Самоанализ педагогической деятельности: что это, зачем и кому пригодится, структура и порядок оформления?

Самоанализ и самооценка (при условии, если они объективны, адекватны и достоверны) играют немаловажную роль в развитии и становлении любого специалиста и личности. Именно эти критерии предопределяют сильные и слабые стороны человека, позволяя установить ориентиры для дальнейшего совершенствования.

Самоанализ педагогической деятельности: что это, зачем и кому пригодится, структура и порядок оформления?
Самоанализ и самооценка (при условии, если они объективны, адекватны и достоверны) играют немаловажную роль в развитии и становлении любого специалиста и личности. Именно эти критерии предопределяют сильные и слабые стороны человека, позволяя установить ориентиры для дальнейшего совершенствования.

В педагогической практике принято проводить самоанализ ежегодно или раз в течение нескольких лет (перед переаттестацией или прохождением курсов по повышению квалификации). Результаты аналитической мысли оформляют в виде специального документа, который в дальнейшем не лежит на полке педагога, а отправляется на оценку квалифицированным экспертам и рецензентам.

Миссия самоанализа педагогической деятельности

В процессе оценки проделанной работы и достигнутых результатов практикующий эксперт может определить собственные профессиональные достоинства и недостатки, диагностировать проблемы, с которыми он сталкивался в «трудовой жизни» и способы их решения. Грамотный анализ реализованных мероприятий и полученных итогов позволяет оценить степень соответствия дипломированного специалиста реалиям.

Самоанализ педагогической деятельности
Что такое самоанализ в педагогике?

Самоанализ педагогической деятельности актуален именно на тот момент, когда производится оценка работы педагога. Формирование документа позволяет человеку увидеть себя со стороны, наблюдать за трансформациями и изменениями (личными, общественными, профессиональными и пр.). Анализ проделанной работы и полученных результатов призван показать достаточность знаний и навыков, эффективность применяемых методов, направления и способы для дальнейшего развития и повышения результативности.

Самоанализ необходим как преподавателю, так и аттестационной комиссии, администрации образовательного заведения (в котором он работает). Его важность и целесообразность проявляется в частых реформах системы образования, провоцирующих изменения в планировании, методах преподавания и прочих нюансах.

Самоанализ позволяет оценить соответствие имеющихся компетенций с намеченной целью, их достаточность, актуальность, умения педагога пользоваться собственными знаниями и делиться ими с учениками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Этапы выполнения самоанализа

Самоанализ – это специфическая работа и вид деятельности, который должен быть произведен с учетом конкретного плана действий. Его цель – оценить текущее состояние и достигнутые результаты, диагностировать причины и следствия, конкретизировать проблемные участки на профессиональном фронте и определить пути их решения, совершенствования и дальнейшего развития.

Самоанализ позволяет определить сильные и слабые стороны педагога. Притом эти постулаты можно интерпретировать по-разному: сильные стороны – при презентации или демонстрации профессионализма, а слабые – как пути самосовершенствования.

Схема полного анализа урока
Пример анализа урока

Самоанализ практикуется не только в преподавательской среде. Он актуален и необходим фактически повсеместно, даже в быту. В целом последовательность действий будет примерно одной и той же (стандартной).

Для начала достаточно ответить на ряд вопросов:

  • Какую цель преследовал педагог на протяжении последнего учебного года?
  • С какими проблемами он сталкивался в профессиональной жизни и как их решал?
  • Какие результаты он достиг, и какой вклад внес в развитие учебного заведения, класса, образования в целом?
  • Какие методы он использует на практике, и позволяют ли они привлечь внимание детей, побудить в них интерес к учебе и пр.?
  • Применяет ли учитель современные технологии и методики на практике? Как они воспринимаются подопечными?
  • Какая работа проводится с родителями учеников, какие отношения складываются с ними у педагога?
  • Как давно преподаватель совершенствовал свои профессиональные качества, какими способами, пользуется ли полученным багажом знаний и навыков?

Ответы на эти вопросы позволяют получить общее описание (характеристику) текущего положения дел, определить результативность, сильные и слабые стороны практикующего специалиста. Это, своего рода – анамнез, который станет толчком для более детального анализа.

Важно отметить, что самоанализ – это не статистический отчет, где обязательны расчеты, анализ конкретных показателей, результативности работы. В этом документе важно объективно оценить не только результат, но и непосредственно действия, методы работы, их своевременность и актуальность (что и как привело к результату).

Функции самоанализа
Для чего нужен самоанализ?

Далее план действий для проведения качественного и полезного самоанализа будет следующим. Здесь целесообразно выделить следующие этапы:

  1. Определение темы и цели самоанализа.

На данной стадии важно конкретизировать, какую именно сторону профессиональной деятельности намерен исследовать педагог, зачем ему это необходимо. Важно грамотно обосновать актуальность и необходимость анализа, наметить задачи.

  1. Оценка качества условий профессиональной деятельности.

Здесь педагог должен проанализировать материально-техническую базу (помещение, оснащенность, комфорт, мебель и оборудование и пр.), информационную базу (достаточность и наличие учебных пособий, электронных учебников, инструкций и методичек для педагога и пр.), методическое обеспечение (оценка учебного плана, собственной программы обучения, план-конспектов занятий, отчетов, тестов и иных заданий за последние годы и пр.).

Этапы самоанализа
Проведение самоанализа
  1. Оценка качества учебно-воспитательного процесса.

Данный аспект призван очертить проблемы, с которыми сталкивается преподаватель в профессиональной деятельности, способы ее решения, используемые им методы преподавания, определить степень их эффективности (они проявляются не только в успеваемости учеников, но и увлеченности предметами, активности на занятиях и пр.).

  1. Анализ результативности.

Этот этап предполагает анализ успеваемости учащихся и их достижений, определение динамики. Притом важно полагаться не только на текущие результаты, но и итоги различных проверок: самостоятельные и контрольные работы (внутренние), внешние экспертизы (плановые срезы, проверки, олимпиады и конкурсы, итоги поступления в ссузы и вуз и пр.), анализ динамики формирования социальных компетенций и психологического климата в классе и пр.

  1. Оценка собственных достижений.

На этой стадии преподаватель должен отметить: какие новшества он использовал (по сравнению с самоанализом за предшествующий период), какие способы саморазвития использовал (курсы, литература и пр.), в каких конкурсах лично участвовал и каких результатов достиг, какой опыт получил и как им пользуется, какие перспективы видит, какие собственные разработки использует.

Самоанализ должен представить всестороннюю оценку практикующего специалиста с учетом внутренних и внешних факторов. Здесь обязательно подвергаются оценке отношения педагога с учениками, родителями, коллегами, личные мотивы и стремления к самосовершенствованию, профессиональная активность, умение привлекать личным примером учеников к научно-исследовательской деятельности и поглощению новых знаний и навыков, определять актуальные проблемы и своевременно решать их, ставить перед собой новые цели и добиваться новых высот и пр.

Структура документа (самоанализа)

С одной стороны, самоанализ педагогической деятельности носит неформальный характер, позволяя эксперту самостоятельно разобраться в результатах собственной работы, компетенций и возможностей, наметить новые ориентиры и пути их достижения. С другой, он представляет собой официальный документ, пригодный для объективной внешней оценки и обретения нового статуса, квалификации или признания со стороны. Поэтому результаты аналитической мысли лучше всего оформлять в виде соответствующего документа.

Требования к самоанализу педагогической деятельности могут разниться в зависимости от региона, образовательного заведения (места работы) и пр. Поэтому перед формированием этого файла важно уточнить основные параметры: структура и содержание, объем, правила оформления и пр.

Анализ педагогической деятельности
Что входит в понятие «анализ педагогической деятельности»?

Стандартные требования к самоанализу выглядят следующим образом:

  • Объем документа в среднем достигает 20 страниц печатного текста;
  • Структурированность;

Обязательно наличие таких разделов, как титульный лист, оглавление, введение, основная часть (общая характеристика деятельности педагога (образование, опыт работы, краткий экскурс по профессиональной биографии) и учебного процесса: цель, методы и пр., оценка структуры урока, всестороння оценка условия работы и результативности, собственных достижений и перспектив развития), заключение, список использованной литературы, приложения.

Во введении важно показать актуальность и значимость самоанализа, наметить четкую цель и задачи, определить предмет и объект, что и как намерен анализировать автор. В заключении следует показать итоги самоанализа: конкретизировать результативность, сильные и слабые стороны, проблемы в профессиональной деятельности и перспективы.

В приложения важно прикрепить «доказательную базу», подчеркивающую уровень профессионализма: план-конспект занятий, учебную программу, собственные разработки и методики преподавания, результаты промежуточных/итоговых аттестаций учащихся, статистика поступления и пр.

Документ пишется в рамках академического письма. Обязательная проверка уникальности текста не проводится, но не стоит слепо копировать чужие наработки и труды. Самоанализ должен продемонстрировать итоги, качество именно Вашей деятельности.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!