В системе образования действуют определенные правила и требования по отношения к участникам учебного процесса, а также всем явлениям и элементам обучения. Ключевыми актами, регламентирующими учебную часть на всех уровня образования являются ГОСТы и ФГОС. Сегодня мы поговорим об особенностях данных категорий.
СОДЕРЖАНИЕ
Что такое ГОСТ?
Аббревиатура ГОСТ расшифровывается, как Государственный Образовательный Стандарт. Он представляет собой свод конкретных правил требований и параметров, предъявляемых к конкретной части учебного процесса: письменные работы, организация рабочего места студента и пр.
Данный нормативно-правовой акт призван конкретизировать критерии выполнения и оценивания каждого задания, включенного в учебный план и процесс.
Государственный образовательный стандарт в образовательной среде выполняет следующие функции:
- Унификация учебного процесса и заданий: данные нормативные акты устанавливают порядок организации обучения, подготовка рабочего места для обучения, параметры по подготовке отдельных заданий и письменных работ;
- Стандартизация критериев оценки достижений и успехов обучающихся: утверждение единой шкалы по определению уровню подготовки учащихся, качества выполненной работы или задания и пр.;
- Конкретизация отдельных элементов и моментов обучения: требования к каждому виду письменных работ, особенности оформления письменных заданий и проектов и пр.
Государственный образовательный стандарт регулирует качество образования, устанавливая более четкие правила требования и критерии в отношении составных элементов обучения. Его миссия – уточнить особенности, порядок выполнения и оформления полученных знаний, навыков, результатов в конкретном формате.
Где применяется ГОСТ?
Государственные стандарты в образовательной среде действуют практически на каждом шагу, повсеместно, начиная от проектирования занятий и заканчивая студенческими исследованиями, аттестациями и прочими учебными моментами.
Школьники фактически не встречаются с явными ГОСТами, для них вся информация озвучивается на простом и понятном языке педагогом. Студенты же сталкиваются с необходимостью тотального и самостоятельного изучения ГОСТов при выполнении студенческих и научно-исследовательских работ: курсовых проектов, лабораторных работ, научно-исследовательских проектов, чертежей, презентаций дипломных работ и пр.
Какие ГОСТы должен знать студент? |
|
ГОСТ |
Сфера действия (объект воздействия) |
ГОСТ 7.32-2001 | Действует в отношении всех студенческих работ и затрагивает вопросы оформления текста и графических элементов, настройки параметров страницы, отступов и прочих элементов |
ГОСТ 7.1-2003 | Контролирует процесс оформления библиографической записи, писания задействованных первоисточников в исследовании |
ГОСТ Р 7.0.5-2008 | Устанавливает порядок оформления ссылок и сносок в основной части исследования, студенческой или научной работы |
ГОСТ 7.32-107 | Посвящен вопросам написания и оформления отчета о научно-исследовательской работе |
ГОСТ 2.109.73 и ГОСТ 2.304-81 | Указанные регламенты регулируют порядок создания, оформления и использования чертежей |
ГОСТ Р 7.0.11-2011 | Регулирует порядок написания и оформления текста диссертации. Пригодится как магистрантам, так и аспирантам и докторантам |
Педагоги же ежедневно сталкиваются с необходимостью реализации и соблюдения требования ГОСТ: при разработке пакета заданий по каждому предмету, порядку оформления задач и иных письменных заданий, оформлении соответствующих документов (план-конспекты, календарно-тематический план, рабочая программа по дисциплине и пр.).
Администрация учебных заведений также следует действующему законодательству, регламентирующий порядок организации учебного процесса: обеспечение учебными материалами и основными информационными ресурсами, организация учебного процесса (продолжительность занятий, учебная нагрузка в день), подготовка помещений и рабочего места студента и пр.
Обратите внимание, что государственные образовательные стандарты будут действовать сугубо в образовательной и научно-исследовательской среде. Притом каждое образовательное заведение имеет право дополнить требования по отношению к учебному элементу или материалу, изложив их в методических рекомендациях. Главное – чтобы новшества и общие правила не противоречили друг другу.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Что такое ФГОС?
ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) – это особый нормативно-правовой акт, который устанавливает общие требования к качеству и системе обучения на каждом уровне образования.
Данный документ призван определить следующие моменты:
- Классифицировать все действующие программы обучения по блокам, предметам согласно уровню подготовки или обучения: п классам (годам обучения);
- Установить общие минимальные требования по отношению к общей программе обучения, а также отдельным ее элементам: определить теоретический багаж знаний, навыков (чему учить), формат занятий, глубина погружения в предмет (в зависимости от уровня образования, особенностей программ развития учащихся и пр.);
- Утвердить правила по оценке уровня усвоения пройденного материала, частоту аттестаций, пакеты ФОС и КОС и т.д.;
- Констатировать общие сроки обучения с учетом формата, режима, уровня образования и пр.
Требования ФГОС нацелены на разработку, внедрение и реализацию образовательных программ в рамках каждой ступени. Эти критерии упорядочивают погружение в каждый предмет с учетом возраста, уровня подготовки и возможностей целевой аудитории.
Миссия ФГОС сделать систему обучения на каждой ступени образования доступной и посильной для целевой аудитории с учетом минимально допустимых и необходимых навыков и качеств.
Сфера применения ФГОС
Каждое образовательное заведение обязано учитывать требования ФГОС при разработке образовательных программ и учебных планов, а также адаптировать их с учетом действующей материально-технической базы, инфраструктуры и прочих факторов.
Требования федерального государственного стандарта действуют внутри страны повсеместно и считается приоритетными, то есть основополагающими при разработке составных элементов обучения. В разработке и обновлении параметров ФГОС принимают участие органы власти и представительства соответствующих структур, занимающиеся контролем и надзором в образовательной среде: Минобразования и науки, МинПросвещения и пр.
Какие ФГОСы бывают? |
||
ФГОСы общего среднего образования |
ФГОСы профессионального образования |
ФГОСы постпрофессионального образования |
ФГОС дошкольного образования | ГОСы программ профессионалитета | ФГОСы для программ аспирантуры |
ФГОС начального образования | ФГОСы для программ бакалавриата | ФГОСы программ по переквалификации, аттестации сотрудников и пр. |
ФГОС среднего неполного образования | ФГОСы программ специалитета | ФГОСы программ непрерывного дополнительного образования |
ФГОС среднего полного образования | ФГОСы для программ магистратуры | ФГОСы МВА-образования |
ФГОСы для программ аспирантуры | ||
Обратите внимание, что ФГОСы прописывают общую траекторию обучения с учетом сроков обучения, формата обучения характера программы (общая, индивидуальная, коррекционная и пр.) и иных факторов |
Внедрением и реализацией ФГОС занимаются все учебные заведения, которые реализуют программы конкретного уровня подготовки. Притом данные подходы тесным образом связаны с ГОСТами, которые уточняют условия подготовки и выполнения отдельных заданий, проектов, занятий и пр.
Редактировать и обновлять ФГОС имеет право только разработчик или органы власти, надзирающие за образовательной средой и обучением на всех уровнях подготовки.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Сравнение требования ГОСТ и ФГОС: что, где, когда и как?
В таблице ниже приведем сравнительную характеристику рассматриваемых категорий и проанализируем их.
Признак |
Требования ГОСТ |
Требования ФГОС |
Сущность |
Нормативные акты и регламенты, регулирующие учебный процесс в образовательной среде на всех действующих уровнях |
|
Особенности применения |
Действует сугубо в образовательной среде и обязательно к реализации всеми участниками учебного процесса |
|
Сфера действия | Распространяется на отдельные элементы обучения, письменные работы, условия организации учебного процесса и пр. | Действует в отношении образовательной программы или предмета в целом, устанавливая траекторию его изучения |
Количество правил | Количество ГОСТов превышает несколько десятков, притом каждый из ГОСТов нацелен на конкретный элемент или вид обучения, задание и пр. | На сегодняшний день известно три поколения ФГОС в рамках общего образования, а также отдельные ФГОС по уровням профессиональной подготовки |
Скорость обновления параметров | Обновляются по мере необходимости, ориентируясь на международные форматы и нормы для унификации учебного процесса, развития преемственности образования и упрощения признания отечественного образования в других странах | Обновляются редко с учетом потребностей в пополнении новшеств, достижений НТП и пр. |
Классификация | Делится по видам занятий, предметам, направлениям подготовки, письменным работам и пр. | Делится по уровням образования |
Порядок утверждения | Утверждается на федеральном и/или местном уровне | Утверждается сугубо на федеральном уровне |
Среди очевидных сходств между ГОСТ и ФГОС можно отметить сферу их действия – в каждом образовательном заведении страны. То есть они действуют сугубо в сфере образования, на каждом уровне в рамках каждого отдельно стоящего предмета и программы обучения в целом.
ГОСТы и ФГОСы полежат безукоризненному исполнению. Именно под эти нормативные акты адаптируются все действующие учебные планы, рабочие программы, задания, экзамены и прочие виды занятий, методические рекомендации по подготовке студенческих и научных работ и т.д. Они устанавливают общий и детализированный порядок обучения и аттестации в системе обучения целиком, а также в отдельно взятых звеньях: по уровням образования, модулям, темам и пр.
Указанные регламенты задают темп обучения и позволяют разработать единую эффективную систему по оценке качества подготовки учащихся.
В то же время ГОСТы и ФГОСы имеют немало различий, предопределяющий индивидуальность каждого из документов. Так, ФГОС – это общие установки по обучения с учетом уровня образования, направления подготовки, характера (уклона) образовательной программы (общая, адаптивная, коррекционная, профессиональная и пр.). ГОСТы же призваны конкретизировать требования к отдельным составным элементам образовательных программ: письменные работы, исследования, аттестации и пр. В данном сегменте наблюдается очевидная связь рассматриваемых категорий.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Среди явных различий между ГОСТ и ФГОС можно выделить:
- Студенты чаще всего руководствуются ГОСТами при выполнении письменных работ: контрольные, лабораторные работы, курсовые проекты, отчеты о НИР, отчеты по практике, дипломные работы и пр.;
- ФГОС устанавливает общую траекторию развития студентов (и иных категорий учащихся) – образовательные программы, устанавливая общий набор предметов, общую нагрузку на учащихся (календарный и тематический план, рабочие программы и пр.);
- ГОСТы позволяют грамотно детализировать погружение во все намеченные элементы (предметы, задания, исследования) и пр.;
Таким образом ФГОС и ГОСТ различаются преимущественно масштабами применения, целевым воздействием на конкретный объект или способ обучения и пр.
Все участники образовательного процесса деятельности обязаны ознакомиться с действующими правилами и регламентами, соблюдать их. В противном случае возникает риск дисквалификации или недопуска к аттестации ввиду явных нарушений утвержденных канонов, не соответствия индивида заявленным критериям качества.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!