На протяжении семестра студенты тотально изучают предмет, согласно учебному плану и рабочей программе. Преподаватели стараются «разжевать» материал на лекциях и требуют подготовить ряд заданий к семинарским занятиям, самостоятельно разобраться в тех или иных тематических аспектах, методиках, выполнить проекты. Но все это делается не просто так. В конце семестра каждого универсанта ожидает серьезное испытание – сессия.
Перед каждым экзаменом преподаватели проводят консультацию. Посещать ее – дело личное, добровольное. Но все же не стоит пренебрегать этим мероприятием, ведь оно способно помочь студентам в подготовке и преодолении испытания. Сегодня мы дадим несколько важных и эффективных советов, которые сделают предэкзаменационную консультацию максимально полезной.
СОДЕРЖАНИЕ
Главное, что вы должны знать о консультации перед экзаменом
- Предэкзаменационная консультация — это дополнительное мероприятие, вспомогательного типа.
- Миссия консультации – помочь студенту подготовиться к экзамену, восполнить пробелы в знаниях и пр.
- Она проводится до испытания по предмету, то есть заранее.
- Явка на консультацию может быть добровольной или обязательной. Второй вариант уместен, если педагог предъявляет такое требование для получения допуска к экзамену.
- Данный формат взаимодействия может проводиться однократно или несколько раз. Все зависит от того, когда намечена дата аттестации по предмету, уровень сложности предмета, нагрузка преподавателя и необходимость второй/последующей консультации.
- Встреча студента и педагога ограничена по времени. В среднем консультация занимает 1 пару или 45-90 минут.
Совет 1. Подготовь список вопросов для уточнения.
Консультация перед экзаменом проводится, как правило, либо накануне испытания, либо за несколько дней до его проведения. Она представляет собой дополнительное занятие-дискуссию, где педагог отвечает на вопросы студентов, касающиеся организации, хода проведения аттестации по предмету.
На консультацию целесообразно приходить не просто для «галочки», а для прояснения нюансов и сложностей. Поэтому важно до этого момента как минимум взглянуть на список экзаменационных вопросов и выделить наиболее сложные моменты для себя, составить список вопросов и пр.
Чтобы подготовить список вопросов для консультации, достаточно проделать следующую работу:
- Проведите анализ экзаменационных вопросов и выделите те из них, что вам незнакомы и не освещались в рамках учебного процесса;
- Выделите сложные вопросы, ответ на которые вы с трудом находите и формулируете или вовсе их не понимаете;
- Выделите вопросы, которые требуют разъяснений по терминам, методам, правилам, формулам и пр.
То есть сначала нужно проверить себя: что вы знаете и можете, а затем формировать список вопросов для консультации. В первую очередь, задавайте самые сложные вопросы, которые вам непонятны, неизвестны. Важно восполнить серьезные пробелы в знаниях.
Совет 2. Не стесняйтесь, задавайте все вопросы.
Консультация – это не просто дополнительное мероприятие по подготовке к предстоящей аттестации. На ней студент может показать свою заинтересованность в положительном результате. Не нужно бояться задаваться вопросы и показаться глупым. Неважно, легкий он или нет, был когда-то освещен на лекции или семинаре или нет. Важно устранить имеющиеся недопонимания, пробелы в знаниях.
Активность на предэкзаменационной консультации может восприниматься неоднозначно. С одной стороны, она может плодотворно сказаться на универсанте. Задавая интересующие его вопросы, он демонстрирует стремление побороть препятствия, лучше подготовиться к аттестации. С другой стороны – они также могут свидетельствовать о том, что он пока недостаточно владеет материалом или не понимает отдельные моменты. Именно их педагог может проверить на экзамене.
Выделите наиболее непонятные и сложные вопросы и обязательно уточните эх в рамках консультации. Разберите примеры, если вам неясна тактика решения и пр. Не бойтесь показаться глупым. Зато так вы восполните имеющиеся пробелы и сможете показать свои знания на аттестации, легко и успешно ее преодолеть.
Совет 3. Не пропускайте, даже если готовы на 100%.
Конечно, посещать или нет это мероприятие – дело добровольное, личное и это решение принимается самостоятельно. Педагог, как правило, не требует обязательной явки, но может взять на заметку: кто отсутствует, какова его текущая успеваемость, его отношение к учебе и пр. Но даже не это главное!
Несмотря на то, что «автоматы» в вузах и колледжах ставят все реже, именно на предэкзаменационной консультации озвучивают эти «выгодные предложения» получить оценку по текущей успеваемости. Поэтому студента может ожидать сюрприз.
Более того, даже если вы уверены в собственных силах и знаниях, сходите на это мероприятие. Порой преподаватель может выделить особенности при подготовке совета на определенные вопросы или требования по выполнению отдельных заданий. Также он может изменить условия проведения испытания: например вместо устного экзамена будет письменный или вовсе тестирование.
Совет 4. Фиксируйте новшества, требования, заявления педагога-экзаменатора.
Порой на консультации могут всплыть детали проведения аттестации. Они могут затрагивать допуск студента к экзамену по дисциплине, требования по посещению консультаций и занятий (обязательная явка и пр.), требования педагога относительно оценки знаний (как и что будет оценивать, к чему быть готовым, сколько дополнительных вопросов будет и пр.).
Притом важно фиксировать х. захватите с собой как минимум блокнот и ручку или пишите заметки в телефоне. Особое внимание обратите на дату и время проведения экзамена, список допустимых предметов, требования педагога к студентам и пр. Важно полностью соответствовать всем параметрам, чтобы успешно преодолеть аттестацию.
Совет 5. Обратите внимание, на чем делает акцент преподаватель при разборе отдельных вопросов и заданий.
На консультации без пояснений не обходится. Притом важно не просто слушать и запоминать, но и выделять суть: что нужно отметить, рассказать, какие правила и категории использовать, о чем говорить, как решить и пр. Обратите внимание, какие ключевые слова и моменты отмечает преподаватель. Возможно, он упоминает фамилии, научные законы, определенные правила или советует изучить какую-то дополнительную литературу. Также важно обратить внимание, достаточно ли одних лекционных и семинарских материалов для подготовки ответа на вопросы.
Важно понять, что желает услышать и увидеть преподаватель на экзамене, выделить опорные точки для каждого экзаменационного вопроса.
Совет 6. Задавайте конкретные и эффективные вопросы на консультации.
Подготовить список вопросов – половина успеха. Важно грамотно их сформулировать, чтобы педагог предоставил ответ и пояснить именно то, что вам нужно. От грамотной формулировки зависит и качество соответствующего пояснения. Консультация — ограничена по времени. Ответить на вопросы всех студентов преподаватель не сможет чисто физически.
Следите за тем, какие вопросы уже были пояснены, возможно, один из них интересовал и вас. Не дублируйте его и не теряйте драгоценное время.
Старайтесь выделить в вопросе именно то, что вам неясно. Будьте точны. Используйте более ясные и целенаправленные формулировки вместо общих фраз. Педагог должен понимать, о чем его спрашивают, что неясно подопечному и пр. только та он сможет ответить по делу и не «мусолить» общие моменты.
Совет 7. Мало одной консультации? Просите дополнительные.
Согласитесь, что за 1-2 часа предэкзаменационной консультации преподаватель не успеет ответить на много вопросов, тем более, если некоторые из них будут требовать тотального разъяснения, повторного разбора и пр. Если некоторые моменты так и не смогли выделить, поучить пояснение, то можно попросить преподавателя провести еще одну консультацию, если время до экзамена еще позволяет. Но здесь есть масса иных нюансов: в вузе может не оказаться свободных помещений для ее внеочередного проведения, у преподавателя может быть и без того высокая нагрузка (занятия в других группах, проектная деятельность и кураторство и пр.). Но – попытка не пытка!
Совет 8. Пересмотрите план действий по подготовке к экзамену после проведения консультации.
Согласитесь, что в ходе данного мероприятия проясняются многие детали, становятся очевидны те или иные моменты в части изучения вопросов, формирования ответа на вопрос или построения хода решения заданий.
На предэкзаменационной консультации обратите внимание, как преподаватель отвечает на вопросы учащихся. Точнее: как он разбирает их вопросы, на что обращает внимание, какие слова и литературу выделяет, опорные точки, есть ли эти моменты в лекционных конспектах, ДЗ по семинарам и пр.
После консультации можно пометить в списке экзаменационных вопросов ключевые моменты, основные сведения для освещения, что в дальнейшем облегчит ход подготовки и повторения материала.
Также по результатам консультации студент может отметить для себя наиболее серьезные, требующие особого внимания вопросы, задания для разбора, уточнения и пр. Возможно, экзаменатор отметит свои требования к темам и пр.
Совет 9. Будьте вежливы.
Консультация – это, прежде всего, добровольная встреча студентов с преподавателем, целенаправленный процесс. Поэтому каждая из сторон независимо от своего положения должна уважать другую.
Явка на консультацию не дает универсанту права просто присутствовать, нарушать дисциплину и пр. соблюдайте общие правила поведения, субординацию. Не стоит накануне испытания портить отношения с лектором. Притом вежливому студенту преподаватель дает пояснения более охотно, нежели конфликтующему.
Учтите, что на фоне конфликта или агрессивного поведения студента, консультация может быть под угрозой срыва. В этом случае точно пользы никакой не будет. Поэтому, чтобы миновать такой вариант, важно быть психологически взвешенным и готовым принимать помощь, советы, пояснения и пр. Умейте задавать вопросы и слушать, а не требовать и ждать выполнения соответствующих указов.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Совет 10. Будьте рациональны.
Не спешите на консультации рассматривать все подряд экзаменационные вопросы или требовать пояснения даже в отношении банальных терминов, формул. Педагог не может распыляться на каждый «ох» студента. Он делал это в течение семестра. Поэтому на консультации важно быть умеренным: спрашивать лишь важное, серьезное, глубокое и пр.
Грамотно расставляйте приоритеты при оценке экзаменационных вопросов на предмет посильности. Простейшие или сугубо теоретические вопросы можно разобраться самостоятельно. А вот предметные аспекты, предполагающие более глубокую проработку: отработка формул, методик и пр., может потребовать пояснений.
Рационализм проявляется в умении отделять вопросы, которые для вас посильны и непосильны. Первая группа предполагает, что индивид сможет самостоятельно их изучить, повторить, закрепить и пр. Вторая – требует особого внимания и помощи в разборе. Именно такие моменты должны подниматься на консультации.
Также при подготовке список вопросов учтите, что на консультации вы будете не один. На ней будут присутствовать как минимум ваши одногруппники (около 25-30 человек) или даже целый поток и у каждого из них будут свои вопросы. Поэтому выделите наиболее приоритетные для себя и постарайтесь, как минимум прояснить хотя бы их.
Таким образом, предэкзаменационная консультация – это не просто диалог между студентом и экзаменатором, а целая дискуссия, помогающая испытуемому пролить свет на все нюансы в предмете и пройденном материале. Чтобы результаты этого диалога были продуктивными, нужно быть внимательным и сконцентрированным.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
ну, для начала надо ее посетить, а затем сделать правильные выводы и пересмотреть свое отношение к подготовке. На консультации точнее не станут разжевывать все непонятные вопросы для студентов. Попросту времени не хватит. Обычно педагоги выделяют наиболее сложные их экзаменационного списка и тезисно его поясняют. Разбираться глубже придется самому.
на консультациях нужно не присутствовать, а задавать вопросы и восполнять пробелы. от того, что студент пришел, ему оценку хорошую не поставят. еще стоит учесть, что некоторые педагоги требуют обязательную явку на консультацию. в противном случае могут возникнуть проблемы с допуском или непосредственно на испытании. слушайте вопросы одногруппников и ответы на них. не исключено, что интересующие моменты зададут они раньше вас. вот и весь секрет.