Самоанализ и самооценка (при условии, если они объективны, адекватны и достоверны) играют немаловажную роль в развитии и становлении любого специалиста и личности. Именно эти критерии предопределяют сильные и слабые стороны человека, позволяя установить ориентиры для дальнейшего совершенствования.
В педагогической практике принято проводить самоанализ ежегодно или раз в течение нескольких лет (перед переаттестацией или прохождением курсов по повышению квалификации). Результаты аналитической мысли оформляют в виде специального документа, который в дальнейшем не лежит на полке педагога, а отправляется на оценку квалифицированным экспертам и рецензентам.
Миссия самоанализа педагогической деятельности
В процессе оценки проделанной работы и достигнутых результатов практикующий эксперт может определить собственные профессиональные достоинства и недостатки, диагностировать проблемы, с которыми он сталкивался в «трудовой жизни» и способы их решения. Грамотный анализ реализованных мероприятий и полученных итогов позволяет оценить степень соответствия дипломированного специалиста реалиям.
![Самоанализ педагогической деятельности](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2021/03/word-image-186.png)
Самоанализ педагогической деятельности актуален именно на тот момент, когда производится оценка работы педагога. Формирование документа позволяет человеку увидеть себя со стороны, наблюдать за трансформациями и изменениями (личными, общественными, профессиональными и пр.). Анализ проделанной работы и полученных результатов призван показать достаточность знаний и навыков, эффективность применяемых методов, направления и способы для дальнейшего развития и повышения результативности.
Самоанализ необходим как преподавателю, так и аттестационной комиссии, администрации образовательного заведения (в котором он работает). Его важность и целесообразность проявляется в частых реформах системы образования, провоцирующих изменения в планировании, методах преподавания и прочих нюансах.
Самоанализ позволяет оценить соответствие имеющихся компетенций с намеченной целью, их достаточность, актуальность, умения педагога пользоваться собственными знаниями и делиться ими с учениками.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
Этапы выполнения самоанализа
Самоанализ – это специфическая работа и вид деятельности, который должен быть произведен с учетом конкретного плана действий. Его цель – оценить текущее состояние и достигнутые результаты, диагностировать причины и следствия, конкретизировать проблемные участки на профессиональном фронте и определить пути их решения, совершенствования и дальнейшего развития.
Самоанализ позволяет определить сильные и слабые стороны педагога. Притом эти постулаты можно интерпретировать по-разному: сильные стороны – при презентации или демонстрации профессионализма, а слабые – как пути самосовершенствования.
![Схема полного анализа урока](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2021/03/word-image-187.png)
Самоанализ практикуется не только в преподавательской среде. Он актуален и необходим фактически повсеместно, даже в быту. В целом последовательность действий будет примерно одной и той же (стандартной).
Для начала достаточно ответить на ряд вопросов:
- Какую цель преследовал педагог на протяжении последнего учебного года?
- С какими проблемами он сталкивался в профессиональной жизни и как их решал?
- Какие результаты он достиг, и какой вклад внес в развитие учебного заведения, класса, образования в целом?
- Какие методы он использует на практике, и позволяют ли они привлечь внимание детей, побудить в них интерес к учебе и пр.?
- Применяет ли учитель современные технологии и методики на практике? Как они воспринимаются подопечными?
- Какая работа проводится с родителями учеников, какие отношения складываются с ними у педагога?
- Как давно преподаватель совершенствовал свои профессиональные качества, какими способами, пользуется ли полученным багажом знаний и навыков?
Ответы на эти вопросы позволяют получить общее описание (характеристику) текущего положения дел, определить результативность, сильные и слабые стороны практикующего специалиста. Это, своего рода – анамнез, который станет толчком для более детального анализа.
Важно отметить, что самоанализ – это не статистический отчет, где обязательны расчеты, анализ конкретных показателей, результативности работы. В этом документе важно объективно оценить не только результат, но и непосредственно действия, методы работы, их своевременность и актуальность (что и как привело к результату).
![Функции самоанализа](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2021/03/word-image-188.png)
Далее план действий для проведения качественного и полезного самоанализа будет следующим. Здесь целесообразно выделить следующие этапы:
- Определение темы и цели самоанализа.
На данной стадии важно конкретизировать, какую именно сторону профессиональной деятельности намерен исследовать педагог, зачем ему это необходимо. Важно грамотно обосновать актуальность и необходимость анализа, наметить задачи.
- Оценка качества условий профессиональной деятельности.
Здесь педагог должен проанализировать материально-техническую базу (помещение, оснащенность, комфорт, мебель и оборудование и пр.), информационную базу (достаточность и наличие учебных пособий, электронных учебников, инструкций и методичек для педагога и пр.), методическое обеспечение (оценка учебного плана, собственной программы обучения, план-конспектов занятий, отчетов, тестов и иных заданий за последние годы и пр.).
![Этапы самоанализа](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2021/03/word-image-189.png)
- Оценка качества учебно-воспитательного процесса.
Данный аспект призван очертить проблемы, с которыми сталкивается преподаватель в профессиональной деятельности, способы ее решения, используемые им методы преподавания, определить степень их эффективности (они проявляются не только в успеваемости учеников, но и увлеченности предметами, активности на занятиях и пр.).
- Анализ результативности.
Этот этап предполагает анализ успеваемости учащихся и их достижений, определение динамики. Притом важно полагаться не только на текущие результаты, но и итоги различных проверок: самостоятельные и контрольные работы (внутренние), внешние экспертизы (плановые срезы, проверки, олимпиады и конкурсы, итоги поступления в ссузы и вуз и пр.), анализ динамики формирования социальных компетенций и психологического климата в классе и пр.
- Оценка собственных достижений.
На этой стадии преподаватель должен отметить: какие новшества он использовал (по сравнению с самоанализом за предшествующий период), какие способы саморазвития использовал (курсы, литература и пр.), в каких конкурсах лично участвовал и каких результатов достиг, какой опыт получил и как им пользуется, какие перспективы видит, какие собственные разработки использует.
Самоанализ должен представить всестороннюю оценку практикующего специалиста с учетом внутренних и внешних факторов. Здесь обязательно подвергаются оценке отношения педагога с учениками, родителями, коллегами, личные мотивы и стремления к самосовершенствованию, профессиональная активность, умение привлекать личным примером учеников к научно-исследовательской деятельности и поглощению новых знаний и навыков, определять актуальные проблемы и своевременно решать их, ставить перед собой новые цели и добиваться новых высот и пр.
Структура документа (самоанализа)
С одной стороны, самоанализ педагогической деятельности носит неформальный характер, позволяя эксперту самостоятельно разобраться в результатах собственной работы, компетенций и возможностей, наметить новые ориентиры и пути их достижения. С другой, он представляет собой официальный документ, пригодный для объективной внешней оценки и обретения нового статуса, квалификации или признания со стороны. Поэтому результаты аналитической мысли лучше всего оформлять в виде соответствующего документа.
Требования к самоанализу педагогической деятельности могут разниться в зависимости от региона, образовательного заведения (места работы) и пр. Поэтому перед формированием этого файла важно уточнить основные параметры: структура и содержание, объем, правила оформления и пр.
![Анализ педагогической деятельности](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2021/03/word-image-190.png)
Стандартные требования к самоанализу выглядят следующим образом:
- Объем документа в среднем достигает 20 страниц печатного текста;
- Структурированность;
Обязательно наличие таких разделов, как титульный лист, оглавление, введение, основная часть (общая характеристика деятельности педагога (образование, опыт работы, краткий экскурс по профессиональной биографии) и учебного процесса: цель, методы и пр., оценка структуры урока, всестороння оценка условия работы и результативности, собственных достижений и перспектив развития), заключение, список использованной литературы, приложения.
Во введении важно показать актуальность и значимость самоанализа, наметить четкую цель и задачи, определить предмет и объект, что и как намерен анализировать автор. В заключении следует показать итоги самоанализа: конкретизировать результативность, сильные и слабые стороны, проблемы в профессиональной деятельности и перспективы.
В приложения важно прикрепить «доказательную базу», подчеркивающую уровень профессионализма: план-конспект занятий, учебную программу, собственные разработки и методики преподавания, результаты промежуточных/итоговых аттестаций учащихся, статистика поступления и пр.
Документ пишется в рамках академического письма. Обязательная проверка уникальности текста не проводится, но не стоит слепо копировать чужие наработки и труды. Самоанализ должен продемонстрировать итоги, качество именно Вашей деятельности.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!