Эмпирические методы исследования в педагогике: метод педагогического консилиума

Педагогика – уникальная отрасль и область знаний, успешно сочетающая в себе теорию и практику. Здесь квалифицированные специалисты используют полученные ими в ходе обучения знания и навыки, помогая детям и обществу в развитии.

Эмпирические методы исследования в педагогике: метод педагогического консилиума
Педагогика – уникальная отрасль и область знаний, успешно сочетающая в себе теорию и практику. Здесь квалифицированные специалисты используют полученные ими в ходе обучения знания и навыки, помогая детям и обществу в развитии.

Педагогические исследования призваны объяснить различные явления, процессы, поступки и действия. В этих целях специалист может применять различные методы, одним из которых является педагогический консилиум.

Что это такое?

Метод педагогического консилиума относят к эмпирическим способам исследований, которые основываются на практических действиях и позволяют объективно оценить реальную ситуацию.

Педагогический консилиум
Что представляет из себя педагогический консилиум?

В общем смысле консилиум предполагает заседание квалифицированных в определенной области специалистов, связанное с обсуждением конкретного явления/процесса и решением актуальной проблемы, «повестки дня».

Педагогический консилиум представляет собой собрание дипломированных и опытных педагогов, которые занимаются оценкой успеваемости и иных результатов учебной деятельности конкретного ученика, а также работы преподавателя (который работал с этим учащимся). В некотором смысле педагогический консилиум схож с так называемым «педсоветом».

Особенности метода педагогического консилиума

Применение данной методики для оценивания результатов учащегося и работы педагога возможно при соблюдении конкретных условий:

  • В составе педагогического консилиума могут быть только квалифицированные эксперты, имеющие за плечами соответствующее образование, опыт работы, навыки. Оценивать коллегу в силах только те, кто богат опыт, обладает заслуженным авторитетом в образовательном и научном кругах.
  • Заседание консилиума проводится строго по определенной теме или вопросу: оценка результатов учащегося и решение о его дальнейшем обучении (оставить на «второй год», отчислить, дать шанс на реабилитацию и пр.) или оценка результатов работы преподавателя (для выявления сильных и слабых сторон, дальнейшего совершенствования работы, получения полноценной характеристики, продвижения по карьерной лестнице и пр.).
  • Обсуждение ситуации происходит в заранее запланированный день, в определенном месте;
  • И пр.
Участники педагогического консилиума
Кто может участвовать в педагогическом консилиуме?

Метод педагогического консилиума основывается на коллективном обсуждении результатов. Каждый участник заседания высказывает свое мнение, обосновывая собственные суждения и высказывания. В частности, для его реализации требуется предварительная подготовка: получение сведений о педагоге и учащемся (характеристика с места работы/учебы), рабочие тетради учащегося, успеваемость, план-конспекты занятий и пр. Все документы должны быть тотально изучены экспертами.

Материала для проведения консилиума
Что нужно для проведения педагогического консилиума?

Так, по рабочим тетрадям и успеваемости можно судить не только о степени усвоения пройденного материала, но и отношениях педагога с учеником: какие действия предпринял педагог, чтобы учащийся понял тему, каков объем заданий для закрепления материала, насколько разборчиво объясняет тему, какие вопросы возникают у ученика, что ему неясно, какие сложности (и их причины) отмечаются в обучении и пр.

Метод педагогического консилиума также помогает установить индивидуальные способности учащегося: его предрасположенности к конкретным дисциплинам, способы усвоения и восприятия информации, личные качества и поведение.

Специфика метода педагогического консилиума проявляется также в сочетании педагогических и психологических факторов. Здесь могут принимать участие не только педагоги, но и психологи.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Для чего необходим метод педагогического консилиума?

Применение данной методики помогает откорректировать программу обучения в соответствии с требованиями и способностями конкретного учащегося, чтобы облегчить процесс восприятия новой информации и усвоения пройденного материала. Фактически этот метод помогает облегчить учебную часть школьников и студентов, помочь им в «профессиональном становлении», исходя из их потребностей, предпочтений и предрасположенностей.

Здесь выслушивают не только мнения преподавателей, которые контактируют с объектом исследования, но и других специалистов: социологов, психологов, медиков и пр. Таким образом, складывается полная картина об учащемся: где и как живет, характер, таланты, способности, любимые предметы, сложные дисциплины, возможности и пр.

Исходя из полученных в ходе педагогического консилиума данных, формируется дальнейший план действий. Специалисты разрабатывают рекомендации не только для педагога, но и для учащегося, его родителей, чтобы скоординировать действия, приложить максимум общих усилий для его развития.

Важно отметить, что применение метода педагогического консилиума предполагает протоколирование заседания, фиксирование каждой реплики, по возможности проведение аудио- или видеозаписи. Результаты данного метода носят рекомендательный характер, но если в дальнейшем ситуация не улучшается, то возможно принудительное исполнение всех советов под контролем специальных органов.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!