Методы исследования в дипломной работе

Методы исследования должны быть использованы в написании любой научной исследовательской работы, в том числе и в дипломном проекте выпускника вуза. Так как темы научных исследований бывают очень разными, то и методы исследования, соответственно, также будут разниться

В данной статье мы постараемся разобрать, какие существуют разновидности методов научного исследования, на какие группы они в свою очередь делятся, а также чем особенны те или иные методы исследования.

Как правило, под этим термином имеют в виду теоретические и практические приёмы получения знаний. Стоит заметить, что методы исследования обычно делятся на две огромные группы:

  • Общие. Они являются универсальными и применяются в разных областях знаний.
  • Частные. Их область использования более узка, так как они применяются только в определённых случаях.

При написании дипломного проекта обычно подбирается определённая комбинация, что включает в себя методы из этих обеих областей. Но подобные тонкости мы подробно рассмотрим в следующей части нашей статьи.

Общенаучные методы

Данные средства сбора и анализа материала проверены временем, так как практикуются разными учёными уже не одно столетие. Как правило, их используют как в теоретических целях, так и практических. Областью их применения зачастую служат эмпирические данные, литературные источники, разного рода документы, статистики и т. д.

Методы исследования в дипломной работе

В эту группу научных методов входят следующие:

  • Анализ. Данный метод заключается в последовательном описании объекта, после того, как его умозрительно раскладывают на несколько составляющих.
  • Синтез. Это понятие говорит само за себя, так как именно под синтезом подразумевается такое слово как «соединение». В данном случае под синтезом имеют в виду характеристику объекта через описание связей и зависимостей его частей;
  • Сравнение. При сравнении обычно находятся сходства либо различия каких-нибудь предметов, иногда они сопоставляются между собой.
  • Дедукция. В данном случае логическим путём выводится частное положение, что произрастает из определённой общей мысли.
  • Индукция. Она исповедует обратный принцип, переходя от частных вещей к общим.
  • Формализация. Она передаёт основную суть с помощью знаковой модели, состоящей из формул, математических символов, схем и проч.
  • Абстрагирование. В данном случае автор работы намеренно отстраняется от определённых сторон описываемого явления, чтобы более крупно выделить его определённые свойства.
  • Конкретизация. Объект рассматривается в «приближенном» варианте, т. е. в реальных условиях своего существования.
  • Системный анализ. Объект рассматривается как целостная система в совокупности и функционировании всех входящих в неё факторов;
  • Моделирование. Вместо определённого явления используется его аналог, что содержит при этом большинство свойств оригинала.
  • Классификация. В таком случае определённые явления распределяют по разным группам, объединяя их по каким-то сходным признакам.
  • Эксперимент. Это опыт, что нацелен на проверку какого-либо заявления, чтобы, таким образом, подтвердить его или опровергнуть. В других случаях в качестве опыта подразумевают воспроизведение или наблюдение за каким-либо явлением, проводимое в конкретных условиях.
  • Беседа и интервью. Суть данного метода состоит в том, что в обоих случаях находится человек, обладающий знаниями по определённому вопросу, и автор дипломной работы беседует с ним, либо берёт у него интервью, чтобы выяснить нужную информацию. Стоит заметить, что интервью отличается от беседы тем, что первый метод имеет определённую предподготовку. Интервьюер заранее составляет вопросы, которые он задаст своему собеседнику, а также в таком случае студент просто записывает ответы на диктофон, не высказывая своего мнения при этом. Беседа же носит менее формальный характер, позволяя вести себя более расслабленно, чем в первом случае.
  • Опрос и анкетирование. Эти два метода мы также соединили между собой, так как они тоже имеют много общего. В обоих случаях делается одна и та же вещь: предварительно подготавливаются вопросы. Но если опрос может быть, как письменным, так и устным, то анкетирование проводится только в первом варианте.

На самом деле в дипломной работе могут присутствовать любой из перечисленных выше методов, но самыми частотными являются только два: анализ и синтез, так как они встречаются в каждом научном исследовании.

Частные научные методы

 

Это особые методики, что применяются наравне с общими. Обычно они используются в определённых областях, где требуется применение узконаправленных методов изучения определённых явлений. Они могут быть как гуманитарными, так и социально-научными.

В любом случае методики исследования, использованные в тексте, должны соответствовать прописанным в введении целям и задачам, чтобы автор дипломной работы мог получить исчерпывающие сведения об изучаемом явлении. В противном случае студенту не удастся составить объективную картину данных.

Чтобы ничего подобного не случилось, стоит тщательно подбирать нужные для исследования методики. Также в тексте обязательно должна быть прописана информация о том, почему был выбран именно этот методологический подход и чем он лучше остальных в данном случае.

В заключение хотелось бы сказать, что при написании дипломного проекта возникает много различных трудностей и нюансов. Адекватно подобранные методы работы помогут автору диплома подойти более эффективно к анализу и сбору информации, а также сэкономить время, посветив его отдыху.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!