Выполнение любой курсовой, дипломной, научной работы сводится не просто к изучению темы. В данном деле важно разобраться с конкретной проблемой, которая завуалирована в заглавии и представляет определенную сложность, противоречие, сомнение или угрозу для объекта исследования. Далеко не каждый студент понимает, как работать и что вообще нужно делать с этой категорией. Сегодня мы расскажем об исследовании проблемы при выполнении студенческих и научных работ.
СОДЕРЖАНИЕ
Место и роль проблемы в курсовых, дипломных и научно-исследовательских проектах
Независимо от тематической, предметной или научной принадлежности, любой проект – это не просто обзор выбранной темы (то есть писание правил, категорий и пр.). Подготовка исследования любого масштаба и формата предполагает изучение конкретной проблемы и поиск ее решения, притом решение может быть общим (инструктивным, методическим) и частным (для конкретной ситуации, случая и пр.).
Проблема изыскания проявляется от начала до конца проекта, начиная с титульной страницы и заканчивая заключением и списком литературы. Самым простым способом ее отражения выступают:
- Тема исследования, где проблема будет описана в нескольких словах, ключах. Чаще всего проблематика скрыта в конце формулировки заглавия;
- Содержание: каждая глава и подпункт будет постепенно раскрывать определенную сторону проблемной зоны: понятия, способы работы с наиболее важными моментами (как искать, симптоматика, способы решения и пр.);
- Основной текст проекта, где будет описываться и решаться проблема на конкретном примере;
- Список литературы, где все задействованные первоисточники будут затрагивать тему в общем, а также акцентировать внимание на исследовании решении определенного вопроса, с конкретной позиции, на базе собранных доказательств и пр.
Таким образом, проблема исследования проявляется от начала до конца студенческой или научной работы, начиная от заглавия и заканчивая заключением, библиографией и приложениями. Она найдет отражение в том или ином виде в каждом разделе и подпункте, но с определенной позиции. В одном случае – будет просто описана (причины появления и провоцирующие факторы, симптоматика, способы воздействия способы решения), в другом – протестирована на примере конкретного объекта, в третьем – решена с помощью определённых комбинаций и действий автора, современных возможностей и пр.
![Специфика проблемы в исследовании](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2022/05/word-image-283.png)
В чистом виде проблема находит отражение во введении и заключении при констатации научного аппарата проекта. Притом во введении происходит постановка проблемы, а в заключении – ее решение и оценка его эффективности, рекомендации по внедрению инноваций и пр.
Фактически, без исследования проблемы невозможно подготовить ни один студенческий или научный проект. Отсутствие проблемы в НИР фактически превращает научное погружение в простой обзор или реферат описательного плана, где не требуется предпринимать каких-либо практических действий. Поэтому без постановки проблемы – нет исследования, а без исследования невозможно найти современный способ решения существующих уязвимых и противоречивых моментов.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: проблема – это ядро любого проекта, на котором завязан весь ход изыскания. Именно оно задает курсовой, дипломной или научной работе индивидуальность, масштабы, новизну и значимость. Притом проблема проявляется и решается на протяжении всего исследования, а оформляется – кратко, емко, но доступно (как в текстовой, так и графической форме).
Схема работы с проблемой исследования при выполнении студенческих и научных работ
Вид и масштабы исследования не играют существенной роли при работе с проблемой и темой. От указанных категорий зависит лишь глуби на погружения и качество изыскания.
Поиск и решение проблемы в явном виде подчеркивает уровень подготовки и компетентности автора НИР: что он умеет, какой позиции придерживается и как ее обосновывает, какими инструментами и методами пользуется, что предлагает и почему. Но в целом алгоритм по работе с проблемой исследования можно показать в виде следующей схемы действий:
- Шаг №1. Описание проблемы.
Самое первое, что делает автор исследования – это разбирается в основных моментах в рамках темы, то есть описывает проблему с научной точки зрения, излагая известные факты подходы, теории, правила по ней. В данном случае он определяет ее симптоматику, характер воздействия на объект, способы решения, воздействующие факторы и прочие нюансы.
На описательном этапе студенту или исследователю предстоит разобраться и понять принцип «работы проблемы», способы ее диагностики (какая информация потребуется, что с ней делать и пр.) и определить способ воздействия на нее с целью минимизации негативных последствий.
Обратите внимание, что описание проблемы в исследовании будет происходить повсеместно: в теории – общая характеристика, в практическом разделе – непосредственный разбор проблемы на конкретном примере (объекте) с констатацией выводов: в чем она проявляется, как воздействует, что спровоцировало ее появление, как воздействовать, оценка предлагаемых решений (затратность, эффективность, инновации и пр.). В каждом разделе проблемы будет описан с определенной позиции: аналитическая часть – симптомы, отклонения, причинно-следственные связи и пр., в рекомендательном – решение проблемы (действия, результативность, целесообразность и необходимость перемен и пр.).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
- Шаг №2. Диагностика проблемы.
Данный этап описывается в теории в виде подобранной методики, а в практическом разделе непосредственно реализуется автором НИР путем подставления имеющихся данных в рамках конкретных формул, этапов, и пр.
Самыми популярными методами по диагностике выступают: использование традиционных или проверенных, классических подходов, разработанных учеными, экспертами, описанными в учебниках и научной литературе. В данном случае достаточно подставить имеющиеся данные в соответствующие этапы, произвести необходимые расчеты, проанализировать результаты и сформулировать обоснованные выводы относительно наличия или отсутствия проблемы, провоцирующих факторов и пр.
В числе приоритетных приемов по диагностике проблемы исследования можно выделить: факторный анализ, сравнение, анализ данных, математическое моделирование, компьютерное моделирование. В целом постановка проблемы предполагает соблюдение четкой последовательности действий, учет действующих норм и конкретизацию текущих тенденций в рамках изучаемого объекта. То есть опираться придется на теоретические подходы, нормы, отраслевые показатели, данные прошлых лет и выявленные тенденции (изменения, отклонения, их характер и пр.).
![Как работать с проблемой в ходе выполнения исследования?](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2022/05/word-image-284.png)
- Шаг №3. Решение проблемы.
По мере определения симптомов и силы воздействия проблемы на объект исследования, факторов-провокаторов, автору НИР предстоит разработать четкий план по воздействию на нее.
Обратите внимание, что решение проблемы – это не обязательно полная ликвидация противоречия, нюансов или негативных последствий. Порой моментально избавиться от нее невозможно. В данном случае решение будет предполагать снижение негативного воздействия на объект, минимизацию рисков и угроз, расходов, повышение эффективности деятельности объекта и пр. Но в любом случае решение предполагает определенные преобразования, перемены, которые должны быть тщательно спланированы и обоснованы.
Решение проблемы предстанет перед автором в виде плана мероприятий с отражением конкретных действий, сроков реализации. Все они будут акцентированы на проблеме, воздействующих факторах, результатах деятельности объекта. Обоснование предлагаемых новшеств производится с помощью методов прогнозирования, оценки изменения с помощью факторного анализа или апробации данных. Все зависит от желания и возможностей исследователя, характера НИР, глубины погружения в тему, располагаемых ресурсов и данных.
- Шаг №4. Рекомендации по внедрению решения.
Эта стадия реализуется преимущественно в серьезных изысканиях – дипломных работах, монографиях, диссертациях. Притом рекомендации уместны как для конкретного объекта, так и в общем ракурсе, если автор намерен внедрять инновационные приемы и методы, схемы. В данном случае целесообразно разработать инструкцию, которая укажет: что необходимо учитывать при внедрении, в каких сегментах (сферах, отраслях, моментах и пр.) уместно разработанное решение, к чему может привести и пр.
Фактически, указанная комбинация действий по работе с проблемой исследования очерчивает общий кастет студенческого или научного проекта, где каждому разделу свойственен определённый шаг по исследованию проблемной зоны.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
Как сформулировать проблему исследования в студенческих и научных работах?
После того как автор вник в суть темы, сумел определить проблему, важно грамотно ее отразить в тексте курсовой, дипломной или научной работы. Самой большой загвоздкой в этом деле является корректное и понятное отражение проблемы, то есть ее краткое и емкое описание. Оно приводится во введении исследования в виде пары предложений, призванных отметить ее проявление и роль, показать актуальность темы в общем и необходимость действий, инноваций и пр.
Согласно общим правилам постановки и формулировки проблемы в исследовании, описание данного момента должно соответствовать следующим требованиям:
- Проблема – центр изучаемой темы. Данное утверждение предполагает, что проблема исследования должна вписываться в утвержденную формулировки темы, быть в «центре» событий, а значит соответствовать параметрам актуальности;
- Формулировка должна кратко и емко описывать проблему, то есть что именно автор намерен изучить и решить, какое противоречие не дает ему покоя и пр.;
- Подчеркивание характера исследования и его направление. В данном случае формулировка проблемы должна отмечать, какие действия исследователь намерен предпринять: изучить – теоретический и описательный характер, исследовать и решить – аналитический и экспериментальный или прикладной характер и пр.;
- Установление границ исследования для выработки наиболее точного решения проблемы. В данном случае автору следует подчеркнуть предмет и объект исследования. Для этого при постановке проблемы достаточно просто упомянуть «на примере…(объект)» и пр.
- Очерчивание гипотезы и авторской позиции. При постановке проблемы становится очевидным отношение исследователя к теме и проблеме, его заинтересованность в ней, уровень подготовки и готовность к действиям. Поэтому при постановке проблемы важно отметить непосредственно противоречие (сомнение, нестыковка, отклонение от норм или изначальных целей), способ разрешения (гипотеза). Все это отражается в научном аппарате НИР.
Таким образом, формулировка проблемы курсовой, дипломной или научной работы будет краткой и емкой, акцентирующей внимание на уязвимом месте, возможностях и намерениях автора, цели и задачах проекта.
![Основные правила формулирования проблемы в тексте НИР](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2022/05/word-image-285.png)
Для грамотной и корректной формулировки проблемы автору сначала следует разобраться в известных для него моментах, определить неточности/недоработки и следствие их воздействия на объект.
Проблема исследования будет носить сугубо частный характер, так как автор будет рассматривать ее с определённой позиции, в конкретных границах и масштабах, на конкретном примере (организация, группа лиц, регион, отрасль и пр.). Чем точнее она будет описана и отражена, тем легче будет протекать ход исследования в дальнейшем.
Поэтому при постановке и формулировании проблемы в НИР, исследователь должен понять (вникнуть) в ситуацию со всех сторон (теория, практика, наука), определить собственные возможности (какими данными он располагает, степень их достаточности и достоверности), а затем предложить траекторию исследования – что и как он будет решать. Ответ на последние вопросы и станет ключом к корректной постановке и формулировке проблемы в работе.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
Самые популярные методы по работе с проблемой исследования среди студентов и исследователей
Каждый автор самостоятельно определяет схемы работы с темой и проблемой НИР, исходя из собственных возможностей, познаний и навыков.
Студенты чаще всего прибегают к простейшим приемам, основанным на анализе данных: сравнение (до и после, текущие показатели и плановые, текущие показатели и нормативы и пр.), сопоставление, динамика и пр.
![Основные действия, совершаемые над проблемой исследования](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2022/05/word-image-286.png)
Авторы, выполняющие более серьезные изыскания (дипломный проект, диссертация, монография, научный доклад, автореферат и пр.), предпочитают базироваться на более точных и глубоких методиках, основанных на таких способах, как математическое и компьютерное моделирование, эксперимент (социологический, психологический, педагогический или иной согласно научной принадлежности исследуемого вопроса), апробация результатов и пр.
Таким образом, исследование проблемы при выполнении студенческих и научных работ сводится к ее постановке и описанию, диагностике и решению с учетом реалий, возможностей автора и инноваций. Для этих целей исполнителям приходится пользоваться целыми комбинациями приемов, показывая их уместность, целесообразность, необходимость и эффективность.
Советы экспертов Дисхелп по работе с проблемой исследования
Проработка проблемы исследования и темы – кастет изыскания, предопределяющий последовательность действий и конечный результат работы. От ее качества зависит эффективность всех намеченных мероприятий и успех автора.
Чтобы студенческий или научно-исследовательский проект получился достойным внимания и пригодным в науке или на практике, достаточно полагаться на простейшие рекомендации:
- Избегайте сложных формулировок и двусмысленности. Проблема должна описываться простом и однозначно, а ее решение — обоснованным и аргументированным, тщательно продуманным;
- Постановка проблемы не должна выходить за пределы намеченной темы и цели НИР. Если цель – изучить и описать, то разрабатывать решение или инновации не входит в обязанность автора. Если же цель состоит в исследовании и определении путей, то без рекомендаций и проектирования мероприятий не обойдется.
- Постановка и формулировка проблемы в НИР производится строго в научном стиле. Притом на данную миссию отводится 1 абзац или несколько предложений, но непосредственное описание и решение растягивается на весь проект (в каждой части будет описано определенное действие: описание, анализ, решение, прогнозирование, рекомендации и пр.).
- Проблема изучается в ее текущем проявлении, а решение должно учитывать опыт предшественников и инновации, новшества и пр.;
- Постановка проблемы производится на основе научных и реальных фактов, подчеркивающих ее актуальность и значимость.
Таким образом, определение и формулировка проблемы тесным образом связана с научной принадлежностью и тематикой НИР, а также возможностями автора. Чтобы облегчить процесс ее постановки и разрешения, важно вникнуть в азы и суть выбранной темы, изучить современные труды и подходы, а затем применить их в НИР.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
очень хорошо подметили, что работать приходится не с темой в общем, а с определенной ее частью. То есть проблемой. Тема позволяет лишь определить рамки и границы исследования, а проблема является ядром работы. Без проблемы любая тема и исследование теряет смысл и превращается в банальный обзор, реферат.