Эмпирические методы исследования в педагогике: опытная работа

Педагогика – уникальная научная и практическая отрасль, призванная помочь в развитии и воспитании общества, становлении квалифицированных экспертов. В основу данной сферы деятельности ложится теория: законы, правила, особенности предмета (терминология, формулы), которые человек может применять как в повседневной, так и профессиональной жизни.

Эмпирические методы исследования в педагогике: опытная работа
Педагогика – уникальная научная и практическая отрасль, призванная помочь в развитии и воспитании общества, становлении квалифицированных экспертов. В основу данной сферы деятельности ложится теория: законы, правила, особенности предмета (терминология, формулы), которые человек может применять как в повседневной, так и профессиональной жизни.

Основные приемы педагогики основаны на практике. Они позволяют собрать реальные данные, проанализировать текущую ситуацию в системе образования, показатели, выявить актуальные проблемы и нюансы. Более того, педагогические методы призваны не просто диагностировать уязвимые места, но и решать их. Одним их эффективнейших методов по установлению и решению проблем является проведение опытной работы.

Что это такое?

Опытная работа в педагогической и психологической практике представляет собой проведение некоего эксперимента по определенной теме/проблеме. Фактически данный метод позволяет проверить действие существующих законов в актуальных условиях, проверить гипотезу исследователя.

Опытная работа
Проведение опытной работы

Опытная работа аналогична проведению эксперимента. Здесь важно определить:

  • Сроки проведения;
  • Цель задачи, предмет и объект, методологию;
  • Количество испытуемых, критерии их подбора;
  • Программу опытной работы: какие мероприятия запланированы, кто и что должен делать и пр.
  • Достаточность материалов для исследования и необходимость получения новых данных;
  • Возможность сопоставления полученных данных.

В педагогике, как отрасли по воспитанию и развитию детей, опытная работа занимает длительный период. Притом здесь допустимо использовать одновременно несколько различных эмпирических методик (наблюдение, эксперимент, анализ, контрольные работы и пр.).

Этапы проведения опытной работы в педагогике

Опытная работа предполагает совмещение теории и практики. Исследователь должен проверить действие уже известного или собственно выдвинутого принципа, закона, гипотезы практическим путем. Здесь проводится своего рода «опыт». Обратите внимание, что исследование может периодически повторяться и возобновляться с целью установления соответствия действующих законов и актуальных условий.

В ходе реализации опытной работы важна логичность и последовательность действий, поэтому исследователю необходимо тщательно спланировать сценарий: что, где, когда, как, почему зачем?

Основными этапами метода опытной работы в педагогическом исследовании являются:

Этапы опытной работы
Алгоритм проведения опытной работы
  • Теоретический этап.

Здесь автору научного изыскания следует ознакомиться с имеющимися на данный момент времени трудами. Необходимо определить, что было установлено, какие способы решения проблемы имеются, какие пробелы остались и пр. На данном этапе происходит выявление противоречий, недостатков и обоснование актуальности выбранной темы исследования.

Фактически здесь автор подчеркивает актуальность изучаемого вопроса, наличие актуальной проблемы, устанавливает объект и предмет исследования, определяет цель и задачи, методологию, значимость.

  • Методический этап.

На этой стадии исследователь конкретизирует действующие концепции, выдвигает собственную гипотезу.

  • Опытный этап.

Это самая важная часть эксперимента, в ходе которой автора научной работы практическим путем собирает доказательную базу правоты или опровержения выдвинутой идеи. Здесь допустимо сравнение существующих методик, проведение эксперимента с привлечением учащихся (наблюдение, контрольные работы, изменение условий обучения и пр.) и оценка полученных результатов. Важно, чтобы все собранные доказательства и результаты «опыта» были своевременно зафиксированы.

  • Аналитический этап.

Это заключительный этап, когда исследователь систематизирует все полученные сведения, анализирует их, сопоставляя материалы с нормами, стандартами и пр. Здесь важно показать, правомерна или нет выдвинутая гипотеза.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Чаще всего на практике используется опытно-экспериментальная работа. Такой подход позволяет определить проблему конкретного учреждения или направления собрать достаточную доказательную базу и определить способы решения диагностированных проблем.

В педагогике опытная работа представляет собой поисковый процесс, стремление к совершенствованию образовательной и педагогической отрасли. В ходе реализации данного метода строгих ограничений. Важно лишь обоснованный выбор методов исследования, тотальный сбор и обработка данных.

На сегодняшний день опытная работа в педагогике позволяет изучить особенности развития детей (с разбивкой по полу возрасту и пр.), оценить деятельность образовательных заведений (условия обучения, качество образования, соответствие учебных программ стандартам), проанализировать учебный и воспитательный процесс с целью дальнейшей оптимизации.

По результатам опытной работы исследователь должен разработать рекомендации по устранению выявленных проблем. Все это оформляется отдельным проектом, который в дальнейшем может быть направлен в Минобразования.

Команда ОЦ Дисхелп готова помочь в организации и поведении опытной работы по педагогике. У нас работают квалифицированные педагоги ведущих ВУЗов, кандидаты и доктора наук. Они готовы поделить собственными наработками и идеями, доказательной базой, а также помочь в выполнении и оформлении нового исследования.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!