
Согласитесь, что не всегда первичное знакомство с научной статьей заканчивается ее полным пониманием. Порой на ее усвоение требуется много времени, а время – всегда дефицитный ресурс у студента. Поэтому многие универсанты со временем, на основе метода проб и ошибок, вырабатывают собственную тактику «скоростного чтения» научных трудов. Сегодня мы опишем одну из таких техник — SQ3R.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и суть метода SQ3R
Метод SQ3R представляет собой научно выработанный, продуманный способ по изучению и быстрому запоминанию материала. В центре этого подхода лежат такие составляющие, как чтение, анализ, запоминание. То есть она помогает быстро получить представления по исследуемому материалу, понять, о чем он и запомнить ключевые моменты.
Суть SQ3R заключается в том, чтобы перейти от пассивного чтения к активному.
Данный метод по работе с источниками информации появился в первой половине ХХ века. Его создателем считается педагог из Америки по имени Фрэнсис Робинсон. Он предложил конструктивно подходить к чтению материалов конструктивно, провоцируя развитие когнитивных процессов и способностей.
Данная тактика по работе с информационными ресурсами имеет как достоинства, так и недостатки.
|
Положительные характеристики |
Отрицательные характеристики |
| Повышение скорости знакомства с материалом и выделения сути, ключевых моментов | Важна глубокая вычитка текста и умение быстро ориентироваться в информации |
| Лучшее запоминание базовой информации или ключевых параметров | Важен широкий кругозор и базовое владение темой |
| Развитие критического мышления, аналитических способностей, навыков быстрого фактчекинга | Есть риск упущения деталей или наоборот перегрузки деталями по теме |
| Совершенствование навыков письменной и устной речи | Важна практика. Новичкам сложно быстро отработать данный метод |
| Повышение концентрации внимания, самоорганизации | Применимо не ко всем текстам |
Достоинства рассматриваемой методики подчеркивают ее посильность, скорость усвоения и применения, развитие когнитивных способностей и навыков по чтению, анализу, сортировке материалов, их запоминанию и качественному усвоению.
Но одновременно с этим прослеживается ряд недостатков, которые ставят под угрозу использование методики. В частности, при работе с малыми текстами она может вызвать излишнюю детализацию фрагментов или сложности с поиском существенных фактов. При работе с объёмными трудами сложно сориентироваться в информационном многообразии, с первого взгляда определить первостепенное от вспомогательного и пр. Поэтому без практики успешно и легко пользоваться приемом не удастся.
Таким образом, метод SQ3R – это траектория по быстрому и глубинному изучению рукописей, помогающая быстро уловить суть и выделить опорные, ключевые параметры. Эта тактика имеет как плюсы, так и минусы. Поэтому перед применением следует все взвесить и понять, будет ли она полезна и чем.
Правила техники SQ3R
Реализация метода SQ3R требует соблюдения определенных правил и условий, которые гарантируют получение достойного результата: материал будет изучен в короткий период времени и хорошо усвоен, качественно запомнен.

Во-первых, пользователь должен целенаправленно применять выбранную тактику. Он должен понимать, чем она ему будет полезна: для повышения скорости изучения рукописи или для ее наилучшего запоминания. В зависимости от намеченной цели, формат и состав инструментария, акценты на некоторых действиях могут смещаться.
Например, для быстрого знакомства важна скорость чтения и умение быстро определять опорные точки и акценты, отделять первичное от вторичного, полезное от бесполезного и др. То есть сам по себе процесс применения SQ3R будет ограниченным: как в информационном плане (конкретный труд, тема), так и физическом.
Во-вторых, студенту предстоит сосредоточиться на научной статье и теме. То есть он должен абстрагироваться от всех внешних факторов и просто тотально погрузиться в текст с первой вычитки. Концентрация внимания также поможет оперативно определить с первых строк, о чем говорится в рукописи, какие моменты являются наиболее яркими и существенными, какие результаты и выводы были получены, чем они аргументированы.
Сосредоточенность помогает с первой вычитки определить основную идею и ключевые параметры статьи, отсеяв малозначимые и малоинформативные моменты.
В-третьих, при работе над рукописью, темой потребуется определенная последовательность действий, логика. То есть ход изучения текста будет поэтапным: начиная от беглого обзора и заканчивая детализацией обобщением и пр. Все зависит от изначально поставленной цели использования SQ3R. Для общего ознакомления достаточно просто внимательно прочитать материал и понять, о чем он. Для сбора доказательной базы на основе научной статьи, придется выделять предположения и факты, мнения и выводы и пр.
В-четвертых, критический подход и анализ данных. Данный принцип предполагает не просто быстрое знакомство с материалом, а именно его быструю обработку. Для этого потребуются определённые навыки работы с первоисточниками, научной литературой, понимание ее особенностей, структуры, тематической терминологии и пр. Критический подход призван помочь в оценке информации, а анализ – в его понимании, восприятии, запоминании.
В-пятых, пользователю потребуется принцип избирательности. Именно он позволяет быстро разобраться в ситуации и заострить внимание на значимых параметрах: идея, результаты, выводы, аргументы. По мере прочтения важно отобрать наиболее существенные фрагменты, выделить опорные и ключевые слова, понятия, фамилии и пр. То есть SQ3R потребует умелого сжатия научной статьи или иной рукописи до «информационного минимума».
В-шестых, студенту придется полагаться на принцип осмысления. Без него понять, запомнить и применять изученный материал в дальнейшем не получится. Очень важно пропустить текст через себя, подсознательно закрепить суть и т.д.
Таким образом, методика SQ3R основан не просто на вычитке текста, но и требует планомерности, выполнения определенных правил. Их соблюдение гарантирует получение достойного результата: быстрой информационной ориентации и разборчивости, запоминания.
Модели (виды, типы) метода SQ3R
Техника SQRRR имеет несколько вариаций, каждая из которых ориентирована на работу в том или ином темпе, с акцентом на отдельные параметры и аспекты и пр.

В зависимости от глубины погружения в материал можно выделить:
- Базовый метод, он опирается на умеренное чтение материала с вычленением из него основы исследования: проблема, результат. В данном случае важно уловить суть и особенности описываемых явлений. Для наиболее полного понимания следует поставить перед собой два вопроса, на которые прочтение статьи должно предоставить ответ. В итоге студент сможет описать основную мысль и выводы в 2-3 предложениях.
- Углубленный метод. Он предполагает уточнение отдельных параметров, деталей. Например, универсант может уточнить тенденции, факты, которые кажутся ему существенными в исследовании, подчеркивают те или иные особенности, помогают обосновать мысль и пр. При таком подходе необходима неоднократная вычитка текста и разборчивость в теме.
- Экспертный метод. Данный подход требует тотальное изучение не только содержания, но и структуры материала, анализ первоисточников и пр. При таком раскладе этапов работы над статьей будет больше. А результаты обработки – более развернутые.
В зависимости от формы подачи результатов применения SQ3R можно выделить следующую классификацию:
- Письменный подход. Он предполагает письменное отражение от переработки научной статьи. Студент кратко опишет основные моменты исследования. Допустимы как подробное описание, так и отражение заметок, отдельных параметров и пр.
- Устный подход. Он предполагает проработку материала сугубо визуально и мысленно, без лишней письменности. При таком раскладе индивид оперирует «памятными закладками», подсознанием, знаниями, вниманием. Все этапы, результаты оговариваются устно. Больше подходит для легких тем и небольших текстов.
- Цифровой способ. Он предполагает использование при обработке данных дополнительного инструментария для фиксации результатов, пометок. Также не исключается привлечение сервисов на основе ИИ для обработки большого объема данных и выделения основных аспектов по теме. Такой подход уместен при работе с электронными материалами. Притом слепо верить ИИ не стоит. Ознакомиться с рукописью лично все-таки стоит.
В зависимости от скорости изучения материалов можно выделить:
- Скоростной метод. Он основан на беглом или поверхностном чтении, предварительной подготовке или владении темой на минимальном уровне. С его помощью можно понять, о чем статья. Но собрать детали и разобраться в тонкостях – вряд ли удастся. Более того, он применим преимущественно к небольшим по объему рукописям. В среднем при таком раскладе индивид тратит на изучение статьи до 3 минут.
- Стандартный метод. Он считается универсальны инструментом при обработке научной литературы. Здесь пользователи внимательно знакомятся с рукописью, отмечают для себя существенные моменты и факты, не исключает неоднократного повторения. На освоение небольшой статьи уходит до 7-10 минут.
Указанные виды – не единственные в своем роде. Но каждый из них применим в определенных случаях, с учетом массы факторов.
Порядок применения метода SQ3R
Аббревиатура SQ3R имеет четкую расшифровку, которая подчеркивает основные этапы работы над текстом научной статьи (и любой другой литературы). У каждой буквы – своя роль и обозначение.

Первый этап. S – Survey, что в переводе с английского означает обзор. Данный шаг носит избирательный характер. Он предполагает беглое или поверхностное изучение материала с целью получить общие представления по статье: о чем она, какие действия предпринимал автор, какие результаты получил, что предлагает и пр. Здесь же опытные универсанты порой отмечают особенности структуры и содержания по тексту.
Здесь пользователь работает преимущественно с заголовками, обращает внимание на иллюстрации, таблицы и выводы, знакомится с аннотацией не обязательно полностью читать статью. Главное понять – о чем она и подходит ли материал для дальнейшего применения, стоит ли его досконально изучать.
Второй этап. Q – Questions, переводится, как вопросы. Здесь наступает «период критического мышления и анализа данных». Он предполагает не просто выделение деталей или основных моментов из рукописи, но и упрощение ее восприятия. То есть пользователь должен преобразовать материал так, чтобы он был ему понятен и легко воспринимаем. Здесь же следует обозначить основные вопросы, на которые он намерен получить ответы после вычитки.
Особенность рассматриваемой стадии состоит в том, что индивид мотивирует себя к изучению рукописи, ставит определенные цели, границы, вопросы.
Третий этап. R – Read, чтение. Здесь важно провести глубокую вычитку текста с учетом намеченных вопросов и целей анализа. Главное – выделить основные моменты, параметры исследования и найти ответ на поставленные в рамках предшествующего этапа вопросы.
Пользователю предстоит внимательно и тщательно изучить материал. Разрешается делать для себя пометки, выписывать термины, ключевые слова, понятия, фамилии и пр. Также не воспрещено выделять основной текст в рукописи, фиксировать свои мысли, мнение, впечатление и т.д.
Именно на этой стадии происходит переход от пассивного к активному чтению, восполнение пробелов, углубление в тему.
Четвертый этап. R – Recite, означает пересказ. На этой стадии студент закрепляет и усваивает основные положения и суть, изученные параметры научной статьи (или иного труда). Здесь универсанту важно своими словами пересказать прочитанное.
Базисными действия выступают:
- Пересказ делают, не глядя в первоисточник. Рассказывают то, что запомнили после 2 прочтений (первичного беглого и вторичного углубленного чтения);
- Отражение пометок по пересказу: термины, идея, факты, опорные слова и пр.
- Предоставление ответа на изначально поставленные вопросы.
Пересказ помогает понять, насколько хорошо универсант изучил и усвоил материал. Какие трудности при его описании или изложении испытывает, какие моменты ему даются тяжелее. Какие пробелы присутствуют и пр.
Пятый этап. R – Review, повторение. Данная стадия помогает закрепить изученное, оперативно восполнить пробелы, лучше запомнить материал. Здесь же особая роль отводится переосмыслению информации и упрощению в ее подаче.
Повторение предполагает по необходимости повторное прочтение исходника или повторный пересказ сути, основных положений с учетом сделанных для себя пометок.
Таким образом, техника SQ3R – процедура поэтапная и последовательная. С каждым шагом пользователь тщательнее исследует и перерабатывает исходник, внимая его суть, основные или наиболее важные, полезные моменты.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

Рекомендации по применению метода SQ3R
Учтите, что метод SQRRR – не панацея. Она может быть полезна не всегда и не везде. Не каждому пользователю подходит такой способ изучения темы. Освоить ее с первого раза – задача довольно сложная. Здесь важна практика и умение работать с первоисточниками. Данная тактика ориентирована на развитие навыков по изучению, пониманию и запоминанию информации.
Опытные пользователи рекомендуют чередовать каждый последующий этап с пересказом. То есть после первичной вычитки – перескажите, что запомнили и в чем разобрались. Далее ставим вопросы и снова пересказываем материал уже с учетом намеченных границ и потребностей. Перечитываем (сосредоточенно, глубоко) статью и снова пересказываем. Такая техника более кропотливая. Он именно она помогает лучше запомнить и усвоить материал, разобраться в нем.
Делайте пометки для себя. Упрощайте исходник под собственные возможности, уровень восприятия, умение пересказывать. Сложные термины можно заменить на альтернативные простые категории.
Не пренебрегайте повторением материала. Память человека так устроена, что редкое использование заложенной информации со временем просто ее утилизирует. Удаляет. Поэтому очень важно оперативное или интервальное повторение: и освежите материал, и восполните пробелы по мере надобности.
Беглые и базовые техники подходят для быстрого изучения материала получения общих представлений по теме. При глубокой проработке статьи лучше всего полагаться на углубленный или экспертный метод, стандартный подход.
Таким образом, SQ3R не просто ускоряет информационный обмен, но и совершенствует познавательный процесс: пользователь получает максимум пользы за минимальный период времени, прилагая при этом оптимальный объем усилий.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!





