Педагогическая деятельность напрямую связана с практическо-исследовательскими действиями, экспериментами, элементами психологии и пр. Успех преподавателя во многом предопределен уровнем его подготовки: эмоциональной, физической, интеллектуальной. Для работы с детьми с учетом их возраста необходимы определенные знания и навыки, которые можно обрести в стенах СУЗов и ВУЗов (притом, как узкоспециализированных, так и общих). Сегодня мы расскажем об особенностях выполнения ВКР педагога начальных классов.
СОДЕРЖАНИЕ
Что это такое?
Учитель начальных классов – звучит гордо, но далеко не все понимают, какая гора ответственности лежит на нем. Ведь именно от этого человека зависит дальнейшие успехи учащихся. Он должен научить детей базовым знаниям (читать, писать, считать), а также дать им общие представления по основным предметам, развить в них различные таланты и способности: творческие, научно-исследовательские и пр. Более того, зачастую педагог выступает «уравнителем» в детских отношениях, разрешая конфликты, общаясь с родителями и пр.
Дипломная работа педагога начальных классов представляет собой итоговую аттестацию, письменный проект, который призван подчеркнуть уровень профессиональной готовности выпускника.
Функции педагога в начальной школе весьма многообразны:
- Организация учебного процесса и пополнение багажа знаний учащихся;
- Всестороннее развитие личности: этика, культура, духовное развитие и т.д.;
- Психологическая оценка ситуации, отдельного учащегося (формирование портрета) и пр.;
- Работа с родителями;
- Вовлечение школьников в учебный процесс;
- Организация досуга детей и пр.
Каждая функция должна найти отражение в ВКР, чтобы подчеркнуть характер педагогической деятельности. Особенности работы с детьми начальных классов и пр.
Дипломный проект формируется выпускником СУЗа или Вуза самостоятельно и должен соответствовать определенным критериям: структурированность, читабельность, наличие экспериментальной (исследовательской) части и пр.
Современные проблемы в деятельности педагога начальных классов
Педагог начальных классов занимается обучением и развитием детей с 1 по 4 классы (в возрасте от 6-7 до 10-11 лет). Именно в этот промежуток времени происходит становление ребенка, как личности: формируется и утверждается характер, отношение к учебе, окружающим, происходит адаптация в обществе и пр. Учитель должен найти подход к каждому ученику, привлечь его внимание и вовлечь в учебный процесс, помочь в освоении новых горизонтов с учетом его способностей и возможностей.
Работать с детьми (особенно в начальной школе) непроста. Как правило, педагог сталкивается с такими проблемами, как:
- Психологическая неготовность к обучению: неусидчивость, невнимательность, рассеянность, сильная привязанность к родителям, конфликтность и пр.;
- Подготовка к обучению: дети приходят «разношерстные» (из разных сем ей и социальных групп, с разным уровнем подготовки и пр.);
- Состояние здоровье: в последнее время чащи стали проявляться отклонения в развитии детей, которые усложняют учебный процесс. Преподаватель должен грамотно организовать обучение, рассадить учеников с учетом врачебных рекомендаций (если у ребенка плохое зрение или слух), побеседовать с другими педагогами и предупредить о нагрузке и пр.
- И пр.
В дипломной работе автору предстоит показать актуальную проблему и попытаться ее решить самостоятельно. Притом рекомендации должны быть обоснованными и по возможности апробированы, а это значит, что выполнение аттестационной работы будет сопровождаться проведением эксперимента.
Как выполнять дипломную работу студенты по специальности «Педагог начальных классов»?
Процедура написания ВКР в целом стандартна, но в ее выполнении имеется ряд специфических черт. Во-первых, автору предстоит работать в реальной обстановке, с «живым материалом», оценить ту картину, которая предстала перед ним. Во-вторых, решение проблемы должно учитывать не только способности учащихся, но и возможности как педагога, так и учреждения, в котором он работает. Кто станет финансировать исследование, тратить средства на пополнение каких-либо запасов или ресурсов, инвентаря и пр.?
Процесс выполнения ВКР педагога начальных классов будет включать в себя следующие этапы:
- Подготовительный, где определяются основные направления деятельности и намечаются подходящие мероприятия.
Чаще всего в основу ВКР кладут данные с последнего места практики. Поэтому на момент выбора темы исследования студенту необходимо оценить, что он имеет: какими материалами располагает, какая проблема актуальна и значима и т.д.
После выбора темы нужно определить ключевые ориентиры проекта: цель (что будет изучать и решать автора), задачи (как это делать), объект (кто станет главным изучаемым «явлением»), предмет какую сторону нужно исследовать), методология (как обосновать гипотезу и доказать ее, инструменты) и пр. Затем после этого необходимо сформировать план ВКР и утвердить его у научного руководителя.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
- Организационный этап, очерчивающий план действий (сбор информации, проведение эксперимента, анализ данных).
При написании дипломной работы выпускник должен учитывать ряд факторов:
- Возраст детей и уровень их развития, подготовки;
- Сложности, возникающие у них в процессе обучения;
- Возможности образовательного учреждения: классы, оборудование, книги, педсостав и пр.;
- Психологический климат в классе, семье ученика и пр.
Автору предстоит обосновать проблему со все сторон, подчеркнуть ее актуальность и значимость, отметив симптомы ее проявления и последствия.
В структуре ВКР должно присутствовать три главы: теоретическая (описывающая основные термины, методики, схемы и пр.), аналитическая (которая исследует конкретную реальную ситуацию, диагностирует проблему, ее проявление и воздействие на объект), рекомендательная (где автору предстоит разработать план мероприятий с целью решения проблемы, улучшения ситуации и результатов). Притом на защите наиболее важным считается практический раздел, где студент проявляет самостоятельность, избирательность и изобретательность.
Написание дипломной работы также сопровождается созданием методической и дидактической литературы по решению конкретной проблемы, с учетом факторов и обстоятельств. Здесь студент должен проработать детали преподавания (план занятий, учитывая учебный годовой план, аттестации и пр.), способы вовлечения детей в учебный процесс (как привлечь внимание, что нужно сделать, чтобы минимизировать проявление проблемы, как улучшить успеваемость, как преподнести информацию и разъяснить ее каждому и пр.).
Выполнение практической главы в любом случае будет основываться на экспериментальных данных: анализ конкретной ситуации (класса, группы детей в возрасте 6-11 лет), определение проблемы в детском коллективе или классе, разработка рекомендаций и их проверка посредством проведения эксперимента и пр. Исследовательская часть в ВКР педагога начальных классов неизбежна и обязательна. Именно она демонстрирует уровень компетентности и профподготовки выпускника.
После основного материала в ВКР последует заключение – общий вывод о проделанной работе по принципу «действие – результат» или с помощью обычного сравнения «до» и «после», где студент подчеркнет эффективность предлагаемых решений, их уместность и целесообразность, реалистичность.
Выпускники 2018-2020 годов стали чаще использовать при решении проблем в подготовке учащихся начальных классов современные гаджеты, облегчая процесс преподавания и вовлекая подопечных: мультимедиа, работа на ПК, интерактивные занятия и пр.
- Этап 3 – оформление.
Здесь выпускнику необходимо грамотно обработать и систематизировать все данные по теме в один единый, читабельный проект, где будут отражены гипотеза и ее обоснование, проблема и ее решение, действие – результат. ВКР должна учитывать все предъявленные требования: объем, уникальность текста, стиль написания, формат оформление и пр.
Рекомендации по выполнению ВКР педагога начальных классов
Выполнить дипломную работу по направлению «Педагог начальных классов» невозможно без практики. Это значит, для полноценного исследования, проведения исследования автору необходимо погрузиться в реальный класс, реальную обстановку, организовать эксперимент в любой удобной форме (наблюдение, искусственный эксперимент и пр.) или исследование и попытаться решить диагностированную проблему.
При разработке и проверке решения выпускник должен учитывать: возраст учащихся, уровень их развития и действующие нормы, психологические особенности учеников, индивидуальные особенности каждого подопечного, психоэмоциональный климат в коллективе и пр.
Для обретения максимально полной картины об объекте исследования целесообразно поприсутствовать на занятиях лично или проводить их самому, пообщаться с другими педагогами (узнать их мнение, методы преподавания, способы воздействия на учащихся и привлечения их внимания и пр.). Такой подход позволит «изобрести» инновационный метод обучения, более действенный формат, учитывающий собственный опыт и опыт коллег, проверить действие теорий и правил и т.д.
При проведении исследования важно владеть теоретической базой: профессиональные термины методологии, нормативы, симптоматика отклонений или проблем, стандартные вариации решения и пр. Поэтому необходимо сначала тщательно изучить тему, а затем приступать к практической реализации намеченных действий.
Студенту следует меньше копировать и заимствовать, чтобы в дальнейшем не возникало проблем с оригинальностью текста. В основу ВКР должны быть положены только проверенные данные и факты, материалы с места практики.
При возникновении проблем с написанием дипломной работы педагога начальных классов может помочь команда Дисхелп. Достаточно подать заявку и дождаться обратной связи для уточнения деталей сотрудничества. Высокое качество услуг, индивидуальный подход и конфиденциальность данных гарантированы каждому клиенту.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!