Современные студенты в 75% случаев при выполнении курсовых и дипломных работ, написании рефератов и докладов пользуются новейшим инструментарием – искусственным интеллектом. AI-инструменты в значительной степени облегчают ход выполнения исследования, но не всегда положительно воспринимается педагогами, экзаменаторами. Как же найти «золотую середину» и не опасаться за качество материала, академическую честность? Давайте разбираться вместе.
Когда можно и нужно использовать AI-инструменты в студенческой работе?
В современной практике считается, что каждый студент должен единолично и самостоятельно выполнять курсовые работы, писать диплом. Проводить исследование и описывать его согласно установленным в вузе требованиям (в форме отчета, научного доклада или ВАК-статьи и пр.). Но такие правила не означают, что автор проекта не может пользоваться дополнительными инструментами, которые упростят или ускорят ход исследовательской деятельности и повысят качество результатов, их интерпретации.
Каждый универсант имеет право на консультационную поддержку со стороны научного руководителя или стороннего квалифицированного по теме НИР специалиста. Более того, он может использоваться различные сервисы и приложения в исследовательских целях. Главное – умело и грамотно ими пользоваться. Одним из таких подходов является задействование искусственного интеллекта и AI-инструментов.

Вопрос о допустимости и необходимости применения таких сервисов – весьма спорный. С одной стороны, на законодательном уровне нет официальных действующих запретов на использование AI-инструментов при подготовке курсовых и дипломных работ, НИР, прочих учебных и исследовательских материалов. То есть формально, решение об использовании искусственного интеллекта принимает автор самостоятельно.
С другой стороны, Вузы с опаской относятся к материалам, выполненным с использованием ИИ. Ведь в этом случае студент поверяет поиск и обработку данных искусственному интеллекту, сокращая тем самым объем самостоятельно выполненных работ. То есть происходит нарушение требований о единоличном и саморучном выполнении исследований, написании текста.
Поэтому можно смело сказать, что использование AI-инструментов в студенческих работах допустимо в умеренном объёме и при тотальном контроле со стороны автора, научного руководителя и пр. То есть полагаться на такие методы можно на любом этапе проведения исследования. Необходимость в их использовании определяет автор самостоятельно.
В каких случаях можно безопасно и легально использовать AI-инструменты при выполнении курсовых и дипломных проектов, докладов и рефератов, статей и пр.?
- Тематическое ориентирование и планирование хода исследования.
Самый первый шаг при подготовке бакалаврской работы, магистерского материала или иного труда – понять, о чем писать. Для этого нужно выбрать тему, которая будет укладываться в рамках постигаемой образовательной программы, рабочей программы по соответствующему предмету (предметной области), учитывать интересы студента и его возможности по работе над конкретной проблемой.
Здесь есть два варианта: либо самостоятельно сформулировать тему документа, а затем согласовать ее и утвердить у научного руководителя и на профильной кафедре. В данном случае искусственный интеллект подскажет наиболее актуальные и интересные направления для изучения, а также на основе описания интересов или потребностей пользователя сформулирует примерные заголовки документа.

Второй вариант – это анализ готовых тем и выбор наиболее подходящей для студента с помощью AI-инструментов. В этом случае можно отобрать интересующие универсанта готовые темы и попросить искусственный интеллект описать их: о чем в них говорится, какие проблемы можно затронуть и пр. Далее на основе такого мониторинга вузовец принимает решение о закреплении за собой определенной тематики из действующего списка.
То есть в рамках тематического ориентирования сервисы на базе ИИ выполняют консультационную и координирующую, общую информационную функцию. Все вполне легально. Ведь окончательное решение остается за учащимся.
Планирование с помощью AI помогает авторам наметить концепцию научного исследования, создать логику по раскрытию темы и наметить основные этапы или мероприятия. ИИ может предложить массу различных планов или выделить основные действия, описать аналогичные исследования, чтобы помочь универсанту в формировании собственной траектории.
При умелом запросе, рассматриваемый инструмент может стать подспорьем для вузовца. Такой цифровой девайс может за несколько минут сгенерировать десятки планов исследований, а студенту останется лишь отобрать наиболее подходящий под его взгляды и потребности вариант или откорректировать один из них «под себя».
- Поиск информации.
В исследовательской деятельности студиозов больше всего времени занимает подбор литературы, на основе которой будет происходить описание и обоснование темы. Как правило, на поиск первоисточников уход т более трети времени, требуемого на подготовку к защите.
Сегодня упростить ход сбора информации можно с помощью AI-инструментов. С их помощью можно наметить список литературы, которая соприкасается с избранным направлением и проблематикой или выделить наиболее авторитетных, тематически ориентированных и подкованных авторов.
В данном случае ИИ-сервисы за считанные минуты подберут соответствующие фамилии или конкретные рукописи, предоставят краткую характеристику первоисточников (о чем они) с библиографической характеристикой для поиска полнотекстового варианта.
Обратите внимание, что AI-инструменты лишь ускоряют информационный обмен и не обязывают универсанта полагаться на проработанный ИИ список. Но они в значительной степени облегчают ход подбора материалов.
- Анализ большого объема данных.
Согласитесь, что на обработку первоисточников (особенно, если речь идет о написании диплома или диссертации) потребуется немало времени и сил. Данный вид деятельности предполагает не просто вычитку и перераспределение материалов согласно плану НИР. Пользователю предстоит организовать и провести фактчекинг, оценить роль и функционал информации в составе проекта, оценить возможности задействования рукописи и пр.

Задействование AI-инструментов облегчит ход обработки первоисточников. Искусственный интеллект быстро отсортирует материалы на полезные и бесполезные, отсеит ненужные фрагменты и оперативно упорядочит основные труды согласно намеченной логике.
Более того, с помощью такого инструмента легче вписать новый факт или тот или иной ресурс в контекст, определив его роль и значимость, подчеркнуть особенности текущего положения дел и т.д. Данный сервис быстро адаптирует материал под цели и потребности пользователя, поможет подобрать для него наиболее подходящее и полезное место.
Анализ данных с помощью искусственного интеллекта поможет отсортировать собранные рукописи и отобрать наиболее полезную, ценную для исследования базу, определить роль и место каждого первоисточника с учетом намеченного плана НИР. С помощью AI-инструментов студент сможет быстро выделить тенденции, подобрать факты для обоснования результатов и выводов, грамотно сегментировать и визуализировать данные.
- Перевод текста.
Порой при написании курсовой или дипломной работы, универсанту приходится задействовать зарубежную литературу. При ее изучении и определении места в составе собственного документа, важно понять: о чем в ней говорится, какие результаты и факты приводятся и пр. Для этого важно грамотно ее перевести.
Если официальный перевод не удается раздобыть быстро, то можно обратиться за помощью к искусственному интеллекту. Сервисы на его основе – самые настоящие полиглоты. Они владеют основными иностранными языками не хуже профессиональных переводчиков. За считанные секунды они с легкостью переводят десятки страниц иноязычного текста любой тематики и уровня сложности.
Использование AI-инструментов для перевода иностранных материалов – решение временное. Как правило, для цитирования и включения в состав студенческой работы иноязычного фрагмента, требуется его официальный или квалифицированный перевод. Поэтому лучше всего с помощью такого «машинного перекраивания» уточнять суть и значение рукописи, а е непосредственное применение производить на базе проверенного перевода.
Искусственный интеллект при подборе иноязычной литературы по теме проводимого универсантом исследования поможет быстро сориентироваться в информационном поле, отметить особенности и успехи зарубежных исследователей, расширить границы НИР и всесторонне описать ситуацию.
- Преобразование данных.
Когда основная информационная и доказательная база находится у студента под рукой, он имеет четкие результаты, то ему останется немного – грамотно систематизировать материал в целостный документ с учетом логических, формальных и иных требований. В этом деле важно не просто уметь оперировать располагаемыми сведениями, но и эффектно, корректно их преподносить. Для этого придется переработать текст, преобразовать его в соответствующий формат и вид.

Не всегда студентам легко работать с табличными, графическими и иными способами визуализации. С помощью AI-инструментов они могут быстро подобрать тип интерпретации, структурировать тот или иной фрагмент, подчеркнуть результаты и суть проделанной работы, привлечь внимание к отдельным деталям и выводам и пр.
Для этого достаточно лишь задать соответствующую команду для ИИ, чтобы он трансформировал текст в иные вариации: графики, диаграммы, схемы, гистограммы, макеты, таблицы и пр.
Применение AI-инструментов поможет быстро очистить материал от второстепенной, непроверенной или сомнительной информации, оперативно перераспределить располагаемую ресурсную базу согласно плану, подчеркнуть полученные результаты и убедительно их аргументировать, повысит оригинальность текста и документа в целом.
Не всегда студентам удается быстро и легко сгруппировать материал и выделить основные результаты, выводы. ИИ в этом деле работает гораздо быстрее, имея под рукой разнообразные шаблоны и примеры. Притом с его помощью можно легко создать сложную интерактивную комбинацию, которая впечатлит экзаменаторов, сделает материал более интересным, запоминающимся, уникальным.
- Повышение уникальности.
Курсовые, дипломные и научно-исследовательские работы подлежат обязательной проверке на плагиат. Написать текст с высокой уникальностью в век информационных и цифровых технологий непросто. Чаще всего снижение «информативной ценности» и качества интерпретации происходит из-за злоупотребления чужими материалами, слабой их переработкой и обработкой.
Повысить уникальность – дело кропотливое, трудное, нудное. Не каждый универсант в силах самостоятельно в очередной раз перефразировать, переписать фрагмент. Сохранив при этом его суть, результат, значение и пр.
Применение AI-инструментов поможет вузовцам повысить оригинальность текста в считанные секунды (минуты). Искусственный интеллект подберет соответствующие формулировки, перепишет материал с учетом его изначального акцента и посыла.
Сервисы на базе искусственного интеллекта с легкостью трансформируют текст в графики, таблицы, схемы и проведут емкий, информативный анализ основной информации и результатов. Они помогут определить наиболее ясную и неординарную последовательность повествования: переменят местами абзацы или дополнят рукопись новыми «освежающими» фактами, перестроят логику параграфа и пр.
ИИ-инструменты адаптируют материал плод конкретные требования (определённый уровень плагиата, требования шаг шингла, конкретный сервис и пр.).
- Редактура и форматирование текста.
Ошибки в тексте и оформлении – самые распространенные. Студенты, в силу невнимательности или частого изменения требований к проектам в вузе, допускают и не замечают их даже при повторной вычитке. Исправить недочеты с учетом замечаний рецензентов, научного руководителя и прочих экспертов – непростая миссия для типичного универсанта со средней подготовкой. В этом деле можно положиться на AI-инструменты.

Специальные сервисы проанализируют загруженную рукопись, оценят выделенные ошибки и помогут их «замаскировать» или ликвидировать с помощью переформулирования, переоформления с учетом требований ГОСТ, действующих рекомендаций и т.д.
Искусственный интеллект будет точно следовать намеченным параметрам и стандартам, исправить орфографические и грамматические недочеты. Притом все правки будут внесены очень быстро.
Фактически, законное и эффективное использование AI-инструментов вы проектной деятельности студентов допустимо всегда. Главное – чтобы универсант следил за ходом переработки текста, перепроверял собранный и подготовленный ИИ материал, координировал и контролировал изменения. Окончательное решение о правках принимает только автор!
В каких случаях применение AI-инструментов считается нарушением норм авторской этики?
Сегодня вузы стали пристальнее следить за тем, чтобы студенты выполняли проекты самостоятельно с минимумом привлечения новейших подходов и цифровых возможностей (в частности, ИИ).
Не всегда использование AI-инструментария бывает безопасным и безобидным. Порой их применение может быть засчитано за нарушение правил авторской этики. Такое наблюдается в следующих случаях:
- Замещение автора. В данном случае студент попросту «поручает» написание проекта ИИ-платформе, не принимая никакого личного участия в исследовательском процессе и подготовке рукописи. Впоследствии он выдает написанный «роботом» текст ха собственный. Но данный факт теперь легко проверить с помощью специальных детекторов, которые раскроют всю правду и подчеркнуть степень самостоятельной работы универсанта. Такой ход противоречит требованиям вуза и подчёркивает, что автор не предпринял никаких самостоятельных шагов для выполнения порученного ему задания. Это явно попахивает академическим обманом педагога.
- Некорректное цитирование или нарушение авторских прав. Сгенерированный ИИ-платформой текст не всегда делает отсылки на конкретного автора, труд и пр. Чаще всего описание ситуации здесь происходит в общей трактовке, нейтрально. Более того, AI-инструменты могут использовать чужой труд без разрешения автора. Такой ход также может вызвать проблемы и споры.
- Фальсификация данных. Искусственный интеллект максимально близок к человеческому. Порой при описании той или иной ситуации, результата, нейросети «додумывают» выводы самостоятельно. В этом случае качество и достоверность повествования страдает, так как в их основе нет проверенной информации, фактов, а лишь рассуждения, умозаключения.
- Типичный или шаблонный план. Всем известно, что ИИ-платформы генерируют рукописи «по аналогии» с имеющейся базой данных. Такой ход в разы снижает уникальность исследования и текста, а также подрывает авторский стиль, делая материал типичным, повседневным, слабым и нудным.
- Погрешности в точности информации. Искусственный интеллект основывается на тактике перефразирования. Не всегда используемые им вариации оказываются корректными, соответствующими текущему контексту или требованиям.
Фактически, любое бесконтрольное применение AI-инструментов способно привести к нарушению норм авторской этики. ИИ не всегда отражает сведения об авторах, цитатах и заимствованиях, придерживаясь нейтрального повествования. Если просто поручить написание студенческой работы такому сервису, то можно получить массу проблем: плагиат, доработка рукописи, дисквалификации и недопуска к защите и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

Рекомендации по использованию AI-инструментов в работах студентов
Применение искусственного интеллекта в проектной деятельности студента – процедура осознанная, инициативная. Чтобы она не нанесла вреда, важно придерживаться определенных правил и рекомендаций.
Во-первых, универсант должен понимать, что не стоит на 100% доверять искусственному интеллекту. Это в первую очередь инструмент, которым он должен управлять. Поэтому важно самостоятельно продумывать, какую часть НИР поверить ИИ, что с его помощью можно подготовить, на что обратить внимание и пр.
Во-вторых, тщательно перепроверяйте текст, написанный посредством задействования AI-инструментов. Чаще всего он не содержит отсылок на первоисточник, сухой. Будьте готовы вносить соответствующие правки, делать ссылки на оригинал, чтобы миновать проблем с авторскими правами и этикой.
В-третьих, обязательно проводите фактчекинг информации: результатов, выводов, фактов. Несмотря на то, что сервисы на основе ИИ обладают определёнными научными данными, они могут исказить их в ходе повествования. Убедитесь, что описано все корректно, достоверно, а располагаемые факты – актуальны и надежны. Пользуйтесь принципом «доверяй, но проверяй».
В-четвертых, лучше всего использовать в текст официальный перевод иностранной литературы. Изучая перевод от ИИ, будьте осторожны. Все-таки, он является машинным и может быть неточным, искаженным.
В-пятых, чтобы применение AI-инструментов было эффективным, составляйте однозначные, четкие промты, команды, детально описывая ваши потребности, требования, желания пр. Только при подробном отражении параметров, искусственный интеллект сможет удовлетворить ваши потребности в информации.
Таким образом, применение AI-инструментов в проектной деятельности студента должно быть ограниченным и контролируемым.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!