Подготовка любого студенческого проекта (притом независимо от его характера и глубины погружения в тему) требует не просто написать текст в научном стиле в рамках выбранной темы, но и выделить суть исследования с акцентом на изучаемую проблему, гипотезу и авторскую позицию, новизну и значимость. Но не каждый автор знает и умеет правильно выделять основную мысль. Как это сделать? Как грамотно преподнести ведущую идею? Давайте поговорим об этом и проясним все нюансы.
СОДЕРЖАНИЕ
Что такое основная мысль текста? (понятие, признаки и функции)
В курсовой, дипломной и научной работе важно не просто раскрыть тему, но и показать основную мысль исследования. Притом многие студенты полагают, что указанные категории являются синонимами. Но на самом деле это не так.
Перед тем как приступить к подготовке академического или научного проекта, автору предстоит выбрать тему. Под темой понимают основное направление для изучения (в студенческой и исследовательской среде она чаще всего носит проблемно-ориентированный характер), подчеркивающее принадлежность к конкретной научной или предметной плоскости. То есть тема проекта подчеркивает, чему он посвящен в целом. Согласитесь, что одна и та же проблема может восприниматься людьми по-разному, а значит и раскрываться будет в индивидуальном (более субъективном) порядке. То есть для определения тематики достаточно ответить на простой вопрос: «О чем текст?».
Основная мысль – это более узкое направление для изучения в рамках избранной темы. В ней выражается идея автора, которую он продвигает и проверяет с целью решения заявленной проблематики, с учетом тематических, формальных и иных границ исследования. Она выражается с помощью вопроса: «Что хотел донести автор или что предлагает автор для решения проблемы?».
Тема |
Основная мысль |
Общее направление для изучения и исследования (широкое значение) | Более узкое, частное направление, углубляющее в определенную область, проблему, вопрос с акцентом на авторское мнение, позицию (узкая ориентация) |
Подлежит выбору и утверждению, раскрытию | Подлежит выражению и проверке, обоснованию |
Отмечается в заглавии, выводах | Выражается в гипотезе, авторской позиции, доказательной базе и выводах |
Может быть одинаковой в разных проектах | Разнится в идентичных исследованиях и работах, носит частный (иногда субъективный) характер |
Основывается на предметной области | Основывается на проблеме и гипотезе |
Подлежит описанию, раскрытию и обоснованию в основной части документа |
Обратите внимание, тема может быть одинаковой, но суть текста может разниться в зависимости от авторской позиции, доказательной базы, ракурса и пр. То есть ключевая мысль делает материал более точным, конкретным, ориентированным на избранную цель.
В рамках студенческих работ тема в ее непосредственном виде отражается в заглавии работы, а главная мысль выражается в виде исследовательского вопроса и гипотезы. Притом тема подчеркивает основное направление для изучения (в какой плоскости работать), а главная идея (иногда ее называют авторским тезисом) – сужает область исследования, делая его более оригинальным.
Обратите внимание, что ни одна курсовая, дипломная или иная работа студента не может быть выполнена без четкого обозначения темы и идеи. Указанные параметры являются основополагающими. Именно на них строится концепция исследования и формируется научный аппарат.
Главная мысль имеет свои специфические черты:
- Выражает субъективное или частное мнение автора по отношению к исследовательскому вопросу;
- Выступает в качестве предположения или утверждения, которое подвергается тщательной проверке, обоснованию или опровержению;
- Вписывается в общий контекст, логику повествования и укладывается в тематические рамки;
- Уточняет или задает границы исследования;
- Приводит к конкретному выводу и результату;
- Подлежит описанию и обоснованию.
То есть главная идея любого произведения выполняет ориентационную функцию, которая состоит в построении четкой, слаженной траектории и определении масштабов, границ изучения тематики, выделении противоречия и пр.
Во-вторых, она конкретизирует и индивидуализирует исследование, подчеркивая основные мотивы и вопросы для освещения. В одном произведении будет только одна ключевая мысль!
В-третьих, данная парадигма при подготовке студенческих и научных работ подчеркивает уровень самостоятельной проработки избранного направления и противоречия, то есть выделяет частное мнение, предположение. Притом этот аспект является обязательным при написании курсовой или дипломной работы, диссертации и пр.
То есть выбор и утверждение темы – это лишь первый обязательный шаг в проектной деятельности. После этого важно четко обозначить суть исследования и описать ее в основной части проекта, продемонстрировав знание, понимание и умение развивать тематику, решать соответствующие вопросы и проблемы, отстаивать собственное мнение и предложения.
Таким образом, написать текст для презентации, подготовить академический или научный проект без темы и основной мысли невозможно.
Притом указанные параметры являются взаимодополняемыми элементами: тематика отмечает «рабочий горизонт», а центральная идея – отмечает конкретный сегмент для исследования и оценки. Притом тема немыслима без идеи, а сформировать идею без темы – не получится. Главное – грамотно их выбрать и сформулировать, чтобы в дальнейшем раскрыть и обосновать.
Как определить основную мысль текста: что для этого нужно? (вид и формат текста, тема, информационная подготовка и пр.)
О том, как правильно и грамотно выбирать тему проекта, мы писали в нашем блоге ранее. Теперь пришло отметить, что нужно знать и иметь под рукой автору, чтобы выполнить не менее важную миссию по постановке исследовательского вопроса и разработке гипотезы.
Итак, вы получили задание: определите и напишите основную мысль текста. Как же его выполнить? Для начала нужно подготовиться и иметь «за пазухой» несколько важных «козырей».
Чтобы четко сформулировать суть произведения, нужно как минимум «быть в теме». То есть иметь определенные представления об основных аспектах:
- какие вопросы изучают в данной плоскости,
- какие методы используют,
- какие правила действуют,
- какие стандартные решения существуют и пр.
Поэтому для того, чтобы понять, какую идею можно выдвинуть, сначала нужно выбрать интересное для себя направление (тему) и ознакомиться с источниками информации по ней, провести анализ предметной области. То есть автору предстоит ориентироваться на тематику.
Обратите внимание, что написать текст в научном стиле и выделить в нем суть, значит грамотно обозначить проблему исследования и выдвинуть соответствующую гипотезу-решение. Поэтому важно понимать, какие исследовательские вопросы изучались ранее, какие меры предпринимались предшественниками. На основе анализа предметной области можно выдвинуть оптимальную траекторию и наметить новый план по решению противоречия.
Также следует учесть специфику вида и формата документа. Написать текст для диплома и написать текст для презентации – два кардинально отличных процесса. Притом в любом случае важно наметить ключевую идею и суть, но преподноситься она будет в разных формах. В масштабных документах эта парадигма предстает в трехмерном свете: постановка, пояснение и обоснование, обобщение. В презентации, статье, докладе же ее освещение происходит преимущественно на базе констатации и обобщения.
Правила ее констатации и выражения в целом едины: краткость, емкость, информативность, однозначность. Но в презентации она лишь выражается в виде проблемы, гипотезы и в выводах, а в проекте – полноценно описывается и раскрывается, обосновывается и в конце обобщается. То есть проявляется в каждом разделе и части документа. Здесь также важна логика исследования. В данном случае важно понимать, какая формулировка и последовательность по выражению и аргументации допустима, какие способы интерпретации уместны.
При выделении основной идеи важно ориентироваться на объемы проекта, его масштабы. В научной статье – описание сути будет предельно кратким, лаконичным и результативным, в курсовой работе — более последовательным, общим, а в дипломном или научном проекте – развернутым и аргументированным. В этом случае нужно уметь контролировать не только объем работы, но и особенности повествования, логику исследования, стилистические черты и пр.
Таким образом, для выполнения задачи «определите и напишите основную мысль текста». Важно понимать, о чем и каков основной исследовательский вопрос (какую проблему автор исследует и что предлагает). Для этого нужно изучить информационную базу, разобраться в тематических тонкостях, тщательно переработать материал и сделать соответствующие выводы.
Порядок определения основной мысли текста (этапы)
Чтобы грамотно выполнить любой проект, написать текст для презентации или научного доклада, важно подчеркнуть не просто тему, но и суть произведения. Для этого можно воспользоваться классической траекторией в зависимости о ситуации.
Если студент или аспирант намерен подготовить курсовой, дипломный или научный проект, означает не просто написать текст в научном стиле. Важно четко выделить ключевую идею. В этом случае последовательность действий будет следующей:
- выбор и утверждение темы;
- исследование темы: сбор и изучение первоисточников с целью определения основных проблем, вопросов, подходов и решений;
- выбор объекта исследования;
- определение цели, задач и проблемы;
- выдвижение гипотезы.
В данном случае определение сути проходит через разработку научного аппарата, но строго после того. Как исследователь ознакомится с предметной областью, текущим положением дел, определит посильные для него инструменты и границы.
Схема постановки сути при изучении сторонних источников |
Схема постановки идеи при самостоятельном выполнении проекта |
Тематическое ориентирование: изучение первоисточника, вычитка | Тематическое ориентирование: выбор и утверждение |
Анализ материалов | Исследование: сбор и обработка материалов по теме |
Выделение существующих подходов и выдвижение авторской идеи-предложения | Выбор объекта исследования и учет его особенностей, разработка научного аппарата |
Подведение выводов и обобщение с акцентом на суть текста | Выдвижение гипотезы с акцентом на проблему, авторскую позицию |
Если же пользователю нужно изучить материал, а затем выполнить задание «определите и напишите основную мысль текста», то в этом случае целесообразно следовать следующему плану действий:
- прочитать соответствующий материал и понять о чем он (то есть выделить тему и определить, о чем она: какие моменты и аспекты затрагивает;
- выделить ключевые слова, обстоятельства, факты и выводы автора. То есть важно ответить на вопрос: «что хотел сказать автор?»;
- обозначить основные идеи и предложения автора, специфические черты материала (стиль, формат и пр.). На этой стадии достаточно констатировать, что предпринимает автор, какой вопрос поднимает и как его решает?
- Подвести общий вывод: какие результаты достигнуты (что случилось и к чему это привело), выделить причинно-следственные связи и отметить эффективность, правоту идеи.
Обратите внимание, что для постановки сути важно иметь определенные представления по теме, уметь перерабатывать первоисточники, рассуждать.
Как выразить основную мысль текста в студенческих и научных работах? (приемы, способы)
Определите и напишите основную мысль текста – это два связанных, но разных действия. Первое нацелено на разработку идеи, предложения, решения, а второе – на его рассмотрение и описание, изложение в рамках определенного формата.
Выразить суть проекта или произведения – значит описать и показать, что предлагал автор, о чем говорил и к каким выводам пришел.
Как же отметить ключевую идею? Для этого нужно сделать следующее:
- Прочитайте заголовок и постарайтесь понять, о чем будет текст. Как правило, автор закладывает проблематику или ключевое слово (момент) в нем;
- Внимательно изучите первоисточник и отметьте базовые моменты и результаты, выводы;
- Проанализируйте отношение автора к проблеме, какие меры он предпринимает (предлагает) и каких результатов достигает (какие итоги получает);
- Определите причины и следствия, факторы воздействия на противоречие или спорный момент, ситуацию/обстоятельства и пр.;
- Опишите ход действий и результаты.
Чтобы отметить суть, нужно придерживаться таких принципов, как однозначность. Важно понять, о чем текст и отметить это с помощью однозначной формулировки: понятной, емкой, четкой. Также важно правило конкретики, которое предполагает акцент на проблеме и предложении (гипотезе) автора, его позиции. Третьим каноном описания основной мысли является аргументация. Важно показать, как автор показывает и доказывает состоятельность и эффективность предпринимаемых мер, следствия их реализации. Четвертое правило выражения сути – акцент на результатах. То есть идея произведения всегда носит «завершенный характер» и приводит к конкретному итогу.
При отражении центральной идеи важно учитывать формальные правила подготовки документа: стилистика, структура, оформление, лингвистические правила. Притом описание всех исследовательских аспектов должно учитывать правила оригинальности. Важно умело излагать соответствующие параметры, обосновывать их легальными методами, правильно оформляя цитаты и заимствования.
Таким образом, чтобы выразить основную мысль в составе курсовой, дипломной или научной работы, важно понимать: о чем будет идти речь и какие меры выдвигает исследователь, как отстаивает свое мнение и позицию. Притом выражение сути может быть как в 1-2 предложениях (например, в выводах), так и более развернутым, поэтапным ( в составе основной части проекта). Главное преподносить все аспекты грамотно, корректно, обоснованно и однозначно, с учетом всех формальных и логических параметров.
Особенности определения и выражения основной мысли текста в основной работе и вспомогательных документах
При подготовке студенческих проектов важно не просто написать текст в научном стиле, но и грамотно подойти к формированию вспомогательной документации. Притом способы выражения ключевой мысли в них будут разниться.
В составе академических трудов постановка идеи будет производиться в текстовой форме, то есть, полагаясь на приемы описания и повествования, сравнения, обоснования. Чтобы написать текст для презентации, нужно грамотно переработать материал в визуально наглядный тип. Непосредственное выражение основного исследовательского вопроса и авторской позиции будет в виде текста, буквально в 1-2 предложении. А раскрытие замысла, его описание – с помощью таблиц, рисунков, схем и пр.
Центральная миссия и идея будет прослеживаться также и в таких сопутствующих материалах, как научный доклад или защитная речь. Здесь автор отметит цель исследования и выдвинет конкретную гипотезу, а затем емко обоснует ее, отметив основные мероприятия и результаты. Притом при подготовке докладов, рефератов уместен комбинированный подход: сочетание текста и графических, табличных данных.
В любом случае, важно, чтобы суть текста была понятной и очевидной для пользователя!
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Рекомендации по диагностике и описанию основной мысли текста
Итак, ни один текст не обходится без постановки основного исследовательского вопроса и определения ключевой идеи. Чтобы разобраться в материале, целесообразно учитывать следующие советы.
Во-первых, будьте предельно внимательны при прочтении рукописей и первоисточников. Тщательно подбирайте источники информации с акцентом на тему и предметную область. Не стоит собирать все подряд. Постарайтесь отобрать достоверные, надежные и актуальные сведения в рамках предметной области.
Во-вторых, тщательно разбирайтесь во всех трудах и текстах. Обязательно выделяйте основные положения, результаты, выводы. Перерабатывайте каждый первоисточник отдельно, чтобы не перепутать, какой автор о чем говорил, какие аргументы приводил и что предлагал. Делайте заметки.
В-третьих, при выдвижении своей идеи в рамках выполняемой академической или научной работы, нужно делать это емко, однозначно. Чаще всего ключевая мысль проявляется в гипотезе с акцентом на проблематику, а также в выводах по проекту (промежуточные и итоговые). Обязательно подтверждайте умозаключения фактами: научными, экспериментальными. Идея проекта должна быть обоснованной и проверенной, приводить к конкретному результату!
В-четвертых, если в тексте встречаются непонятные фрагменты, термины, то важно разобраться в них. Это необходимо не только, если они отмечены при постановке научного аппарата, но и в целом при вычитке любой рукописи. Такой ход поможет понять, о чем говорится, на чем строится гипотеза, какие действия предпринимает автор.
В-пятых, следите за логикой повествования, чтобы понять связи, причины и следствия, почему автор придерживается избранного ракурса и тактики.
Не путайте тему и основную мысль. Эти категории имеют немало сходств, но позволяют решить обозначенную проблему оригинальным или новым способом, с учетом мнения конкретного исследователя. Именно центральная идея делает материал оригинальным, ценным, новым, а тему – актуальной.
При отражении основной мысли в собственном проекте, важно делать это грамотно, корректно и понятно. Эти принципы помогут написать текст в научном стиле без лишних сложностей и ошибок.
Не стоит бояться заданий «определите и напишите основную мысль текста». Если подойти к нему с головой, ответственно, планомерно, то выполнить его не составит труда!
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
сначала нужно проработать ее на уровне самосознания, понять, а потом описать. Достаточно просто пересказать и потом учесть номы научного стиля.