привязки к важным событиям, вехам и т.п.

Обучение и адаптация — неучтенные факторы

Невнимание к вопросу возможного обучения или адаптации.

Длительное наблюдение неизбежно приводит к необходимости повторения, через определенный промежуток времени, исследовательских мероприятий. Участие во втором или последующих опросах, наблюдениях, интервьюировании накладывает свой отпечаток на поведение респондентов. Опыт участия в предыдущих экспериментах помогает участникам «нащупывать» правильные ответы. Таким образом из процесса исчезает критерий искренности и правдивости. Кроме того, понимание процесса наблюдения за реакцией респондентов, позволяет последним, по мере возможностей, изменять тактику поведения. Это естественно отражается не только на возможных ответах, но и искажает итоговые показатели.

Избежать данной ошибки позволяют альтернативные тесты, позволяющие не изменять исходного исследуемого параметра, но измерять его посредством измененных вопросов.

Чтобы не допустить узнавания вопросов или подбора подходящих ответов, стоит, в процессе разработки тестов, анкет, интервью, стараться фиксировать нейтральные формулировки.

Стоит обращать внимание на показатели ретестовой надежности. Оценка ретест эффекта в рамках тестирования возможна при введении в исследование контрольной группы, которая подвергается тестированию единожды.

С помощью увеличения временных отрезков между повторными наблюдениями, также можно избежать проявления эффекта обучения или привыкания.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Некачественное документирование и хранение

Несовершенство процесса документирования материалов и организации их хранения.

Фиксация данных должна быть полной и корректной. В противном случае процесс анализа информации затрудняется, а воспроизводимость исследований приводит к непредвиденным результатам. Отсутствие системного подхода к хранению и фиксации информации исключает возможность проведение повторного исследования, проверки и подтверждения результатов.

Не допустить появления неточностей в процессе заполнения документации и сохранения информации, помогут централизованные базы данных, в которых заложены механизмы автоматического копирования информации по предустановленному расписанию.

Усовершенствованию процесса заполнения и хранения документации способствуют мероприятия по датированию информации, вносимой в отчеты, создание словарей переменных, разработка руководства по осуществлению или прочтению закодированной информации.

Еще один способ избежать ошибок неточного оформления бумаг и хранения обширных данных заключается в постоянных мероприятиях по проверке целостности данных. В помощь исследователям можно использовать контрольные точки, помогающие контролировать ключевые результаты исследования.

Как видно, лонгитюдные наблюдения – процесс достаточно сложные, что дает основание для проявления тех или иных ошибок. Представленная информация дает возможность ознакомиться не только с типами ошибок, но и способами их недопущения.

 


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!