Одним из обязательных требований при разработке и реализации любой образовательной программы является ее соответствующие действующим регламентам и стандартам – ФГОС. Притом неважно, аккредитована или неаккредитована соответствующая парадигма. Соблюдение установленных принципов образования, норм качества – одно из условий ее реализации. Поэтому важно изначально обеспечить ее соответствие государственным стандартам. Но как это сделать? Давайте разбираться.
СОДЕРЖАНИЕ
Базовые критерии качества образовательной программы согласно ФГОС
Все требования ФГОС ориентированы на повышение качества подготовки выпускников всех уровней обучения. Чтобы добиться этой цели, важно внимательно изучить составляющие элементы государственных нормативов и учесть их при составлении соответствующей траектории.
Критерий |
Симптоматика |
Миссия |
Целеполагание | Акцент на определенной сфере деятельности | Развит конкретные навыки, дать четкие представления по профессии, сфере деятельности |
Комплексность и научность | Использование различных подходов к обучению, использование актуальной научной литературы | Дать глубокую теоретическую подготовку и практические навыки по профилю |
Актуальность | Изучение современной теории и тенденций, развитие актуальных навыков, освоение инноваций | Подготовить конкурентоспособного специалиста, востребованного на рынке труда, готового к трудовым будням |
Целевая аудитория | Развитие индивидов в определенном направлении на основе располагаемых на данный момент знаний и умений | Установить четкие условия и ограничения по обучению, развить профессиональные и личностные качества, учесть таланты, способности и возможности слушателей, их ожидания |
Структурированность и последовательность | Поэтапное погружение в предметы и профессию | Развивать компетенции последовательно, взаимосвязано, точно и аккуратно |
Оперативность и контроль | Проведение регулярной проверки качества знаний и внесение корректив в учебный план | Отслеживание прогресса, оперативное решение возникающих вопросов и проблем |
Во-первых, образовательная программа должна быть целенаправленной и ориентированной в развитии на базе конкретной отрасли, сферы деятельности, науки. То есть в данном случае речь идет о том, что в рамках каждой траектории будет преподносить конкретный набор знаний, умений и навыков. Образовательная программа по ФГОС должна предоставлять слушателю определенные компетенции, которые он может использовать в избранной им сфере деятельности и/или повседневной жизни.
Во-вторых, обучение предполагает соблюдение принципа комплексности и научности. То есть намеченная траектория погружения в то или иное направление, предмет должно захватывать не только банальное изучение учебных пособий, но и научное объяснение современных тенденций, новейших терминов и подходов, приемов, а также практическую ориентацию для развития соответствующих умений и навыков. Такой подход призван научить студентов преобразовывать теорию в практику, глубоко изучать интересуемые вопросы, аргументировать предлагаемые решения и свою позицию при решении тех или иных вопросов и пр.
Третьим каноном ФГОС по отношению к программам подготовки выступает актуальность. Она предполагает, что преподносимая информация и практическая база будет ориентирована на потребности социума, отраслей, науки. Избранное направление обучения призвано облегчить адаптацию к окружающим условиям, профессиональной деятельности и пр. Притом все обретаемые представления и навыки должны соответствовать реалиям.
В-четвертых, государственные нормы устанавливают применение различных методов обучения, их гибкость. С одной стороны, программа подготовки должна быть персонализированной (учитывать возможности и способности каждого универсанта), содействовать его всестороннему развитию: профессиональному, личностному, творческому, спортивному и пр. С другой – мотивировать к обучению и привлекать внимание учащихся с помощью различных инструментов и способов коммуникации: деловые игры, ребусы, кейсы, опросы. Притом именно разнообразие подходов к обучению, материалов позволяет оперативно устанавливать и устранять пробелы в знаниях.
В-пятых, согласно федеральным стандартам образовательные программы должны иметь четкую и ясную структуру. То есть в ней должно быть прописано, что будут изучать индивиды и чему научатся, какие задания им предстоит выполнить, как будет оцениваться успехи и пр. Фактически в рамках каждой учебной траектории будет действовать определенный набор информации и шкала оценивания академической успеваемости.
Таким образом, в числе основополагающих параметров ФГОС в системе образования можно выделить качество подготовки, актуальность сведений и компетенций, последовательность и содержательность преподавания, методологическую базу.
Какая образовательная программа считается соответствующей госстандартам?
Обучение – процесс, тщательно спланированный и подробно описанный в специальном документе – образовательной программе. Одним из первичных требований по ее внедрению и реализации является соответствие действующим государственным нормативам – в частности, ФГОС. Эти регламенты унифицируют учебный процесс и помогают понять особенности, цели и тонкости обучения по конкретному направлению.
Казалось бы, понять какая программа обучения соответствует заданным параметрам, а какая нет – проще простого. Но на самом деле это не так.
К признакам, подчеркивающим учет и исполнение федеральных госстандартов при планировании и реализации определенной программы, можно отнести:
- В составе учебной части должны присутствовать обязательные предметы и четкий учебный материал, на основе которого будет производиться изучение соответствующих аспектов, тенденций, приемов и пр. Притом важно учесть, что набор базовых дисциплин будет меняться с учетом уровня подготовки учащихся, в рамках каждого последующего курса/класса;
- Намеченная траектория должна быть целенаправленной, притом цель – четкая, устанавливающая конкретный набор компетенций и сферу их применения. Притом вся основная часть программы призвана последовательно развивать индивида, плавно подводя его к вершине (цели).
- Образовательная программа должна быть тщательно спланирована и разбита на этапы реализации: по курсам и семестрам, предметам, темам и пр. То есть она должна учитывать рабочие программы по дисциплинам, учебный план, календарно-тематический план и пр.
- Удовлетворение требований рынка труда и ожиданий учащихся (пользователей). В данном случае речь идет о том, что намеченный курс подготовки должен быть ориентирован на развитие таких качеств и навыков, которые сделаю выпускника конкурентоспособным и востребованным, позволят ему незамедлительно приступить к работе и строить профессиональную и/или научную карьеру, развиваться в перспективе.
То есть программа будет считаться учитывающей нормативы ФГОС, если она развивает конкретные компетенции и предоставляет соответствующие знания в заданном направлении, доступна для изучения и освоения, тщательно продумана и спланирована, учитывает реальные факторы и условия.
Порядок формирования образовательной программы с учетом государственных стандартов
Разработка образовательной программы изначально должна учитывать требования ФГОС. Для этого важно сначала внимательно их изучить, понять, а затем использовать при построении соответствующей специализированной траектории обучения.
Чтобы подготовить и внедрить образовательную программу с учетом госстандартов, достаточно следовать следующей схеме.
Во-первых, внимательно ознакомьтесь со всеми регламентами и правилами в конкретной области образования, по определенному направлению или специализации. Важно понять, какую информацию нужно и важно преподносить, какие навыки развивать, какие подходы лучше всего использовать. То есть важно задать конкретные цели и задачи с опорой на ожидаемый результат.
Во-вторых, тщательно проработайте содержание обучения. То есть нужно понять, на каком этапе и какую информацию преподносит, какая литература потребуется, какая материально-техническая база необходима для погружения и развития, какой объем часов целесообразен для предмета и каждой темы. Важно ориентироваться на спектр обязательных компетенций и цель обучения, а также уровень подготовки целевой аудитории. Также важно просчитать наиболее эффективные приемы преподавания.
В-третьих, освоение образовательной программы должно быть доступным и понятным. Поэтому важно кратко и емко ее описать и отметить условия обучения по ней: кто сможет, какая база знаний должна быть и пр. Это упростит ход погружения в профиль.
В-четвертых, в рамках каждой программы обучения должна присутствовать конкретная шкала оценивания успехов учащихся в рамках каждой заявленной дисциплины. Важно определить рациональное количество проверок, срезов, форматов аттестации, условия и параметры оценки академической успеваемости выставления итоговых отметок.
Важно отметить, что формирование образовательной программы будет учитывать не только типичные или формальные правила и параметры качества образования, но и реальные условия реализации: требования рынка труда, работодателей или партнеров учебного заведения, модные тенденции, достижения в науке и отраслях, ожидания целевой аудитории. То есть при подготовке соответствующей траектории важно продумать все до мелочей, полагаться на современные ресурсы и возможности, ориентироваться на материально-технические ресурсы места реализации и пр.
Можно ли оценить степень соответствия образовательной программы требованиям ФГОС?
После того как программа подготовки была спланирована и изложена в виде полноценного документа, важно проверить ее состоятельность и степень соответствия требованиям государственных регламентов и нормативов. Для этого чаще всего используют несколько общепризнанных методик.
Первый способ – сравнительный анализ. В данном случае изучению и сопоставлению действующим регламентам подвергаются учебный план, учебные и методические, дидактические материалы. Важно оценить, что узнают и какие навыки разовьют слушатели, соотнести их с требованиями ФГОС. Ключевой акцент делается на оценке содержательности программы подготовки: соответствие цели, последовательность задач, развитие конкретных компетенций (узких, общих, культурных и пр.), выделение конкретных методов обучения, наличие четкой измерительной шкалы по успеваемости.
Второй подход по определению соответствия программы нормативам ФГОС является оценка академической успеваемости и результатов обучения. Этот способ предполагает «пилотное внедрение» соответствующей траектории и ее апробацию в реалиях. Далее по мере завершения обучения выпускники получают диплом негосударственного образца и именно их пример подчеркивает степень соответствия. В этом случае учитывают отзывы дипломантов, отзывы работодателей, скорость трудоустройства и пр. Именно так появляются на свет новейшие направления подготовки при вузах (неаккредитованные программы), которые в случае успеха далее проходят аккредитацию и становятся востребованными и модными, востребованными.
Еще одним приемом по определению степени соответствия образовательной программы требования ФГОС привлечение сторонних квалифицированных специалистов, которые способны провести комплексный анализ качества соответствующей траектории и документа. Такие профессионалы помогут выявить несоответствия, подчеркнуть достоинства и недостатки, подсказать способы возможности оптимизации программы, сложности и особенности реализации и пр.
Оценка степени соответствия образовательной программы нормам ФГОС предполагает выявление ее недостатков с целью их оперативного устранения, доработки и создания оригинальной и актуальной траектории с полноценным учебным материалом и методами.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Как обеспечить соответствие программы обучения госстандартам?
Чтобы гарантировать высокое качество обучения целевой аудитории, важно обеспечить соответствие образовательной программы действующим регламентам и нормативам. Что это значит? Такое условие предполагает следующее:
- Для начала необходимо обозначить конкретное направление и изучить все тенденции, происходящие в соответствующей области, науке, отрасли. Такой подход поможет понять, что должен знать дипломант и какими компетенциями располагать для успешного построения карьеры;
- Далее необходимо ознакомиться со всеми формальными тонкостями разработки и описания: структура и содержание, разделы, стиль, особенности в рамках каждого конкретного уровня образования и пр.
- Важно учитывать возможности образовательного центра и его партнеров: какие инструменты и материально-технические условия они могут предоставить достаточны ли они для подготовки современного специалиста и пр.;
- Не стоит пренебрегать изучением аналогичных или схожих образовательных программ при действующих учебных центрах, но не нудно торопиться их копировать или заимствовать. Учтите их опыт, оцените эффективность (чаще всего такие сведения находятся в открытом доступе), отметьте оригинальность, перенимайте только полезное и актуальное, инновационное и подходящее намеченной цели. Проводите всесторонний мониторинг и сравнивайте программы, находите отличия и используйте это во благо.
- Учитывайте специфику предметной области, уместность каждой дисциплины выбранному направлению и цели, современным требованиям. Не забывайте об учете особенностей целевой аудитории. Адаптируйте материал под нее.
- При подготовке программы с учетом ГФОС обратите внимание на квалификацию педагогического состава, откорму придется ее внедрять и реализовывать. Они должны быть компетентными и владеть всеми новейшими подходами и инструментами.
Таким образом, чтобы обеспечить соответствие образовательной программы государственным стандартам, важно понять их суть, условия и способы применения, адаптировать их под реальные условия рынка труда, ожидания слушателей и возможности образовательных заведений.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
нужно следить за всеми обновлениями. В последнее время они участились. а так в целом просто учитывать ФГОС, стараться по возможности расширить программу обучения используя современный инструментарий и информацию.
формально описать правильную по ФГОСу программу нетрудно, если разбираться в соответствующих нормах, требованиях. но важно еще учитывать ряд факторов, чтобы реализация такой программы была тоже реальной – материально-техническая база, целевая аудитория, возможности педагога и пр. базовые знания будут в любом случае, он вот качество этих знаний зависит не только от ФГОСов, а именно от взаимодействия педагога и учащегося, условий в которых они работают.