Проведение научного исследования предполагает исследование конкретного вопроса или проблемы с целью поиска его наиболее рационального, посильного и эффективного решения. Не все студенты и аспиранты при выполнении дипломных работ, диссертаций понимают, как грамотно подойти к проведению и описанию экспериментальной части. Сегодня мы расскажем все тонкости этого дела.
СОДЕРЖАНИЕ
Роль экспериментов в научных исследованиях: понятие, функции
Эксперимент представляет собой формат практической исследовательской деятельности, нацеленный на проверку предположений и рационализацию действий, подходов, теорий или методик в решении определенных вопросов.
Проще говоря, это такой метод, который предполагает участие исследователя (прямое или косвенное (в зависимости от специфики темы НИР)) с целью определить влияние на объект тех или иных действий, решений в специально созданных условиях или в рамках естественной среды. То есть такой инструмент позволяет удостовериться в состоятельности, посильности и возможностях применения тех или иных мероприятий и оценить получаемый результат.

Эксперимент в научном исследовании выполняет различные функции. Во-первых, информационную он позволяет лично взглянуть на общую и сугубо тематическую, частную ситуацию и понять действие тех или иных теорий, законов, правил и пр.
Во-вторых, проверяющая задача. Она предполагает, что автор будет «пробовать» собственную идею в реалиях и проверять, как она работает, возможна ли она в соответствующих условиях, какие сложности возникают при ее воспроизведении, насколько она эффективна и пр.
В-третьих, координирующая и контролирующая. Эта функция позволяет понять и оперативно отрегулировать те или иные мероприятия, действия для получения наилучшего эффекта. Притом исследователь постоянно следит за ходом эксперимента и оценивает каждое изменение, результат. То есть автор работы принимает решение о проведении тех или иных манипуляций, а также следит за «чистотой» и точностью итогов, анализа и пр.
В-четвертых, прогнозирующая. С помощью эксперимента автор студенческой или научной работы получает информацию, на основе которой сможет оценить действие гипотезы на перспективу, подобрать оптимальную схему действий с учетом рисков, ошибок, нюансов и пр.
Эксперимент призван оценить посильность, возможности применения и эффективность реализации конкретных действий, оценить условия воспроизведения тех или иных итераций и понять, как нужно действовать и когда, на что обратить внимание, как пользоваться теми или иными инструментами.
Данный подход в научно-исследовательской деятельности студентов и аспирантов требует личного участия автора: в качестве наблюдателя или координатора-контролера. Притом для его воспроизведения нужно создать соответствующие условия, учесть различные факторы и тонкости, ограничения.
Таким образом, суть эксперимента заключается в проверке гипотезы на практике и получении реальных данных, на основе которых можно судить о возможностях и эффективности ее воспроизведения. Это своего рода «миниапробация», позволяющая лично проследить за каждый шагом и понять тонкости их воспроизведения. Благодаря такому подходу автор академического проекта быстро и аргументированно устанавливает причинно-следственные связи, ориентируется в информационном и пространственном поле (факторы, переменные) и осознает все нюансы применения избранной траектории.
Основные условия для проведения эксперимента в научном исследовании
Что же нужно учесть и какие условия создать, чтобы провести эксперимент в рамках научного исследования и получить достойный, аргументированный результат?
Условие |
Описание |
Сложности применения |
Целенаправленность | Каждое действие должно быть сосредоточено на определённом исходе, ожидании | Расстановка приоритетов и определение основной цели исследования, соотнесение цели исследования с целью эксперимента |
Планомерность | Наличие четкого плана действий, логики испытания | Трудно предусмотреть логику, учесть все факторы |
Организация | Создание специальных условий для обеспечения «чистоты» испытания | Доступность ресурсов, возможности применения тех или иных инструментов могут быть ограничены |
Компетентность | Проведением занимается команда профессионалов или тематически осознанная группа | Быстро изучить необходимый материал, вникнуть в суть и особенности испытания, применение теории на практике |
Аналитика и результативность | Описание и обоснование этапов и результатов, пояснение тенденций | Проблемы в сравнении и интерпретации данных, оформлении испытания |
Во-первых, эксперимент – это целенаправленная процедура, которая должна быть уложена в определённые тематические рамки. Поэтому одним из существенных условий для его воспроизведения является постановка четкой и однозначной цели, определение конкретных границ НИР.
Во-вторых, рассматриваемый формат научно-исследовательской деятельности предполагает совершение четких действий. Поэтому важно подготовить план мероприятий, который подчеркнет этапность, связность и логичность предлагаемых манипуляций. То есть планирование является незаменимой и существенной частью любого опыта и НИР.
В-третьих, важно учесть принцип организации. Данное условие предполагает, что исследователь должен учесть все необходимые моменты при проведении эксперимента: подготовить помещение или иное пространство для проведения, обеспечить явку испытуемых или подготовить конкретный объект исследования, запастись ресурсами и материалами для воспроизведения манипуляций, подготовиться следить и контролировать ход НИР и оперативно фиксировать результаты и пр. То есть организация предполагает непосредственную готовность к воспроизведению плана, обеспеченность всеми необходимыми инструментами, ресурсами, кадрам, техническими и иными благами и др.
В-четвертых, проведением научного исследования должен заниматься компетентный в рамках рассматриваемой темы специалист. То есть автору проекта или исследователю предстоит предварительно подготовиться к экспериментальной части, тщательно изучив все теоретические аспекты по теме и обосновав каждый шаг с научной точки зрения до эксперимента, и по мере его реализации – с практической позиции.
В-пятых, существенным условием для проведения эксперимента в научной работе является проведение анализа данных. Каждый полученный результат должен быть не просто зафиксирован, но и оценен, пояснен. Поэтому важно знать, понимать и уметь соотносить текущие итоги с действующими регламентами, нормативными значениями, критериями, учитывать специфику применимой методики и пр. Только так студент или аспирант сможет получить точный, обоснованный и качественный результат, объяснить его и определить возможности применения в новых изысканиях.
Таким образом, чтобы испытание в составе научно-исследовательской работы принесло положительные результаты, необходимо учесть вышеописанные правила и условия. Они подчеркивают ограничения и особенности реализации опытов.
Как правильно организовать и провести эксперимент в НИР? (этапы)
Проведение опытов в рамках научно-исследовательской деятельности свойственно преимущественно эмпирическим и прикладным темам. Сама по себе экспериментальная процедура протекает на поэтапной основе.
Этап |
Шаги |
Суть |
Подготовительный | Проектирование | Общая траектория экспериментального исследования |
Планирование | План испытания | |
Организация | Подготовка к проведению, создание условий для проведения НИР | |
Основной, реализационный | Проведение опыта | Практические мероприятия, воспроизведение намеченного плана с фиксацией получаемых результатов |
Анализ данных | Обработка собранной информации и полученных результатов, выделение тенденций | |
Завершающий | Описание хода | Описание хода испытания и объяснение, обоснование результатов, оценка возможностей их применения |
Оформление | Форматирование документа |
Первым делом необходимо спроектировать ход испытания. Этот шаг предполагает общий тематический анализ, определение и обоснование необходимости проведения прикладного исследования. Проектирование позволяет понять, что нужно предпринять и для чего, как действовать автору проекта. То есть в рамках такой стадии исследователь поймет, как ему предстоит работать над основной частью НИР.
Второй этап – планирование эксперимента. Здесь происходит детализация и конкретизация последовательности действий: с чего начать, какие шаги и действия предпринимать, для чего нужны те или иные мероприятия, какие инструменты и методы использовать, определение сроков реализации действий и определение общей сметы расходов.
В рамках планирующей стадии студент сможет уточнить порядок действий и выделить необходимую ресурсную базу, оценить затратность мероприятий.
Планирование испытания должно учитывать ряд параметров, которые регулируют ход НИР:
- Количество этапов и действий должно быть ограниченным, оптимальным, гарантирующий точность итогов и ясность общей тематической картины;
- Важно грамотно расставлять приоритеты при разработке плана, чтобы подчеркнуть логику исследования, уместность и необходимость экспериментальных действий;
- Всесторонний учет факторов и создание специальных условий для обеспечения точности, реалистичности итогов;
- Предусмотренные альтернативных путей в случае возникновения форс-мажоров, учет факторов и потенциальных сложностей;
- Разработка четкой стратегии с конкретными действиями, сроками и требованиями.
Третий шаг – организационный. Он предполагает уточнение программы мероприятий с акцентом на необходимость конкретных ресурсов: материалы, анкеты, инструменты и оборудование, создание специальных условий (например, регулирование температуры воздуха ил освещения и пр.), определение системы контроля и координации действий при реализации, выделение ответственных лиц и т.д.
Вышеописанная начальная триада шагов является основой подготовительной композиции.
Четвертый этап — практический. Он предполагает проведение намеченных мероприятий с учетом созданных условий, параметров оценки результатов и пр. Здесь исследователь должен предельно точно воспроизвести в реалиях действий и оперативно зафиксировать полученный результат.
Пятый шаг – анализ данных. Он предполагает описание, пояснение и оценку ситуации, собранной информации по ходу испытания. То есть исследователь соотносит полученные сведения и материалы с действующими теоретическими нормами, регламентами и нормативами, отмечает те или иные закономерности, объясняет их роль, значение, влияние на объект, устанавливает причинно-следственные связи.
Два вышеизложенных действия формируют основной, реализационный этап НИР.
Шестая стадия – описательная. Она предполагает, что студент или аспирант по мере проведения и сбора необходимой экспериментальной информации, должен ее систематизировать и грамотно преподнести в итоговом документе: курсовая диплом, отчет по практике или отчет о НИР и пр. Здесь важно уметь группировать и преобразовывать материал, корректно и качественно описывать ключевые мероприятия и результаты, обосновывать их и др.
Седьмой этап – оформление, он предполагает унификацию документа и результатов исследования, настраивание параметров форматирования, регулирование объема информации и тонкостей в описании тех или иных параметров моментов и др.
Последние два шага является завершающими.
Как интерпретировать эксперимент в научной работе?
Экспериментальная часть исследования – ответственная миссия, которая требует не только бдительности при ее реализации, но и грамотности при интерпретации собранной информации и полученных результатов.
Универсанту предстоит в меру информативно представить ход проведенного прикладного исследования и представить полученные итоги с четким обоснованием, выводом.

К студенческим и научным проектам предъявляются определённые требования по оформлению. При оформлении эксперимента в их состав важно ориентироваться на соответствующие параметры. Особое внимание следует обратить на следующие вопросы:
- Каким шрифтом и размером набирать текст, как его располагать на странице, каким цветом он должен быть?
- Как можно преобразовать текст в таблицы, как их озаглавить или оформить, какой шрифт использовать при заполнении таблиц, как размещать текст и пр.?
- Как отметить ход эксперимента с помощью маркированных или нумерованных списков, схемы или таблицы, что отметить в них: мероприятие, сроки реализации, условия проведения и т.д.;
- Как преподнести результаты? В данном случае важно подобрать оптимальный способ отражения данных, сгруппировать и преобразовать их в информативный вид, провести их анализ и подчеркнуть основные тенденции, влияние, тонкости, обосновать выводы и др.
Как правило, ход эксперимента или программа представляется в виде таблицы или списка. Здесь важно обозначить основной план действий, ограничения, условия воспроизведения или только базовые мероприятия. Главное – чтобы в этом формате прослеживалась тематическая приверженностью, уместность прикладного испытания и его логика, концепция.
Результаты эксперимента лучше всего предоставлять поэтапно по мере их получения. В рамках каждой стадии можно формировать общую таблицу или делать логические блоки или корпуса с графиками, где будут подчёркнуты связанные моменты, тенденции, определённые показатели. На основе которых можно оценить конкретную картину, ситуацию, сделать четкий вывод.
Все существенные результаты необходимо грамотно проанализировать. Анализ в данном случае предполагает описание значения, влияния конкретного исхода на объект, оценку его изменения (в динамике), пояснение его роли.
Под каждой таблицей, графиком и прочим подобным элементом должен присутствовать емкий анализ, где будут подчеркнуты выделенные тенденции, показатели, а затем все они будут обобщены в целостную картину с обоснованием из влияния на объект.
В целом, при документировании эксперимента в составе студенческой или научной работы, очень важно следовать следующим аспектам:
- Обязательно подчеркивайте научное или теоретическое обоснование методики, каждого мероприятия и результата;
- Старайтесь разнообразить интерпретацию данных: чередуйте таблицы с графиками, схемами, диаграммами и пр. Но все графико-табличные парадигмы должны иметь емкий анализ;
- Старайтесь в рамках каждого этапа подчёркивать существенные итоги и формировать аргументированный вывод.
Оформление результатов прикладного испытания в составе академической или учебной работы должно ориентироваться на действующие нормы ГОСТ. Поэтому, по мере написания основной части, настройте соответствующие параметры согласно госстандартам или методическим рекомендациям.
Сложности подготовки и проведения эксперимента в НИР
При подготовке и воспроизведении экспериментальной части НИР студенты и аспиранты сталкиваются с различными нюансами, усложняющими их жизнь.

Во-первых, эксперимент – это общая методика проведения исследования. Автору проекта предстоит конкретизировать, какие приемы и методы он намерен использовать и почему. Это бывает нелегко, дабы оценить достаточность информационной, ресурсной, технической и иной базы не всегда оказывается возможным.
Во-вторых, имея на руках конкретную гипотезу, важно грамотно ее транспонировать на прикладной лад. Воспроизвести в реалиях. Не всегда студенты понимают, что для этого нужно сделать, какие действия необходимы, допустимы и нецелесообразны и пр. Сложность возникает именно на этапе детализации гипотезы с акцентом на ее измеримость (как измерять, чем и для чего), обоснованность (какие доказательства покажут ее состоятельность) и т.д. То есть мало понимать, что делать, нужно правильно все воспроизвести.
В-третьих, сложности возникают на этапе анализа данных. В ходе эксперимента исследователь фиксирует лишь результаты, и то не всегда и не все. То есть он обращает внимание преимущественно на конечный исход или наиболее выраженные изменения, тенденции, реакции и т.д. Поэтому будьте готовы не просто базироваться на задокументированных параметрах. Но и полагаться на собственную наблюдательность: вспоминайте, что было до или после, все тонкости исследовательского процесса, учитывайте факторы и др.
В-четвертых, трудности также могут настигнуть на этапе формирования материально-технической базы для проведения испытания. Не всегда студентам или аспирантам легко удается получить доступ к специальным инструментам и оборудованию, помещению и т.д. В данном случае преодолеть эту преграду помогут только хорошо развитые коммуникативные качества, критический подход или умение быстро ориентироваться в пространстве, находить альтернативы.
В-пятых, студент может допустить некие погрешности при измерении результата или его фиксации. Такое способно привести к некорректным выводам и дальнейшим ошибкам. Также следует отметить технические нюансы: любая техника и оборудование способно давать сбои. Непредвиденные задержки или поломки. Поэтому лучше всегда иметь под рукой «запасной вариант» или аэродром.
Но чаще всего универсантам сложно грамотно и емко отметить полученные результаты. В ходе эксперимента автор получает довольно большой объем информации: теоретический, практический материал, записи, наблюдения. Их бывает крайне трудно сузить и отметить в пре абзацев. Сложность состоит в преобразовании данных и их систематизации, логичном и обоснованном отражении сути, исходов и выводов.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

Рекомендации по проведению эксперимента в научных работах
Создайте необходимые условия для проведения испытания. Учитывайте тематические особенности, общий научный аппарат НИР и роль опыта.
Старайтесь тщательно продумать каждый шаг. Притом следует предусмотреть альтернативные варианты. Такой подход обезопасит от форс-мажоров и поможет быстро сориентироваться в сложившейся ситуации, принять грамотное решение и обойти новоиспеченные нюансы без риска и ошибок.
Не бойтесь просить совета. По мере необходимость консультируйтесь с научным руководителем, одногруппниками, сравнивайте свое исследование с аналогичными завершенными и пр.
По ходу эксперимента важно быть наблюдательным и фиксировать каждое изменение, результат. Если есть возможность, то можно записать ход эксперимента на видео, чтобы в дальнейшем можно было детальней изучить ситуацию и т.д.
Старайтесь емко и понятно описывать каждый шаг, итог и вывод.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!