Исследовательский пробел и проблема исследования: одно и то же?

При подготовке курсовой, дипломной работы или научной статьи авторы сталкиваются с необходимостью обозначить проблему исследования. Но нередко после проверки рукописей им говорят о наличии исследовательского пробела. Казалось бы, категория новая и даже немного схожая с первоупомянутой. Но являются ли они синонимами? Или это два разных параметра? Давайте разбираться.

Исследовательский пробел и проблема исследования: одно и то же?

При подготовке курсовой, дипломной работы или научной статьи авторы сталкиваются с необходимостью обозначить проблему исследования. Но нередко после проверки рукописей им говорят о наличии исследовательского пробела. Казалось бы, категория новая и даже немного схожая с первоупомянутой. Но являются ли они синонимами? Или это два разных параметра? Давайте разбираться.

Что такое исследовательский пробел?

Проведение исследования требует тщательного разбора информации с целью определения текущих, актуальных нюансов, требующих изучения и решения. Но работа с первоисточниками нередко соприкасается с действующими пробелами.

Основные моменты научного исследования
Основные моменты научного исследования

Под исследовательским пробелом понимают одну из парадигм:

  1. Некая область знаний, которая изучена не полностью (частично, фрагментарно) или вовсе не затронута человеком. То есть это тот самый «пропущенный момент», который не был принят во внимание в научной работе авторов. Это «академическая пустота», в которой нет ответа на нужный вопрос, излагается что-то непонятное, сложное или ранее не изученное.
  2. Выявленный в работе или научном направлении недостаток, который существенным образом влияет на качество проводимого исследования и конечный результат;

Фактически, исследовательский пробел – это серьезное упущение в определенной области наук или теме, которое способно привести к искажению результатов или неоправданным рискам.

К признакам исследовательского пробела можно отнести следующие характеристики:

  • Дефицит информации. На фоне слабой изученности направления или определенного элемента в ходе исследования могут возникать сомнения относительно надежности и эффективности, необходимости отдельных мероприятий. Например, малый объем публикаций по теме сужает круг представлений аудитории о проблеме. У пользователей возникает больше вопросов, чем объем получаемой ими информации.
  • Противоречивость или сомнительность результатов. Данный признак проявляется в том, что, изучая различные труды (разных авторов) по одной и той же теме, можно встретить противоречивые или абсолютно противоположные выводы, результаты (в рамках одного и того же обозреваемого вопроса).
  • Применение несовременных подходов и приемов. При изучении работ предшественников отмечается преобладание классических или базисных методов. Также можно встретить использование неподходящего инструментария, адаптированной модели (которая не подходит теме или ситуации в целом).
  • Тематическая скованность. Эта характеристика предполагает, что при изучении рукописей читатель не получает полной информации по теме, отсутствует какая-либо единая последовательность, концепция, логика. Наоборот, преобладают противоречия, дискуссии без окончательного результата и вывода, слабая аргументация умозаключений и предложений, имеются неучтенные факторы и категории.
  • Междисциплинарное разнообразие без грамотной интеграции. Исследование затрагивает несколько наук, но собранный материал не имеет явного обобщения, тематической целостности, не позволяет сделать конкретный вывод.

Фактически, исследовательский пробел опирается на непознанные или слабоизученные фрагменты научной области. Он подчеркивает наличие противоречий и сложностей в изучении вопроса, необходимость дополнительных изысканий.

Понятие и признаки проблемы исследования (понятие, признаки, особенности и виды)

Написание студенческой или научной работы требует от автора постановки и решения конкретного вопроса. Именно он подчеркивает ту самую проблему исследования, влияющую на объект.

Понятие проблемы исследования
Понятие проблемы исследования

Под проблемой понимают некое противоречие, возникающее при определенных условиях и требующее урегулирования. Она формулируется в виде исследовательского вопроса или с помощью выдвижения гипотезы.

Обратите внимание, что рассматриваемая парадигма является обязательным атрибутом любого исследования. Без нее НИР превращается в банальный обзор ситуации или реферат, доклад, где доля самостоятельной работы и вклад автора минимален или отсутствует.

К признакам проблемы исследования можно отнести следующие черты:

  • Формулируется предельно точно и емко, отражая противоречие в определенной предметной области, фрагменте, теме и пр. В этом проявляется принцип конкретики.
  • Объективна и независима, требует аргументации. Противоречие существует независимо от автора проекта, который принялся за изучение направления. Она имеет четкое обоснование, проявление, воздействие на те или иные объекты и пр.
  • Новизна. Данный признак проявляется в том, что наличие противоречия заставляет автора задуматься о новых способах воздействия на него, выработать отличную от действующих траекторий, устранить имеющиеся недостатки и пробелы в НИР, выдвинуть кардинально новый инструмент или мнение и пр.
  • Требует четкого и грамотного разрешения с оценкой качества полученных результатов. Выступает центральным звеном любого исследовательского проекта.

Фактически, проблема исследования – это некое противоречие, которое лежит в определённой тематической плоскости и оказывает влияние на те или иные моменты, элементы. Она требует дополнительной проработки, уточнения, изучения и выработки траектории решения с учетом специфики сложившейся ситуации, располагаемых информационных и материальных, иных ресурсов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Сравнительная характеристика исследовательского пробела и проблемы исследования: есть ли разница?

Согласитесь, что определение и признаки рассматриваемых парадигм имеет немало сходств. Именно поэтому студенты нередко путают их при подготовке курсовых, дипломных работ к защите. Давайте выделим сходства и отличия этих категорий, чтобы раз и навсегда понять, что есть что.

Основание для оценки

Исследовательский пробел

Проблема исследования

Суть Неизученная область знаний, где имеются определенные «упущения», «пропуски», неучтенные факторы и моменты, изъяны
Основа

Дефицит информации

Формулировка Пустота в определенной области знаний или научной области. Может быть не в единственном числе Конкретный вопрос, лежащий в предметной области исследования. В одной работе – одна проблема
Процесс выявления Опирается на конкретные факты, литературу, данные, сравнительные операции и аргументированные выводы
Изучение и решение

Необходимо проведение дополнительных исследований

Отражение в НИР Не нужно Обязательно
Влияние на развитие и раскрытие темы Расширяет тематические рамки Сужает ход исследования
Влияние на логику и траекторию исследования Усложняет Конкретизирует, находится в центре проекта, задает стратегию исследования

Итак, чем же схожи исследовательский пробел и проблема исследования? Во-первых, обе парадигмы подчеркивают необходимость дополнительного изучения темы, вопроса, направления с целью выработки конкретного решения для устранения изъяна, недостатков, противоречий.

Во-вторых, оба элемента являются мотивирующими факторами, подталкивающими исследователей к тотальному изучению материалов, получению новых фактов и информации, выработке инновационных идей и совершенствованию текущих моделей и пр.

В-третьих, рассматриваемые парадигмы основаны на недостатке информации. Именно дефицит данных провоцирует сложности в управлении ситуацией, принятии решения.

В-четвертых, пробел и проблема исследования – это некий недостаток или «упущение», которое приводит в ступор ученого, эксперта, студента при выполнении НИР и требует тщательного обдумывания, планирования и т.д.

Среди существенных отличий, подчёркивающих уникальность исследовательского пробела и проблемы исследования можно выделить следующие:

  • Пробел – более широкая категория, захватывающая тему или научную область в целом. Проблема же более конкретна, специализирована, ориентирована на определённый сегмент знаний и пр.
  • Пробел в студенческой или научной работе должен отсутствовать или не проявляться, а проблема – обязательный элемент НИР, без которого невозможно научное исследование. Она задает основные ориентиры, траекторию исследования, помогает установить четкие границы и др.
  • Пробел расширяет возможности по погружению в тему, требуя изучения дополнительной литературы, междисциплинарного подхода. Проблема же сфокусирована на конкретную предметную область, сужает фокус НИР до предела, делая ход исследования целенаправленным, сосредоточенным.
  • Пробел усложняет исследовательский процесс, а проблема – конкретизирует и координирует.
  • При проверке проекта, пробел может быть расценен, как грубая ошибка. Проблема исследования оценивается иначе, как обязательный элемент. Здесь обращают внимание на ее корректную формулировку и ход решения, эффективность идеи.

Таким образом, рассматриваемые категории имеют как сходства, так и отличия, но в рамках исследований – это разные элементы. При построении траектории НИР важно учитывать их особенности.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!