Многие полагают, что автослесарь и автомеханик – одно и то же лицо, одна и та же должность или профессия, но на самом деле это два разных специалистов, выполняющих схожие, иногда даже дублирующие обязанности. Сегодня мы расскажем об особенностях обучения и основных отличиях этих профилей.
Кто такой автомеханик?
В случае планового или экстренного ремонта, контрольного «обследования» авто перед покупкой или дальней поездкой, следует обратиться к квалифицированному специалисту, разбирающемуся во внешнем и внутреннем «содержании» транспорта, способного выявить все достоинства. Недостатки, прояснить нюансы и помочь в подготовке транспортного средства к эксплуатации.
Автомеханик – это узкоспециализированный специалист, который разбирается в общих моментах, но при этом обладает более глубокой подготовкой, знаниями и представления об отдельном его сегменте или части. Согласитесь, транспорт – весьма серьезный механизм, успешно сочетающий в себе различные научные области: от банальной геометрии до электрики, электроники, механики и пр.
Автомеханик относится к числу «менеджеров» в автомобильной среде. С одной стороны, он руководит рабочими и ремонтными процессами, с другой – может самостоятельно заниматься обследованием поверенного авто и ремонтировать его.
Притом важно отметить, что автомеханик обладает глубокими познаниями исключительно о внутреннем мире транспорта: содержимое, расположение, порядок сборки и разборки, возможности ремонта, подбор деталей-аналогов и пр.
В числе самых распространенных подвидов автомехаников можно отметить:
- Моторист – специалист, специализирующийся на ремонте двигателей, их содержимого и пр.;
- Автоэлектрик – отвечает за исправную работу электрической сети, подачу тока в нужные отделы и цепи, поверяет проводку, устанавливает причины сбоев и замыканий, устраняет их;
- Маляр – это специалист по внешней отделке авто, на плечи которого ложится работа по подготовке транспорта к покраске и непосредственно покраске, решению проблем и вопросов с коррозией и пр.;
- Вулканизаторщик или попросту – сварщик, способный приварить или соединить сложные детали с помощью специального оборудования, сплава;
- Жестянщик – мастер кузовного ремонта. Это тот самый специалист, который поможет восстановить авто после ДТП, устранить вмятины и иные внешние неисправности, повреждения;
- Диагност – универсальный солдат, который осмотрит автомобиль, определит явные первичные проблемы и посоветует нужного специалиста по их устранению.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Освоить профессию автомеханика можно в разных учреждениях: от училищей, колледжей до вузов. Покоренная ступень образования предоставляет определенные возможности для дипломанта: бакалавры будут трудиться рядовыми рабочими, а магистры смогут успешно руководить коллективом, проводить первичную диагностику автомобилей и распределять работы, направлять клиента к конкретному специалисту, решать организационные и иные вопросы.
Специальность «Автомеханик» относится к техническому направлению. Притом сегодня выпускают не просто автомехаников общей подготовки. Допускается становление специалистов в зависимости от марки или страны происхождения авто, чтобы оказываемые услуги были более качественными.
Подготовка автомехаников захватывает следующие дисциплины:
- Общая техническая подготовка: физика, механика, гидравлика, электрика, электроника, математическое и компьютерное моделирование, химия, БЖД и пр.
- Базовая профильная подготовка, предполагающая изучение внутреннего строения автомобилей и основы профессиональной деятельности: порядок проведения диагностики транспортного средства, особенности строения двигателя ТС, правила проведения первичного осмотра и диагностики автомобиля, порядок проведения ремонтных работ (по видам и частям) и пр.
Бакалавры обретают навыки простейшей диагностической и ремонтной работы, способны ликвидировать несущественные дефекты. Но для выполнения более серьезных кропотливых действий потребуется магистерское образование в рамках конкретной области: диагностика, электрика, электроника, сварочные работы, ремонт двигателей, ремонт ходовой и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Дипломированные магистры работают в конкретном русле, решая точечные, но весомые проблемы автомобиля. Также у них появляется возможность карьерного роста: от менеджера до директора или бизнесмена (развитие собственного автосервиса).
В рамках каждой ступени обучения студенты практикуются на базе местных депо, транспортных и логистических организаций, помогая опытным мастерам и перенимая у них опыт, в обслуживании и ремонте муниципальной и иной техники, транспорта.
Помимо этого, практическая подготовка сводится к обучению в специальных классах: слесарные, мастерские комнаты, автопарк, а также выполнение проектных работ. НИР могут носить конструкторский характер (поиск или замена нужной детали, подбор «аналогов», изготовление деталей по частному заказу и пр.), обзорный (описание хода ремонтных работ или иных моментов в рамках специальности), исследовательский (изучение современных тенденций в отрасли, новшеств и пр.).
Чему учат студентов по программе «Автослесарь»?
Автослесарь (или слесарь по ремонту автомобилей) – мастер на все руки, способный починить любой автотранспорт. Казалось бы, никаких отличий от вышерассмотренной профессии нет, но не тут-то было!
Программа автослесарь предполагает, что индивид получит знания об общем строении автомобиля, но полностью починить его собственноручно ему не удастся. Дипломированный эксперт сможет установить «проблемную зону» и оказывать ремонтные услуги лишь в отдельных моментах: замена определенных деталей, простейшие комбинации и сервисные услуги, обслуживание автомобилей и пр.
Как правило, автослесарь выступает «универсальным солдатом», способным устранить практически любую неисправность, но строго в рамках посильности и опытности.
Данная программа действует преимущественно при колледжах в рамках бакалавриата. Поэтому поступить на нее могут выпускники 9 или 11 классов, притом проходит ЕГЭ необязательно.
Подготовка носит прикладной характер. Студенты пребывают в ссузах лишь во время теоретических занятий, на долю которых отводится около 30% от всего учебного процесса. На них они изучают специфическую терминологию, правила и законы, основы техники безопасности и пр. Остальная часть воспитания специалистов отводится на прикладные формы:
- Лабораторные работы (на первых курсах) с целью закрепления пройденного материала, проверки отдельных законов и методик, отработки навыков по применению специального оборудования и пр.;
- Практика на базе действующих автопарков, автомастерских и пр. Притом нередко колледжи сотрудничают с местными муниципальными или государственными унитарными транспортными компаниями, оказывающими соответствующие услуги городу (муниципалитету): пассажирские перевозки, общественный транспорт, курьерская служба и пр. Притом с самого начала студентов привлекают к трудовым будням, доверяя им разборку-сборку отдельных агрегатов, автомобилей или их составляющих.
Исследовательская составляющая у автослесарей сводится к минимуму и освещается преимущественно педагогами на лекциях, семинарах и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Программа обучения включает в себя следующие дисциплины:
- Общеразвивающий модуль: высшая математика русский язык, черчение, экономика, социология, менеджмент, информатика, геометрия, теория вероятности, ОБЖ;
- Базовые дисциплины: физика, электротехника, слесарное дело, техническое черчение, конструирование и моделирование, техническая документация, сметное дело;
- Естественнонаучный блок: химия, органическая и неорганическая химия синтетические масла, физические свойства металлов и иных материалов, смазочные материалы для автомобилей, специальные жидкости в машиностроении, физика, квантовая физика и пр.;
- Профессиональные дисциплины: правила первичной и дальнейшей диагностики транспортных средств, электростатистика, строение легкового и грузового автомобиля, электрика, механика, металлические и неметаллические материалы и изделия для автомобилей, электробезопасность, общие ремонтные работы в автомобильной среде, топливная система, работа и обслуживание двигателя, рулевое управление тормозная система, ходовая часть автомобиля и пр.
В целом, качество и спектр работ автослесаря напрямую зависит от уровня его подготовки и навыков. Если индивид понимает, что не справится в одиночку с намеченной задачей, то он может обратиться за помощью к автомеханику.
Парадокс профессий: сравнительная характеристика автомеханика и автослесаря
На практике данных специалистов не разделяют, а скорее представляют в одном лице, что в целом не совсем правильно. В числе явных отличий между работами рассматриваемых экспертов, можно отметить:
- Образовательное заведение и доступная ступень. Автослесарям доступна лишь программа бакалавриата, притом преимущественно на базе колледжей, училищей, техникумов. Стать автомехаником же можно как в ссузе, так и в вузе.
Но здесь следует отметить, что автослесарю ничто не мешает поступить на программу магистратуры «Автомеханик» в вуз. - Обучение проходит по принципу дуального образования: освоение теории с погружением в практику;
- Карьерный рост у автослесаря фактически отсутствует или сильно ограничен. Как правило, эти специалисты выполняют всю «черную работу», занимая «рабочие места». Автомеханики же чаще руководят ремонтным процессом (относятся к управленскому персоналу) или помогают автослесарям в решении узких, точечных проблем;
- Квалификация: в вузах присваивают выпускникам квалификацию «Автомеханик», а в ссузах – «автослесарь» с отражением разряда или квалификации (подчеркивает уровень подготовки и мастерство);
- Востребованность специалистов остается стабильно высокой. Притом нередко автомеханики и автослесари успешно замещают друг друга.
В числе явных сходств между автомеханиками и автослесарями можно выделить:
- Сфера деятельности: техническая отрасль, машиностроение, обслуживание и ремонт транспортных средств, моделирование и конструирование в автомобильной среде и пр.;
- Часть осваиваемых дисциплин (более 70%) схожа или одна и та же. Автослесари осваивают базовую часть программы автомехаников. Поэтому часть навыков у них общие;
- Поступать на автомеханика или автослесаря следует тем, кто хорошо владеет физикой, увлекается изучением строения техники и автомобилей, конструкторством или робототехникой, умеет анализировать и подбирать альтернативу, тщательно рассчитывать каждый шаг, экспериментировать и креативить.
Если решите поступать на указанные программы, то не торопитесь искать их в «чистом виде». Профили «Автослесарь» и «Автомеханик» действуют на базе училищ, техникумов, а в ссузах и вузах их вуалируют в следующих вариациях: «Машиностроение», «Эксплуатация транспортных машин и комплексов», «Наземные транспортно-технологические средства», «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» и пр.
Специалисты Дисхелп готовы помочь в становлении будущих автослесарей и автомехаников путем выполнения всевозможных НИР, решения технических, физических и иных задач, написания рефератов и докладов, научных статей, подготовки НИР и НИОКР и пр.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Всегда считала, что это одно и то же. Спасибо за познавательную статью, раскрыли глаза, просветили в нюансы) Просто и понятно разъяснили, кто есть кто и чем занимается.