Подготовка курсовых, дипломных и научно-исследовательских работ по педагогике предполагает не просто изучение реальной и актуальной проблемы, но и выработку ее достойного, оптимального, а также по возможности инновационного решения, но сделать это без теоретического погружения просто немыслимо.
СОДЕРЖАНИЕ
Роль теоретической главы в курсовой и дипломной работы по педагогике
В любой научно-исследовательской или студенческой работе в обязательном порядке присутствует теоретический раздел. Его миссия состоит в кратком и емком реферировании основных моментов в рамках изучаемой темы:
- Расшифровка специальной терминологии;
- Изучение проблемы или темы в историческом сегменте, анализ эволюции проблематики и ее решений;
- Изучение особенностей появления и симптоматику проблемных зон и явлений, описание причинно-следственных связей;
- Описание действующих и классических приемов, правил, схем, законов и алгоритмов, необходимых для определения и/или решения проблемы, анализа глубины ее воздействия на объект и определения путей дальнейшего развития объекта;
- Анализ и описание текущего положения дел в науке и отрасли: современные теории, правила, методы диагностики и решения, возможности использования вспомогательных инструментов (IT-возможности, техника, оборудование и пр.).
Основная задача теоретической главы курсовой или дипломной работы по педагогике – показать актуальность темы исследования и наличие проблемы в конкретном русле: учреждении, классе, социуме, возрастной группе и пр.
Теоретическая глава по педагогическим наукам и специальностям предполагает отражение в НИР следующих моментов:
- Краткий исторический обзор по теме: первые проявления проблемы, ретроспективный анализ ситуации с подведением аудитории к современному состоянию дел;
- Изучение педагогического инструментария, пригодного для анализа конкретной проблемы и темы, ее решения: методики, правила организации и проведения НИР, особенности работы с учащимися (планирование занятий, индивидуальная и групповая работа, тонкости педагогического процесса и пр.);
- Отражение современных способов работы в педагогике с акцентом на решение проблемы: о чем говорят последние научные достижения, как была решена проблема предшественниками, на чем они основывались, что учли и не учли и пр.
- Описание конкретной методики для проведения экспериментальной (практической) части курсовой или дипломной работы.
Таким образом, теоретическая глава в студенческой работе по педагогике позволяет определить существенные моменты в рамках выбранной темы, подчеркнуть ее актуальность и значимость, необходимость перемен и новшеств, а также конкретизировать дальнейший ход изыскания (методика).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
О чем писать в теоретическом разделе курсовой или дипломной работы по педагогике?
Прежде, чем приступать к написанию проекта, важно тщательно его спланировать с учетом действующих правил и требований: методических рекомендаций, ГОСТов и советов научного руководителя. Поэтому после утверждения темы НИР автору предстоит утвердить соответствующую траекторию. Для этого достаточно выполнить следующие действия:
- Внимательно вчитаться в тему курсовой/дипломной работы и выделить из нее самые важные моменты: проблема и ключевые слова. Уже на данном этапе студент сможет понять, что ему предстоит изучать, что ему потребуется для этого, с чего начинать (а начать следует с общего знакомства с темой, ликвидации пробелов в знаниях для лучшего понимания вопроса);
- Проработать научный и методологический аппарат исследования: констатировать цель и задачи, предмет, выбрать подходящий объект исследования, понять характер изыскания (теоретический – достаточно воспользоваться общенаучными методами, прикладной – частные и общенаучные схемы);
- Определить основные источники информации с акцентом на проблематику. В целом, независимо от характера исследования автору НИР важно полагаться лишь на качественные ресурсы, отвечающие таким параметрам, как актуальность, достоверность, обоснованность. В идеале, доминирующая часть первоисточников — научная литература. Учебная и справочная, архивная информация целесообразна лишь для подчеркивания тенденций, изменений, симптомов и иные черт воздействия проблемы на объект. В рамках данного этапа можно знакомиться с готовыми студенческими исследованиями-аналогами, ранними работами и пр.
Таким образом, для выполнения теоретической части курсовой, дипломной или научно-исследовательской работы по педагогике достаточно понять:
- Какая проблема кроется в теме: что изучать?
- Как описать проблему: изучить «исторические аспекты» ее появления и развития (описание симптомов появления), современные труды с акцентом на ней, изучение различных подходов и мнений по отношению к теме/проблеме;
- Описание классических и современных методов диагностики: алгоритм действий, показатели и формулы;
- Указать собственную позицию относительно темы и проблемы (рассуждения автора, его аргументированные выводы.
В теоретической главе студенческой или научно-исследовательской работы по педагогике важно не просто описать суть изучаемого вопроса, но и показать его практическую значимость (направленность).
Ход изложения мыслей в рамках первого раздела курсовой или дипломной работы будет производиться на основе таких приемов, как дедукция, сравнение, обобщение. Притом весь раздел должен быть логичным, последовательным и связным.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Обратите внимание, что все термины и понятия, изложенные в разделе, должны употребляться в остальных разделах в тех же смыслах и целях. Притом повествование автор ведет строго в рамках научного стиля.
В конце теоретической главы важно сделать грамотный лаконичный вывод, который подчеркнет существенные моменты, предназначение раздела и его связь с последующими разделами.
Таким образом, констатация структуры и содержания теоретического раздела курсовой или дипломной работы педагогического характера происходит с учетом научного аппарата, а именно проблемы и предмета НИР, располагаемыми представлениями и базовыми знаниями, информационной базой.
Где искать информацию для подготовки теоретической главы студенческой или научно-исследовательской работы по педагогике?
После утверждения темы и разработки научного аппарата автору педагогической НИР предстоит грамотно подобрать основу – источники информации. Здесь выделяют три вида задействованных ресурсов:
- Первичная – основополагающая. Она представлена в виде научных работ и публикаций за последние 3-5 лет. К их числу относят научные статьи, ВАК-статьи, монографии, диссертации). Данная категория считается самой надежной и обоснованной, подчеркивающей научную и практическую проработанность темы. Именно на основе таких трудов автор НИР сможет выработать усовершенствованный или полностью инновационный метод решения исследуемой проблемы для частного случая, а затем перенести его на всю отрасль в целом;
- Вторичная – носит вспомогательный или обзорный характер. Ее миссия – углубить познания в отдельных моментах, расшифровать сложные термины и понятия. К этому виду относят всевозможные рефераты, тезисы, библиографические списки, журналы, сигнальную информацию и пр.
- Третичная информация. Данный вид источников призван разбавить материал общими чертами, увеличить объем НИР, подвести общий итог и пр. К данной категории ресурсов принято относить справочники, энциклопедии, обзоры и мнение экспертов и пр.
Обратите внимание, что все задействованные материалы в обязательном порядке подлежат проверке на качество. При этом первичные материалы считаются самыми обоснованными, аргументированными и точными, подчеркивающими реальное положение дел в науке и отрасли, инновационные подходы и приемы. Именно на ее долю отводится доминирующая роль – более 60% от всех материалов первого раздела курсовой работы.
Вторичные и третичные (особенно последние) должны быть использованы в меньших объемах только при необходимости: расшифровка данных, подведение итогов, простое описание сложных моментов и явлений и пр.
Искать первоисточники для выполнения теоретической главы НИР по педагогике целесообразно самыми разными способами:
- Поиск на специализированных научных площадках: РИНЦ, Scopus, WoS, ВАК-журналах, научные издания (отечественные и зарубежные) и пр.;
- Использование банка готовых работ (поиск вторичных и третичных первоисточников);
- Использование интернет-возможностей и технологий: простой поиск через браузер с помощью банального запроса.
От содержания и качества теоретического раздела зависит качество практического исследования, ведь данная часть выступает своего рода инструкцией для проведения экспериментальной части НИР.
Найти подходящие по теме исследования материалы – половина дела. Далее автору предстоит их грамотно обработать. Ресурсы по педагогическим НИР могут быть использовать в чистом виде с помощью цитирования или легального заимствования (копирование с отражением ссылок на первоисточник). Но здесь следует учесть, что именно слабая обработка материалов в теоретическом разделе в значительной степени ухудшает уникальность проекта. Поэтому для грамотного изложения собранных аргументов и фактов, целесообразно пользоваться такими приемами, как сравнение, сопоставление, анализ, пересказ, перефразирование, синонимирование и пр. Старайтесь копировать по минимуму, но полностью избегать цитат (прямую и косвенную речь) не стоит, та ка кони подчеркивают экспертное мнение и считаются «весомыми аргументами».
Учтите, что все задействованные первоисточники (независимо от объема и роли) должны найти отражение в основной части НИР в виде ссылок, сносок и цитат, а также в списке библиографии.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Как оформлять теоретическую главу курсовой или дипломной работы по педагогике?
Не стоит быть слишком прямолинейным и понимать все буквально. Написание теоретического раздела предполагает использование всех возможных схем по интерпретации данных, описанию ситуации. Поэтому, как гласит народная мудрость, все средства хороши.
Автору педагогической НИР важно умело пользоваться имеющимся инструментарием и информационной базой, достойно интерпретировать результаты аналитической работы. Да-да, студент при подготовке первого раздела курсовой или дипломной работы по педагогике занимается не просто чтением, а анализом.
Описать результаты погружения в теоретические и научные аспекты можно разными способами:
- Сопоставление различных подходов, динамику статистических показателей можно показать с помощью таблиц;
- Классическую последовательность действий (в рамках действующих законов, теорий, правил и инструкций) в случае возникновения проблемы – с помощью схем, чертежей;
- Проследить динамику отдельных моментов – посредством графических материалов (рисунки, диаграммы, графики и пр.);
- Простое описание аспектов или представленных графических материалов, явлений – в форме текста, но при этом важно прибегать к обезличенной форме. Согласитесь, что «Якать» в НИР – неэтично.
Излагать мысли и факты следует просто и понятно, логично и последовательно, аргументированно. Тогда успех будет гарантирован.
Оформление теоретического раздела предполагает соблюдение общих правил по выполнению курсовых и дипломных работ, изложенных в методических рекомендациях. Как правило, они затрагивают следующие моменты:
- Общие каноны: параметры страницы действуют на протяжении всей НИР – поля, шрифт (вид, размер и цвет), расположение текста и графических материалов, стиль изложения, материал разбивается на соразмерные подпункты, страницы пронумерованы внизу по центру и пр.;
- Текстовая информация располагается по ширине страницы, без ошибок, логично и последовательно с учетом намеченного плана НИР;
- Графические материалы – имеют наименование, нумерацию, границы и изображения четкие, черно-белая или цветная гамма;
- Уникальность текста – не менее установленной границы.
Чтобы студенту удалось успешно пройти нормоконтроль, получить допуск к защите и добиться успеха на финальном этапе, важно ответственно подходить к каждому этапу НИР: начиная от формирования теоретической главы и заканчивая проведением и описанием экспериментальной части. Для этого важно следовать намеченной траектории, установленным правилам и критериям беспрекословно.
Формирование теоретического раздела по педагогике требует тотальной концентрации на теме и проблеме исследования, грамотного подбора и обработки ресурсов, с дальнейшим корректным оформлением. Облегчить данную миссию могут специалисты ОЦ Disshelp.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!