Очень важно выучиться на ту профессию, которая интересна. Не стоит спешить с выбором вуза, а уж тем более страны в которой этот вуз находится. Сейчас очень популярно образование за границей, так как известные университеты или другие учебные учреждения на западе имеют хорошую репутацию и рекламу в мире. Российским вузам сложно конкурировать с западными по успешности, выпускаемых студентов, но явное преимущество российского образования – цена. Стоимость не такая уж и низкая, но ниже, чем на западе. Правда этот плюс для России и минус для США, уже смогли нивелировать выдачей стипендий с полной оплатой обучения.
Сегодня в статье мы рассмотрим, чем именно техническое образование в России отличается от западного, найдем основные плюсы и минусы, а также обсудим к чему это может привести.
СОДЕРЖАНИЕ
Ступени образования за рубежом
Начать нужно с того, что образование в США и их общая система обучения очень похожа на систему образования в России. Как мы знаем, то в России школьники сдают ЕГЭ, после окончания 11 класса в то время, как выпускники школ в США сдают SAT. SAT – это обычный стандартизованный экзамен в США, для приема школьника в вуз. США выбрало именно такую форму среза знаний для своих учеников, потому что на это был ряд причин:
- Все задания имели универсальный характер;
- Одинаковые условия для всех школьников вне зависимости от места проживания, дохода семьи и остальных факторов, влияющих на процесс поступления.
К примеру, если такие экзамены нужно было бы сдавать в том учебном заведении, в которое школьник планирует поступать, то не все семьи смогли бы найти деньги для такой поездки. Таким образом, можно сдавать экзамен по месту жительства, в своих школах, после чего экзамен отправляется в определенный вуз. Также стоит сказать, что ученики, которые набрали высокий балл SAT имеют право получить стипендию и поддержку обучения в финансовом плане, в принципе всё как в России.
А сейчас начинается первое отличие. Чтобы подать заявления на поступление в вуз, нужно заплатить около 50 долларов. В обязательном порядке, кроме самих результатов экзамена, также нужно предоставить эссе, в котором будет подробном описано: почему был выбран этот университет, профессия, плюс пару слов о себе, как о личности. В особенности такие правила относятся к университетам Лиги плюща. Лига плюща – это некая ассоциация независимых университетов, одних из самых лучших в США, сюда входят:
- Брауновский университет;
- Гарвардский университет;
- Дартмутский колледж;
- Йельский университет;
- Колумбийский университет;
- Корнеллский университет;
- Пенсильванский университет;
- Принстонский университет.
В данные университеты поступают школьники с высочайшими баллами SAT. Конкуренция в такие университеты очень большая и часто, чтобы выбрать нужного кандидата, то судят не по баллам (так как потенциальных студентов с высокими баллами много), а по личным качествам человека. Если сравнивать с Россией, то можно прировнять к МФТИ и их собеседования при поступлении, которые они ввели совсем недавно. Все эссе в США рассматривает admission office, после чего принимается решение, кто будет зачислен в университет.
В основном, зачисление студентов по результатам эссе в России происходит на программы обучения в магистратуру. Допустим, чтобы поступить на магистерскую программу Сколтеха, то придется написать такое мотивационное письмо и ждать результата.
Конечно же в США, как и в России изучают разные дисциплины на протяжении одного семестра. Система обучения в США отличается также тем, что можно продолжить обучение в летний семестр, что невозможно в России. Определенный курс стоит точное количество кредитов, и чтобы получить степень бакалавра, нужно получить точную сумму этих баллов. В США считается, что нужен какой-то минимальный порог баллов, чтобы ученик считался студентом на полной основе.
Чаще всего, обучение идет на протяжении 4 лет, но бывают такие случаи, когда студенты заканчивают университет раньше, так как смогли выполнить все задания и набрать нужное количество кредитов для прохождения дополнительных курсов. С другой стороны, возможны и повторные курсы или безвозвратные отчисления.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
После получения бакалавра, можно пойти работать, если студент не планирует попробоваться себя в научно-исследовательской работе. Если у человека есть желание попробовать себя в научной сфере, то дальше идет магистратура, как и в России, а после докторантура, для которой нужно пройти программу PhD. Бывают такие случаи, когда магистратуру можно перешагнуть и сразу подойти к PhD. Это делается благодаря специальному экзамену, подтверждающему наличие знаний у студента на уровне магистра. После того, как человек защитил свою докторскую диссертацию, то он получает рабочее место в каком-то университете и работает там на протяжении двух-трех лет. Этот этап называется постдокторантура, который проходят в другом университете, чтобы продемонстрировать способности к работе в одиночку, без своего научного руководителя. После этого этапа, можно подаваться на звание профессора.
Отличия в системе учебного плана
И в США, и в России есть обязательный ряд предметов, которые должны будут читаться в конкретной дисциплине. К примеру, если обучение проводится на специальности банковского дела и страхования, то помимо математики и экономики, должны быть предметы про банковскую систему, страховые компании, банковские и страховые операции и так далее. Западный учебный план также предлагает студентам дисциплины по выбору.
Есть специальный регламент, который должен определять сколько дисциплин студенту нужно пройти, чтобы получить необходимый минимум для получения бакалавра. К некоторым курсам нужно дополнительное тестирование, а точнее уровень квалификации, чтобы записаться на эти курсы. В таких случаях студенты проходят курсы повышения квалификации, чтобы записаться на другой курс, интересующих их. Студент имеет право самостоятельно выбирать какие дополнительные курсы проходить, но нельзя выбирать полностью рандомные дисциплины, так как они не позволят получить диплом ученика, нужно выбирать более-менее смежные предметы с основной специальностью. Есть дополнительные подразделения на два вида специальностей:
- Основная – major;
- Вторичная – minor.
Вернемся к банковскому делу, за основную можно взять – банковские операции и их деятельность на финансовом рынке, а за вторичную – высшая математика для начинающих.
На факультете есть специальные советники, определяемые факультетской администрацией. Именно с этими советниками студент может выбирать свои курсы. После того, как студент выпускается, то в документе о получении образования ставится несколько разных подписей: от профессора, курирующего студента, представителей администрации и представителя более крупной структуры.
Отличия в преподавании техническим дисциплин
Фундаментальные науки – это основа, без которой не может пройти обучение, как в России, так и в США. Мир вокруг людей очень своеобразен и имеет ряд отличий, но также имеет и ряд закономерностей. Суть обучения в том, чтобы научиться видеть эти закономерности и на их основе научиться решать проблемы различного характера. Именно поэтому очень важно изучать технические науки, являющиеся фундаментальными.
Если брать обучение на Западе, допустим, для какого-то инженера, то такие науки, как: математика, физика, химия и другие науки имеют свойство адаптироваться. Адаптация заключается в том, что изучение различных научных тонкостей не занимает много времени, упор в этом случае делается на приложения. К примеру, инженеры должны знать теоремы в математике, но им не нужно их учиться доказывать. Если посмотреть с другой стороны, то математические задачи, часто помогают в решении инженерных проблем, и многие студенты для получения дополнительного балла стараются выполнить различные проекты, которые максимально раскрывают техническую науку, а не вовсе упрощают её, как в истории с теоремами.
Западное обучение более склонно к развитию инженерии, чем в России. Там возникают новые понятия и подходы к процессам оптимизации, искусственного интеллекта, робототехники и других сфер. Студенты работают над проектами по изобретению машин с большой вычислительной мощью, в России такое наблюдается не часто. В США все вузы очень быстро адаптируются к новым запросам рынка, когда в России могут прийти к чему-то актуальному только через пару лет, когда это уже выйдет из моды. Наверное, это проблема системы образования. Конечно, не все вузы в России отстают, точно такие же инженерные проекты разрабатывают в: образовательных программах Сколтеха, ИТМО, Новосибирского университета, МФТИ и Высшая школа экономики.
Система оценивания и её структура
Помимо обычных экзаменов, которые предусмотрены в программе обучения на Запале, также есть система накопленных оценок. В эту систему входят такие баллы:
- Баллы за посещаемость;
- Оценки за контрольные работы;
- Оценки за домашние задания;
- Внезапные тесты на 5-10 минут (quiz).
Если студент не выполнял такие задания, но при этом хорошо сдал все экзамены, то всё равно вероятность хорошей оценки за дисциплину очень мала. Такая система накопления баллов стимулирует студента для посещения пар и сосредоточения внимания на лекционном материале, так как по нему может быть неожиданный мини-тест, в конце занятия.
Общение студента и преподавателей
Как говорит практика, то больше всего преподаватель общается со студентом во время лекции, когда он проводит занятия для всего курса. Помимо этого, вне занятий преподаватель должен быть в университете пару часов в день, чтобы студенты могли задать, интересующие их вопросы. Такой вид работы преподавателя называется – office hours. Помимо этого вида работы, есть ещё tutoring room – когда преподаватель дает консультации студентам на определённое время. Также есть работа в команде, в лабораториях. Эти группы может собирать сам преподаватель для обсуждения важных тем и работы над научными проектами. Если в группе очень хорошие отношения, то по пятницам принято ходить группой в кафе или на вылазку на природу.
Написание зачетных работ при выпуске из университета
Изначально, у каждого студента есть свой куратор по работе, как и в России. Куратор в виде профессора, должен определить к какому виду работы у студента есть талант или тяга, например: эксперименты, анализ, работа в компьютере, либо выполнения других задач. После чего, студенту предлагаются темы для написания выпускной работы. Как правило, студент сам выбирает такую тему, так как по правилам ему не может навязываться тема выпускной работы в виде какого-то мнения, это просто советы от преподавателя.
После того как тема выбрана, нужно написать курсовую работу с презентацией. Такая работа должна быть по всем правилам оформления научной работы с нужными таблицами, схемами, вычислениями, ссылками и так далее. В вузах США есть специальные writing center, которые помогают студенту выполнять такие задания, консультируя их как правильно нужно оформлять работу, что там должно быть, в частности в этом же департаменте делаются правки в уже готовой работе.
Отличия в жизни аспирантов технического профиля на Западе и в России
Зачастую российские студенты достаточно хорошо подготовлены и хорошо смотрятся наряду с западными. К сожалению, в подавляющем большинстве случаев аспиранты технического профиля не могут на 100 % быть сосредоточенными на учебном процессе, так как зарплата аспиранта в России очень маленькая и на неё невозможно прожить. В связи с этим, многие аспиранты ищут подработку и отвлекаются от учебы. Ещё одной проблемой в Российской аспирантуре являются лаборатории и их оснащение. Чаще всего, оборудование, на котором работает аспирант, очень устарелое, так как финансирования для обновления лабораторий не хватает. Учитывая все проблемы, наведенные выше, то нормально работать в таких условиях сложно.
Если сравнить это с Западом, то там ситуация другая. Студенты-аспиранты получают неплохие деньги на жизнь и имеют новейшие оборудование для своих исследований. Финансирование аспирантов проводится из разных направлений. Допустим, если аспирант работает под крылом профессора у которого есть грант, то профессор может включить в этот грант аспиранта. Бывают такие случаи, что профессорам нужен помощник, чтобы проверять домашнее задание у студентов, с этой работой прекрасно справляется аспирант, поэтому дополнительной подработки искать не приходиться.
Помимо этого, в США большой процент компаний проводят какие-то исследования или хотят проверить определенные проекты в действие, но тестовые работы проводить у себя дорого, поэтому грант могут отдать университету. Гранты от компаний отличаются от государственных тем, что университет забирает от них меньшую часть. Над проектом работает профессор и сам аспирант. Если проект был выполнен успешно, то могут дать более крупный грант.
Также профессор может организовать компанию из студентов, по разрешению администрации университета, и тогда студенты-аспиранты смогут пользоваться оборудованием в лаборатории. После такого колоссального опыта, аспиранты выходят готовыми специалистами, очень востребованными на рынке труда.
Итоги отличий технического образования в России и на Западе
Как итог можно выделить 5 основных отличий в разнице между техническим образованием в России и на Западе:
- В России для поступления на техническую специальность, и вообще на какую-либо специальность, очень редко используют мотивационные письма, в большинстве случаев конкурсные отбор проводятся по баллам ЕГЭ и вступительным экзаменам;
- На западе просматривается более тесная коммуникация преподавателя со студентом. Возможны дополнительные занятия, особые группы для создания каких-то больших проектов. В некоторых случаях, возможны частые тимбилдинги. В России это встречается, но в большинстве случаев студент может поработать с преподавателем над какой-то публикацией в журнал научного характера и всё;
- В США возможно пропустить магистратуру, если сдать определённый экзамен;
- Для написания выпускных работ есть специальный writing center, который обеспечивает консультацию в написании работы студента, делает правки по структуре, оформлению и составляющим частями работы. В России всё перекладывается на плечи научного руководителя, который следит не только за структурной работы, но и другими составляющими: оформление, консультации и т.д.;
- Разница в финансировании аспирантуры и исследовательских лабораторий. Большое количество аспирантов в России просто не могут сосредоточиться на учебе, так как они подрабатывают на работе, потому что зарплаты аспиранта не хватает. В лабораториях нет нового оборудования, что стопорит работу аспиранта.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!