Развитие интернет-технологий и ряд внешних факторов спровоцировали повсеместное распространение новой формы обучения – дистанционной. Притом перемены были восприняты неоднозначно, но все же нашли свое отражение в системе образования.
Современный учебный процесс кардинально отличается от привычной программы подготовки в период СССР, перестроечный этап. Сегодня он больше индивидуализирован и сконцентрирован на воспитании общества, развитии специалистов в определенном ракурсе с конкретными знаниями и навыками. Сегодня мы расскажем о таком виде подготовки, как адаптивное обучение в Вузе.
СОДЕРЖАНИЕ
Что это такое?
Адаптивное обучение представляет собой особое направление в системе образования, которая позволяет изучать конкретные дисциплины и области, обретать целевые навыки, которые необходимы в рамках изучаемого направления. Здесь на первый план выходят профильные дисциплины, ключевые термины и понятия, а второстепенные науки отводятся на долю «свободного изучения».
Нередко адаптивное обучение приравнивают к индивидуальному. Это самая серьезная и грубая ошибка. На самом деле адаптивное образование является более узкоспециализированным. Учебный план формируется с учетом потребностей учащегося, его возможностей и способностей. Создается «особая» система и подход к учащемуся: подбираются методы обучения, формируется пакет заданий с учетом требований слушателя, работодателя, иных факторов, но при этом учебный процесс должен полностью соответствовать параметрам паспорта специальности.
Адаптивное профессиональное становление в Вузе акцентируется на сильных сторонах студента, подключая именно их в процессе изучения новшеств. Методика обучения опирается на его базу, текущую подготовку, таланты, способности. Такой подход в значительной степени облегчает покорение новых горизонтов, развитие и закрепление навыков, более глубоких знаний.
Структурные компоненты адаптивного обучения
Адаптивная подготовка учащихся предполагает выделение четырех основных элементов, на которых делается акцент в ходе подготовки новоиспеченных специалистов:
- Модель предметной области. По сути, это та научная деятельность, которая подлежит изучению. Здесь важно выделить суть: основные понятия, приемы, методы, теории, причинно-следственные связи и прочие нюансы, которые чаще всего используются на практике. Именно этому будут учить студента.
- Модель учащегося. Под этим термином понимают текущий уровень подготовки студента, то есть база знаний, с которой он пришел в ВУЗ: что он уже знает, чем умеет пользоваться. С помощью модели учащегося определяется дальнейший ориентир, траектория обучения: понятия, приемы, последовательность занятий и тем, предметы и пр. Поэтому в самом начале (или на этапе поступления) абитуриенты проходят «начальное тестирование», чтобы определить начальную подготовку, проработать учебную программу с учетом сильных и слабых сторон и пр. Программа усваивается быстрее и лучше у тех, кто обладает хорошей базой, умеет ею пользоваться.
- Модель адаптации. По сути, это образовательная программа, учитывающая последовательность занятий и тем: что, как и когда будет пройдено, усвоено и закреплено. Здесь будут отражены правила, благодаря которым студент сможет постепенно повышать свою квалификацию, продвигаться вперед, осваивать новые теоретические и практические аспекты по принципу от простого к сложному». На этой стадии происходит формирование новых качеств и знаний, их адаптация (обучение грамотно пользоваться полушечным багажом).
- Взаимодействие с преподавателями. Адаптивное обучение предполагает тесный контакт с педагогами всеми доступными и удобными способами: живое общение, переписка, онлайн-разговор и пр. Данный компонент предполагает проработку нюансов, устранение пробелов, проверку качества обучения и пр.
Принципы работы адаптивного обучения в ВУЗе
Все люди разные. Каждый воспринимает одну и ту же ситуацию по-своему на эмоциональном, физическом, интеллектуальном уровне и пр. Адаптивное обучение в системе профильного образования предполагает преобразование унифицированной программы под каждого студента с учетом его возможностей, способностей, базы и пр. Достичь данной цели можно благодаря использованию современной техники и технологий, компьютерных программ и пр. Каждый учащийся проходит тестирование, а затем программа под контролем педагога подберет «индивидуальный план занятий и заданий» для каждого учащегося, при этом дисциплина будет изучена в полной мере, но в более простой и понятной форме для каждого.
Этапы адаптивной профессиональной подготовки студентов в Вузе будут следующими:
- Начальное тестирование.
На этой стадии необходимо определить текущий уровень подготовки учащихся: что они знают в рамках учебного курса, их сильные и слабые стороны, способности, качества, основные знания и представления по предметам и пр. Далее результаты этого этапа станут основой при конкретизации программы обучения.
- Создание индивидуальной программы обучения для каждого студента с учетом общих требований, паспорта специальностей, годового плана и пр.
- Изучение материалов для обучения студентами.
На данном этапе учащиеся осваивают теоретические материалы, выполняют предоставленные им задания, кейсы, поручения, проходят всевозможные промежуточные и итоговые аттестации для контроля знаний и навыков. При необходимости они могут связываться с преподавателями (лично или виртуально, удобным способом) для разрешения непонятных моментов, урегулирования проблем (сроки сдачи материала на проверку, уточнение отельных моментов, консультации и разъяснения).
- Промежуточная проверка знаний.
Данный этап предусмотрен учебным планом, но может иногда настигать учащихся внепланово. Он представлен в виде всевозможных устных опросов, контрольных и самостоятельных работ, тестирований, зачетов и экзаменов, написания и защиты курсовой или иной научно-исследовательской работы.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
- Корректировка плана и заданий.
Данный этап целесообразен, если после промежуточной проверки знаний и навыков студента были выявлены явные пробелы, проблемы в усвоении предмета, модуля и пр. В этом случае педагог прорабатывает программу, дополняя его новыми материалами (теория и практика).
Подобные изменения могут привноситься после каждого проверочного рубежа или если студент часто обращается за помощью к педагогу с определённой проблемой, темой и пр.
Корректировки призваны решить проблемы в обучении разъяснить непонятные моменты закрепить пройденный материал, повысить качество подготовки.
В процессе адаптивного обучения переход на следующий уровень сложности происходит только по мере усвоения материала.
Роль, достоинства и недостатки адаптивного обучения в Вузе
Адаптивная подготовка на базе высшего профессионального образования- относительно молодая сфера деятельности, практикующаяся в единичным случаях. С одной стороны такой подход позволяет воспитать высококвалифицированных экспертов, разбирающихся в выбранной специальности, сфере деятельности на «отлично». С другой – индивидуализация учебного плана – процесс кропотливый, трудоемкий. Далеко не каждый педагог готов оценивать студента с учетом его возможностей, предрасположенностей, готовить «индивидуальный пакет» заданий и материалов, «язык» изложений основных моментов и пр.
Роль адаптивного обучения неоднозначна. Она способствует воспитанию эксперта на основе имеющихся сильных сторон и азы индивида. При этом важно сочетать индивидуальность человека и стандарты образования, унификацию. Вузам проще обучать молодых людей «классическими методами» — преподносить одну общую программу для группы слушателей, а оценивать результаты с учетом возможностей (успеваемости) каждого.
Учащиеся по адаптивной программе лучше разбираются в предметах, чувствуют более высокий процесс удовлетворенности от обучения, обладают лучшей успеваемостью. Рассматриваемая модель обучения предполагает повышение уровня самостоятельности учащихся, но не исключает систему наставничества и взаимодействия с педагогами.
Современные варианты адаптивного обучения посредством онлайн-технологий
Отечественные Вузы предпочитают не адаптивное обучение, а два сценария подготовки квалифицированных специалистов:
- Общее обучение с учетом разработанной и действующей в заведении образовательной программы;
- Индивидуальное обучение по заявлению студента, но и в этом случае образовательная программа остается прежней. Изменения – незначительные. Здесь конкретизируют сроки обучения, прохождения аттестаций, написания и зашиты курсовых/контрольных и иных работ.
По факту адаптивная модель это «микс» стандартов и индидуализма.
Адаптивное обучение успешно используется на онлайн-площадках. Сегодня мы кратко расскажем о некоторых из них:
- Knewton.
Здесь образовательный процесс строится на дополнении и стандартной учебной программы по итогам промежуточных аттестаций. Студенты по мере освоения модуля или темы проходят проверку. Ее результаты система оценивает и при выявлении сложностей или проблем, вносит коррективы в учебную программу учащегося, предлагая самостоятельно изучить дополнительную литературу (прописывает конкретных авторов и их труды) или привносит изменения в учебный план (если время на изучение программы позволяет). Слушателям доступно свыше сотни курсов по самым разным дисциплинам и направлениям подготовки.
- Aleks.
Данная платформа занимается подготовкой по таким научным областям, как химия, математика, биология, физика и иным точным наукам. Здесь освоение материала производится по принципу «от простого к сложному», притом дисциплины могут изучаться комплексно, с учетом взаимодействия и смежности. Обязательный этап – прохождение самоконтроля по мере изучения модуля, результаты которого влияют на дальнейший ход обучения (материалы последовательность предметов, уровень сложности заданий и пр.).
- Plario.
Это одна из первых адаптивных платформ в России, которая создана на базе ТГУ и IT-разработчиков. Здесь студенты могут освоить такие направления, как информатика, математика, физика, механика, химия и пр. Программа учитывает текущий уровень подготовки и строит план занятий с его учетом. Возможно обучение школьников-старшеклассников и студентов.
На сегодняшний день адаптивная модель обучения используется в качестве вспомогательного инструмента, позволяющего упростить освоение отдельных предметов, погрузиться в них проще и детальнее.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!