Как правильно выполнять и оформлять музыкальный анализ в курсовых и дипломных работах?

Студенты, осваивающие музыкальную или творческую профессию, сталкиваются с необходимостью проводить анализ классических и современных произведений. Не все учащиеся понимают, как это правильно и грамотно делать. Но когда дело доходит до описания результатов такого исследования, то здесь и вовсе они впадают в ступор.

Как правильно выполнять и оформлять музыкальный анализ в курсовых и дипломных работах?

Студенты, осваивающие музыкальную или творческую профессию, сталкиваются с необходимостью проводить анализ классических и современных произведений. Не все учащиеся понимают, как это правильно и грамотно делать. Но когда дело доходит до описания результатов такого исследования, то здесь и вовсе они впадают в ступор.

Что такое музыкальный анализ и как его проводить?

Освоение музыкальной профессии (будь то композитор, солист и пр.) предполагает развитие тонкого и чуткого музыкального слуха. В этих целях на занятиях им предлагается провести анализ той или иной композиции.

Музыкальный анализ – это уникальный инструмент, который помогает слушателю прочувствовать и понять «основные нотки» произведения, оценить его со всех посильных сторон. Данная парадигма, с одной стороны, унифицирована и воспроизводится по типичной траектории. С другой стороны – сугубо индивидуальна и основана на ассоциациях, восприятии постановки и пр.

Основа для проведения музыкального анализа
Основа для проведения музыкального анализа

Музыкальный анализ нередко кладут в основу курсовых и дипломных работ. В этом случае с его помощью студенты демонстрируют свои аудиторские способности и возможности, компетентность и разборчивость, умение ориентироваться в характере и особенностях постановки и пр.

Проведение анализа музыкальной композиции – процесс требовательный. В этом деле важно учитывать ряд основополагающих принципов. Во-первых, слушателю необходимо быть предельно внимательным. Не торопитесь делать выводы о наименовании и происхождении, авторстве прослушиваемой композиции с первых секунд. Изучите весь материал. Некоторые произведения могут иметь сходства. Поэтому полное прослушивание объекта лучше сориентирует в общих моментах.

Во-вторых, полагайтесь на комплексный подход. Анализ будет всесторонним. Пользователю важно понять характер или тон композиции, основные и дополнительные мотивы, инструментальное исполнение (какие инструменты задействованы и какова их роль), структурная оценка произведения, ритмичность, темп и пр. То есть важно не просто описать, понравилась ли дорожка или нет, но и разобрать ее детально. Это значит, что студенту предстоит детализировать произведение и затем обобщить все моменты в общую картину.

В-третьих, ассоциативность. Данный принцип предполагает, что в рамках анализа студент подчеркнет свои ассоциации с прослушиваемой музыкой, отметит ее художественную окраску и восприятие, отношение к ней. То есть в рамках музыкального мониторинга присутствует доля субъективизма.

Музыкальный анализ нацелен на определение основных моментов и субмотивов в рамках изучаемой композиции. То есть цель такого подхода состоит не в том, чтобы моментально констатировать что за произведение, кто и когда его написал. Суть такого подхода заключается в определении качественных характеристик, динамики и особенностей в развитии композиции.

Разбор музыкального произведения в составе курсовой или дипломной работы – основной способ раскрытия темы. Чаще всего для таких целей студент максимально сужает тему проводимого исследования, выделяя соответствующий объект – творчество конкретного композитора или его отдельное произведение и пр. Именно описание указанной манипуляции формирует основную часть документа и позволяет объективно оценить знания, компетентность и творческий потенциал исследователя.

Среди основополагающих функций музыкального анализа можно отметить:

  • Информационная. В рамках анализа студент отмечает, какое именно произведение он исследует, предоставляя общую характеристику. В данном случае очевиден уровень подготовки слушателя, его умение ориентироваться в музыкальном пространстве и пр.
  • Аналитическая. Отмечая те или иные особенности, факты, тенденции в постановке исследователь выделяет ее особенности, приверженность к конкретному автору, эпохе и пр. То есть посредством уточнения отдельных нюансов, моментов, музыкальных особенностей происходит обоснование мнения студента и пр.
  • Сравнительная. В рамках анализа постановки может проводиться параллель между картинами одного автора или сравнение творчества музыкантов одной и той же эпохи и пр. Благодаря такому подходу, студент может выделить особенности исследуемой постановки, подчеркнуть ее специфические черты и пр.;
  • Субъективная. Данная парадигма подчеркивает отношение студента к конкретному произведению, его восприятие и ассоциации, отношение к картине и пр.;
  • Обосновательная. Анализ требует получения конкретных результатов и выводов, которые нужно конкретизировать на основе научной литературы, логических размышлений, фактов и пр.

Таким образом, анализ музыки – процесс творческий, специфический, который учитывает общие правила к его проведению и индивидуальные особенности исследователя (субъективная сторона). Этот инструмент является основным подходом при сборе и обработке информации для исследований, связанных с изучением классических композиций и развитием новых витков в музыке. Каждый студент, осваивающий музыкальную профессию, должен владеть этим методом.

Порядок анализа музыкальных произведений

Итак, музыкальный анализ – это классический способ «познать» музыку «изнутри». Этот подход предполагает последовательное погружение в произведение с дальнейшей логической и ассоциативной обработкой материалов.

Базовые этапы музыкального анализа
Базовые этапы музыкального анализа

Первым делом студенту предстоит прослушать объект исследования, то есть конкретную композицию. Здесь важно вслушаться в мелодии, получить общие представления о картине, попытаться вспомнить к «чьей руке» она относится, а затем постараться выделить более глубокие черты произведения.

То есть на данной стадии студенту нужно пойти аудирование, то есть внимательно прослушать соответствующую композицию. В результате такого прослушивания индивид выделит такие факты, как наименование композиции, данные об авторе, краткая история происхождения, характер произведения.

Вторым шагом в рамках музыкального анализа станет его разбор. Здесь проводится всесторонняя качественная аудиолизация на составные элементы:

  • Структура произведения и характерные черты для каждой части: как начинается введение, как развивается основная часть, где отмечается кульминация, чем завершается картина, в какой из частей разворачиваются яркие моменты и как они проявляются, сколько героев или мотивов наблюдается и пр.
  • Определение формы произведения и свойственных ей черт. В данном случае слушатель должен понять жанр и формат творческого повествования композитора, выделить его специфические черты и показать их наличие в соответствующих фрагментах (в чем выражаются);
  • Оценка музыкальной гармонии. Для этой цели аудиалу предстоит понять, на каких основных аккордах строится картина, как меняется сюжет и настроение, какие переходы используется автор, определить связь между аккордами и модуляциями, оценка логики в развитии композиции и степени ее завершенности и пр.;
  • Мониторинг ритмичности и темпа. Важно определить стабильность или разнообразие в используемых ритмах, какой ритм и тональность свойственны героям произведения, как меняется ритм в разных частях композиции и о чем это свидетельствует;
  • Определение средств выразительности в музыке. Определение основных интонаций и тональностей, переходов к ним в разные этапы развития композиции, каким героям свойственны те или иные мотивы, определение тембральных особенностей дорожки, какие методы и инструменты подчёркивают особенности музыкального повествования и пр.

Особое внимание в рамках музыкального анализа стоит обратить на следующие моменты. Музыка – это способ выражения состояния, эмоций, ситуации. Зачастую композитор присваивает каждому герою или событию определенный мотив. Обратите внимание на повторяющиеся фрагменты или элементы в мелодии, когда она повторяется, что вы испытываете в этот момент.

Помимо этого, исследовать нужно перепады в музыке: громкость, сбитый ритм, замедление или ускорение, смена тембра или тональности и пр. Важно понять, что с помощью этих приемов хотел сказать автор и пр.

Также в рамках разбора музыкальной композиции возможно проведение статистического анализа. С его помощью можно определить общую продолжительность мелодии, длительность каждой части, количество задействованных инструментов для ее исполнения и роль каждого из них и пр.

Музыкальный анализ требует применения разных способов и подходов, с помощью которых можно понять и описать произведение.

Строгой последовательности действий при разборе и оценке музыкального произведения нет. Каждый пользователь действует либо в рамках привычных тактик, полагаясь на знакомые приемы, либо интуитивно и логически.

Результаты исследования композиции должны подчеркивать характер и тонкости мелодии, ее соответствие определенным образам и ассоциациям. Слушатель должен выделить качественные, структурные характеристики прослушанного формата, а также подчеркнуть собственные ассоциации и впечатления.

Основные методы, используемые в рамках музыкального анализа

Анализ музыкального произведения – это не просто выделение тех или иных специфических черт, приковывающих к себе внимание. С помощью этого инструмента пользователь отмечает особенности и стилистическую приверженность, характер, тему и мотивы, создает определенное настроение и пр.

Музыкальный анализ – это не конкретный инструмент или подход, а целая система приемов, которые помогают разобраться в и исследуемом материале. Чаще всего слушатели полагаются на следующие подходы и способы мониторинга.

Метод

Суть

Значение

Аудирование Прослушивание мелодии Получение первичных впечатлений о композиции: характер, эмоции, ассоциации
Детализация Разбивка произведения на части и углубленное изучение каждой из них Определение специфических черт, особенностей в рамках каждого этапа музыкального произведения, оценка структуры и содержания, тональный и нотный разбор и пр.
Обобщение Оценка общей картины и впечатлений от нее Выделение особенностей и результатов исследования
Нотный мониторинг Изучение нотных записей композиции Статистический анализ нотной записи, формальная оценка композиции (тональность, приемы исполнения, сложности исполнения и пр.)
Метод повторения Повторное прослушивание материала или его части Детализация моментов и приемов, особенностей, повторение материала
Метод внешнего аудита Получение общих представлений о произведении из внешних источников информации Изучение первоисточников относительно истории создания и особенностей произведения
Сравнение, сопоставление Сравнение с произведениями композитора или других композиторов для выделения особенностей в составе или исполнении Выделение специфических черт, приемов. Звучания или иных аспектов, уникализация произведения

Основополагающим приемом является аудирование или прослушивание. Согласитесь, что без этого способа невозможно познакомиться с произведением. Только после того, как услышал материал, можно приступать к его разбору. То есть рассматриваемый прием помогает визуализировать музыкальную картину.

Не менее важным инструментом выступает детализация. Она предполагает расчленение аудиодорожки на составные части: структурные, инструментальные, оценка нотной дорожки и диапазон распределения нот, эмоциональная оценка и пр. То есть этот подход позволяет заметить тонкости и нюансы, переходы, связи между фрагментами и пр.

Затем пользователь полагается на метод обобщения. С его помощью он оценивает композицию в целом, подчеркивая суть и значение ярких параметров, отмечает роль определенных фрагментов в постановке, их особенности и уместность в основном контексте. То есть посредством грамотного объединения деталей воссоздается единая логически связная и грамотная картина.

Еще одним способом оценки произведения является нотный мониторинг. Он предполагает изучение формальной записи на нотной бумаге (посредством нотного отражения). Такой разбор считается наиболее точным. Он позволяет увидеть частотность звуков, характер исполнения, тональность, «размах» октав, музыкальные приемы и пр. Нередко нотная грамотна становится основой для проведения статистического анализа произведения.

Также допускается метод повторения. В этом случае слушатель в очередной раз слушает всю или часть исследуемого произведения с целью уточнения некоторых моментов. Такая тактика помогает глубже проникнуться мелодией и выделить особенности в ее исполнении, значение в произведении и пр.

Метод внешнего аудита в рамках музыкального анализа призван помочь студенту обрести наиболее полные и объективные представления по изучаемому объекту исследования. Он предполагает сбор дополнительной информации по произведению и ее автору, особенности эпохи (в рамках которой создавался материал), мнение опытных экспертов и пр.

Также не исключено использование сравнительных и сопоставительных операций, которые помогают выделить сходства и отличия между разными «музыкальными полотнами», подчеркнуть особенности или параметры, свойственные конкретному композитору и подчеркивающие его уникальность и пр.

Научный метод оценки музыкальных произведений помогут констатировать жанр, размер и иные базовые характеристики, благодаря которым можно определить соответствующий тип композиции, ее свойства, предназначение и пр.

Указанные подходы для диагностики и оценки музыкальных материалов не единственные. Каждый универсант сам определяет, какими инструментами и приемами будет пользоваться при разборе композиции.

Как оформить результаты анализы музыкальных произведений в курсовых и дипломных работах?

Провести музыкальный мониторинг можно как устно, так и письменно. Но при выполнении курсовых и дипломных работ важно грамотно описать соответствующие действия и обосновать полученные результаты.

Анализ музыкального материала может стать как самостоятельной темой, то есть полноценным развернутым исследованием, так и частью более масштабного проекта. Но в любом случае результаты такой итерации нужно грамотно преподнести в студенческой работе.

Правила оформления результатов музыкального анализа
Правила оформления результатов музыкального анализа

Первым делом нужно изучить методические рекомендации, чтобы понять структуру курсовой или дипломной работы. В этом случае под результаты музыкального анализа можно выделить отдельную главу. Тогда каждый этап или метод, тип исследования композиции можно описать в соответствующем (одноименном) параграфе, а в завершении раздела обобщить итоги и сделать обоснованный вывод.

Вторым шагом является разбор проведенного анализа и его упорядочивание. То есть важно понять, что и в какой последовательности лучше всего преподнести, как грамотно увязать результаты мониторинга.

В рамках этой стадии можно выдвинуть классическую схему повествования:

  • Общая характеристика произведения: наименование. Авторы, краткая история, жанр происхождения или зарождения (историческая справка);
  • Структурный анализ: выделение составных частей композиции, их особенностей;
  • Качественный анализ: оценка ритмичности и темпа, тональности, определение основной темы и мотивов, инструментальный мониторинг, эмоциональный и ассоциативный разбор мелодии и пр.;
  • Нотный и статистический разбор произведения;
  • И пр.

В рамках каждого шага по исследованию музыкального материала важно кратко и емко описывать основные мероприятия и делать акцент на результатах. Притом важно подчеркивать их корректность с помощью научных фактов (например, сравнение установленных тенденций с музыкальными правилами, литературой и т.п.).

В конце аналитической главы важно обобщить информацию и сделать аргументированный всесторонний вывод. Он призван подчеркнуть общие особенности и отношение студента к произведению (его эмоции, впечатления, ассоциации и пр.).

Описание произведения и его разбор с учетом избранной студентов методологии должно быть изложено в научном стиле с использованием соответствующей «музыкальной терминологии». Лучше всего узкие термины вынести в глоссарий или раскрывать их значение в основной части.

Для сравнения отдельных параметров лучше всего полагаться на таблицы или диаграммы, гистограммы. Для проведения нотного мониторинга придется приложить соответствующий фрагмент к проекту в разделе «Приложения». Разбор результатов исследования делается с помощью текста. Притом важно делать отсылки на соответствующие фрагменты из произведения, мнения экспертов и пр.

Далее останется лишь правильно настроить параметры форматирования курсовой или дипломной работы с учетом норм ГОСТ и методических рекомендаций.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Рекомендации по проведению анализа музыкальных произведений

Музыкальный анализ – процесс целенаправленный. Поэтому сперва важно определить объект исследования, границы его разбора и акцент на определенной методике или части. То есть студенту нужно подчеркнуть. Что он намерен анализировать и для чего, обосновать свой выбор.

Используйте те приемы и способы изучения и разбора композиции, в которых разбираетесь и которые уместны.

Не бойтесь повторно прослушивать материал. Постарайтесь вслушаться в него и акцентировать внимание на ранее незамеченных моментах или конкретных фрагментах, деталях. Старайтесь восполнять пробелы в текущем описании произведения.

Опирайтесь только на достоверные первоисточники при внешнем исследовании произведения. Проводите исторический разбор композиции, изучите мнения различных критиков и композиторов, попытайтесь определить сходства и отличия с иными произведениями и пр.

Для интерпретации результатов анализа музыкальных картин важно грамотно сгруппировать собранные материалы, факты и мнения. Пошагово опишите основные мероприятия и итоги, подкрепите свои достижения и выводы научными фактами.

Обязательно проверяйте изложенный в курсовой или дипломной работе текст на ошибки. Рукопись должна быть понятной при прочтении, грамотно написанной.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *