Независимо от вида любой научный труд должен иметь четкую структуру. Как правило, этот элемент регламентирован методическими рекомендациями Вуза и ГОСТ Р 7.0.1-2011. Несоблюдение и отклонения от утвержденной структуры работы чревато серьезными последствиями: диссертация не будет допущена до защиты, диссертацию дисквалифицируют, а автору потребуется вновь тратить время, чтобы исправить столь грубую ошибку.
С чего начать?
Перед тем, как составить структуру диссертационной работы, аспиранту необходимо обозначить следующие моменты:
— отметить основные вопросы, которые необходимо рассмотреть в работе;
— составить план работы с учетом связности и логичности подпунктов и глав;
— сопоставить разработанный план со стандартной структурой диссертации и внести коррективы.
Стандартная структура диссертации включает в себя следующие элементы:
- Титульный лист: отражает сведения об авторе и работе, учебном заведении, научном преподавателе, дата (год) и место (город) защиты;
- Содержание. Данный раздел представляет собой разбивку основного материала на главы и подпункты, небольшие этапы, которые позволят полноценно рассмотреть тему, упростить восприятие новой информации;
- Введение. Здесь автору необходимо указать актуальность темы, цель и задачи, определить предмет и объект исследования, отметить степень разработанности вопроса, новизну и значимость проекта, методологическую основу диссертации. Вводная часть призвана познакомить читателей с научным трудом, заинтересовать их.
- Основной материал. В этом разделе предполагается рассмотрение теоретических аспектов по теме и реализацию практической части, которая конкретизирует проблему и обоснует целесообразность ее решения. Рекомендательная глава призвана предложить меры, которые помогут справиться с поставленной проблемой, решить ее и доказать эффективность предлагаемых действий.
- Заключение. Необходимо отразить ключевые моменты диссертации, обозначить степень достижения поставленной цели, практическую значимость проекта, эффективность предлагаемых мероприятий.
- Список литературы. Автор отражает все источники информации, к которым он прибег в ходе написания диссертационной работы.
- Приложения. В этот раздел необязателен. Сюда выносятся дополнительные материалы, использованные в процессе изучения темы, а также графические ресурсы, таблицы, громоздкие иллюстрации и пр.
Зачем нужна структура диссертационной работы
Структура научной работы позволяет автору не отклоняться от основного вопроса «по пустякам», изучать его всесторонне.
План диссертации представляет собой уточненную, «укрупненную» структуру (с главами и подпунктами). Наличие четкого плана позволит на поэтапной основе полностью раскрыть главный вопрос, доказать правоту исследователя и эффективность предлагаемых им действий.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Структура диссертации во многом зависит не от ГОСТов, а от самой темы, задумки автора. Благодаря этому элементу тема раскрывается полностью, а автор сосредотачивается на конкретных важных моментах, следует в одном направлении.
Самые распространенные ошибки, возникающие при составлении структуры и плана научной работы
- Заголовки.
Недопустимо использование в заглавиях сокращений, римских цифр. Необходимо исключить дублирование названий глав и подпунктов.
- Основной текст.
Каждая глава должна начинаться с нового листа. Данное правило распространяется также на подпункты.
В теоретической и практической частях должны быть рассмотрены аспекты, затрагивающие выбранную тему. В теории следует изучить основные тезисы, определения, методики, связанные с объектом исследования, которые будут применены в последующих разделах диссертации.
Обязательно соблюдение научного стиля, отсутствие ошибок.
- Введение и заключение.
Недопустимо копирование отдельных предложений из основного текста в вводную или заключительную части. Эти разделы должны быть написаны самостоятельно автором по мере завершения диссертационного исследования.
Во введении обязательно указывается актуальность, новизна, разработанность вопроса, цель, задачи, предмет, объект, анализ источников информации.
В заключении делается акцент на эффективности предлагаемых мер, сопоставлении поставленной цели и полученных результатов, особое внимание уделяется позиции автора и аргументации его мыслей.
При выявлении недостатков в указанных подпунктах работа направляется на доработку.
- Библиография.
Все использованные источники должны быть расположены в алфавитном порядке и оформлены в соответствии с ГОСТ Р 7.0.11-2011. В случае отклонений от указанных требований, работа будет дисквалифицирована.
Таким образом, структура диссертации определяет основное направление деятельности аспиранта, создает определенные границы и формирует изучение вопроса на поэтапной основе.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!