Написание серьезных студенческих и научных трудов требует от автора не просто внимательного и глубокого теоретического погружения в тему, но и выработку эффективного решения в отношении заявленной проблемы. Притом важно не просто показать наличие подходящих путей и способов воздействия, но и предоставить их оценку, которая подтвердит степень эффективности и надежности, а также обоснует авторскую позицию. В данном деле можно воспользоваться методом моделирования.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и функции метода моделирования при выполнении научно-исследовательских работ
Выполнение прикладных проектов и задач требует от автора не просто выработки решения и его описания, но и фактической оценки, четкого представления. Чаще всего визуальное представление авторской идеи и ее проверка требуется при подготовке курсовых, дипломных и научных работ в сфере экономики и управления, по техническим наукам, в IT-сфере, строительстве и архитектуре, дизайне и пр. В данном случае на помощь исследователям и разработчикам приходит метод моделирования.
Метод моделирования представляет собой особый прием научного познания, позволяющий воспроизвести ситуацию или конкретный процесс, предмет с целью его визуальной и всесторонней оценки, «примерки». С его помощью исследователь может с легкостью оценить происходящие изменения, а также выделить особенности выдвигаемого решения, факторы «успеха», сравнить предлагаемую идею с аналогичными проектами и подчеркнуть ее новизну, ценность и превосходства.
Среди функций метода моделирования при подготовке студенческих и научных работ можно выделить следующие. Первой и очевидной задачей моделирования выступает визуальное представление модели или «решения». С помощью моделирования можно воссоздать текущую ситуацию или предмет, а также представить предлагаемое решение (то есть оптимизированную модель). В данном случае целевая аудитория получает полное представление об идее автора, как она будет выглядеть, реализовываться и пр.
С помощью моделирования можно грамотно и доступно представить текстовую задачу в виде конкретной комбинации или схемы, конечного «продукта» или решения и пр. То есть она позволяет показать, как будет выглядеть гипотеза (идея) и к чему она приведет (к чему приведет каждое новшество и пр.).
Второй функцией моделирования выступает сравнительная. С помощью разработанных моделей можно определить динамику, характер изменений, происходящие перемены и отметить сходства, отличия положений, конструкций и пр.
Третьей компетенцией моделирования в ходе выполнения курсовых, дипломных и научных работ является оценочная. С помощью создания моделей можно оценить затратность и ценность предлагаемого решения, определить недостающие «звенья успеха», выделить ошибки и ликвидировать их. Рассматриваемая миссия позволяет подчеркнуть промежуточные и конечные результаты, основать каждый шаг, новшество, определить характер происходящих перемен и обосновать конечный результат. То есть метод моделирования позволяет воочию собрать факты, подчеркивающие эффективность или неэффективность предлагаемых мер.
Еще одной функцией метода моделирования выступает оптимизационная, оценивая разработки или образцы, автор стремится создать оптимальное и эффективное решение. Изучение моделей позволяет автору тщательнее разобраться в ситуации, подобрать более выгодный способ влияния на проблему, то есть учесть ошибки предшественников (на основе сравнения образцов) и выработать собственный подход.
Цель моделирования – описать текущие тенденции с помощью модели, образца и представить выдвигаемое решение для оценки и описания, понимания. То есть рассматриваемый подход упрощает понимание и переосмысление предложения автора, обоснование авторской позиции и подчеркивает эффективность решения наглядно.
Рассматриваемый подход позволяет целевой аудитории и лично автору разобраться в составе конкретного объекта исследования, оценить его свойства, а также управлять основными процессами и определять наиболее выгодные модели (ситуации), прогнозировать результаты от внедрения новшеств.
Таким образом, метод моделирования при выполнении курсовых, дипломных и научных работ выступает общенаучным инструментов, позволяющим построить конкретные модели в доступном виде (схематические, графические и пр.) И оценить их с доступных позиций (экономическая, техническая, визуальная и пр.).
Виды моделирования при подготовке студенческих и научных работ
Моделирование предполагает создание модели, то есть образца или воспроизведение идеи с целью ее визуального представления и оценки. Рассматриваемый подход – далеко не универсальное средство. На практике можно выделить массу разновидностей метода моделирования.
В зависимости от того, какой инструментарий исследователь применяет для создания решения (модели) можно выдели ручное и автоматизированное моделирование. Первый предполагает работа с подручными материалами. В данном случае в качестве модели могут выступать всевозможные наброски, чертежи, собранные из материалов образца, текущих условий и пр. Автоматизированный подход предполагает создание виртуальной или иной цифровой модели, которая позволяет увидеть решение зрительно, но потрогать или прочувствовать такой вид невозможно. Он предоставляет лишь общие представления.
По цели применения можно выделить научное моделирование, призванное получить всеми доступными способами информацию для воспроизведения процесса и его оценки. Вторым представителем данной парадигмы является комплексное моделирование, призванное не только собрать и воспроизвести модель, но и оценить ее, а затем подробно описать. В этом случае на помощь исследователю приходит целая группа приемов. Третьим видом моделирования выступает оптимизационное, предполагающее выработку и воссоздание решения визуально в виде готового продукта, схемы или чертежа, экономического обоснования и пр. В данном случае важно показать новшеств и его эффективность, изменения и пр.
В зависимости от области научного исследования и применения моделей можно выделить следующие виды подходов:
- Учебное моделирование призванное помочь студентам разобраться в теме с помощью личного участия и создания модели: воспроизведение изученных правил, условий задачи и пр.;
- Опытное моделирование предполагает проведение опыта с целью обретения прикладных навыков, повторения определенного сценария действий и результатов. В этом случае автор занимается воспроизведение модели с целью практической оценки;
- Научно-техническое моделирование свойственно исследования по техническим направлениям, где без конструирования, черчения и соответствующих схем, макетов, расчетов не обойтись. В данном случае модель позволяет визуально оценить решение (конструкцию), процесс ее воспроизведения и эффективность применения;
- Специализированное моделирование – узкий подход, используемый в конкретной системе, науке, теме и пр. То есть он действует в обособленной нише, имеет четкие границы и рекомендации применения;
- Универсальное моделирование. Данный подход уместен в любой удобной ситуации, если наблюдается взаимосвязь определенных элементов, возможности их интерпретации в виден определенной модели;
- Экономическое моделирование, призванное воспроизвести и оценить эффективность решения на предмет затратности, выгодности и пр.;
- Математическое моделирование, позволяющее предельно точно рассчитать каждый шаг, точно измерить основные параметры и показатели и пр.
В зависимости от характера воспроизводимой модели можно выделить идеальный и материальный подход. Первый предполагает оценку «мнимой» или усовершенствованной модели на предмет оптимизации, эффективности. Материальный вид предполагает создание копии и оценку изменений или конечной модели в прикладном жанре посредством «сборки», конструирования, макетирования и пр. Здесь же уместно выделить методы логического моделирования, который в большей степени основывается на оценке решения с помощью приема прогнозирования, аналогии, сравнения и пр.
Указанные виды моделирования далеко не единственные в своем роде. Но все вышеупомянутые подходы чаще всего применяются студентам в рамках обучения и научно-исследовательской деятельности.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Условия применения метода моделирования при подготовке студенческих и научно-исследовательских работ
Метод моделирования реализуется далеко не всегда. Для его воспроизведения важно учитывать ряд принципов-условий.
Первым важнейшим критерием для применения метода моделирования выступает правило информационной достаточности. Для построения модели или образца важно располагать предельно полными и достоверными сведениями, которые можно грамотно предоставить в соответствующем виде (графически, математически экономически – смотря какими данными обладает пользователь).
Вторым правилом моделирования является связность. Модель строится, захватывая максимум факторов и параметров для воссоздания полной картины, более объективного подхода и решения, обоснования авторской позиции и выдвинутой идеи. Собрать образец на основе членораздельной информации, без явных или наличия причинно-следственных связей невозможно.
Третьим каноном рассматриваемого подхода выступает избирательность и структурирование данных моделирование предполагает грамотную обработку, переработку и компоновку располагаемой информации с целью выработки эффективного решения. В данном случае автору предстоит тщательно проработать информации, «отобрав» важнейшие и нужные для решения параметры, а затем на их основе «структурировать» модель и обосновать ее.
Следующим принципом моделирования является упрощенность и воспроизводимость. Построение модели позволяет понять принцип работы «идеи автора» и предоставить ее описание в более простом и понятном для осмысления виде. Рассматриваемый подход позволяет тщательно преобразовать первоисточники и факты в визуально доступный формат.
Пятым законом моделирования в ходе научно-исследовательской деятельности выступает приблизительный характер. Моделирование воспроизводит решение в определенном виде, но при этом не позволяет предельно точно оценить конечный результат. Но в то же время с его помощью исследователь понимает корректность и основные тенденции в ходе оптимизации и пр.
Следующим правилом моделирования является адекватность. Его реализация предполагает отображение лишь важнейших и ценных свойств, параметров модели, на основе которых можно обосновать авторскую позицию и идею, уместность и эффективность образца. Притом в рамках этой концепции важно учитывать допустимые отклонения, погрешности.
Таким образом, для воспроизведения метода моделирования в рамках научно-исследовательской деятельности студентам предстоит учитывать и уметь работать с первоисточниками, грамотно их компоновать и преподносить в виде полноценной и связной идеи для проверки ее состоятельности и посильности.
Чек-ап по применению метода моделирования при выполнении студенческих и научных работ
Написание курсовой, дипломной или научной работы порой требует умений строить модели и проверять их эффективность и посильность. В данном случае важно подходить к процессу моделированию последовательно, полагаюсь на следующую схему действий.
Первым шагом в рамках процесса моделирования выступает информационный анализ по теме исследования. В данном случае важно определить основные условия «задачи». Для этого необходимо обозначить конкретную проблему (что решать?), а также определить круг располагаемых параметров, то есть сформировать условие задачи на основе располагаемых данных. В рамках сбора и анализа первоисточников становится очевидным вид моделирования.
На данной стадии важно подобрать достаточный объем материалов, обозначить ключевой вопрос (искомое решение), а затем выделить текущие параметры, на основе которых будет оперировать исследователь и создавать соответствующую модель.
Вторым шагом в рамках моделирования при подготовке студенческой или научной и работы станет построение текущей модели для отражения и оценки изначальной ситуации, диагностики проблемы и установления причинно-следственных связей, сравнения модели с аналогичными исследованиями и концепциями. В данном случае внимательное построение и исследование содержимого позволит установить сильные и слабые места конструкции, определить особенности и перспективные варианты регулирования проблемы и пр.
Третий шаг – создание новой модели-решения на основе располагаемых параметров и выводов исследователя. В данном случае происходит проработка условий и подготовка решения в виде соответствующего образца. Здесь также важно тщательно изучит строение модели, описать ее и оценить состоятельность решения доступным способом: апробация, прогнозирование, сравнение и аналогия, компьютерное или математическое моделирование, экономическое моделирование и пр. В идеале необходимо сформировать комплексную модель, которая подчеркнет новизну, ценность и актуальность, посильность заявленной схемы или разработки.
Четвертый этап моделирования в рамках научно-исследовательской деятельности – обоснование модели с выработкой рекомендаций по ее применению, определение границ и масштабов действия модели и пр.
Таким образом, метод моделирования позволяет визуально или схематично воссоздать общий процесс решения проблемы, переосмыслить и тщательно обосновать его, а затем подробно описать с акцентом на подтверждение реалистичности, объективности, актуальности и эффективности. Чаще всего студенты используют комплексное моделирование. Притом комплекс моделей зависит от специфики и научной принадлежности темы: это может быть сочетание чертежей с математическими расчетами, компьютерное моделирование с прогнозированием результатов и пр.
Рекомендации по использованию метода моделирования в ходе научно-исследовательской деятельности
Чтобы воспользоваться методом моделирования при написании студенческой или научной работы, важно тщательно разобраться в теме и понимать ее суть: как минимум обозначить проблему и границы научной мысли, оценить текущие располагаемые данные и определить недостающие звенья.
Для построения модели необходимо располагать самыми разными, но взаимосвязанными данными, чтобы грамотно подобрать решение или альтернативный вариант воздействия, найти недостающие элементы системы и построить корректную, научно-обоснованную парадигму, путь.
Важно помнить и понимать, что любая модель (за исключением экспериментальной) является лишь «аналогом», приблизительной и не гарантирует точно такого же результата в ходе апробации или внедрения. Поэтому важно учитывать и просчитывать всевозможные отклонения и погрешности, несколько сценариев и пр.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!