Научная работа – часть образовательного процесса. Программы обучения формируются так, чтобы охватить максимальный спектр знаний, навыков и умений. При написании исследовательского материала каждый студент должен знать массу нюансов. Чтобы работа была признана успешной, материал должен обладать четкой аргументацией. Студенческие научные изыскания должны содержать информацию, в которой отражается обоснованность выбранной позиции. Для обоснования должны использоваться не только факты, но и логические выводы.
Кроме того, студент, работающий над исследованием определенной темы, должен знать о типологии аргументации (теоретическая, практическая, визуальная), использование которой позволит грамотно и содержательно оформить материал. Приступая к работе над изучением определенного научного вопроса, студент должен знать о наличии особенностей применения каждой из аргументационной разновидности. Практика показывает, что особенности применения определяются типом исследования.
Если рассматривать варианты научных трудов, то в них выявляется приоритет теоретических доводов. Иной вид студенческих работ, такой, к примеру, как реферат или эссе, демонстрирует потребность в практических примерах или, для убедительности высказываний, обращается к визуальным средствам.
Рассмотрению явления аргументации в студенческих работах, его типологии и особенностей использования, должно предшествовать понимание самого явления аргументации.
СОДЕРЖАНИЕ
Аргументация: общие проложения
И начать стоит с того, что базовым элементом любого научного изыскания должна быть аргументация. Именно этот элемент служить убедительным инструментом, способным доказать верность взгляда на проблему, опираясь на логику и анализ. Аргументации в студенческих работах отводится главенствующая роль, так как именно она помогает выстроить упорядоченный «скелет» материала, предложить подтверждение или опровержение гипотез, продемонстрировать убедительность научных выводов. Аргументация всегда должна представлять доказательства научности выводов. Отсутствие убедительности ведет к снижению значимости и авторитетности любого научного изыскания.

Аргументация, как элемент, требующий пристального внимания, изучения и понимания для повышения качества студенческих научных работ – аспект актуальный и требующий тщательного изучения. Доказательством этому могут служить трудности, с которыми сталкиваются студенты на любой из стадий выполнения научных изысканий. Затруднения, к примеру, вызывает процесс формирования причинно-следственных связей. Не меньшие трудности возникают с процессом подбора типов аргументации. Непросто проходит процесс анализа мнений, носящих противоположную направленность.
Все перечисленное негативно отражается на качественной стороне материала. Кроме того, демонстрирует недостаточность знаний и умений у студента, взявшего на себя роль исследователя. Поэтому стоит рассмотреть основные типы аргументации, обратить внимание на их особенности. А также выяснить аспекты, которые могут справиться с правильностью применения верного типа аргументации в рамках студенческих научных работ.
Аргументация: типология
Любая научная работа, а тем более студенческая, требует четкой аргументации. В научной работе она представляется анализом, который приводит к определенному заключению, то есть обоснованию взглядов, предположений или теоретических выкладок. Для этого используются рассуждения и доводы.
В научном мире существует понятие общих типов аргументации. Их подразделение осуществляется по определенным признакам:
- Сфера практического применения определяет аргументацию двух видов – универсальную и контекстуальную. Отличить их можно по возможности применения. Универсальная аргументация не имеет отграничений на сферу применения. Аргументация контекстуальная может быть использована в рамках определенной аудитории.
- Природа используемых аргументов выделяет два типа. Первый – эмпирический, предполагающий использование самого опыта и его результатов. Второй – теоретический, представляющий собой способ использования рассуждений, логичных и точных.
- Способ оспаривания и подтверждения. Здесь выделяется два типа: прямой и косвенный. Косвенный тип, в свою очередь, подразделяется на следующие подтипы: косвенная по аналогии, от противного, то есть аналитически косвенна и путем исключения, т.е. косвенная разделительная.
Отобразим все представленное в схеме.

Остановимся на рассмотрении типов аргументации, свойственных для студенческих научных работ.
- Доминирующим типом принято называть аргументацию логическую. Она базируется на строгой логике выводов и придерживается базовых принципов правильного мышления.
- Следующий тип – аргументация эмпирическая. Она базируется на сведениях, для которых характерны критерии достоверности, проверяемости, точности. Эмпирическая аргументация использует статистические данные, опирается на итоги проведенных исследований и наблюдений.
- Аргументация по авторитету использует в качестве доказательства мнение, высказанное экспертом или источником информации, относимое к категории авторитетных.

- Эмоциональная. Данный тип аргументации базируется на использовании эмоциональных доводов. В рамках научных трудов данная практика признается неуместной. Ведь опираться в научных работах требуется на критерий объективности.
Далее рассмотрим виды аргументации, рассматривая данное явление со стороны логики.
Аргументация: виды
- Аргументация дедуктивная
Данный подход базируется на заключении, сделанном исследователем исходя из представленных суждений. Если последнее представляется верным, то и заключение будет обладать верными характеристиками. Чтобы найти точный и верный вывод, в доказательствах стоит использовать только дедуктивный метод аргументации.
2. Аргументация индуктивная
Частные случаи и их обобщение становится основанием для аргументации индуктивного типа. Используемый метод предполагает формулирование вывода на основании определенной численности наблюдений. Если рассматривать данный метод в рамках наук социальной сферы и дисциплин гуманитарного направления, то он помогает формулировать гипотезы с опорой на реально рассматриваемые события, факты.
3. Аргументация по аналогии
Сходство, как основание, становится причиной возможного использования аналогий. Метод позволяет переносить признаки одного объекта на другой. Метод базируется на возможности поиска ответов на вопросы благодаря примерам решений схожих задач, выполненных ранее.
4. Аргументаия по авторитету
Экспертные мнения, позиция признанных авторитетов и информация из достоверных источников – это материал, который используется для обоснования по обозначенного виду. В академической среде обозначенный вид доказательства обладает серьезной значимостью. Данное утверждение базируется на показателях, говорящих о том, что доверие к тезисам и гипотезам с подобной аргументацией, значительно возрастает.
Продолжаем разбираться с аргументацией и ее типологией в научных работах студентов.
5.Теоретическая аргументация
Данный тип доказательства предполагает вариант оперирования фактическим материалом (факты, данные, статистики, публикации, теории). В рамках академических работ (курсовая, диплом), а также при написании научных статей, применение обозначенного типа аргументации признается весьма основательным и наиболее убедительным. Кроме того, важный аспект – необходимость безошибочного, дословного цитирования, а также обязательного указания ссылок на использованные в работе источники информации.
6. Аргументация практическая
Данный тип аргументации подразумевает использование фактов из жизни, примеров из опыта личной практики, знаний, полученных от других людей. Выгода использования данного типа аргументации проявляется в случае визуализации доказательств абстрактных идей и теоретических установок. Благодаря практической аргументации обозначенные идеи и установки приобретают наглядность и становятся доступны пониманию. Практическая аргументация весьма кстати придется в рамках эссе, работ реферативного или аналитического характера.
7. Аргументация визуальная
Доводы, подкрепляемые образами, высказываниями известных личностей, указанием событий, цитирования фраз из кино- и литературных произведений – все это и есть визуальная аргументация. Стоит отметить, что чаще всего подобный вид аргументации используется в работах творческого плана. Достаточно часто ее используют в ходе презентаций или в рамках подготовке эссе. Использование данной разновидности аргументации позволяет заинтересовать аудиторию, представляя информацию живой и яркой.
Рассмотрев основные типы аргументации, постараемся разобраться в особенностях ее применения.
Аргументация: особенности применения
Будем рассматривать специфику применения аргументов в рамках студенческих работ.
Для начала необходимо уточнить, что для студенческих работ аргументация признается одним из главных элементов, демонстрирующих степень углубленности и понимания вопроса, навыки анализа, сопоставления и доказательства. Момент, требующий особого внимания, – необходимость представления аргументации не в формате перечня определенных фактов, а в виде логической последовательности суждений. Последние должны обладать подтверждением, взятым, к примеру, из источников, заслуживающих доверия.

Перечислим и попытаемся разобраться в некоторых особенностях использования аргументации в работах студентов.
Структура
Первое, что надо знать об особенностях аргументации – это то, что она должна обладать определенной структурой. Здесь должно присутствовать четыре элемента:
- Тезис – основная мысль, требующая доказательства. Характерные черты – четкость, доступность пониманию, однозначность.
- Доказательства – фактический материал, который может стать подтверждением для сформулированного тезиса.
- Анализ – доказательства должны быть обоснованными, указывающими на правильность взгляда.
- Заключение – резюмирование представленных аргументов, акцентируя внимание на базовой идее исследования.
Логика и закономерность
Представляемые в научной работе аргументы должны характеризоваться последовательностью представления. При этом нельзя забывать о критерии логичности. Отсутствие логики и последовательности аргументации – факторы, способные усложнить процесс понимания материала.
Информация: достоверные источники
В студенческих работах исследователи должны сосредотачиваться не только на собственных мыслях. Очень важен аспект опоры на научные труды, тематические публикации, научные издания, написанные авторитетными учеными. Если аргументация требуется научному тексту, то доказательства должны обладать указанием на использованную публикацию. Наличие корректных ссылок – демонстрация уровня знаний и показатель компетентности.
Критический подход
Автор студенческой работы со знанием дела должен демонстрировать персональные взгляды на исследуемую проблему. Кроме того, в его работе должны быть учтены разные подходы и оценки. Не должны быть упущены из вида несовпадающие с авторскими точки зрения. Подобные мнения должны находить в работе отражение. Способность увидеть, зафиксировать и понять источник возможных возражений со стороны оппонентов на защите – способ представить уровень развития способностей к аналитическому, системному, объективному мышлению.
Наглядность и лаконичность
Аргументация должна демонстрировать четкость и однозначность. Размытость доказательств, избыточность терминологии – элементы, негативно отражающиеся на критерии убедительности.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

Приемы и методы усиления выразительности
В студенческих работах необходимо использовать стилистические и языковые средства для того, чтобы избавиться от однотипных выражений. Риторические приемы – отличный инструмент, способный любому аргументу добавить вескости, наглядности и незаурядности.
В перечне риторических приемов можно обозначить: эмоциональное воздействие, примеры, аналогии.
Ошибки логики умозаключений
Ошибки логические – сфера, требующая особого внимания. Необходимо избегать сложения доказательств, демонстрирующего частичность подкрепления одного из доказательств обозначенного тезиса. Логическим недочетом является ошибка обобщения, которая, к примеру, может продемонстрировать выводы, сформулированные из ограниченного набора примеров. Рассматривая такую логическую ошибку как апелляция к авторитету, стоит сказать, что этот недочет связан с использованием точки зрения авторитетных авторов, при этом анализ использованных мнений отсутствует или не отличается глубиной.
Тип работы и адекватность аргументации
Аргументация, в зависимости типа студенческой работ, может различаться глубиной и структурой. Аргументы в эссе носят личностный и субъективный характер. Курсовая или дипломная работа будет содержать научную, более упорядоченную и обезличенную аргументацию.
Целевое назначение
Цели применения аргументов в студенческих работах могут быть достаточно разноплановы:
— доказательство гипотез;
— анализ проблемы;
— обоснование выбора.
Культура цитирования
Особенности применения аргументации в студенческих работах требуют внимательного отношения к правилам цитирования. Данный аспект поможет исключить такую распространенную ошибку как плагиат. Цитаты и заимствования должны обладать ссылками на первоисточники. Обозначение мыслей и работ других исследователей – вариант уважительного отношения к чужой интеллектуальной собственности.
Стоит помнить, что в студенческой научной работе хорошая аргументация способна продемонстрировать сбалансированность теоретического и практического материала. Знание типологии аргументации и особенностей применения – залог успешной студенческой работы.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!