Отечественная система образования с момента принятия Болонской декларации претерпела немало перемен. Новшества внедряются вплоть до настоящего времени, но насколько они эффективны, пока судить рано. Сегодня мы расскажем об основных этапах становления российского образовательного фланга, достоинствах и недостатках реформирования.
СОДЕРЖАНИЕ
С чего все начиналось?
В период существования СССР отечественная система образования считалась самой лучшей в мире. В нашу страну стремились попасть все желающие стать высококвалифицированными специалистами. Качество обучения было на высоте, школьники и студенты получали теоретические представления и практические навыки, которыми пользуются сегодня. Вас не поражает, как многие бабушки до сих пор помогают в учебе своим внукам? Как им это удается? Секрет кроется не только в их здоровье и памяти, но и программе, методах обучения!
В советский период в нашей стране не было сурового разграничения на бакалавриат, магистратуру и аспирантуру. Дети обучались в школах, далее могли поступить в училище, техникум или ВУЗ и стать квалифицированным специалистом. Притом в большинстве случаев обучение в образовательном заведении было бесплатным, так как количество бюджетных мест составляло вплоть до 70-80% от общего фонда. С принятием Болонской декларации традиционная система обучения претерпела ряд изменений:
- Внедрена многоуровневая система образования, аналогичная европейским стандартам;
- Пересмотрена программа обучения по всем специальностям, стандарты образования (ФГОС, ГОСТ);
- Изменение аттестации выпускников школы: на смену традиционным устным экзаменам, собеседованию пришло ОГЭ и ЕГЭ;
- Изменение порядка поступления: для поступления в ВУЗ на очное отделение обязательна сдача ЕГЭ, поступление в колледж возможно на основе конкурса аттестатов (результаты ОГЭ не обязательны);
- И пр.
Изменение обучения в школе
Школьная программа претерпела немало перемен. Если раньше дети обучались по одной конкретной программе, то сейчас в начальных классах они могут познавать мир и основные навыки на основе новых программ, каждая из которых делает упор на определенных дисциплинах, развивая мышление, анализ, расчеты и точность, внимание и пр. В частности, сейчас выбирать программу обучения в начальной школе родители могут сами: Перспектива, Школа России и пр.
Начиная с 5 и заканчивая 11 классом, программа обучения осталась общей, но в зависимости от профиля класса (физмат, гуманитарий, естественнонаучный и пр.) особый (углубленный) акцент может делаться на определенных предметах. В программу обучения постоянно дополняют новые предметы: теория вероятности, изучение местных языков, шахматы и пр. С 2020 года школьники вновь изучают два иностранных языка: немецкий и английский.
Структура ОГЭ и ЕГЭ также претерпела изменения. Если изначально на экзаменах требовалось пройти небольшой тест и выполнить эссе, расписать подробно решение задачи, то сейчас предусмотрена многоуровневая система заданий: тестовые варианты, базовая и профильная части, задания общего курса и повышенной сложности, эссе и пр.
Казалось бы, в указанных переменах ничего плохого, но вместе с этим растет нагрузка на учащихся. Власти стараются оптимизировать систему обучения, чтобы нововведенные дисциплины, экзамены и нагрузка позволяли детям не просто учиться, но и не забывать о детстве, развиваться по возрасту, отдыхать.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Какие перемены отмечаются в СУЗах и ВУЗах?
На протяжении последних 10 лет кардинально изменилась система профессионального становления дипломированных специалистов.
Во-первых, теперь обучение в ВУЗах классифицировано на бакалавриат (4 года) и магистратуру (2 года), поэтому продолжительность освоения образовательной программы составляет от 4 до 6 лет. Притом обучение в СУЗах и ВУЗах остается добровольным.
Во-вторых, сейчас в России практикуется не только бюджетная форма обучения, но и платная (коммерческая). Притом поступить на платное отделение легче, так как проходные баллы более лояльные, но требования к учащимся одинаковы (что к бюджетникам, что к контрактникам). Сейчас в каждом ВУЗе имеется бюджетная и платная форма обучения, притом в большинстве случаев более 60% мест относится к коммерции. Более того, сегодня в РФ существуют негосударственные ВУЗы, которые оказывают образовательные услуги исключительно на платной основе.
В целях повышения доступности высшего образования в России появился специальный банковский продукт – образовательный кредит. Он выдается абитуриентам с условием, что они приступят к его погашению после получения диплома об образовании. Срок погашения и условия кредитования обсуждаются индивидуально с заемщиком, его поручителями (опекунами, официальными представителями).
В ВУЗах и СУЗах появляются новые специализации. Они обусловлены развитием новых отраслей, появлением новых направлений деятельности. В частности, к таким профилям можно отнести «Кибербезопасность», «IT-специалист», IT-медик, Seo-специалист и пр.
В СУЗах и ВУЗах также перешли от традиционной оценки успеваемости к рейтинговой, которая предполагает получение минимального проходного балла для получения допуска к сессии, поощрения за активность в учебном процессе и штрафы за прогулы, несвоевременную сдачу письменных проектов.
В целом учебный процесс остался прежним. Студенты, как и раньше, обучаются по семестрам согласно утвержденному в образовательном заведении расписанию, раз в семестр проходят аттестацию в виде зачетной недели, сессии, а также получают практические профессиональные навыки в ходе стажировки.
Сегодня педагоги школ, СУЗов и ВУЗов стараются дать учащимся не просто знания, но и научить их грамотно, эффективно ими пользоваться как в повседневной, так и профессиональной жизни.
Практика внедрения дистанционного образования в России
Понятие «дистанционное обучение» в нашей стране появилось сравнительно недавно. Под данным термином понимают обучение за пределами ВУЗа при помощи современных технологий и сети Интерне. По сути. Каждый желающий может получить образование освоить профессию, не покидая домашних стен.
Важно отметить, что дистанционное обучение в отечественных ВУЗах производится преимущественно на платной основе. Притом стоимость такого профессионального становления будет гораздо ниже, чем обучение по программе очного или заочного отделения.
В 2020 году из-за распространения угрозы распространения коронавируса в России «почувствовать» и опробовать дистанционное обучение смогли все учащиеся: школьники, студенты, аспиранты и даже соискатели ученых степеней. Эксперты отметили, что из-за недоразвитости Интернет-технологий многие ученики столкнулись с проблемами:
- Родители учащихся начальных классов отметили, что дети не в силах самостоятельно заниматься дистанционно, так как постоянно отвлекаются, еще не умеют полноценно работать с компьютерами и приложениями, отправлять на проверку задания и пр.;
- Сами школьники и студенты также отметили, что новый формат обучения непривычен, но в целом удобен для них. Главное — тщательно планировать свой день, не отвлекаться по пустякам и не попускать знания по расписанию, внимательно изучать предметы. Главной помехой они назвали перебои в Интернет-связи;
- Многодетные семьи отметили, что не у всех есть возможность иметь дома по несколько компьютеров и планшетов для обучения;
- Аспиранту и соискатели ученых степеней столкнулись с переносом защиты диссертаций, переходом на дистанционное вещание (защиту), проблемы со связью с научными руководителями и ВАК-комиссией. Более того, в некоторых регионах до настоящего времени не было скоростного Интернета.
Эксперты отмечают, что в целом Россия не была готова к тотальному переходу на дистанционное обучение, но власти сумели оперативно среагировать на возникающие проблемы и усовершенствовать данную сферу.
В целом, все перемены, происходящие в образовательной среде РФ, нацелены на то, чтобы сделать учебный процесс комфортным, доступным и понятным для каждого. Оценить эффективность реформирования удастся в ближайшие 5-10 лет.
Команда ОЦ Дисхелп готова помочь в преодолении «учебных» сложностей всем школьникам, студентам и аспирантам. Нашим специалистам посильна любая задача, любой предмет! У нас трудятся только высококвалифицированные эксперты с большим опытом работы с образовательной среде: теоретики и практики, педагоги ведущих ВУЗов страны, кандидаты и доктора наук, профессора и доценты и др.
Мы гарантируем:
- Высокое качество услуг: написание проектов «под ключ», подбор источников информации, редактирование материалов, высокую уникальность текста, подготовку к предстоящим испытаниям (зачетам, экзаменам) и пр.;
- Соблюдение всех заявленных заказчиком требований;
- Индивидуальный подход;
- Конфиденциальность данных;
- Безопасность сделки.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!