7 основных проблем современного дистанционного обучения

Внедрение любого новшества сопровождается рядом сложностей. Несмотря на то, что дистанционное образование существует уже довольно длительное время, активно использоваться оно начало лишь в последние 5 лет. Притом некоторые страны столкнулись с новым способом обучения буквально в 2019-2020 учебном году в связи с острой необходимостью (коронавирусная пандемия).

7 основных проблем современного дистанционного обучения
Внедрение любого новшества сопровождается рядом сложностей. Несмотря на то, что дистанционное образование существует уже довольно длительное время, активно использоваться оно начало лишь в последние 5 лет. Притом некоторые страны столкнулись с новым способом обучения буквально в 2019-2020 учебном году в связи с острой необходимостью (коронавирусная пандемия).

В России дистанционное обучение до этого момента использовалось лишь в высших учебных заведениях в качестве «нового отделения», наравне с очным и заочным. Но в связи с серьезной эпидемиологической обстановкой «дистанционное взаимодействие» было установлено практически повсеместно: в школах, СУЗах и ВУЗах, на рабочих местах.

Давайте поговорим, кому все же подходит данный вид «образовательного взаимодействия» и с какими проблемами сталкиваются учащиеся, преподаватели и система образования в целом.

Особенности дистанционного образования в России

В настоящее время Интернет является неотъемлемой частью для каждого человека. Он позволяет не только общаться с людьми, невзирая на расстояние, но и учиться, работать в любом удобном месте.

Дистанционное обучение в России появилось около 10-15 лет назад с развитием Интернет-технологий, но более совершенную и современную форму оно обрело сравнительно недавно. Данный формат не предполагает посещения учебного учреждения, прохождение предметов преимущественно на самостоятельной (больше письменной) основе, слабый контакт между преподавателем и учащимся.

Особенности дистанционного обучения
Что нужно для обучения в дистанционном формате?

При такой форме обучения между учащимися, педагогами нет живого общения. Все необходимые вопросы, нюансы они решают посредством виртуального контакта: онлайн-связь, чат, электронная почта, телефонные переговоры, скайп (видеосвязь) и пр.

Для школьников дистанционное обучение было организовано следующим образом: онлайн-урок (заранее записанный видеоурок или видеосвязь), где учитель разъясняет тему, показывает примеры решения задач и выдает домашнее задание. Далее учащемуся предстоит выполнить упражнения и выслать их на определенный адрес или выложить в определенную виртуальную папку. По статистике, сложнее всего пришлось учащимся начальных классов, которые еще слабо знакомы с компьютерными технологиями и необходимыми программами. Не менее сложно пришлось и старшеклассникам: освоение серьезных предметов (особенно углубленно) давалось непросто.

По результатам 2019-2020 года опытные педагоги отметили, для кого дистанционная форма обучения будет более приемлема:

  • Современная молодежь и родители, которые имеют опыт работы с компьютерами и гаджетами, имеют начальные или базовые навыки по работе с техникой и приложениями. В большинстве случаев онлайн-обучение подходит учащимся среднего и старшего звена, а также студентам СУЗов и ВУЗов;
  • Детям, осваивающим программу на дому, экстернатом или отстающим в освоении учебного плана;
  • Детям с ограниченными возможностями здоровья.

Достоинства и недостатки дистанционного образования

Новшества всегда внедряются постепенно и сопровождаются выявлением слабых и сильных сторон. В дистанционном обучении также присутствуют как преимущества, так и изъяны.

Достоинства дистанционной формы
Преимущества дистанционной формы обучения

К числу явных достоинств нового формата освоения учебной программы относят:

  • Проходить обучение можно в любом удобном месте, но при этом важно, чтобы было интернет-подключение, рабочий гаджет и навыки по работе с ним;
  • Программа обучения предоставляется в разных вариациях: электронная лекция, видеоурок, онлайн-урок и пр. Учащемуся предстоит работа совместная с педагогом (примерно 30%) и самоизучение (70%) темы. При возникновении вопросов и сложностей можно связаться с преподавателем, поговорить, обсудить детали.
  • Приступить к дистанционному обучению можно в любое время года. Сейчас даже школьники могут добровольно перейти на новый формат, если их родители предоставят соответствующее заявление администрации школы. При этом важно, чтобы количество желающих одного потока (класса) было не менее 10-15 человек. То есть школы приступили к формированию «дистанционных классов».
  • Родители могут легко проверить учебную деятельность своего чада: посмотреть электронные задания, видеоуроки, электронный дневник и классный журнал и пр.

К числу очевидных недостатков онлайн-образования можно отметить:

  • Данный формат подходит больше для студентов с чувством ответственности, самостоятельности, чем для школьников. При дистанционном освоении учебного плана учащимся предстоит много самостоятельной работы: разбираться в вопросах, вникать в тему, решать задачи, закреплять пройденный материал, писать рефераты/доклады/контрольные/курсовые и пр. К сожалению, опыт говорит: более 60% школьников не воспринимают новый формат всерьез, прогуливая онлайн-занятия.
  • Минимум живых контактов может негативно сказываться на живом общении, адаптации юных граждан к обществу и новым навыкам.
  • Прогаммы онлайн-образования несовершенны и требуют модернизации: пересмотр хода занятий, более детального и простого разъяснения или увеличения часов на каждую тему, расширение инструментов обучения и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

7 основных проблем дистанционного обучения

Несмотря на удобство и комфорт освоения учебной программы с помощью интернет-технологий все же эксперты выделяют существенные проблемы, возникающие в новом сегменте.

Проблема №1. Слабая оснащенность образовательных заведений и учащихся.

Несмотря на развитие научно-технического прогресса в ряде стран, регионах до сих пор отсутствует высокоскоростной интернет. Данный факт в значительной степени усложняет образовательный процесс: учащимся приходится искать возможности подключения к сети, используя походы к соседям, родственникам, посещение специальных интернет-кафе (но в период карантина это было невозможно), мобильный интернет с низкой скоростью и пр.

С не менее важной проблемой столкнулись, семьи, воспитывающие несколько детей школьного и/или студенческого возраста. У каждого из них свое расписание занятий, свои сроки выполнения заданий, поэтому каждому ребенку необходим отдельный (собственный) компьютер, ноутбук или гаджет. Еще сложнее если и родители работают удалено – с них ответственности и обязанностей никто не снимает, рабочий день – не отменяют. Из-за низких доходов семьи не могут позволить себе такой роскоши, что сказывается на успеваемости детей.

Проблемы ДО
Недостатки дистанционного обучения в России

Проблема №2. Далеко не все профессии можно освоить и практиковать дистанционно.

Данная сложность связана преимущественно с деятельностью профильных образовательных заведений – СУЗов и ВУЗов. Несмотря на массовый перевод студентов в новое «русло» обучения, далеко не все направления возможно освоить таким образом.

В частности, профессии, требующие практических навыков, невозможно изучить онлайн. К таким сферам деятельности относят медицину, строительство и пр. От качества медицинских и строительных услуг зависят жизни людей. Как хирург научится оперировать, диагностировать и лечить онлайн? Ведь провести операция с помощью интернет когда ты в одном уголке планеты, а пациент в другом — невозможно!

Отсюда следует, что далеко не все сферы деятельности можно перевести в онлайн-режим. В определенных кругах заменить живое общение на виртуальное просто невозможно и недопустимо.

Проблема №3. Отсутствие живого общения, отсутствие возможности сравнивать себя с другими.

Отсутствие живого общения может негативно сказываться на психоэмоциональном состоянии учащегося, его способностях адаптироваться в новом окружении, к новым обязанностям и пр.

Всем известно, что при групповых занятиях дети сравнивают свои достижения с успехами одноклассников/одногруппников, тем самым у них появляется дополнительная мотивация к успеху. При виртуальном обучении данная возможность отсутствует.

Проблема №4. Трудно заинтересовать ребенка новой темой, материалов, предметом.

По статистике, лишь треть учащихся любит читать книги, лекции и иные материалы. Из-за отсутствия интереса к изучению материалов, учащиеся с трудом воспринимают новую информацию, не хотят ее исследовать и запоминать.

Какие работы выполняют студенты на ДО
Как проходит учебный процесс в онлайн формате?

При очном обучении подача материала может сыграть ведущую роль. От креативности и опыта педагога зависит более 50% успеха в освоении программы. Если педагог сумеет заинтересовать аудиторию, то учащимся легче воспринимать и усваивать материал.

К сожалению, электронные лекции и скучные книги мало заинтересовывают учащихся.

Проблема №5. Сложности в оценке успеваемости подопечных.

При дистанционном обучении доля списываний может резко возрасти. Фактически педагог не видит, как занимается ребенок, самостоятельно ли он выполняет все задания или с чьей-либо помощью (родитель, готовые решения и пр.). Поэтому могут возникнуть сложности с оценкой домашнего задания и общего рейтинга учащихся.

Если педагог уже достаточно хорошо изучил способности и возможности подопечного, то не исключены спорные ситуации: ребенок выполнил упражнение сам, а преподаватель заподозрил его в списывании. В этом случае на помощь могут придти только онлайн-уроки с опросом домашнего задания.

Проблема №6. Слабая мотивация и отсутствие чувства ответственности, слабый контроль учебного процесса.

Если учащийся не понимает роль обучения в его жизни, ее необходимость и целесообразность, то он может забросить занятия, что приведет к плачевным последствиям: он может остаться на «второй год» в школе или быть отчисленным из СУЗа/ВУЗа.

Более того, родители не могут постоянно сидеть дома и контролировать каждое действие ребенка. Им приходится работать, чтобы обеспечить семью, оплатить те же интернет-услуги и пр. Поэтому важно, чтобы ребенок был правильно и грамотно замотивирован, обладал такими качествами, как самодисциплина и ответственность.

Проблема №7. Дистанционное обучение может негативно сказываться на состоянии здоровья учащихся.

К сожалению, влияние гаджетов на детский и взрослый организм до сих пор вызывает массу споров. Одни ученые отмечают, что современные средства коммуникации способны оказывать серьезное облучение организма, отражаться на концентрации внимания, зрении, провоцировать малоподвижный образ жизни и как следствие ожирение.

Другие же отмечают, что необходимо умело сочетать дистанционные возможности и активный образ жизни, тогда вред от использования интернета и гаджетов будет минимален или вовсе отсутствовать.

Согласно статистике, после дистанционного обучения в 2019-2020 году более трети учащихся обратились в медицинские центра с жалобами на плохое самочувствие: головные боли, ухудшение остроты зрения, проблемы со спиной (позвоночником) и пр.

У всего должно быть ограничение, мера. После длительного «сидячего» дня обязательно разминайтесь: гуляйте на свежее воздухе, общайтесь с друзьями, выполняйте домашние обязанности, посвятите свободное время хобби и пр. В этом случае успех и здоровье будет отменным!


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!