Далеко не каждому человеку свойственно написание интервью. Чаще всего с таким заданием сталкиваются студенты ЖурФака или ФилФака, а также квалифицированные лингвисты, журналисты и корреспонденты и пр.
Выполнение интервью может быть частью учебной программы: домашнее задание по предмету, часть курсовой или дипломной работы, индивидуальное задание в рамках журналистской практики и пр. Получая такое задание впервые, у студента моментально назревает с десяток банальных вопросов, затрагивающих ход подготовки такого текста. Давайте разбираться во всех тонкостях «писательского процесса».
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и признаки интервью
Интервью – это особый жанр и инструмент в руках умелого журналиста или лингвиста. В общем смысле он представляет собой беседу, диалог, в ходе которого индивид получает интересующую его информацию.
В письменном формате он представляет собой текст, в котором отражается мнение конкретного (опрошенного) человека или группы лиц в рамках определенной темы. То есть это письменный диалог между двумя сторонами, в ходе которого обсуждаются определенные моменты, вопросы и пр.
Среди признаков, свойственных именно интервью, можно выделить следующие черты:
- Многоголосие. Оно предполагает, что в интервью будет как минимум два «голоса»: журналист и респондент, то есть тот, кто задает и кто отвечает на вопросы. Притом респондентов может быть несколько.
- Цитирование. При написании интервью важно отметить мнение конкретного человека (респондента). Здесь важно выделить его слова в виде прямой или косвенной речи, то есть процитировать. Без этого приема интервью превратится в реферат или рассказ.
- Вопросный характер. Интервью предполагает диалог между двумя сторонами, где один задает вопросы, а второй – отвечает, поддерживая тем самым беседу и грамотно преподнося необходимую информацию целевой аудитории.
Подготовка интервью – процесс целенаправленный. Данный текст выполняет различные функции. Во-первых, он помогает разобраться в ситуации и носит информативный характер, подчеркивая позицию и мнение конкретного человека. То есть основная миссия – поделиться информации, передать ее целевой аудитории из первых уст.
Во-вторых, одной из задач интервью является актуализация темы или мотивирующая. На основе различных мнений общество формирует свое поведение, притом журналист может им умело управлять с помощью соответствующих интонаций и фактов. Поэтому подобные материалы оказывают сильное влияние на массы, то есть выполняют мотивационную и/или стимулирующую задачу.
В-третьих, с помощью рассматриваемых материалов можно опровергнуть или подтвердить те или иные тематические аспекты, доводы и пр. Опросив квалифицированны экспертов, корреспондент собирает прочную доказательную базу, которая в миг докажет или забракует соответствующие голословные утверждения и высказывания. В этом проявляется функция аргументации или опровержения.
Таким образом, интервью представляет собой материал, собираемый из первых уст и преподносимый в одной из форм: письменно или устно. В данном процессе участвует как минимум две стороны. В этом тексте подчеркивается субъективное мнение по теме или вопросам, которое позволяет дать целевой аудитории «пищу для ума» и размышлений.
Классификация интервью: каким оно бывает и в чем его сила?
Интервью – это не просто текст-диалог. Данный жанр делится на массу подвидов, каждый из которых обладает своими специфическими чертами:
- Новостное. Оно призвано осветить конкретные новшества в исследуемой сфере деятельности или плоскости, освещение мнения экспертов по последним переменам, нововведениям, текущей ситуации и пр. То есть в данном случае будет происходить описание нововведений и изменений или их обсуждение (оценка, анализ и пр.).
- Личностное или интервью-портрет, биографическое. Оно предполагает беседу и описание конкретного человека, личности, эксперта с целью раскрытия информации о нем, его успехах, достижении, репутации и пр.
- Оперативное. Предполагает изучение узкой темы и ее обсуждение с различными спикерами с целью оценки тенденций, качества информации, перспектив развития темы и пр.
- Бизнес-интервью. Общение и описание диалога с представителями бизнес-среды, анализ его успеха, обсуждение бизнес-идей и проблем, оценка экономической ситуации и пр.
- Свободное, основанное на импровизации и спонтанных вопросах по определенной тематике.
- Структурированное – тщательно продуманный ход беседы с акцентом на конкретные моменты, вопросы, детали, мнения и пр.
То есть интервью – это не просто текст-беседа, а довольно узко ориентированный формат взаимодействия между индивидами, позволяющий собрать интересующую информацию и преподнести ее с акцентом на конкретный первоисточник, мнение, результат и пр. В зависимости от вида ход повествования, его структура, стилистика, фокус будет отличаться. Поэтому важно знать особенности каждой разновидности.
Правила подготовки интервью
Интервью – это не просто рассказ или описание. В данном тексте должна прослеживаться конкретная позиция, настроение, логика и пр. Поэтому при написании таких материалов нужно учитывать ряд принципов.
Во-первых, любое интервью посвящается конкретной теме. Она может затрагивать насущные или популярные проблемы и вопросы, новости, отдельные личности и пр. То есть в целом формирование такой рукописи будет процессом узко ориентированным и целенаправленным.
Во-вторых, важно тематическое ориентирование. Оно предполагает не просто выбор конкретного направления или вопроса, а владение соответствующими нюансами, понимание избранной парадигмы, уточнение отбельных моментов с помощью вопросов. То есть интервью в любом случае (будь то импровизационное, свободное или структурированное) должно быть запланированным. Притом принцип планомерности будет учитывать также договоренности между сторонами (интервьюер и респондент): формат встречи или диалога, ключевые моменты и вопросы, дата и место беседы и пр.
В-третьих, при написании интервью важно полагаться на принцип логики и последовательности. Он предполагает, что освещение темы и вопроса будет продуманным, постепенным, связным и понятным. То есть в ходе интервью будут получены конкретные ответы на поставленные вопросы, восполнены пробелы и устранены сомнения, все преподносится в определенном ракурсе и аргументированно.
В-четвертых, интервью должно быть структурированным. То есть корреспонденту предстоит продумать последовательность вопросов или программу беседы, переходы и грамотно изложить собранный материал с учетом базовых правил: вступление, основная часть и заключение. То есть у этого жанра также есть свои требования по структурированию и содержанию.
В-пятых, учет требований авторской этики или анонимности. Далеко не всегда авторы раскрывают свои первоисточники, информаторов. В данном случае важно умело преподнести подобранные факты и тенденции, в нужном ракурсе, обоснованно. Если респондент решил не раскрывать свою личность, то придется обеспечить ему конфиденциальность данных. Притом важно отметить, что описываемая ситуация – не фантазия автора, а информация «из первых уст». То есть присваивать чужое мнение в таких материалах недопустимо. Важно корректно отметить принадлежность сведений к тому или иному лицу.
В-шестых, грамотность и лингвистическая чистота. Согласитесь, что интервью – материал общественного значения. Чтобы расположить к себе целевую аудиторию, важно писать без ошибок, понятно, с учетом стилистических требований и норм редакционной политики издания.
В-седьмых, выполнение таких рукописей требует учета общих правил цензуры, культуры и пр.
Таким образом, подготовка и написание интервью – процесс целенаправленный, регламентированный. При их соблюдении на выходе получится качественная статья, которая будет полезна целевой аудитории и принесет достойную похвалу автору.
Этапы выполнения интервью
Неважно, какой вид и формат вы избрали. Будь то общее или личностное, оценочное или гипотетическое интервью, для его подготовки и публикации придется пройти несколько важных шагов.
Первый этап – проектировочный. Он состоит в том, что автору нужно выбрать тему и продумать ход ее раскрытия, выбрать эксперта или группу лиц для обсуждения. То есть здесь журналисту придется понять, о чем ему предстоит писать, в каком формате лучше раскрыть тематику, с кем можно поговорить и какую информацию следует добыть.
Второй этап – подготовительный. Он сводится к разработке встречи: подготовка вопросов для диалога, обсуждения, уточнения, определение ключевых точек и ориентиров в беседе (обязательные моменты, второстепенные аспекты и пр.), уточнение удобного и приемлемого для каждой из сторон формата (очная встреча, телефонный разговор, онлайн-интервью и пр.), уточнение времени и места и пр.
Третий этап – непосредственное проведение интервью. Здесь интервьюер реализует намеченную им траекторию. То есть он проводит беседу с «нужными людьми», фиксирует получаемую от них информацию (на диктофон, записывает и пр.). То есть рассматриваемая стадия предполагает сбор информации, непосредственный диалог согласно намеченной программе, списку вопросов и пр. Журналист может проявляться импровизацию в ходе опроса. Главное – чтобы она укладывалась в тематические рамки и затрагивала существенные, значимые моменты, приводила к конкретному результату и достижению общей цели.
Четвертый шаг – описание или написание интервью. Здесь пользователь приступает к созданию письменной работы, текста на основе располагаемых материалов, фактов, мнений и пр. То есть он освещает ход интервью, полученные ответы и показывает конкретную сторону по теме.
Перед написанием рукописи важно удостовериться в качестве собранной информации. Разработка материала происходит с учетом общих лингвистических норм, требований издательства, норм авторской этики и пр.
Здесь же важно правильно структурировать материал, выделить ключевые моменты, цели и подвести соответствующие выводы.
Пятый этап – проверка рукописи. Здесь можно самостоятельно провести самоанализ, вычитку или обратиться за помощью к корректорам, редакторам. В случае возвращения материалов на доработку, нужно учесть замечания и внести соответствующие правки.
Шестой шаг – публикация или обнародование интервью. Он предполагает преподнесение собранных материалов целевой аудитории, обнародование рукописи с целью получения обратной связи и пр. Данный процесс может проходить с помощью издательств, онлайн-сервисов и блогов и пр.
Таким образом, разработка и написание интервью – процесс планомерный, последовательный и поэтапный, где не обходится без подготовки, диалога и переработки собранных материалов.
Сложности при написании интервью
Подготовка интервью зачастую сопровождается рядом нюансов способных усложнить данный процесс. В частности, нередко в ходе опроса, беседы стороны не совсем корректно понимают друг друга. Такое происходит на фоне сложного языка общения, напряженности между собеседниками и пр. Поэтому важно не только оперировать фактами и личными впечатлениями, но и объективно подходить к ситуации, теме и пр.
Вторым нюансом является необходимость проведения собственного исследования темы. Чтобы журналист понимал, что от него требуется, как сформировать эксклюзивный материал, преподнести эффектно суть и выводы, он должен сам понимать и разбираться в тонкостях и тематических особенностях.
Третья сложность состоит в затрачиваемом времени. Нередко у студентов и опытных корреспондентов в распоряжении ограниченный запас времени, которого едва ли хватит на подготовку или банальное расписание текста. Важно грамотно оперировать всеми ресурсами, расставлять приоритеты, следить за временем и действиями, результатами. По возможности можно делегировать часть полномочий, чтобы ускорить ход подготовки и написания интервью с минимумом рисков.
Четвертый нюанс заключается в поиске подходящих кандидатов для диалога, обсуждения, интервью. Далеко не всегда избранные кандидатуры соглашаются или могут встретиться, обговорить все моменты, ответить на поставленные вопросы и пр. Поэтому важно иметь «козырь в рукаве» и альтернативы. Если информации, полученной от одного индивида, недостаточно для подготовки качественной рукописи, то стоит задуматься о повторной встрече или беседе с другим экспертом.
Пятая сложность состоит в слабой проработке темы и подготовке вопросов. Учтите, что респондент может отказаться отвечать на тот или иной вопрос, если он посчитает его неуместным, компрометирующим, каверзным и пр. Поэтому важно тщательно продумать список вопросов с учетом цели и логики тематической встречи.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Рекомендации по написанию качественного и эффектного интервью
Чтобы написать эффектное и качественное интервью, важно учитывать все вышеописанные моменты. Специалисты ДиссХелп подготовили для студентов и опытных писателей ряд советов, которые помогут подготовить высококлассную рукопись и привлечь внимание к избранной тематике, проблематике.
Перед тем как приступить к разработке и проведению интервью, внимательно изучите избранную тему и наметьте список вопросов. Разделите их на общие, типичные, вспомогательные (уточняющие, оценивающие и пр.), каверзные и пр. Обязательно наметьте перечень обязательных вопросов, на которые важно получить ответ любой ценой.
Установите с собеседником доброжелательную атмосферу. Расположите его к себе. Общайтесь непринужденно, открыто, честно. Проясняйте сразу же на месте все нюансы, неясные или сомнительные моменты.
Записывайте ход интервью с использованием современных гаджетов: телефон, диктофон, камера и пр. Важно не упустить ни одно слово, интонацию эмоцию респондента, чтобы в дальнейшем соответствующим образом отметить ее в тексте. Старайтесь быть объективным и непредвзятым.
Будьте внимательны при проведении и написании интервью. В первом случае важно сконцентрироваться на теме, беседе, диалоге и его логике, а во втором – писать грамотно, четко, по делу. Не стоит распыляться на «лирику». Следуйте теме, опорным точкам, плану и стремитесь в конкретному результату.
Соблюдайте этику интервью: учитывайте необходимость обеспечения конфиденциальности данных, проверяйте собранный материал (фактчекинг), корректно описывайте ситуацию и не коверкайте слова респондента (цитирование в помощь). Только четкое отражение мнения собеседника поможет избежать проблем.
Проверяйте написанный текст. Все должно быть грамотно, понятно, однозначно. Оформите рукопись с учетом требований редакции.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
интервью – проводят, собирая информацию, а пишут – статьи (в данном случае чаще публицистические или биографические). Но в целом методика рабочая, описана просто, поэтапно. Респект.
всегда думала, что тут может спасти импровизация. Когда училась на юрфаке, получила задание на практике – подготовить интервью с экологом. Набросала буквально 3-4 вопроса и дальше думала просто его разговорить. Но собеседник ждал именно вопросов, то есть конструктивного диалога. Задание тогда провалила. Правильно пишут, планируйте интервью, готовьте полноценный список вопроса с учетом цели и особенностей оформления текста.
у журналистов это все как-то так легко и просто кажется: задал любой вопрос, затронул больную или популярную тему и хоп – успех. на самом деле все сложнее: планируй, составляй список вопросов, обрабатывай информацию, что-то скрывай, что-то преподноси, стилистика и пр. Но на самом деле процесс интересный и довольно креативный!