10 главных аспектов по влиянию музыки на качество обучения школьников и студентов

О специфическом и плодотворном воздействии музыки на состояние, здоровье и самочувствие, а также скорость и качество работы человека человечество наслышано давно. Но не всегда люди с доверием и ответственностью относятся к ее применению в учебном, трудовом или иных процессах. Сегодня команда Дисхелп раскроет занавес и опишет 10 ключевых аспектов, подчеркивающих положительное воздействие музыки на качество обучения студентов.

10 главных аспектов по влиянию музыки на качество обучения школьников и студентов
О специфическом и плодотворном воздействии музыки на состояние, здоровье и самочувствие, а также скорость и качество работы человека человечество наслышано давно. Но не всегда люди с доверием и ответственностью относятся к ее применению в учебном, трудовом или иных процессах. Сегодня команда Дисхелп раскроет занавес и опишет 10 ключевых аспектов, подчеркивающих положительное воздействие музыки на качество обучения студентов.

Как музыка влияет на учащихся?

О чудотворном действии «музыкотерапии» наслышан каждый, но не все люди умеют не просто слушать те или иные композиции, но и пользоваться ими при выполнении трудных задач, основной (рабочей, учебной, научной или иной) деятельности. На самом деле функции музыки и ее сила воздействия на каждого человека неоднозначна и специфична.

Как воздействует музыка на учащихся?
Как воздействует музыка на учащихся?

Среди наиболее распространённых «музыкальных эффектов», проявляющихся на качестве подготовки школьников и студентов, можно выделить следующие моменты и аспекты:

  • Совершенствование и развитие памяти. С помощью музыка гораздо легче запомнить информацию, особенно если она переложена на стихотворный лад и сочетается с мелодией. Согласитесь, что даже иностранные песни запоминаются легче, чем заучивание иностранных слов с помощью словарей, чтения научной литературы и пр. То есть музыкальная терапия среди учащихся тренирует клетки памяти и помогает сориентироваться в информации, пополнить словарный запас и расширить кругозор;
  • Восстановление эмоционального фона. В зависимости от жанра характера выбранной композиции может меняться и «моральное», душевное или иное эмоциональное состояние слушателя. В частности, громкая и интенсивная программа будет отвлекать от дел или содействовать резкой смене обстановке, более спокойные мелодии помогут собраться с мыслями, переосмыслить результаты тех или иных действий, обстоятельств, сосредоточиться или наметить план давнейших действий и пр.;
  • Корректировка темпа работы, повышение мотивации. Согласитесь, что любое действие под музыку обретает «свою скорость». При спокойной или размеренной терапии темп выполнения заданий может упасть, а при ритмичном такте наоборот – вырасти. Более того, выполнение отдельных поручений под «музыкальные хиты» проходит более живо, интересно, замотивировано. Человек может установить цель: до конца мелодии завершить прочтение главы или конспектирование материалов и пр.;
  • Развитие навыков многозадачности. Согласитесь, что применение отдельных мелодий в рамках учебного процесса способно, как повышать концентрацию внимания, так и отвлекать индивида от насущных дел. В данном случае умелое использование музыкальных дорожек в учебном процессе содействует развитию навыков многозадачности, расстановке приоритетов: слушать композицию или выполнять задание, сосредоточиться на конкретном деле или расслабиться и пр.;
  • Внесение разнообразия в монотонный учебный процесс. Использование музыкотерапии в рамках образовательной деятельности минимизирует риск эмоционального, профессионального и иного выгорания как у педагогов, так и студентов. Согласитесь, что ежедневное пребывание в одних и тех же условиях изнуряет не меньше, чем повышенная нагрузка (дополнительные тренировки и занятия и пр.). Использование музыкальных композиций позволяет привнести «изюминку» в традиционные подходы по подготовке учащихся, сделать учебный процесс красочнее, интереснее и пр.;
  • Развитие творческого подхода к постижению новых знаний. Использование музыки в значительной степени облегчает погружение в те или иные предметы (но бывают случаи «обратного эффекта», когда музыка больше отвлекает). В частности, музыкотерапия в учебном процессе способна подтолкнуть учащегося к проявлению креатива: например, запоминание сложных терминов или моментов по теме с помощью песен или стихов, метод ассоциаций (когда определённая музыка ассоциируется с темой или отдельными моментами и пр.).

Согласитесь, что использование музыки в учебном и любом ином процессе воспринимается неоднозначно, а ее воздействие носит индивидуальный характер. В данном случае немаловажную роль на качество подготовки учащихся оказывает не просто сама мелодия, но и ее специфика: жанр, продолжительность характер, темп, музыкальные предпочтения индивида и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Особенности воздействия различных жанров музыки на качество подготовки школьников и студентов

Музыка – это не просто мелодия. Данная категория весьма разнообразна и специфична. Характер и качество воздействие на слушателя может быть различным. Притом на результаты обучения школьников и студентов чаще всего влияет музыкальный жанр, его характер и «наполнение»! Недаром говорят, что мы – это то, что мы слушаем. Давайте разбираться, как жанры музыка способны воздействовать на учебные, умственные и иные способности человека.

Влияние поп-музыки на учебный процесс и результаты подготовки учащихся

Поп-музыка – этот популярная музыкальная постановка, которая пользуется особым или повышенным спросом среди слушателей. Чаще всего она характеризуется легкость ю запоминания слов или непосредственно мелодии, умеренной ритмичностью и мелодичностью. При этом в последнее время в поп-музыке наблюдается слабая смысловая нагрузка песен, глуповатое содержание текста с акцентом лишь на рифмы.

Как же воздействует поп-музыка на учащихся? Среди положительных моментов можно отметить следующие аспекты:

  • Развивает творческий подход к делу. Учащийся может упростить процесс запоминания отдельных слов, фраз, терминов, иноязычных фраз с помощью подбираемых рифм и пр.;
  • Способен ускорять темп выполнения отдельных заданий. Лучше всего поп-музыка сказывается на занятиях спортом, где важен ритм и скорость, а не качество «наполнения» песни;
  • Расширяет неформальный словарный запас.

Многочисленные эксперименты и исследования позволили ученым выявить существенные недостатки поп-постановки. В частности, продолжительное прослушивание поп-музыки способно привести к «затуплению» индивида, затормозить его профессиональное развитие. Такой эффект достигается благодаря слабой смысловой нагрузке песен, использование простейших или разговорных, нецензурных реплик вместо научных, профессиональных категорий, отвлечение на музыку и абстрагирование от учебы и пр.

К сожалению, негативное воздействие поп-постановок в значительной степени превосходит положительные эффекты, поэтому подобные композиции на практике в рамках учебного процесса не используются. Чаще всего и применяются для смены обстановки, «разрядки» ситуации или при физической работе.

Воздействие рэпа на качество обучения школьников и студентов

Согласно многочисленным психологическим и музыкальным исследованиям, рэп-музыка также имеет неоднозначное влияние на разум и развитие человека.

КАК МУЗЫКА ВЛИЯЕТ НА КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ?

Критерий

Воздействие

Результат

Развитие и укрепление памяти Облегчает или усложняет запоминание информации Пополняет словарный запас, расширяет кругозор, всестороннее тематическое погружение в предмет
Эмоциональный фон Разряжает обстановку, содействует расслаблению или концентрации внимания Мотивирует к учебе или грамотному распределению нагрузки
Мотивация учащегося Музыка способна устанавливать темп изучения темы или предмета, скорость выполнения задания Повышает интерес к теме/предмету, регулирует скорость его изучению
Многозадачность Музыка учит выполнять одновременно несколько разных задач Грамотная расстановка приоритетов, сочетание различных действий и заданий, концентрация внимания на задании
Разнообразие учебного процесса Создание новой обстановки и условий для изучения темы Повышение уровня привлекательности предмета, новые педагогические приемы
Творческий подход к изучению предметов Повышение интереса учащихся к предмету, побуждение индивидуальных особенностей индивида в изучении предмета, облегчение учебного процесса Развитие креатива в освоении предмета, использование посильных и удобных инструментов в освоении тем, упрощение темы
Изучение иностранных языков Использование композиций на иностранном языке расширяет словарный запас, облегчает восприятие информации, облегчает навыки «полиглота» Расширение словарного запаса, развитие навыков аудирования, совершенствование произношения и пр.
Новый педагогический подход, метод Использование современных подходов в изучении предмета: музыкотерапия, игры, ассоциации и пр. Упрощение учебного процесса, сплочение педагога и подопечных
Повышение степени удовлетворения от обучения Повышение интереса учащихся к дисциплине или теме Полное всестороннее и эмоциональное изучение темы, мотивация к самообразованию
Развитие воображения и фантазии Музыка содействует развитию логики, критического мышления, воображения в решении намеченных задач Применение современных и комфортных методов изучения предмета, использование индивидуальных способностей в постижении новшеств

Среди специфических черт рэп-композиций можно отметить:

  • Незамысловатость и монотонность, однотипность музыкального фона;
  • Использование речитатива, то есть не пропевание мелодий, а чтение текста в определенном темпе, с расстановкой пауз, чувств и ударений и пр.;
  • Низкий смысловой контент и акцент на рифме. Но при этом наблюдается разнообразие в словарном запасе, так как рэперы предпочитают использовать иноязычные термины перекладывать различные афоризмы и высказывания на иностранный лад, использовать «иностранные термины» в русскоязычной форме с конкретным посылом и пр.

Многочисленные психологические эксперименты продемонстрировали следующие результаты использования рэп-музыки в учебном процессе. Применение данных вариаций и мелодий в обучении содействует более тщательному обдумыванию текста, выделение ярких значений и категорий, повышению уровня грамотности (расстановка ударений, правописание, корректное и четкое выговаривание текста и пр.). В то же время изыскания квалифицированных психологов продемонстрировали неутешительные итоги от включения рэп-композиций в учебный процесс. У учащихся заметно падало настроение от монотонности композиций, снижалась продуктивность обучения, повышалась злоба и раздраженность, чувство агрессии.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Особенности использования рок-музыки в учебном процессе

В переводе с английского языка, термин «рок» означает «укачивание». Транскрипция термина напрямую подчеркивает любовь рокеров к наклонам, поклонам, покачиванию во время исполнения композиции.

Какая музыка чаще всего задействуется в организации и реализации учебного процесса?
Какая музыка чаще всего задействуется в организации и реализации учебного процесса?

Рок-музыка – весьма специфичное направление в музыкальной стезе. Подобные композиции чаще всего «на любителя», так как они обладают следующими характерными чертами:

  • Ритмичность мелодий. Чаще всего подобные песни подвижны, экспрессивны, буквально заставляют двигаться, вызывая определённые и характерные для рока движения;
  • Громкость. Рок-постановки отличаются своим звучанием и преобладанием резких скачков в высоте звука, сочетании инструментов (преобладание бас-гитары, барабанов, режущих слух звуков). С первых нот подобные постановки буквально оглушают если не мелодией, то характерным пением-ором, визгом или шокирующим хрипом и пр.

Влияние данного жанра на слушателей неоднозначно. С одной стороны, наблюдается повышение стрессоустойчивости. Так как рок-музыка довольно тяжелая (для слуха и восприятия), то она способна «перевоспитывать» характер слушателей, делая их более устойчивыми к любым резким воздействиям. Согласитесь, что в учебе стрессоустойчивость не помешает.

Но в то же время длительное прослушивание подобных композиций способно к провоцированию агрессии. Столь тяжелая музыка не сочетается с серьезными делами, так как она отвлекает и мешает концентрации на более важных вещах. Более того, в отдельных ситуациях рок-мелодии способны погружать индивида в транс, а также вызывать привыкание, манию постоянного прослушивания.

Но несмотря на столь противоречивые моменты, психологи выявили удивительную тенденцию. Лица, изредка прослушивающие рок-композиции более терпеливы, усидчивы, способы самостоятельно разбираться в нюансах и самостоятельно решать возникающие проблемы. Но использовать рок, как фоновую мелодию, не рекомендуется. Чаще всего данный жанр используется в учебных целях только ради изучения тонкостей и особенностей музыкального происхождения: история развития, тенденции, современное состояние, новизна и пр.

Влияние классической музыки на качество обучения

О положительном воздействии классической музыки известно давно, но несмотря на многочисленные исследования, многие педагоги, школьники и студенты относятся к «чудодейственному эффекту» музыкотерапии скептически или с иронией.

Квалифицированные психологи считают классическую музыку – идеальным инструментом для повышения качества подготовки учащихся на всех ступенях образования в любой среде и специальности.

На фоне использования рассматриваемой разновидности музыкальных композиций можно отметить следующие чудотворные эффекты:

  • Успокаивающий эффект. Любая классическая мелодия содействует ее тонкому проникновению на подсознательном уровне и оказывает успокаивающий эффект, приводя внутренний и внешний миры в равновесие, помогая переосмыслить происходящие события и уравномерить пыл, привести психоэмоциональный фон в порядок. Многочисленные изыскания установили, что под классическую музыку клетки мозга успокаиваются и вырабатывается гормон счастья;
  • «Классика» содействует повышению концентрации внимания, а при грамотном подборе улучшает качество восприятия новой информации, облегчает изучение нового материала, содействует наилучшему развитию и плодотворному развитию мышления;
  • Вразумляющий эффект. Классическая музыка писалась всегда эмоционально и душевно, проникновенно. Каждый композитор через музыку выражал собственное состояние, пережитые моменты, фантазии. Поэтому при грамотном подборе музыкального сопровождения можно добиться более тщательного понимания всех нюансов и моментов по заявленной теме.

Классическая музыка считается самой размеренной, гармоничной и воодушевляющей.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Какая музыка больше всего подходит для учебы?

Как мы уже убедились (по тексту выше), далеко не каждая мелодия или музыкальный жанр, стиль содействует наилучшему усвоению информации и развитию соответствующих качеств, навыков. Несмотря на то, что у каждого человека есть определённые способности и предпочтения в музыкальном плане, важно грамотно подбирать композиции для получения соответствующего «плодотворного эффекта» в учебной плоскости.

Если рассматривать наиболее подходящие для обучения стили музыки, то все ученые, эксперты и исследователи приходят к одному выводу: классическая музыка – самый лучший вариант для содействия в развитии индивида в любом плане: будь то основная школа, профессиональное или дополнительное образование. Поэтому бесспорным и наиболее подходящим вариантом для успешного обучения и развития считается именно классика. В числе наиболее приоритетных композиторов можно выделить Моцарта, Бетховена, Баха, Чайковского, Вивальди, Шуберта и пр.

Сила и способы воздействия музыкальных жанров на учащихся
Сила и способы воздействия музыкальных жанров на учащихся

Но в отдельных случаях для повышения мотивации и качества обучения можно использовать различные комбинации или использование мелодий различных форматов, чередуя спокойные композиции для изучения материала с более подвижными, динамичными – для переключения внимания, отвлечения от учебы, смены обстановки и пр.

Предлагаем рассмотреть связь музыки с изучением отдельных дисциплин.

  • Грамотно подобранный музыкальный репертуар на занятиях русского языка буде содействовать расширению лексикона, активировать мыслительную деятельность и речевые способности, стимулировать эмоциональный фон и пр. В частности, педагог может использовать фоновую музыку на протяжении всего занятия или при выполнении отдельных заданий, а также дополнять учебный материал тематическими композициями (например изучение отдельных правил на примере песен, анализ словообразования с течением времени, моды и пр.);
  • Использование музыкальных дорожек на занятиях литературой поможет проникнуться атмосферой произведения, подобрать выразительные средства для описания героев, определить характер произведения, отдельные мотивы и тенденции в нем и пр.;
  • Применение музыкальных композиций на уроках физкультуры повысит мотивацию и интерес учащихся к выполняемым упражнениям, заданиям и играм, привнесет краски в серые будни, придаст азарта или концентрации внимания, задаст ритм на разминке и пр.;
  • Использование музыки на занятиях иностранного языка поможет в расширении словарного запаса, облегчит правильную постановку произношения, а также подготовит учащегося к аудированию (восприятие информации на слух), упростит понимание иностранного языка и его правил, стилистики и пр.;
  • На уроках географии, истории использование музыкальных дорожек превратит банальный рассказ учителя в самый настоящий спектакль, поможет проникнуться эпохой и событиями, отметит их характер, повысит интерес к теме и пр.;
  • Изучение математики и физики с фоновым музыкальным сопровождением поможет повысить уровень концентрации на задании, активирует клетки мозга, отвечающие за осмысление задания, успокоит учащегося в случае неудачи и пр.;
  • Использование музыки на творческих предметах (ИЗО, черчение, МХК и пр.) содействует более яркому проявлению фантазии, воображению, фантазии в ходе создания проекта или выполнения задания.

В большинстве случаев для изучения дисциплин используется классическая музыка, но в рамках отдельных предметов приветствуются иные жанры. Например, при постижении иностранных языков можно слушать современные поп-композиции, зарубежный рок и пр. Постижение исторических предметов можно сопровождать тематической «музотекой» соответствующей эпохи: военные песни, гимны, песни с учетом специфики рассматриваемого периода и пр.

Таким образом, идеальным вариантом музыкального сопровождения занятий считается классическая музыка, но в отдельных случаях т(по определенных предметам и темам) можно подключать самые разные жанры и стили, музыкальные наборы и композиции для углубленной или более осознанной работы.

Рекомендации по применению музыки в учебном процессе

При планировании занятия преподаватель самостоятельно решает, какие методы обучения он будет использовать. Музыкотерапия в данном случае является дополнительным инструментом, содействующим повышению внимания учащихся к заявленной теме.

Чтобы музыка упрощала постижение новых горизонтов, а не мешала развитию учащихся, важно учитывать массу факторов.

Какие факторы учитывают при подборе музыки для реализации/организации учебного процесса?
Какие факторы учитывают при подборе музыки для реализации/организации учебного процесса?

Во-первых, важно определить, роль музыкального сопровождения предмета или темы: фоновый режим или акцент на отдельных моментах темы. В случае с фоновым звучанием важно полагаться на спокойные, размеренные композиции, содействующие расслаблению или концентрации, успокаивающие и пр. Если же музыка подбирается с акцентом на отдельные моменты и детали, то в этом случае она может быть громкой, насыщенной, подчеркивающей характер или настроение, эпоху и пр.

Во-вторых, в зависимости от миссии и роли музыкального сопровождения темы, можно выделить тематическое и дополнительное воздействие. Тематическое – призвано воссоздать полную картину по теме, облегчить восприятие информации учащимися, сконцентрироваться на событиях, терминах, правилах и пр. Дополнительный эффект проявляется в том, что музыка призвана абстрагировать учеников, отвлечь их, помочь расслабиться перед более глубоким погружением, изучением сложных моментов и пр.

В-третьих, важно грамотно подобрать громкость композиций. В данном случае могут возникнуть сложности на фоне различной «слуховой активности» подопечных: у кого-то может оказаться слишком тонкий слух, а кто-то и вовсе дружит с тугоухостью и пр. Здесь важно «золотая середина», которая не будет мешать в постижении предмета.

В-четвертых, следует учитывать ритм или темп музыкального сопровождения, место музыки в учебном процессе. При выполнении сложных заданий лучше всего использовать нейтральные мелодии, спокойные и размеренные композиции, а в случае с подвижными играми – более веселые, ритмичные мотивы. То есть подбирая музыкальное сопровождение занятия важно учитывать не только специфику темы, но и характер заданий, место и продолжительность использования музыкальных дорожек и пр.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод: далеко не каждый музыкальная дорожка будет плодотворно сказываться на качестве подготовки индивида. Выбирая произведение для фонового или тематического сопровождения важно определить его роль и уместность, особенности и силу воздействия. Но самым безотказным и практически повсеместно подходящим в рамках учебного процесса считается классическая музыка.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

3 комментариев к “10 главных аспектов по влиянию музыки на качество обучения школьников и студентов”

  • подобных исследований проводилась масса, то на коровах, то на школьниках. Теперь добрались и до студентов. Мне кажется, что использование музыки в учебном процессе – вопрос индивидуальный. Кому-то она станет посторонним шумом, мешающим сконцентрироваться, а для кого-то – успокоительным средством во время испытания. В любом случае результаты обучения напрямую зависят от усилий и успехов учащегося, его подготовки, а уж как готовиться – студент решит самостоятельно.

  • музыка – это конечно хорошо, но дисциплину, ответственность и внимательность никто не отменял. Качество образования зависит только от стараний и заинтересованности студента. Не всегда музыка уместна на занятиях. Если идет освещение или разъяснение темы, она будет отвлекать. Но во время проектной, групповой работы, активных занятий – она самое то: задаст темп, подчеркнет азарт и повысит интерес, замотивирует. Так что использовать музыкальный фон на занятиях нужно правильно и грамотно, а студенту – меньше отвлекаться и учиться.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Это не спам *