Подготовка дипломированных специалистов основывается не только на изучении конкретных дисциплин. Профессионализм новоиспеченных экспертов развивается не только в одном русле, но и под воздействием дополнительных факторов: кругозор, саморазвитие по интересам и возможностям. Немаловажную роль в самообучении и становлении специалиста играет внеурочная деятельность, о которой мы расскажем в этой статье.
СОДЕРЖАНИЕ
Что такое «внеурочная деятельность» у первокурсников?
Понятие «внеурочная деятельность» говорит сама за себя. Она представляет собой дополнительную сферу обучения, которая реализуется вне основного учебного процесса. Данная программа базируется преимущественно на самодисциплине, принципах тайм-менеджмента.
Внеурочная деятельность носит вспомогательный и добровольный характер. С одной стороны, заниматься изучением дисциплин или иных сфер деятельности или нет – решение индивид принимает самостоятельно, исходя из собственных возможностей, способностей. С другой стороны, она позволяет отточить имеющиеся навыки, глубже познать профессию или ее смежные стороны, а также повысить уровень эрудиции (что немаловажно в нынешнее время).
Зачастую первокурсники не задумываются о внеурочной деятельности. На фоне адаптации, более серьезной учебной нагрузки и обстановки, требований им сначала предстоит привыкнуть к новшествам. Задумываться о посещении дополнительных секций они начинают в середине первого семестра или после первой сессии, когда «прочувствуют» все прелести студенческой жизни.
Виды внеурочной деятельности у студентов первого курса
Внеурочная деятельность при колледжах и вузах предусматривает различные вариации: от добровольных до добровольно-принудительных. Притом характер мероприятий будет различным: спортивный, научный, творческий, «праздничный» или культурно-досуговый и пр.
Внеурочная деятельность выполняет ряд функций:
- Познавательная, призванная расширить представления и знания слушателя в рамках конкретной области, отрасли;
- Организационная, призванная спланировать дела. День с учетом приоритетности дел;
- Дисциплинарная, воспитывающая в человеке ответственность и серьезный подход к любому делу, независимо от его важности и роли в профессиональной или повседневной жизни.
- Научно-исследовательская. Здесь студенты обретают навыки по планированию, организации и проведению экспериментов, сбору и обработке первичных/вторичных данных, констатации проблем и актов, аргументации выводов, корректной интерпретации информации и пр.
Внеурочная деятельность может быть реализована в самых разных вариациях.
Вариант 1. Спорт. Здесь преобладают те виды спорта, которые доступны вузу на фоне материально-технической базы, оснащения спортзала и подготовки педагогов. Самыми распространенными видами спорта, доступными в рамках внеурочной деятельности выступают: волейбол баскетбол, легкая атлетика, настольный теннис, теннис, отдельные виды борьбы и пр. Нередко посетителям спортивных секций предоставляются привилегии в рамках физкультуры: разрешается не посещать занятия при условии стабильных тренировок и участия в соревнованиях, возможность частичного пропуска занятий без отработок и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Вариант 2. Творчество. Чаще всего при колледжах и вузах действуют танцевальные и вокальные кружки, воспитывающие творческие личности. Также к данной категории принято относить всем известные «КВНы». Посещение данных занятий способствует повышению самооценки, преодолению страхов (выступление на публике) и выработке ораторских способностей.
Вариант 3. Наука. В рамках данного направления студенты погружаются в конкретную дисциплину или научную область, исследуя интересующую тему, проблему. Чаще всего исследования носят экспериментальный характер, а не сугубо теоретический. Студентам доверяют работу в лабораториях со специальным оборудованием и инструментами, реагентами и пр. Здесь привлекает, интригует и подвигает к достижениям не только желания и интересы студента, но и сама обстановка, инновации и опыты.
Вариант 4. Волонтерство и стройотряды. В рамках данного вида деятельности студенты задействованы в самых разных сферах: социальная помощь, сборы, работа на спецплощадках и предприятиях-партнерах и пр. Здесь не всегда требуется профессионализм или владение особыми навыками и знаниями. Более важную миссию выполняют такие качества, как сочувствие, доброжелательность, стремление улучшить мир и помочь нуждающимся. Посещение подобных секций развивает культурную и этическую составляющую, гуманность.
Вариант 5. Тематические беседы, встречи, «круглые столы». Данные внеурочные занятия носят научно-исследовательский или «психологический» характер. Они способствуют углублению знаний, совершенствованию определенных навыков в конкретной сфере (области), перениманию опыта от практиков.
Выбирать внеурочный вид деятельности целесообразно с учетом способностей индивида, его желания и стремления развиваться, возможностей (наличие подходящей секции, свободного времени, оборудования и пр.).
Еще одним вариантом 5 внеурочной деятельности в рамках обучения при ссузе или вузе выступает выполнение задания для самообучения, написание научных статей, рефератов, докладов и участие в научных конференциях, привлечение к «бытовым» и культурно-досуговым мероприятиям: субботникам, организации и проведению концертов, праздников и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Как организовать внеурочную деятельность на первом курсе?
Выбирать дополнительные секции и занятия следует, исходя из следующих параметров:
- Текущая учебная нагрузка и уровень сложности осваиваемой программы;
- Наличие свободного времени;
- Интересы и желание развиваться в конкретной области, сфере, базовая подготовка;
- Формат занятий: непосредственное посещение занятий (спорткомплекс), онлайн-курсы и пр.
Важно, чтобы внеурочная деятельность приносила пользу и не была в тягость. Участие в дополнительных секциях не должно мешать основному образовательному процессу: успеваемость не должна страдать, организм не должен чрезмерно перегружаться. Всего должно быть в меру.
Грамотно организовать досуг и сделать его максимально интересным и полезным помогут банальные принципы тайм-менеджмента:
- Оценка расписания занятия и грамотная расстановка приоритетов: планирование дел с учетом срочности и важности, выделение свободного время (с конкретизацией дня недели, часов и пр.);
- Определение подходящего направления подготовки, исходя из способностей, талантов стремлений и пр.
- Анализ предложений вуза или иных учебных центров в системе дополнительного образования и поиск подходящих секций, кружков и пр.;
- Определение возможностей и посильности предлагаемой программы: наличие и важность базовых знаний/навыков, примерный план обучения (запланированные мероприятия, темы и задания и пр.).
Первокурсникам рекомендуется подбирать и организовывать внеурочную деятельность по мере прохождения адаптации и усвоения основных правил вуза: после знакомства со всеми педагогами и изучения их требований к предмету, погружению в учебную деятельность с констатацией уровня сложности (выделение простых и сложных предметов), утвержденного (именно утвержденного, а не плавающего) расписания и пр.
Учтите, что в определенных ситуациях придется чем-то жертвовать: либо успеваемость, либо дополнительные секции. Чтобы подобных ситуаций не возникало, важно найти баланс.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Достоинства и недостатки внеурочной деятельности
Занятия внеурочной деятельностью могут принести студенту (как первого, так и последующих курсов) как пользу, так и вред. К числу явных преимуществ грамотно спланированной и организованной внеурочной деятельности способствует:
- Расширению кругозора и повышению эрудиции;
- Совершенствованию профессиональных качеств (по статистике студенты в 70% случаев выбирают секции в рамках осваиваемой профессии или профильной дисциплины);
- Способствует полезному времяпровождению, корректной и полезной организации досуга. Студентам не приходится слоняться по игровым и иным сомнительным заведениям, «убивая» время впустую.
Среди негласных недостатков участия во внеурочной деятельности можно отметить повышенную или чрезмерную (нерассчитанную) нагрузку на организм, провоцирующую переутомление, стресс, неврозы и нервные расстройства, а в некоторых случаях травмы. Также на фоне некорректного распорядка дня или чрезмерной увлеченности дополнительными занятиями (когда они интересны) может ухудшиться текущая успеваемость.
Чтобы внеурочная деятельность была не в тягость, а в радость и во благо, рассчитывайте, сопоставляйте свои желания, потребности и возможности, расставляйте приоритеты и следуйте распорядку дня, не забывая выделять время на отдых и полноценное восполнение сил.
В некоторых случаях внеурочная деятельность может носить добровольно-принудительный характер (когда преподаватели настаивают на обязательном участии во всевозможных конференциях, шантажируя студентов оценками). Облегчить научно-исследовательскую участь учащихся колледжей и вузов могут специалисты Дисхелп.
Мы готовы взять на себя все письменные проекты независимо от уровня сложности и специализации. У нас трудятся педагоги топовых вузов страны, которые успешно справятся с любым заданием: от написания реферата, доклада до курсовых, дипломных и диссертационных исследований. Мы гарантируем высокое качество услуг и конфиденциальность данных. Оформить заказ можно в офисе или на сайте, заполнив небольшую анкету.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!