Независимо от ступени образования, уклона или направления подготовки, каждый учащиеся постигает определенную долю, порцию знаний и умений на общих началах – в рамках выбранной образовательной программы, а также в индивидуальном порядке – на основе траектории обучения. Но далеко не каждый индивид понимает суть и значение последнего термина.
Что такое траектория обучения?
Под траекторией обучения можно понимать определенный путь по освоению выбранной программы (ступени, профессии) обучения. Данная категория успешно сочетает в себе нормативные (формальные) требования и условия обучения, а также индивидуальный подход школьника или студента.
Фактически траектория обучения позволяет адаптировать стандартные, тщательно спланированные образовательные программы под потребности, нужды и интересы, мотивы и возможности каждого учащегося, то есть индивидуализировать учебный процесс и сделать его более полезным, эффективным и посильным.
С помощью этой парадигмы учащийся самостоятельно может дополнить стандартную программу недостающими предметами, темами, мероприятиями для общего или узкоспециализированного развития, расширения кругозора и пр. В данном случае траектория обучения помогает оптимизировать и повысить эффективность от учебного процесса, восполнить пробелы или недостающие элементы, сделать образовательную программу наиболее соответствующей ожиданиям учащегося. В этом проявляется проектирующая и планирующая функция.
Помимо этого, траектория обучения позволяет грамотно распределить нагрузку и дополнить текущую программу наиболее интересными фактами, темами или вопросами, заданиями в рамках постигаемой дисциплины или специальности. Такой ход позволяет не просто сделать ход обучения посильным, но и повысить интерес и мотивацию у учащегося. В данном случае проявляется организационно-мотивационная миссия.
С помощью грамотно построенной траектории обучения индивид может упростить ход освоения программы или сделать акцент на определенных предметах, компетенциях, способах работы и пр. То есть при построении данного алгоритма проявляется не только потребность в развитии, но и творческий потенциал: подбираются наиболее приемлемые, разнообразные и эффективные способы развития. «Творческая нотка» при разработке или реализации траектории обучения позволяет определить сильные и слабые стороны участника учебного процесса, усовершенствовать его позиции, восполнить пробелы или преобразовать программу в более презентабельный и интересный, доступный и понятный формат. В этом проявляется креативная и преобразующая задача рассматриваемой категории.
Цель траектории обучения состоит в предоставлении возможности учащимся развиваться и максимально раскрывать имеющийся у него потенциал, повышая тем самым качество подготовки и конкурентоспособность. Для реализации общей цели всегда формируют частные, последовательные задачи, которые упрощают учебный путь. В их число входят следующие действия:
- Повышение мотивации студента с акцентом на рост продуктивности обучения;
- Диагностика сильных и слабых сторон для закрепления положительных качеств и моментов, восполнения пробелов и ликвидации «уязвимых» мест;
- Тотальное погружение в определенный предмет или группу предметов (в рамках профессии или личных мотивов, интересов и потребностей и пр.);
- Преобразование типичной образовательной программы в удобный, интересный и полезный формат.
Таким образом, траектория обучения представляет собой адаптированную программу под нужды, потребности и интересны конкретного учащегося, но с учетом требований действующих ФГОС, состава образовательной программы. То есть это своего рода индивидуальный путь или набор способов, материалов ля погружения в конкретную нишу и обретение базовых и индивидуально подобранных знаний, умений и компетенций на посильном уровне.
Виды траектории обучения и их особенности
Траектория обучения – это не просто инструмент или маршрут по постижению выбранной программы. Спектр действия рассматриваемой парадигмы гораздо шире, чем кажется на первый взгляд. На практике выделяют свыше нескольких десятков видов образовательных траекторий. Ниже мы приведем наиболее распространенные пути по развитию индивидов.
Признак |
Наименование, вид траектории обучения | Описание |
Сфера действия |
По способу реализации | Общая (по ФГОС) | Классическая образовательная программа, реализуемая для определенной целевой аудитории (группы лиц) с учетом действующих правил и требований ФГОС | Повсеместно, от школы до вузов |
Частная или индивидуальная | Дополненная или преобразованная стандартная программа под нужды и потребности целевой аудитории. Чаще всего свойственна одаренным и «особенным» детям. Реализуется в отношении отдельных учащихся или для специально сформированной группы лиц с идентичными признаками, потребностями и возможностями | Повсеместно | |
По типу и характеру обучения | Закрытая (линейная) | Соответствует базовым правилам построения образовательной программы и учитывает принципы тематичности, предметной или профессиональной направленности, последовательности в изучении тем и заданий, едина для целевой аудитории | На всех уровнях образования |
Открытая (нелинейная) | Данный вид чаще всего зависит от уровня подготовки учащихся и позволяет маневрировать между темами (с учетом их связности и логичности), дополнять программу новыми вариантами обучения, дополнять или сокращать модули. Чаще всего содержит вариативный модуль с акцентом на личностную подготовку учащихся и навыки софтскиллс | Для отдельных индивидов с учетом требования ФГОС и способностей целевой аудитории на всех ступенях подготовки | |
По основе обучения в образовательном заведении | Бесплатная | Свойственная программа с минимальным уровнем подготовки в рамках требований ФГОС, финансируемых со стороны государства | Повсеместно |
Платная | Реализуется по инициативе образовательного заведения при наличии соответствующих мест. Учитывает требования ФГОС и возможности учреждения (инфраструктура, педагогический состав и пр.) | На базе частных школ, сузов и вузов с коммерческим отделением, центрах дополнительного образования | |
По типу реализуемых программ и характеру обучения | Основная | Обязательная для освоения с целью обретения минимально допустимых знаний и качеств | Повсеместно |
Дополнительная | Призвана дополнить базовую программу или расширить кругозор, компетентность учащегося | В рамках внеурочной и факультативной деятельности, при центрах дополнительного образования | |
В зависимости от возможностей учащихся | Базовая или общая, основная | Присуща всем индивидам и полностью соответствует параметрам ФГОС и характеру программы (направление, специальность и пр.) | повсеместно |
Коррекционная или инклюзивная | Призвана сделать акцент на слабых или уязвимых местах учащегося, сделать программу посильной и доступной для него, «откорректировать» определенные стороны | В заведениях, где действует специально подготовленный педсостав
В рамках основного и профессионального образования |
|
Адаптированная | Предполагает развитие сильных сторон, талантов и возможностей конкретного учащегося. Измененная программа под потребности и усилия конкретного участника | На базе дополнительного или индивидуального образования |
В целом повсеместно реализуется стандартная или классическая траектория обучения, которые учитывает требования ФГОС с учетом уровня и направления обучения, а также материально-технические, кадровые возможности учебного заведения, ступень образования и общие черты целевой аудитории.
Траектория обучения может меняться с течением времени или на фоне изменения обстоятельств и возможностей в жизни слушателя: она может протекать на бесплатных началах и переходить в коммерческое русло (по личной инициативе или необходимости), дополняться различными интенсивами и темами, а также адаптироваться под текущий уровень подготовки индивидов с учетом определенных показаний, мотивов и интересов.
Основная или базовая траектория обучения доступна каждому. Для остальных важно учитывать условия реализации и располагать соответствующими возможностям: для платной важно оценить финансовые возможности и посильность платежей, для коррекционной – подтвердить необходимость освоения соответствующего направления, противопоказания и пр., для адаптированной – располагать хорошим портфолио, подчеркивающим таланты и способности.
Каждая из траекторий обучения делает акцент на конкретных условиях и возможностях целевой аудитории и позволяет грамотно преобразовать стандартный пакет предметов и заданий с акцентом на интересы, перспективы и качество подготовки учащегося.
Любой из описанных маршрутов может реализовываться на каждой из действующих ступеней образования, но для внедрения некоторых из них важно соблюдение определенных условий: наличие соответствующей материальной и технической базы, педагогического состава и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Как выбрать или построить траекторию обучения?
Траектория обучения чаще всего обладает признаком индивидуализации, который предполагает преобразование или дополнение классической программы обучения под нужды и возможности определенного слушателя.
В данном случае необходимо предпринять как минимум следующие действия. Во-первых, внимательно изучить текущий предметный состав, ожидаемые результаты и проанализировать достаточность заявленных условий для успешного обучения. В данном случае индивид может определить дополнительные моменты для самоизучения или дополнения текущей программы новыми вопросами, с учетом располагаемых интересов и пр.
Во-вторых, необходимо оценить нагрузку на учащегося и определить наличие свободного времени. Если траектория обучения дополняется новыми видами деятельности, то важно грамотно распределить нагрузку и время обучения, усилия. В этом дел на помощь приходят классические принципы тайм-менеджмента и расстановки приоритетов.
В-третьих, при наличии оснований для полного перехода на определенный вид образовательной траектории, необходимо обратиться в деканат ил администрацию образовательного заведения с подтверждающими документами: при наличии отклонений в состоянии здоровья и потребности в коррекционном обучении – написать заявление и приложить подтверждающие акты, для перехода на индивидуальное обучение – обосновать свое решение и показать определенные достижения, необходимость усложнения программы и пр.
Если смена траектории обучения происходит на фоне личных мотивов и интересов, то важно подобрать соответствующие дополнительные варианты обучения (при центрах дополнительного образования или текущем учреждении) и пр.
В-четвертых, траектория обучения может сочетать традиционный подход и самообразование. В этом случае лучше всего обратиться за советом к педагогу-предметнику, в рамках дисциплины которого предполагается более глубокое погружение и пр.
В-пятых, необходимо сформировать четкое расписание занятий, подробно описав основную программу (обязательную для освоения) и дополнительные мероприятия. Обязательно учтите период реализации программы, время на подготовку ГДЗ, к зачетам и экзаменам, проектную деятельность и отдых.
Учтите, что траектория обучения – это не формат обучения, а выбранный учащимися (именно им!) путь обучения, призванный облегчить восприятие получаемой информации и выработку определенных компетенций. Притом в зависимости от выбранного типа и вида будет частично изменяться образовательная программа: тотально перерабатываться в образовательном заведении или дополняться учащимся посредством дополнительных секций, факультативов и самообразования.
При грамотно спланированной траектории обучения и подборе соответствующих инструментов, тем повышается мотивация и продуктивность учащегося без ущерба личной жизни и здоровью.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!