Каждый выпускник колледжа или университета должен выполнить выпускную квалификационную работу. Чтобы получить результат, достойный признания и уважения, положительной оценки автору предстоит тщательно продумать ход погружения в избранную тему. Для этого необходимо разработать программу исследования.
СОДЕРЖАНИЕ
Что такое программа для дипломной работы?
Дипломная программа представляет собой дополнительный документ. Он носит вспомогательный характер и призван отметить существенные моменты будущего исследования.
Его разработка относится к стадии проектирования и планирования диплома. Именно этот шаг становится основополагающим фактором, задающим основные ориентиры и устанавливающим границы аттестационной работы. Можно смело отметить роль программы ВКР: без нее не будет ни грамотного и результативного исследования, ни самого диплома для защиты.
Программа дипломного проекта – это четко структурированный и обоснованный план действий с акцентом на раскрытие выбранной темы. Она выполняет целый спектр немаловажных функций:
- Во-первых, помогает автору констатировать ключевые моменты изучения темы и установить четкие ориентиры. В этом проявляется ориентирующая функция или целеполагания;
- Во-вторых, она помогает автору сделать изучение избранного направления доступным и реалистичным. В этом проявляется адаптационная задача: учет реального положения дел, известных сведений и фактов, доступность ресурсов и наличие возможностей по их применению и т.п.;
- В-третьих, логическая функция. Она проявляется в том, что автор воссоздает последовательность мероприятий, которые будут связаны между собой и приводить к конкретным результатам с акцентом на аргументацию;
- В-четвертых, эта парадигма носит сугубо индивидуальный характер, что делает проект уникальным;
- В-пятых, выполняет контрольную функцию, помогая автору отслеживать собственный прогресс и сопоставлять его с намеченными ориентирами, оперативно реагировать на несоответствия и пр.
Таким образом, программа исследования ВКР представляет собой опорный документ, который готовится по мере выбора и утверждения темы. Она предопределяет ширину и глубину тематического погружения, основные действия и мотивы автора, отмечая четкую последовательность мероприятий.
План и программа диплома: одно и то же?
Наверняка, многие из вас уже подумали, что программа и план исследования – это одно и то же. Но спешим вас заверить: нет, нет и нет! Рассматриваемые категории имею немало сходств, но все же являются взаимосвязанными парадигмами. Давайте разбираться.
Основание для сравнения |
План |
Программа |
Основной вопрос | Что исследовать? | Как исследовать? |
База | Постановка проблемы | Постановка идеи, гипотезы |
Ограничения | Формальные с акцентом на научные границы | Реальные с акцентом на возможности автора |
Тема |
Единая, выбранная и утвержденная автором |
|
Цель | Определение последовательности мероприятий | Уточнение каждого шага, воссоздание логики исследования |
Результат | Определение общих моментов по теме исследования | Индивидуализация исследования, получение конечного результата, аргументов с учетом авторской позиции |
План дипломной работы представляет собой емкий и четко последовательный список, уточняющий: что будет изучать автор. То есть он предопределяет основные или общие границы исследования, подчеркивает ключевые слова и аспекты, которые будут изучены и освещены выпускником в его проекте. То есть он отвечает на вопрос: «Что изучать/исследовать/решать?».
Программа исследования ВКР представляет собой более подробный и обоснованный перечень мероприятий, который будет уточнять базовый план. Ее миссия состоит в определении способов выполнения каждого шага. То есть она отвечает на вопрос: «Как изучить/решить?» тот или иной аспект.
Несмотря на то, что оба формата предопределяют границы «тематического расследования», все же их состав и предназначение разнится. Но при этом оба типа проектирования и планирования диплома обязательны к подготовке и дальнейшему исполнению. Притом что план, что программа для дипломной работы при необходимости могут изменяться автором (в случае необходимости и при наличии соответствующих оснований, обоснований).
Фактически, план диплома выступает частью его программы. Он лишь воссоздает общую картину с акцентом на моменты, аспекты, которые исследователь будет раскрывать. Дипломная программа же призвана детализировать план работы и предопределить инструментарий, методологию.
То есть план призван определить научный аппарат проекта, а программа – детализировать его с учетом видения и возможностей выпускника.
Кто разрабатывает программу ВКР?
Программа ВКР помогает автору индивидуализировать выбранную тему, то есть адаптировать ее под собственное мировоззрение, способности и возможности для ее эффективного и результативного раскрытия, четкого обоснования. Исходя из такой формулировки и пояснения сути обозреваемой парадигмы можно понять, что ее формированием занимается сугубо автор проекта.
Согласитесь, вполне ожидаемо и логично. Ведь именно выпускнику предстоит проводить изыскание и описывать его в проекте. Вот и карты ему в руки в лице соответствующего плана и программы. Но все не так просто, как кажется на первый взгляд.
Да, построением и разработкой указанных моментов занимается студент. Но делает это не всегда единолично. Самостоятельно он определяет ключевые моменты. Но затем ему предстоит согласовать и утвердить соответствующие парадигмы со своим научным руководителем.
Наставник помогает подопечному не просто определить план мероприятий и отметить важнейшие моменты в рамках каждого шага. Он помогает ему сделать ход изучения темы и решения проблемы более интересным, оригинальным, весомым.
Таким образом, программа дипломного проекта формируется автором, но подлежит согласованию и утверждению со стороны научного руководителя. Выпускник старается показать, что он намерен предпринять и как добиваться намеченных целей, а научный руководитель оптимизирует или помогает ему в координировании соответствующих мероприятий, делая их посильными, понятными и результативными. Именно такой тандем наблюдается при построении и реализации соответствующих моментов.
Состав программы исследования ВКР
Программа ВКР состоит из двух основных частей.
Первая – план исследования. В его основе лежит проработка научного аппарата с учетом специфики избранной тематики проекта и авторской позиции. В данном случае универсанту предстоит определить основные моменты изыскания и наметить его границы. Для этого необходимо четко обозначить цель, определить базовые задачи, обозначить объект и предмет, конкретизировать проблему и выдвинуть гипотезу. Также в рамках планирования автору требует обосновать актуальность выбранной темы. То есть с помощью планирования студент фактически отмечает, что он намерен изучать и решать, в каких пределах.
Вторая составляющая – процедурная (организационная). Она предполагает подбор необходимого для исполнения намеченного плана инструментария: методы исследования, информационная база с акцентом на особенности ее сбора и обработки. То есть данная часть программы носит организационный характер и помогает автору приспособиться к ситуации с учетом намеченных ориентиров. Именно она адаптирует план действий и облегчает ход его внедрения, применения.
Обратите внимание, что при проработке каждой из частей дипломной программы автор будет полагаться на собственное понимание темы, идею. То есть в целом проектирование и планирование строится на преимущественно авторской позиции, которая в дальнейшем будет учитывать научные особенности развития тематики и текущее положение дел в отрасли, на объекте.
Правила разработки программы диплома
Дипломная программа формируется выпускником на основе ряда основополагающих принципов, от которых зависит эффективность НИР и успех автора на защите.
Первое правило разработки программы исследования ВКР – тематичность. Оно предполагает, что воссоздаваемая траектория будет укладываться в рамках конкретной темы и специализации, то есть учитывать соответствующие особенности и потребности, проблемные аспекты.
Второе правило – ограниченность. Программа диплома не просто описывает, что и как будет делать автор. Она фактически устанавливает границы дозволенного и необходимого для погружения в тему и решения проблемы.
Третий принцип – целеполагание. Еще до начала формирования концепции исследования важно понимать: чему оно посвящено и ради чего. Поэтому важно понимать и грамотно установить основной ориентир: что исследовать и к чему стремиться. В данном случае на помощь приходит постановка проблемы и выбор методологии.
Четвертый канон – логичность. Программа для дипломной работы призвана определить последовательность действий, связать их в единое целое и гарантировать получение достойного, надежного результата. То есть она фактически помогает автору уточнить план НИР, ликвидировать и тщательно проработать нюансы, обосновать каждый шаг и определить последовательность действий.
Пятый принцип – обоснованность. Все выдвигаемые автором ключевые моменты и действия должны быть не просто посвящены изучению темы и решению проблемы, но и аргументированы. Важно, чтобы каждый намеченный шаг приводил к конкретному результату, продвигая исследователя вперед. Более того, нужно показать необходимость соответствующих мероприятий и их эффективность. При разработке программы исследования ВКР автор тщательно обдумывает каждый элемент, оценивая его.
Этапы программы дипломного проекта
Разработка программы ВКР основана на планировании хода исследования. Как же это происходит?
Итак, программа дипломного проекта начинается с выбора темы. Казалось бы, где ей тут место? На самом деле, студент, выбирая тему для своего диплома, в голове мысленно прокручивает основные моменты, предварительно очерчивая ход действий. Поэтому на данном этапе важно выбирать то направление, которое не вызывает излишних сомнений, сложностей с первых шагов. То есть придерживаемся принципа ясности, доступности и учитывает интересы выпускника, специфику специальности.
Второй шаг – это постановка научного аппарата. Не стоит торопиться моментально расписывать каждый элемент, придавая ему конкретную функцию, действие и пр. Достаточно просто наметить основные моменты и аспекты, определить базовые параметры исследования. То есть автору нужно пока что обозначить «что есть что»:
- Актуальность – достаточно подчеркнуть основные мотивы, подчеркивающие что тема все еще востребована. Выделите пару фактов, подчеркивающие необходимость исследований в выбранной плоскости;
- Цель – отметьте, чего вы хотите достичь в данных тематических рамках;
- Задачи – выделит основные моменты, которые намерены изучать и предпринимать для получения конечного результата;
- Проблема – четко обозначьте, что намерены решать и зачем;
- Гипотеза – опишите, как планируете решать противоречие. Здесь же проявится и авторская позиция;
- Предмет – выделите основные научные границы: правила, теории, подходы к решению проблемы;
- Объект – выберите пример, на основе которого будете демонстрировать свои знания и умения их применять. Учтите, что вам нужен доступ к внутренним данным, ведь придется решать его проблему (в рамках темы).
То есть в ходе постановки научного аппарата нужно выделить основные моменты, которые студент будет исследовать и излагать в проекте.
Третий шаг в подготовке дипломной программы – выбор методологического аппарата. Здесь главное подойти к этому с умом. Нужно понять, какие методы автору посильны и подходят для достижения намеченных целей, каких данных не хватает и как их добыть, какие мероприятия уместны и необходимы и пр.
Внимательно продумайте каждый шаг и определите действие. Оцените и обоснуйте каждое мероприятие и затем подробно отметьте: какие действия нужно предпринять, какой метод подходит и пр. Здесь нужно не просто пометить «проанализировать», «охарактеризовать» и пр. Если имеет место научная методология, то важно отметить «Проанализировать..с помощью методики Х».
В целом, на этом именно разработка заканчивается. Далее программа дипломного проекта подлежит согласованию с научным руководителем. По мере необходимости вносятся коррективы и начинается ее реализация.
Сложности в разработке программы диплома
Программа для дипломной работы – это не формальность, а самая настоящая необходимость для автора. Притом ее подготовка вызывает немало трудностей.
Первым вызовом является именно корректное восприятие темы и умение выделять основные аспекты для освещения. Несмотря на то, что выпускник уже не в первый раз сталкивается с необходимостью подготовки проектов (ведь на его пути уже встречались как минимум курсовые работы, отчеты по практике, отчеты о НИР и пр.), определение основы диплома – процесс сложный. Здесь важно либо уже располагать определенными тематическими сведениями, либо внимательно изучить литературу, чтобы понять: какие проблемы есть, какой исследовательский вопрос поставить, какие моменты выделить. Согласитесь, что в ВКР говорить «все обо всем» в рамках темы невозможно. Важен ракурс, границы и соблюдение формальных требований.
Второй момент – те самые формальности. Как известно, любой диплом пишется с учетом норм ГОСТ и методических рекомендаций, где прописывается структура документа. Каждый раздел посвящается определенной части и конкретной стороне: теоретическое описание, аналитическая часть и пр. важно адаптировать научный аппарат под формальную структуру и требования. Порой это бывает непросто.
Третья сложность – не просто понять, о чем писать, но и грамотно отобразить это, то есть сформулировать научный аппарат и программу в целом. Для этого автору нужно умети корректно, емко и четко излагать свои мысли, намерения и учитывать при этом тематические особенности, границы и пр.
Еще одним препятствием на пути выполнения ВКР является реализация программы. Нередко студенты не оценивают подготовленный план и траекторию на предмет реалистичности и посильности. А когда дело доходит до внедрения плана, то приходится его корректировать и ориентироваться на располагаемые ресурсы, инструментарий, требования. Лучше всего постараться учесть это изначально, но это не всегда возможно. Форс-мажоры никто не отменял.
Указанные нюансы – лишь самые распространенные. Каждый автор диплома сталкивается также с индивидуальными преградами, которые чаще всего связаны с качеством и уровнем его подготовки, владения материалом, практическими навыками и пр. Но это уже совсем другая история…
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Рекомендации по формированию программы для дипломной работы
Не торопитесь «обрисовывать» ход исследования, если недостаточно владеете темой. Ознакомьтесь с базовой литературой, современными источниками информации, определить наиболее популярные исследовательские вопросы и выделите один наиболее интересный для себя вопрос, подходящий под возможности и потребности .
Согласовывайте действия и изменения с научным руководителем. Не бойтесь обращаться к нему за консультацией, если возникают проблемы и сомнения. Наставник поможет спроектировать и спланировать ход исследования, описать полученные результаты грамотно и достойно, оптимизировать ход «тематического погружения» для получения достоверного результата.
Учитывайте не только собственные интересы, но и формальные требования и ограничения. Стройте посильную программу, ориентируясь на сроки выполнения проекта, требования к структуре документа и его объему, а также учитывайте опыт предшественников и их рекомендации.
Не спешите копировать программу исследования из аналогичных или схожих трудов. Программа призвана индивидуализировать ход изыскания и отметить авторские способности, умения. Подумайте, что вы можете привнести в науку или отрасль, как помочь объекту и как решить проблему. В этом случае ВКР обреете не только уникальность, но и значимость, новизну.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
всегда полагала что план и программа диплома одно и то же. Оказывается — ошибалась. Интересная статья. Хорошо, что наткнулась на нее.