Получение образования, как школьного, так и университетского или среднего профессионального — задача сложная. Можно назвать три причины, почему дело обстоит именно так:
- Непроработанные программы. Методисты составляют программы, меняя уже готовые или создавая принципиально иные. Но разница не так велика. Нагрузка от года к году растет, порой достигая нереалистичных и просто неподъемных величин. Если выполнять все требования учебного плана, на сон и отдых останется в лучшем случае пара часов. Понятно, что физически освоить программу по всех тонкостях невозможно.
- Отсутствие опыта планирования. Способность организовать собственный учебный процесс приходит далеко не сразу. А кто-то так и продолжает действовать интуитивно, теряя огромное количество времени впустую.
- Недостаточная дисциплина. Прокрастинация, лень, нежелание что-либо делать, откладывание в долгий ящик. Все это знакомо каждому.
Если говорить о первой проблеме, с ней поделать нечего. Разве что расставлять акценты, приоритеты, и учиться то, что действительно пригодится. Прочему же посвящать меньше времени, осваиваясь «по верхам». А вот проблемы с дисциплиной и организацией учебного процесса вполне решаемы.
Далее мы расскажем о 20 подсказках, которые помогут учиться лучше и продуктивнее
СОДЕРЖАНИЕ
Выберите правильное рабочее место
Правильно организованное рабочее поможет сконцентрироваться на учебе и настроиться на рабочий лад. Критерии «правильности» довольно четкие:
- Удобный письменный стол, где достаточно места, чтобы разместить все необходимое.
- Достаточное количество света. Желательно, чтобы это было естественное освещение.
- Яркая настольная лампа. Чтобы спокойно трудиться в темное время, например, зимой, когда вечер приходит через несколько часов после полудня.
- Удобный стул. На колесах или обычный, на ножках. Не имеет большого значения. Это вопрос личных предпочтений.
Правильный выбор рабочего места позволяет трудиться часами, не отвлекаясь и не испытывая никакого дискомфорта. Любые неудобства сказываются на продуктивности и серьезное снижают качество учебы.
Организуйте свое рабочее место
Выбрать хорошее место мало. Если на столе валяются бумажки от шоколадных батончиков или стоят банки от лимонада, кругом разбросаны листы с записями, ручки, ничего хорошего не получится. Хаос отвлекает. Чтобы найти то, что действительно нужно, может потребоваться много времени. А если искать приходится постоянно, в неделю есть риск потратить до нескольких часов времени. Его можно использовать более продуктивно.
Секретов тут никаких нет. Необходимо поддерживать чистоту на столе, чтобы все лежало на своих местах и было под рукой по первому же требованию. Творческий беспорядок учебе не друг. Достаточно завести привычку убирать стол после еды, окончания занятий и даже в процессе. Излишним педантизмом страдать не следует, во всем важна мера.
Сделайте так, чтобы вас никто не отвлекал
Принято считать, что телевизор, интернет или музыка — это основные источники прокрастинации. Но это не совсем так. В процессе обучения важную роль играет концентрация. Только сосредоточившись можно качественно усваивать и отрабатывать материал. Из-за бесед и разговоров концентрация теряется, внимание рассеивается. Затем состояние сосредоточения приходится искать снова. А это лишнее время и снижение продуктивности.
Очень желательно заниматься в отдельной комнате, которую можно в любой момент закрыть. Если же такой возможности нет, нужно искать укромное место. В крайнем случае можно уйти в библиотеку, сесть в читальный зал и заняться делом на задних партах, где никто не будет отвлекать своим хождением. Но это скорее уж экзотическая мера.
Организуйте свой рацион
Питание играет ничуть не меньшую роль. Высшая нервная деятельность, интеллектуальный труд возможны лишь при правильной работы ЦНС, нормальном гормональном фоне и обеспечении организма всеми необходимыми веществами.
Мало кто из студентов или школьников связывает нарушения концентрации внимания с качеством питания. Но это очень важный аспект. При неправильном питании развиваются симптомы астении, неврозов, стрессы переносятся труднее. Нагрузки — тем более. Учащийся жалуется на хроническую сонливость, вялость и усталость. Информацию трудно запомнить и усвоить. Все это части одного целого. Такие проявления могут указывать на гиповитаминозы. Легкие формы дефицита полезных веществ проявляются некритичными симптомами. Но от этого не легче.
Чтобы хорошо и продуктивно учиться, нужно включить в рацион белок (куриная грудка, мясо индейки, яйца), полезные жиры (рыба, оливковое, подсолнечное и льняное масла, сливочное масло в умеренных количествах). Также сложные углеводы, которые длительное время снабжают организм энергией (крупы, злаки, фрукты). Обязательны овощи и зелень. Отдельного разговора достойны быстрые углеводы.
Они быстро поднимают сахар, стимулируют высшую нервную деятельность и обеспечивают притоком сил. Но лишь временным. Злоупотреблять ими не нужно, поскольку простые углеводы вызывают скачок глюкозы и провоцируют ожирение. Но когда нужно мобилизовать свои силы быстро, перекусить, это отличный вариант.
Не забывайте о физических нагрузках
Одного только питания, чтобы поддержать организм в тонусе недостаточно. Особняком стоит вопрос о физических нагрузках. Гиподинамия, то есть дефицит движения, играет огромную негативную роль. Учитывая, что сама учеба не особо и располагает к нагрузкам, актуальность вопроса становится очевидной.
Между тем гиподинамия сопровождается застойными процессами в организме: нарушается сердечная деятельность, обмен веществ, замедляется процесс передачи нервных импульсов. На учебе это тоже сказывается.
Чтобы устранить патологическое состояние, необходимо время от времени делать зарядку. Каждые 30-60 минут делать перерыв, проводить гимнастическую десятиминутку. В течение дня нужно как минимум 1-2 часа гулять на свежем воздухе. Заниматься посильными нагрузками, спортом тоже можно и даже нужно. Но по желанию. Подойдут пробежки, велосипедные прогулки, плавание. На свой собственный выбор.
Без достаточной физической нагрузке мозг начинает работать хуже. Потому пренебрегать упражнениями не стоит.
Умейте переключаться
Учеба, даже любимая, отнимает очень много сил. С течением времени даже самый усердный студент сталкивается с эффектом эмоционального выгорания. Причем речь идет об обучении как форме деятельности. Если вдруг человек переходит с английского языка на математику ситуация не сильно изменится. Дело дойдет до того, что один только вид учебника будет вызывать рвотный рефлекс. А из-под палки понимание и усвоение материала невозможно или очень малопродуктивно.
Чтобы снизить градус накала и вернуть психику в норму, необходимо уметь переключаться. Не нужно учиться в режиме 24/7, это невозможно даже при очень сильной воле. Под переключением стоит понимать кардинальную смену вида деятельности. Важно уметь не только работать, но и отдыхать. В отведенное для досуга время можно почитать книгу, посмотреть сериал, поиграть. Это не лень, а способ восстановить моральные силы и вернуться к делу с новым запалом, настроем.
Полноценно спите
Сон выступает основой нормальной высшей нервной деятельности. Острый недостаток сна, например, после бурной ночи праздника, сказывается разбитостью, сильной усталостью. Но ее легко устранить, если выспаться.
Куда хуже обстоят дела с хроническим недосыпом. Он дает симптомы, характерные для астении, утомляемости нервной системы: сонливость, раздражительность, апатию, депрессивный настрой. То есть все то, что сказывается на продуктивности любой деятельности. Учеба тут не исключение.
Полноценный сон должен длиться не менее 7 часов в сутки. Важно выбрать удобную подушку, подумать о хорошем постельном белье, купить темные шторы. В светлом помещении мелатонин, гормон сна, вырабатывается куда слабее. И уж тем более не стоит жертвовать сном в угоду учебе. Это контрпродуктивно, все получится с точностью до наоборот. Организм не прощает вольностей и пренебрежительного отношения к себе.
Не забывайте об иных видах отдыха и досуга
Сон — это хорошо. Но он восстанавливает только физические силы. Эмоциональный фон нормализуется частично. Но стоит вспомнить о выгорании. Помимо сна важно иметь какой-то другой досуг. И тут большую роль отводят хорошему хобби. Выбрать увлечение по душе не так и сложно. Главное, чтобы занятие действительно нравилось, заряжало силами и позитивом. Помогало преодолевать эмоционально-психические кризисы, которые неминуемо возникают во время напряженной учебы.
Это может быть какой-то спорт, музыка, игра на инструментах, чтение художественной литературы — что угодно. Зависит от индивидуальных предпочтений и склада личности.
Организуйте учебный процесс по часам
Что касается сугубо практических рекомендаций, нужно помнить об ограниченности ресурсов организма. Если верить исследованиям специалистов, взрослый человек после нормального отдыха может концентрироваться на предмете не более 40-60 минут. Наиболее продуктивное время заканчивается после 30 минут. Затем концентрация медленно, но уверенно падает.
Это нужно учитывать при организации учебного процесса. Каждые 30-60 минут нужно делать небольшой перерыв, чтобы добиться качественного восстановления психических сил.
Важно учитывать еще и общую продолжительность учебы. Заниматься нужно не более 6-7 часов в день. На большее организм способен, но не долго. При большей нагрузке интеллектуальные ресурсы закончатся уже через неделю-две, и начнется застой, выгорание с апатией, отвращением к учебе и прочими прелестями. Все может закончиться астенией, депрессией, а то и более выраженными психическими расстройствами. История такие примеры знает и не даст соврать.
Составьте план-график на день, неделю, месяц
Планирование позволяет тратить столько времени, сколько хочется и нужно без ущерба качеству образовательного процесса.
Школьники ограничены несколькими днями, в лучшем случае неделей. У студентов, особенно заочного отделения, горизонт планирования часть больше. Просто потому, что известны темы занятий, итоговые вопросы к зачету или экзамену. Задача в том, чтобы сверстать грамотный и посильный план. При его подготовке нужно учитывать максимально доступную нагрузку, которая не причинит ущерба организма. Также необходимо закладывать время на форс-мажорные обстоятельства. Мало кто может похвастаться, что знает свое будущее наперед. Никто не застрахован от болезней, травм и просто сложных жизненных обстоятельств.
Расписание нужно повесить на видном месте и постоянно с ним сверяться.
Время от времени повторяйте старую информацию
Обучение строится по принципу освоения новой информации и повторения старой. Память — штука коварная и ленивая. Эволюционные механизмы устроены так, чтобы вычищать из недров мозга все ненужное. А ненужным по несчастливому стечению обстоятельств, нервная система признает то, что не используется и не повторяется.
Поэтому так важно время от времени пробегаться по старой информации. Формула обучения может быть разной. Например, 1 новая тема + 2 старых на повторение. 60 минут на изучение. 20 на закрепление материала. Это примерная выкладка. Нужно искать свой собственный эффективный рецепт. Это не так сложно, стоит лишь попробовать.
Будьте активны в аудитории
Это скорее практический совет, который освободит немало времени на что-то более серьезное. Аудиторные ответы (у доски в школе или с места в университете, колледже) в ходе опроса позволяют проверить знания студентов, школьников. На деле толку от них мало, поскольку они проводятся в случайном порядке и не играют большой практической роли. По крайней мере в том виде, в каком существуют сейчас.
Тем не менее, от них никуда не деться. Особенно важны ответы в университете или колледже. Поскольку от качества регулярной работы, оценок зависят перспективы в сессию. Некоторые преподаватели охотно освобождают активных и трудолюбивых студентов от зачетов и даже экзаменов. Другие автоматы не ставят, но спрашивают не так жестко.
Имеет смысл время от времени, раз две недели или чуть реже/чаще тщательно готовиться к занятиям и вызываться самостоятельно. Какое-то время опрашивать больше не будут: преподаватель заинтересован в проверке знаний всех студентов, а не одного человека. Это время можно оставить на более подробную и качественную подготовку к экзаменам. Тем более что семинары, практические занятия имеют к подготовке к экзамену и обучению предмету весьма отдаленное отношение. Эти форматы по многим причинам друг от друга оторваны.
Не копите хвосты
Хвостами называют долги. И не только по зачетам, экзаменам, но и по текущей активности. Например, несданная курсовая, контрольная, реферат. Или пропуск занятия в университете. Много хвостов = недопуск к сессии. Также не стоит надеяться на благожелательное отношение преподавателя. Прогульщиков и бездельников не любят. Нужно по крайней мере создавать видимость трудолюбия и решительного отношения к предмету.
К письменным работам и посещению учебного заведения нужно относиться ответственно. Это окупится в будущем.
Расставляйте приоритеты
Как было сказано в самом начале, учебные планы университетов, школ, колледжей построены так, что освоить все в требуемых объемах просто невозможно. В такой ситуации остается расставлять приоритеты и отдавать предпочтение тому, что потребуется в будущем. Как правило, под нож идут общие дисциплины. Понятно, что будущему инженеру не потребуется широких знаний истории или правоведения. Тем не менее, даже на технических специальностях гуманитарных предметов огромное множество.
Неприоритетные предметы оставлять без внимания не нужно. Но можно ограничиться поверхностным изучением, только ради какой-никакой положительной оценки. Пытаясь объять необъятное велика вероятность не успеть вообще ничего и вылететь из университета.
Скооперируйтесь с одноклассниками или одногруппниками
Из прошлого совета вытекает и следующий. Чтобы упростить подготовку к неприоретитным дисциплинам, имеет смысл найти себе помощников. Текущую нагрузку, подготовку к семинарам, практическим занятиям, можно разделить между всеми в группе. Или хотя бы некоторыми учащимися. Это будет куда проще. Как и подготовить ответы на вопросы, которые будут в билетах.
Проговаривайте информацию вслух
Проговаривание материала помогает лучше его запомнить. Тут в дело вступает чистая физиология головного мозга, особенности работы ЦНС. Высшая нервная деятельность устроена так, что при одновременном взаимодействии на разные участки мозга происходит усиленная стимуляция и эффект от нее более выраженный. При проговаривании вслух работает как речевой центр, так и область, ответственная за восприятие и анализ речи. Студент — сам себе лектор.
Пишите конспекты
Тот же принцип работает и при написании конспектов. Проговаривание лучше всего помогает т.н. аудиалам — людям, которые лучше всего усваивают информацию на слух. Для визуалов предназначена методика подготовки шпаргалок, конспектов.
Не злоупотребляйте интернетом и гаджетами
Доказано, что социальные сети, сайты, а значит и интернет в целом отвлекает внимание. Многие врачи и исследователи-теоретики характеризуют склонность долго и бесцельно серфить как проявление интернет-зависимости. Так оно или не точного мнения пока не существует. Но то, что интернет и социальные сети отвлекают на себе многие часы времени — факт известный. Потому на время учебы все гаджеты нужно откладывать. Интернет же использовать по назначению — искать необходимую информацию.
Выключите телевизор и музыку
Телевизор, особенно если идет интересная передача или фильм, отвлекает ничуть не хуже. То же самое касается и музыки. Сконцентрироваться и настроиться на рабочий лад она помогает далеко не всегда.
Не пейте много кофе и чая
Кофе — богатый источник кофеина, чай — танина. И то, и другое вещества обладают тонизирующим эффектом, подстегивают ЦНС работать быстрее. Но психостимулирующий эффект проходит меньше чем за час. Возникает усталость, накатывает сонливость. А при систематическом потреблении тонизирующих напитков ресурсы нервной системы и вовсе истощаются. Развивается хроническая усталость, с которой придется долго и упорно бороться.
Тайм-менеджмент, здоровый образ жизни и умение отдыхать — основа всего. Но это лишь часть рекомендаций. Однако советы, подробно рассмотренные выше, могут серьезно повысить продуктивность и эффективность учебы.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!