О специфическом и плодотворном воздействии музыки на состояние, здоровье и самочувствие, а также скорость и качество работы человека человечество наслышано давно. Но не всегда люди с доверием и ответственностью относятся к ее применению в учебном, трудовом или иных процессах. Сегодня команда Дисхелп раскроет занавес и опишет 10 ключевых аспектов, подчеркивающих положительное воздействие музыки на качество обучения студентов.
СОДЕРЖАНИЕ
Как музыка влияет на учащихся?
О чудотворном действии «музыкотерапии» наслышан каждый, но не все люди умеют не просто слушать те или иные композиции, но и пользоваться ими при выполнении трудных задач, основной (рабочей, учебной, научной или иной) деятельности. На самом деле функции музыки и ее сила воздействия на каждого человека неоднозначна и специфична.
![Как воздействует музыка на учащихся?](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2022/12/word-image-30266-1.png)
Среди наиболее распространённых «музыкальных эффектов», проявляющихся на качестве подготовки школьников и студентов, можно выделить следующие моменты и аспекты:
- Совершенствование и развитие памяти. С помощью музыка гораздо легче запомнить информацию, особенно если она переложена на стихотворный лад и сочетается с мелодией. Согласитесь, что даже иностранные песни запоминаются легче, чем заучивание иностранных слов с помощью словарей, чтения научной литературы и пр. То есть музыкальная терапия среди учащихся тренирует клетки памяти и помогает сориентироваться в информации, пополнить словарный запас и расширить кругозор;
- Восстановление эмоционального фона. В зависимости от жанра характера выбранной композиции может меняться и «моральное», душевное или иное эмоциональное состояние слушателя. В частности, громкая и интенсивная программа будет отвлекать от дел или содействовать резкой смене обстановке, более спокойные мелодии помогут собраться с мыслями, переосмыслить результаты тех или иных действий, обстоятельств, сосредоточиться или наметить план давнейших действий и пр.;
- Корректировка темпа работы, повышение мотивации. Согласитесь, что любое действие под музыку обретает «свою скорость». При спокойной или размеренной терапии темп выполнения заданий может упасть, а при ритмичном такте наоборот – вырасти. Более того, выполнение отдельных поручений под «музыкальные хиты» проходит более живо, интересно, замотивировано. Человек может установить цель: до конца мелодии завершить прочтение главы или конспектирование материалов и пр.;
- Развитие навыков многозадачности. Согласитесь, что применение отдельных мелодий в рамках учебного процесса способно, как повышать концентрацию внимания, так и отвлекать индивида от насущных дел. В данном случае умелое использование музыкальных дорожек в учебном процессе содействует развитию навыков многозадачности, расстановке приоритетов: слушать композицию или выполнять задание, сосредоточиться на конкретном деле или расслабиться и пр.;
- Внесение разнообразия в монотонный учебный процесс. Использование музыкотерапии в рамках образовательной деятельности минимизирует риск эмоционального, профессионального и иного выгорания как у педагогов, так и студентов. Согласитесь, что ежедневное пребывание в одних и тех же условиях изнуряет не меньше, чем повышенная нагрузка (дополнительные тренировки и занятия и пр.). Использование музыкальных композиций позволяет привнести «изюминку» в традиционные подходы по подготовке учащихся, сделать учебный процесс красочнее, интереснее и пр.;
- Развитие творческого подхода к постижению новых знаний. Использование музыки в значительной степени облегчает погружение в те или иные предметы (но бывают случаи «обратного эффекта», когда музыка больше отвлекает). В частности, музыкотерапия в учебном процессе способна подтолкнуть учащегося к проявлению креатива: например, запоминание сложных терминов или моментов по теме с помощью песен или стихов, метод ассоциаций (когда определённая музыка ассоциируется с темой или отдельными моментами и пр.).
Согласитесь, что использование музыки в учебном и любом ином процессе воспринимается неоднозначно, а ее воздействие носит индивидуальный характер. В данном случае немаловажную роль на качество подготовки учащихся оказывает не просто сама мелодия, но и ее специфика: жанр, продолжительность характер, темп, музыкальные предпочтения индивида и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
Особенности воздействия различных жанров музыки на качество подготовки школьников и студентов
Музыка – это не просто мелодия. Данная категория весьма разнообразна и специфична. Характер и качество воздействие на слушателя может быть различным. Притом на результаты обучения школьников и студентов чаще всего влияет музыкальный жанр, его характер и «наполнение»! Недаром говорят, что мы – это то, что мы слушаем. Давайте разбираться, как жанры музыка способны воздействовать на учебные, умственные и иные способности человека.
Влияние поп-музыки на учебный процесс и результаты подготовки учащихся
Поп-музыка – этот популярная музыкальная постановка, которая пользуется особым или повышенным спросом среди слушателей. Чаще всего она характеризуется легкость ю запоминания слов или непосредственно мелодии, умеренной ритмичностью и мелодичностью. При этом в последнее время в поп-музыке наблюдается слабая смысловая нагрузка песен, глуповатое содержание текста с акцентом лишь на рифмы.
Как же воздействует поп-музыка на учащихся? Среди положительных моментов можно отметить следующие аспекты:
- Развивает творческий подход к делу. Учащийся может упростить процесс запоминания отдельных слов, фраз, терминов, иноязычных фраз с помощью подбираемых рифм и пр.;
- Способен ускорять темп выполнения отдельных заданий. Лучше всего поп-музыка сказывается на занятиях спортом, где важен ритм и скорость, а не качество «наполнения» песни;
- Расширяет неформальный словарный запас.
Многочисленные эксперименты и исследования позволили ученым выявить существенные недостатки поп-постановки. В частности, продолжительное прослушивание поп-музыки способно привести к «затуплению» индивида, затормозить его профессиональное развитие. Такой эффект достигается благодаря слабой смысловой нагрузке песен, использование простейших или разговорных, нецензурных реплик вместо научных, профессиональных категорий, отвлечение на музыку и абстрагирование от учебы и пр.
К сожалению, негативное воздействие поп-постановок в значительной степени превосходит положительные эффекты, поэтому подобные композиции на практике в рамках учебного процесса не используются. Чаще всего и применяются для смены обстановки, «разрядки» ситуации или при физической работе.
Воздействие рэпа на качество обучения школьников и студентов
Согласно многочисленным психологическим и музыкальным исследованиям, рэп-музыка также имеет неоднозначное влияние на разум и развитие человека.
КАК МУЗЫКА ВЛИЯЕТ НА КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ? |
||
Критерий |
Воздействие |
Результат |
Развитие и укрепление памяти | Облегчает или усложняет запоминание информации | Пополняет словарный запас, расширяет кругозор, всестороннее тематическое погружение в предмет |
Эмоциональный фон | Разряжает обстановку, содействует расслаблению или концентрации внимания | Мотивирует к учебе или грамотному распределению нагрузки |
Мотивация учащегося | Музыка способна устанавливать темп изучения темы или предмета, скорость выполнения задания | Повышает интерес к теме/предмету, регулирует скорость его изучению |
Многозадачность | Музыка учит выполнять одновременно несколько разных задач | Грамотная расстановка приоритетов, сочетание различных действий и заданий, концентрация внимания на задании |
Разнообразие учебного процесса | Создание новой обстановки и условий для изучения темы | Повышение уровня привлекательности предмета, новые педагогические приемы |
Творческий подход к изучению предметов | Повышение интереса учащихся к предмету, побуждение индивидуальных особенностей индивида в изучении предмета, облегчение учебного процесса | Развитие креатива в освоении предмета, использование посильных и удобных инструментов в освоении тем, упрощение темы |
Изучение иностранных языков | Использование композиций на иностранном языке расширяет словарный запас, облегчает восприятие информации, облегчает навыки «полиглота» | Расширение словарного запаса, развитие навыков аудирования, совершенствование произношения и пр. |
Новый педагогический подход, метод | Использование современных подходов в изучении предмета: музыкотерапия, игры, ассоциации и пр. | Упрощение учебного процесса, сплочение педагога и подопечных |
Повышение степени удовлетворения от обучения | Повышение интереса учащихся к дисциплине или теме | Полное всестороннее и эмоциональное изучение темы, мотивация к самообразованию |
Развитие воображения и фантазии | Музыка содействует развитию логики, критического мышления, воображения в решении намеченных задач | Применение современных и комфортных методов изучения предмета, использование индивидуальных способностей в постижении новшеств |
Среди специфических черт рэп-композиций можно отметить:
- Незамысловатость и монотонность, однотипность музыкального фона;
- Использование речитатива, то есть не пропевание мелодий, а чтение текста в определенном темпе, с расстановкой пауз, чувств и ударений и пр.;
- Низкий смысловой контент и акцент на рифме. Но при этом наблюдается разнообразие в словарном запасе, так как рэперы предпочитают использовать иноязычные термины перекладывать различные афоризмы и высказывания на иностранный лад, использовать «иностранные термины» в русскоязычной форме с конкретным посылом и пр.
Многочисленные психологические эксперименты продемонстрировали следующие результаты использования рэп-музыки в учебном процессе. Применение данных вариаций и мелодий в обучении содействует более тщательному обдумыванию текста, выделение ярких значений и категорий, повышению уровня грамотности (расстановка ударений, правописание, корректное и четкое выговаривание текста и пр.). В то же время изыскания квалифицированных психологов продемонстрировали неутешительные итоги от включения рэп-композиций в учебный процесс. У учащихся заметно падало настроение от монотонности композиций, снижалась продуктивность обучения, повышалась злоба и раздраженность, чувство агрессии.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
Особенности использования рок-музыки в учебном процессе
В переводе с английского языка, термин «рок» означает «укачивание». Транскрипция термина напрямую подчеркивает любовь рокеров к наклонам, поклонам, покачиванию во время исполнения композиции.
![Какая музыка чаще всего задействуется в организации и реализации учебного процесса?](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2022/12/word-image-30266-2.png)
Рок-музыка – весьма специфичное направление в музыкальной стезе. Подобные композиции чаще всего «на любителя», так как они обладают следующими характерными чертами:
- Ритмичность мелодий. Чаще всего подобные песни подвижны, экспрессивны, буквально заставляют двигаться, вызывая определённые и характерные для рока движения;
- Громкость. Рок-постановки отличаются своим звучанием и преобладанием резких скачков в высоте звука, сочетании инструментов (преобладание бас-гитары, барабанов, режущих слух звуков). С первых нот подобные постановки буквально оглушают если не мелодией, то характерным пением-ором, визгом или шокирующим хрипом и пр.
Влияние данного жанра на слушателей неоднозначно. С одной стороны, наблюдается повышение стрессоустойчивости. Так как рок-музыка довольно тяжелая (для слуха и восприятия), то она способна «перевоспитывать» характер слушателей, делая их более устойчивыми к любым резким воздействиям. Согласитесь, что в учебе стрессоустойчивость не помешает.
Но в то же время длительное прослушивание подобных композиций способно к провоцированию агрессии. Столь тяжелая музыка не сочетается с серьезными делами, так как она отвлекает и мешает концентрации на более важных вещах. Более того, в отдельных ситуациях рок-мелодии способны погружать индивида в транс, а также вызывать привыкание, манию постоянного прослушивания.
Но несмотря на столь противоречивые моменты, психологи выявили удивительную тенденцию. Лица, изредка прослушивающие рок-композиции более терпеливы, усидчивы, способы самостоятельно разбираться в нюансах и самостоятельно решать возникающие проблемы. Но использовать рок, как фоновую мелодию, не рекомендуется. Чаще всего данный жанр используется в учебных целях только ради изучения тонкостей и особенностей музыкального происхождения: история развития, тенденции, современное состояние, новизна и пр.
Влияние классической музыки на качество обучения
О положительном воздействии классической музыки известно давно, но несмотря на многочисленные исследования, многие педагоги, школьники и студенты относятся к «чудодейственному эффекту» музыкотерапии скептически или с иронией.
Квалифицированные психологи считают классическую музыку – идеальным инструментом для повышения качества подготовки учащихся на всех ступенях образования в любой среде и специальности.
На фоне использования рассматриваемой разновидности музыкальных композиций можно отметить следующие чудотворные эффекты:
- Успокаивающий эффект. Любая классическая мелодия содействует ее тонкому проникновению на подсознательном уровне и оказывает успокаивающий эффект, приводя внутренний и внешний миры в равновесие, помогая переосмыслить происходящие события и уравномерить пыл, привести психоэмоциональный фон в порядок. Многочисленные изыскания установили, что под классическую музыку клетки мозга успокаиваются и вырабатывается гормон счастья;
- «Классика» содействует повышению концентрации внимания, а при грамотном подборе улучшает качество восприятия новой информации, облегчает изучение нового материала, содействует наилучшему развитию и плодотворному развитию мышления;
- Вразумляющий эффект. Классическая музыка писалась всегда эмоционально и душевно, проникновенно. Каждый композитор через музыку выражал собственное состояние, пережитые моменты, фантазии. Поэтому при грамотном подборе музыкального сопровождения можно добиться более тщательного понимания всех нюансов и моментов по заявленной теме.
Классическая музыка считается самой размеренной, гармоничной и воодушевляющей.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
Какая музыка больше всего подходит для учебы?
Как мы уже убедились (по тексту выше), далеко не каждая мелодия или музыкальный жанр, стиль содействует наилучшему усвоению информации и развитию соответствующих качеств, навыков. Несмотря на то, что у каждого человека есть определённые способности и предпочтения в музыкальном плане, важно грамотно подбирать композиции для получения соответствующего «плодотворного эффекта» в учебной плоскости.
Если рассматривать наиболее подходящие для обучения стили музыки, то все ученые, эксперты и исследователи приходят к одному выводу: классическая музыка – самый лучший вариант для содействия в развитии индивида в любом плане: будь то основная школа, профессиональное или дополнительное образование. Поэтому бесспорным и наиболее подходящим вариантом для успешного обучения и развития считается именно классика. В числе наиболее приоритетных композиторов можно выделить Моцарта, Бетховена, Баха, Чайковского, Вивальди, Шуберта и пр.
![Сила и способы воздействия музыкальных жанров на учащихся](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2022/12/word-image-30266-3.png)
Но в отдельных случаях для повышения мотивации и качества обучения можно использовать различные комбинации или использование мелодий различных форматов, чередуя спокойные композиции для изучения материала с более подвижными, динамичными – для переключения внимания, отвлечения от учебы, смены обстановки и пр.
Предлагаем рассмотреть связь музыки с изучением отдельных дисциплин.
- Грамотно подобранный музыкальный репертуар на занятиях русского языка буде содействовать расширению лексикона, активировать мыслительную деятельность и речевые способности, стимулировать эмоциональный фон и пр. В частности, педагог может использовать фоновую музыку на протяжении всего занятия или при выполнении отдельных заданий, а также дополнять учебный материал тематическими композициями (например изучение отдельных правил на примере песен, анализ словообразования с течением времени, моды и пр.);
- Использование музыкальных дорожек на занятиях литературой поможет проникнуться атмосферой произведения, подобрать выразительные средства для описания героев, определить характер произведения, отдельные мотивы и тенденции в нем и пр.;
- Применение музыкальных композиций на уроках физкультуры повысит мотивацию и интерес учащихся к выполняемым упражнениям, заданиям и играм, привнесет краски в серые будни, придаст азарта или концентрации внимания, задаст ритм на разминке и пр.;
- Использование музыки на занятиях иностранного языка поможет в расширении словарного запаса, облегчит правильную постановку произношения, а также подготовит учащегося к аудированию (восприятие информации на слух), упростит понимание иностранного языка и его правил, стилистики и пр.;
- На уроках географии, истории использование музыкальных дорожек превратит банальный рассказ учителя в самый настоящий спектакль, поможет проникнуться эпохой и событиями, отметит их характер, повысит интерес к теме и пр.;
- Изучение математики и физики с фоновым музыкальным сопровождением поможет повысить уровень концентрации на задании, активирует клетки мозга, отвечающие за осмысление задания, успокоит учащегося в случае неудачи и пр.;
- Использование музыки на творческих предметах (ИЗО, черчение, МХК и пр.) содействует более яркому проявлению фантазии, воображению, фантазии в ходе создания проекта или выполнения задания.
В большинстве случаев для изучения дисциплин используется классическая музыка, но в рамках отдельных предметов приветствуются иные жанры. Например, при постижении иностранных языков можно слушать современные поп-композиции, зарубежный рок и пр. Постижение исторических предметов можно сопровождать тематической «музотекой» соответствующей эпохи: военные песни, гимны, песни с учетом специфики рассматриваемого периода и пр.
Таким образом, идеальным вариантом музыкального сопровождения занятий считается классическая музыка, но в отдельных случаях т(по определенных предметам и темам) можно подключать самые разные жанры и стили, музыкальные наборы и композиции для углубленной или более осознанной работы.
Рекомендации по применению музыки в учебном процессе
При планировании занятия преподаватель самостоятельно решает, какие методы обучения он будет использовать. Музыкотерапия в данном случае является дополнительным инструментом, содействующим повышению внимания учащихся к заявленной теме.
Чтобы музыка упрощала постижение новых горизонтов, а не мешала развитию учащихся, важно учитывать массу факторов.
![Какие факторы учитывают при подборе музыки для реализации/организации учебного процесса?](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2022/12/word-image-30266-4.png)
Во-первых, важно определить, роль музыкального сопровождения предмета или темы: фоновый режим или акцент на отдельных моментах темы. В случае с фоновым звучанием важно полагаться на спокойные, размеренные композиции, содействующие расслаблению или концентрации, успокаивающие и пр. Если же музыка подбирается с акцентом на отдельные моменты и детали, то в этом случае она может быть громкой, насыщенной, подчеркивающей характер или настроение, эпоху и пр.
Во-вторых, в зависимости от миссии и роли музыкального сопровождения темы, можно выделить тематическое и дополнительное воздействие. Тематическое – призвано воссоздать полную картину по теме, облегчить восприятие информации учащимися, сконцентрироваться на событиях, терминах, правилах и пр. Дополнительный эффект проявляется в том, что музыка призвана абстрагировать учеников, отвлечь их, помочь расслабиться перед более глубоким погружением, изучением сложных моментов и пр.
В-третьих, важно грамотно подобрать громкость композиций. В данном случае могут возникнуть сложности на фоне различной «слуховой активности» подопечных: у кого-то может оказаться слишком тонкий слух, а кто-то и вовсе дружит с тугоухостью и пр. Здесь важно «золотая середина», которая не будет мешать в постижении предмета.
В-четвертых, следует учитывать ритм или темп музыкального сопровождения, место музыки в учебном процессе. При выполнении сложных заданий лучше всего использовать нейтральные мелодии, спокойные и размеренные композиции, а в случае с подвижными играми – более веселые, ритмичные мотивы. То есть подбирая музыкальное сопровождение занятия важно учитывать не только специфику темы, но и характер заданий, место и продолжительность использования музыкальных дорожек и пр.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод: далеко не каждый музыкальная дорожка будет плодотворно сказываться на качестве подготовки индивида. Выбирая произведение для фонового или тематического сопровождения важно определить его роль и уместность, особенности и силу воздействия. Но самым безотказным и практически повсеместно подходящим в рамках учебного процесса считается классическая музыка.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
подобных исследований проводилась масса, то на коровах, то на школьниках. Теперь добрались и до студентов. Мне кажется, что использование музыки в учебном процессе – вопрос индивидуальный. Кому-то она станет посторонним шумом, мешающим сконцентрироваться, а для кого-то – успокоительным средством во время испытания. В любом случае результаты обучения напрямую зависят от усилий и успехов учащегося, его подготовки, а уж как готовиться – студент решит самостоятельно.
Здравствуйте, Zolushka. Соглашусь с вашим мнением, для кого-то музыка может быть успокоительным средством, а для другово помешает сконцентрироваться на занятии. Возможно вас также заинтересуем статья по похожей теме: https://disshelp.ru/blog/kak-nachat-uchitsya-luchshe-20-podskazok-dlya-shkolnikov-i-studentov/
музыка – это конечно хорошо, но дисциплину, ответственность и внимательность никто не отменял. Качество образования зависит только от стараний и заинтересованности студента. Не всегда музыка уместна на занятиях. Если идет освещение или разъяснение темы, она будет отвлекать. Но во время проектной, групповой работы, активных занятий – она самое то: задаст темп, подчеркнет азарт и повысит интерес, замотивирует. Так что использовать музыкальный фон на занятиях нужно правильно и грамотно, а студенту – меньше отвлекаться и учиться.