Врожденная и приобретенная грамотность: как развить?

Проведение исследования и написание любого текста, будь то классический или исследовательский реферат, ВАК-статья, диплом или диссертация требует от автора грамотности. Одним формирование качественного материала дается предельно легко, у других же наблюдаются определенные проблемы. Но данное качество так или иначе можно развивать. Сегодня мы расскажем об особенностях врождённой и приобретенной грамотности.

Врожденная и приобретенная грамотность: как развить?

Проведение исследования и написание любого текста, будь то классический или исследовательский реферат, ВАК-статья, диплом или диссертация требует от автора грамотности. Одним формирование качественного материала дается предельно легко, у других же наблюдаются определенные проблемы. Но данное качество так или иначе можно развивать. Сегодня мы расскажем об особенностях врождённой и приобретенной грамотности.

Понятие и особенности врождённой грамотности

Врожденная грамотность представляет собой способность писать качественный текст без ошибок (или с минимумом нарушений) без наличия на то особых знаний и умений. То есть это способность человека, которая дана ему с генетической точки зрения, с рождения.

Как правило, подготовка материалов при использовании врожденного качества основывается на интуитивном подходе. Индивид пишет материал так, как считает нужным и правильным. Притом в большинстве случаев его мнение совпадает с классическими законами лингвистики: орфографии, пунктуации, грамматики, синтаксиса и пр.

Основа и признаки врожденной грамотности
Основа и признаки врожденной грамотности

Врождённая грамотность имеет ряд специфических черт. Во-первых, она чаще всего проявляется в зрительной памяти. Почему индивид пишет слова без ошибок? Все просто, Ватсон – он просто знает, как их писать, так как ранее встречался с такими оборотами при чтении книг, журналов, статей и пр. Индивиды, обладающие данным качеством, запоминают написание слов благодаря своей начитанности и внимательности, наблюдательности. Один буквально «фотографируют» своим взглядом текст и в дальнейшем сами воспроизводят его безошибочно, по памяти.

Во-вторых, применение такого «таланта» не зависит от скорости письма и чаще всего носит необдуманный характер. Индивид пишет материал «на автомате», в привычном для него ритме или в спешке (все зависит от ситуации). То есть в целом что-то перерабатывать автору не приходится. Даже если он не уверен в правильности написания, ему достаточно просто «выполнить на автомате» материал и в 90% случаев он оказывается верным.

В-третьих, факторное влияние. Рассматриваемый нами феномен дается индивиду прежде всего на генетическом уровне. Он зарождается под воздействием нескольких составляющих:

  • Навыки по восприятию информации (как легче воспринимать материал – в текстовой форме. Графически, аудио или видео и пр.),
  • Наличие языкового чутья или интуиции. Этот критерий предполагает, что если автор не уверен в правильности написания, он будет отражать данные так, как считает нужным и понятным, опираясь на автоматизм или собственные суждения, воспоминания (как он встречал слово в других рукописях и т.д.);
  • Аналитический слух и восприятие. Данный параметр означает, что пользователь должен уметь различать звуки и буквы, правильно слышать, что ему говорят или диктуют и понимать, что ему нужно записать и как это лучше сделать. Данный навыки помогает оперативно преобразовать материал в доступный и понятный, емкий и информативный вид.

В-четвертых, данный параметр проявляется изначально, практически с рождения. Еще со школьной скамьи ученики легко пишут диктанты, не имея за плечами специальных знаний, не зубря правила и «словарные слова». То есть применение такого подхода не требует спецподготовки.

Врожденная грамотность считается довольно спорной категорией. Некоторые исследователи полагают, что такого качества и вовсе не существует. Генетика способна передать «материал» лишь на клеточном уровне, а не на уровне компетенций. Другие же утверждают, что рассматриваемый нами навык и способность – уникальный набор, основанный на развитой памяти, наблюдательности и умении быстро ориентироваться в информационном потоке.

Но в любом случае, на одной врожденной грамотности – далеко не уедешь. Она не дает 100%-ной уверенности в качестве материала и все же требует восполнения пробелов.

Суть и признаки приобретенной грамотности

Приобретенная грамотность представляет собой навык, который индивид развивает, прилагая для этого определённые усилия и затрачивая личное время. Это качество в той или иной степени присутствует у каждого человека.

Сам по себе процесс развития такого параметра является целенаправленным. С его помощью пользователь повышает уровень своей подготовки, расширяя лексикон, кругозор и повышая компетентность при выполнении тех или иных задач. Написание текста становится более обдуманным и осознанным процессом.

Основа приобретенной грамотности
Основа приобретенной грамотности

Приобретенная грамотность опирается прежде всего на полученные в ходе ощущения литературы, специальных правил и прочей информации знаний, навыков по работе с текстом.

Важно отметить, что рассматриваемое качество может быть абсолютно новым для индивида, а также может базироваться на врожденной грамотности! Но в любом случае, без изучения дополнительной литературы и информации, тренировок для ее развития – в этом деле не обойтись.

Приобретенная грамотность обладает следующими специфическими чертами:

  • Чтобы развивать данный навык, необходимо иметь четкую цель и план действий. Для повышения соответствующих компетенций нужно разбираться в специальной литературе, изучать конкретные правила, инструменты, применять их на повседневной основе. То есть очень важно быть целенаправленным, а все тренировки должны быть регулярными.
  • Для совершенствования знаний и умений по работе с материалом, важно обладать хорошей памятью: быстро запоминать материал, пользоваться теорией на практике, адаптироваться и ориентироваться в информационном потоке, подбирая слова и т.д. То есть пользователь должен быть внимательным, сконцентрированными. Гибким и быстро запоминающим;
  • Чтобы новые знания и навыки не были утрачены, важно пользоваться ими регулярно, стабильно или как можно чаще. Если же индивид разово изучил и применил, а далее полученная информация не нашла практического применения, то она постепенно исчезнет из памяти.
  • Студент должен обладать навыками самоконтроля. Только при помощи этого качества он сможет отслеживать изменения в уровне собственной подготовки, замечать и исправлять ошибки, учиться на них.

Развитие приобретенной грамотности базируется на следующих факторах. Во-первых, данная категория напрямую зависит от образовательной программы и образовательной среды, в которой пребывает студент. Если учебная программа затрагивает основы русского языка, лингвистики, культурной речи, то приобретенная им грамотность будет совершенствоваться. Притом не менее важно, чтобы на его учебном пути стояли опытные и квалифицированные преподаватели, готовые делиться знаниями, опытом и наработанными методиками.

Во-вторых, развитие приобретенной грамотности – дело сугубо добровольное и инициативное. А это значит, что индивиду нужна правильная и эффективная мотивация. Без нее обрести новые знания, качества невозможно. Поэтому важно понимать, для чего нужна грамотность, что она дает, как ею пользоваться, как ее развивать и поддерживать и др.

В-третьих, развитие приобретенной грамотности без чтения – немыслимо! Невозможно узнать новые правила, понять, как они работают без изучения литературы, художественных произведений или иных текстов. Более того, для развития соответствующих компетенций потребуется определённый материал, где нужно вписать буквы, расставить знаки препинания и т.д.

В-четвертых, обретение и развитие данного феномена недопустимо без логического и критического подхода. Если индивид пишет курсовую работу или доклад, ему нужно тщательно подбирать и перерабатывать первоисточники. Порой при переработке ему приходится использовать синонимы, перефразировать текст и полагаться на иные, отличные от оригинала фразы. Порой написание нового слова сводится к перебору массы правил, подбору однокоренных слов и пр. А для этого нужно знание правил, начитанность, эрудиция.

В-пятых, повышать приобретенную грамотность лучше всего в письменном виде. Так и навыки письма тренируют, и закрепляют пройденный материал на практике, и развивают «письменную память».

Таким образом, приобретенная грамотность представляет собой постоянно развивающий навык, требующий усидчивости, мотивации, целенаправленности и упорства, регулярности в исполнении и воспроизведении.

Сравнение врожденной и приобретенной грамотности

Согласитесь, что грамотный человек – настоящая находка! Несмотря на развитие IT-технологий и информационный прогресс, доступность первоисточников. Уровень грамотности в нашей стране остается на уровне среднего. Притом не все понимают разницу, между врожденной и приобретенной грамотностью. Предлагаем вам разобраться в этих категориях.

Основание

Врожденная грамотность

Приобретенная грамотность

Проявление С детства, с рождения С момента обучения, развития
Характер формирования Естественный Целенаправленный, искусственный
Основа Ассоциации, память, интуиция Кругозор, начитанность, регламентированность
Качественная характеристика Высокая скорость письма, автоматизм Снижение скорости письма, осознанность и обдуманность
База

Информация (литература), мотивация

Развитие

Самостоятельное или под кураторством квалифицированных специалистов

Очевидным сходством рассматриваемых качеств является то, что они нацелены на общее развитие человека и повышение его эрудиции, кругозора. Фактически, оба качества нацелены на развитие.

Также следует отметить такое сходство, как освоение соответствующих качество. Он, возможно, как на самостоятельной основе, посредством самообразования, дополнительных занятий и тренировок, так и с привлечением квалифицированных специалистов, педагогов, которые все разъяснят, помогут, покажут и пр.

Более того, обе парадигмы важно поддерживать и развивать. То есть без занятий, тренировок эти качества могут быть легко и быстро утрачены, но в любой момент они могут быть возобновлены и доработаны. Главное – мотивация, стремление и усилия.

На этом сходства не заканчиваются. Но важнее рассмотреть отличия между данными категориями. Во-первых, проявляются указанные качества на разных стадиях жизни: одно – с детства, с первых шагов, а другое – по мере обучения. То есть приобретенная грамотность постигается только при дополнительных усилиях, а врождённая – изначально действует «в теле».

Во-вторых, формирование рассматриваемых феноменов также разнится. В первом случае – это естественный процесс, заложенный генетически или с рождения, а во втором – целенаправленный, требующий дополнительных занятий и практик.

В-третьих, база для развития и применения отличается. Врожденный тип основан на личностных характеристиках и восприятии информации – ассоциации, память, интуиция. Приобретённый вид же базируется на дополнительных исследованиях, специальной литературе, практических занятиях, то есть на начитанности, кругозоре и регламентированности (правилах и т.д.).

Таким образом, врождённая и приобретенная грамотность — два схожих понятия, но развиваемых на разных этапах жизни.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Как развивать грамотность?

Грамотность, независимо от ее вида, важно постоянно тренировать и развивать. Для этого студенту или пользователю достаточно следовать следующим советам и тактикам:

  • Регулярное чтение литературы. Притом не обязательно тщательно исследовать сугубо лингвистические учебники, пособия. Прочтение даже художественной литературы способно положительно отразиться на уровне подготовки и грамотности, кругозоре и эрудиции. Опытные эксперты рекомендуют чередовать изучение материалов: художественная литература, публицистика, научная литература, обзоры и пр.;
  • Письменная практика. Пользователю важно, как можно чаще тренироваться и выполнять письменные упражнения: переписывать тексты, писать эссе и статьи, развиваться в определённой области или теме и т.д.;
  • Использовать современные словари, онлайн-сервисы для перепроверки материалов и повышения их качества, правильности написания.

Студентам важно совершенствовать свои познания и умение оперировать данными, составлять информативные тексты. Многие из них используют различные методики по повышению уровня грамотности. Например, конспектирование, техники переписывания, прохождение диктантов. Притом опытные педагоги настаивают именно на практических стратегиях, основанных на применении изученной теории.

У каждого индивида в арсенале свои приемы и способы повышения грамотности. Ее развития, которые учитывают их возможности, способности и потребности.

 


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!