Прежде чем приступить к написанию дипломной работы, каждый выпускник должен заранее предопределить траекторию исследования, согласовав существенные моменты с научным руководителем. Подготовительная стадия – не просто формальность. От ее качества зависит успех автора ВКР на защите, результат итоговой аттестации и возможность получить официальный допуск к трудовым будням, профессиональному плаванию.
Немаловажную роль в выполнении аттестационного проекта играет дипломное проектирование. Об особенностях данного процесса мы расскажем в этой статье.
СОДЕРЖАНИЕ
Сущность, функции и роль дипломного проектирования в жизни студента
Выполнение любого студенческого проекта происходит поэтапно, начиная от выбора темы и установки основных ориентиров и заканчивая его защитой. Конкретизация авторского пути выполнения НИР включает в себя две основные схемы: проектирование и планирование, реализация и оформление. Первая стадия коротко называется дипломным проектированием.
Под дипломным проектированием следует понимать подготовительный этап выполнения ВКР, где автор уточняет существенные моменты исследования, разрабатывает план работы и формирует начальную информационную базу с учетом намеченных ориентиров (научного аппарата). Данная процедура сочетает в себе различные подходы:
- Научно-исследовательский – изучение теоретических и научных азов в рамках конкретной темы;
- Творческий – определение исследовательского пути с учетом возможностей и «видения» автора;
- Прикладной или практический (профессиональный) — для проверки выдвинутой гипотезы в реалиях, на практике, в рамках определенного объекта и пр.
Дипломное проектирование – это заключительный этап по подготовке квалифицированного специалиста в рамках профессионального образования. Он настигает каждого студента на последнем курсе. Столь уникальный процесс посилен лишь подготовленному учащемуся, освоившему учебную программу в полной мере.
![Основные этапы дипломного проектирования](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2022/02/word-image-81.png)
Дипломное проектирование напрямую связано с дипломной работой, поэтому от качества его выполнения зависит успех новоиспеченного специалиста на защите. Основными целями дипломного проектирования являются:
- Повторение, углубление и систематизация полученных знаний в рамках определенной специальности, применение теоретического багажа в научно-исследовательской и профессиональной жизни;
- Развитие самостоятельности и профессиональных качеств при выполнении проекта, разрешении проблемы в профессиональной области;
- Проверка качества подготовки выпускника и оценка уровня его компетентности, профессиональной ориентации и способностей оперативно реагировать на проблемы, планировать действия и решать все нюансы, внедрять инновации и обосновывать эффективность предлагаемых мероприятий.
Дипломное проектирование позволяет предопределить основные этапы ВКР и конкретизировать: что предстоит сделать автору (что изучить, что решить), выбрать подходящие методы и инструменты исследования, уточнить научный аппарат ВКР, а также учесть при планировании основные требования ГОСТ и рекомендации научного руководителя.
Масштабы этой «операции весомые»: от банального планирования и теоретического освещения темы, проблемы, до организации и реализации эксперимента (прикладных мероприятий) с выработкой рекомендации по совершенствованию ситуации, обоснованием предлагаемых актов.
К дипломному проектированию допускаются далеко не все студенты. Во-первых, допуск к нему получают только выпускники (бакалавры, магистры и аспиранты). Во-вторых, индивиды должны соответствовать конкретным требованиям: не иметь за плечами академической задолженности, как минимум проходить преддипломную практику или иметь защищенный отчет по преддипломной практике, успешно преодолевшие ГОСы.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
Дипломное проектирование охватывает следующие моменты:
- Диагностика проблемы на примере конкретного объекта и ее решение посредством разработки нового научного аппарата;
- Определение основных воздействующих факторов и смягчение отрицательных влияний;
- Определение путей по решению проблемы с учетом возможностей объекта: посильность, затратность, эффективность, окупаемость, необходимость и пр.;
- Внедрение инноваций в повседневный рабочий процесс с целью оптимизации работы объекта, решения проблемы, повышения эффективности и пр.;
- Изобретение нового «рабочего» и научного пути по отношению к рассматриваемой теме, устранение действующих недостатков и пробелов, совершенствование текущих механизмов и алгоритмов, инструкций и пр.
Таким образом, дипломное проектирование позволяет студенту определиться с направлением аттестационного исследования с учетом действующих требований и собственных возможностей, наметить основные ориентиры НИР с учетом имеющихся познаний и умений. Оно затрагивает выпускников всех специальностей и уровней подготовки без исключений. Данный процесс позволяет адаптировать выполнение ВКР и сделать его посильным, интересным и эффективным.
Как подготовиться к дипломному проектированию?
Несмотря на то, что дипломное проектирование считается «подготовительной стадией» при выполнении ВКР, даже к этому этапу следует тщательно готовиться.
![Что нужно для подготовки к дипломному проектированию?](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2022/02/word-image-82.png)
Чтобы понять, что потребуется для качественного дипломного проектирования, достаточно ответить на следующие вопросы:
- Какую проблему и тему автору предстоит изучать? Здесь достаточно выбрать интересную или подходящую для выпускника тему с учетом уровня его познаний и начальной информационной базы – результатов практики (иначе собирать данные для аналитической главы придется с ноля);
- Как исследовать тему/проблему ВКР на теоретическом и эмпирическом уровне: разработать научный аппарат исследований и утвердить четкую последовательность погружения в тему, какая информация/оборудование потребуется и где ее искать, посильно ли это для автора, какие методы позволят лаконичнее и аргументированнее раскрыть суть вопроса и явления;
- Какие меры предпринимались исследователями и практиками по решению проблемы, оценка их эффективности с констатацией недостатков (именно они позволят выработать инновационный путь по решению и пр.);
- В каком направлении целесообразно двигаться с учетом текущих факторов и обстоятельств, возможностей?
К началу дипломного проектирования выпускнику предстоит сначала полностью преодолеть учебную программу и сдать все зачеты, экзамены, обязательные письменные проекты (курсовые работы, НИР и пр.), пройти преддипломную практику (здесь важно учесть располагаемые данные и проблему объекта при выборе темы ВКР), успешно сдать государственный экзамен. Если хотя бы один из параметров не будет выполнен, то завершить дипломное проектирование не удастся. В этом случае выпускник подлежит отчислению с правом на восстановление. Перенести защиту дипломной работы возможно только при наличии документально подтверждённой и веской причины.
Чтобы дипломное проектирование прошло на высшем уровне, студенту рекомендуется определить проблему объекта и подобрать или самостоятельно сформулировать и утвердить тему ВКР, определить достаточность информации для анализа (диагностики) и выработки решения, найти недостающие сведения легальными и посильными способами, изучить методические рекомендации к дипломному проекту (для констатации существенных моментов: объем, глубина погружения, количество разделов и их содержание, правила оформления, требования к плагиату и пр.). От качества подготовки к дипломному проектированию зависит эффективность всего исследования и успех выпускника на защите.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
Ключевые этапы дипломного проектирования и их описание
Сам по себе процесс дипломного проектирования начинается на третьем курсе или в начале выпускного курса освоения специальности. Данный механизм можно разбить на три основных этапа:
Первый этап. Предварительный. Его суть состоит в подготовке к выполнению дипломной работы. Начинается он задолго до непосредственного выполнения исследования – с выбора и утверждения темы ВКР. Делается это примерно за 2-3 месяца до прохождения преддипломной практики. Важно помнить, что закрепленная за студентом тема аттестационной работы – не обязательно должна быть в изначальном виде. В перспективе выпускник имеет право переформулировать и переутвердить тему ВКР с учетом результатов преддипломной практики: располагаемой им информации, диагностированной проблемы, ее соотношение со специальностью и пр.
На данном этапе лучше сначала изучить сведения о месте практики (уже здесь можно понять, с какими проблемами сталкивается объект), далее постараться подобрать соответствующую тему ВКР и согласовать ее с научным руководителем.
![Примерная схема дипломного проектирования с учетом календарного плана выпускника](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2022/02/word-image-83.png)
Второй этап. Установочный, исследовательский. В рамках этой ступени профессионального становления студент проходит практику на конкретном предприятии, формирует соответствующий отчет, в котором будут предоставлены основные данные для практического раздела ВКР: общая характеристика предприятия, анализ текущего положения дел, выполнение индивидуального задания (оно в 90% случаев соприкасается с целью ВКР и диагностирует проблему изыскания). Далее студенту останется лишь грамотно описать теоретические моменты (подобрав научную литературу по теме), а также по результатам «преддипломного анализа» сформировать план мероприятий по решению проблемы с четким обоснованием (важна эффективность механизма и его посильность для объекта).
Фактически второй этап предполагает непосредственное погружение в тему, проведение исследования и/или эксперимента, выработку решения и его письменное оформление в виде двух основных документов: отчет по преддипломной практике и дипломная работа. Здесь важно учесть действующие правила по изложению и оформлению информации (методические рекомендации, правила прохождения нормоконтроля и пр.).
Третий этап. Завершающая – аттестационная. Она заключается в своевременном предоставлении готового исследования на кафедру с целью проверки и материалов на нормоконтроль и получение допуска к защите. В случае наличия ошибок и погрешностей ВКР будет направлена на доработку, а после устранения всех замечаний опущена к защите. Далее выпускнику останется лишь подготовиться к финалу: написать и отрепетировать защитную речь, оформить презентацию или раздаточный материал. На этом дипломное проектирование заканчивается, а далее следует непосредственная защита аттестационной работы.
Дипломное проектирование – это конкретный и четко спланированный процесс, который должен учитывать определённые сроки: календарный план обучения и структура образовательной программы (до какого срока нужно закрыть академическую задолженность, сдать ГОСы, утвердить тему ВКР и пр.), сроки выполнения дипломной работы и индивидуального задания, прохождения преддипломной практики и защиты соответствующего отчета и пр., порядок оформления и сроки предоставления готового исследования на кафедру (получение допуска и пр.).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
Достоинства, недостатки и сложности дипломного проектирования
Под дипломным проектированием следует понимать самостоятельную работу выпускника, нацеленную на подтверждение полученных знаний и демонстрацию обретенных профессиональных качеств и навыков в конкретной отрасли (сфере деятельности).
![Для чего нужно дипломное проектирование?](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2022/02/word-image-84.png)
Явными достоинствами данного этапа по подготовке студента к итоговой аттестации являются:
- Предварительное погружение в профиль и определение существенных моментов будущей профессии: чем предстоит заниматься, достаточно ли знаний и навыков у студента для работы, аналитические и организаторские способности и пр.;
- Определение основных направлений деятельности при выполнении ВКР: характер исследования (теоретический, практический, комбинированный), особенности информационной базы (что и где искать), констатация темпа выполнения НИР (сроки) и пр.;
- Возможности по совершенствованию профессиональных качеств с помощью «двойного консультирования»: со стороны вуза и с места преддипломной практики;
- Развитие реальных научно-исследовательских и практических навыков, самостоятельности по решению проблемы: развитие коммуникационных качеств, сбор и обработка необходимой информации, следование четким регламентам и пр.
Среди недостатков дипломного проектирования можно отметить следующие моменты:
- Проблемы с информационной базой для качественного и тотального погружения в проблему: действующие предприятия неохотно делятся внутренними данными с практикантами и студентами, поэтому последним приходится довольствоваться тем, что сумели раздобыть и всеми возможными способами обосновывать и обыгрывать гипотезу;
- Научные руководители не всегда могут оперативно проверять предоставленные фрагменты и материалы из-за высокой загруженности. Также немаловажную роль играет опыт наставника в курировании подобных проектов, личный практический опыт по профилю и пр.
В ходе дипломного проектирования выпускники чаще всего сталкиваются со следующими сложностями:
- Необдуманное или неосознанное утверждение темы ВКР (по принципу авось) приводит к тому, что исследование оказывается непосильным или собрать доказательную базу нпо нему невозможно;
- Неточное планирование или отступление от плана при реализации исследовательской части;
- Студенты, несмотря на опыт в выполнении всевозможных НИР, не могут грамотно спланировать и провести аттестационное исследование из-за страха провала, опасаясь не раскрыть тему полностью, позабыть отдельные моменты и тонкости, замечания и рекомендации наставника и пр.;
- Оформить результаты дипломного проектирования с точностью до точек и запятых порой оказывается «невыполнимой миссией» на фоне банальной невнимательности и усталости, спешки и пр.
Таким образом, дипломное проектирование при тотальном и грамотном, заблаговременном подходе позволяет в разы упростить написание дипломной работы и ее защиту. Облегчить данный процесс и его финал готовы высококвалифицированные специалисты Disshelp в лице дипломированных теоретиков и практиков, исследователей и ученых и пр.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
получается проектирование работы – это то же самое, что планирование, когда автор определяет основные моменты и последовательность их описания, подбирается основания база источников и пр.? Сам процесс, когда называют проектированием, звучит более официально и ответственно.