Разбираем порядок проведения анализа произведения на примере

Анализ художественного произведения считается важным моментом для любого человека, который обучается в школах или же ВУЗах с лингвистическим направлением. Разбор состоит из некоторых моментов, которые следует учесть при его выполнении. В этой статье мы разберем с вами все процессы по проведению анализа произведений на примере романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева.

Разбираем порядок проведения анализа произведения на примере

Анализ художественного произведения считается важным моментом для любого человека, который обучается в школах или же ВУЗах с лингвистическим направлением. Разбор состоит из некоторых моментов, которые следует учесть при его выполнении. В этой статье мы разберем с вами все процессы по проведению анализа произведений на примере романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева.

Образовательный центр Diss Help предлагает всем студентам заказать курсовые работы, а также написание дипломных или ВКР по оптимальным ценам.

Как делать анализ художественного произведения?

Неотъемлемой частью учебной программы средних и старших классов, с которым сталкиваются ученики является анализ художественного произведения. Несмотря на степень упрощенности в 5-ых классах, в сравнении с выпускными – усложненными, мы представляем универсальный образец анализа, эффективного в любой школе. Разберем каждый пункт по действиям на примере известного романа «Отцы и дети».

Говоря простыми словами, анализ – это акцентирование внимания с последующим детальным разбором. Поэтому важно уметь «цепляться» за реплики, события и ключевые моменты. Заранее подготовленный шаблон может стать незаменимым помощником. Подсказки позволят сориентироваться и найти необходимую информацию, а также ответы на вопросы. Рекомендуем изготовить аккуратные закладки в самой книжке, либо на чистом листе бумаги в виде таблицы. Запишите подсказывающие мысли, теги и запросы, а также сделайте фонетический разбор ключевых слов в предложениях.

Источником дополнительных вариантов ответа может стать интернет. Это отличная альтернатива для расширения кругозора и возможность взглянуть со стороны. Изучайте критику других пользователей, аргументируйте конкретные факты и разбавляйте их собственными рассуждениями. Учтите, что не все высказывания являются достоверными – проверяйте и формулируйте свою точку зрения, которая явно поспособствует получению хорошей оценки.

История создания произведения

Формирование доказательной базы осуществляется путем изучения биографии автора, которая дает понять идеологию и возможную проблематику. Сбор сведений о жизни, эпохи существования и иных факторов, способные вообразить обширную картину задумки.

Пример: Роман “Отцы и дети” был написан в 1860 – 1861 годах, когда происходила изменчивость всех устоев, сохранившихся веками всего российского народа. Радикальные взгляды, отмена крепостного права, а также вековой разрыв между поколениями старшего и молодого поколениями смогли повлиять на поэта, тем самым создав интересную идею и сюжет для произведения. Многие писатели, в том числе П.Вайля и А.Генис оценили литературный труд таким образом: “произведения стало самой шумной и скандальной во всей литературе России”.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Жанр произведения

Именно факторы дают обозначение жанра. Множественные пути ответвления производят ясность признаков к литературной категории. Сюда относится описываемый сюжет, значимость персонажей, их история и роль. А также охватываемый объем ознакомления с романом в реальном времени.

Пример: Жанром произведения великого классика И. С. Тургенева стал романом. В этом произведении можно увидеть то, что оно достаточно объемное, а также позволяет охватывать большие отрезки время (2 месяца), детально описывая все моменты жизни большинства действующих в произведении лиц.

Название произведения и его смысл

Зачастую, наименование имеет основной смысл, играющая роль некой подсказки и главной сути. Она становится ясна в процессе, либо после прочтения всего произведения.

Пример: В названии произведения “Отцы и дети” заложен конфликт между взаимоотношения таких социальных групп, как старшее поколение (родители) и молодым (детьми), в том числе показывая разрыв между поколениями, несовместимость взглядов молодости и старости, а также взаимную “глухоту” без проявления должно внимания взглядов и интересов друг друга.

Тема, идея и проблематика произведения

Поверхностное описание происходящих действий с акцентом на историческую эпоху или значимую проблему того времени и есть тема, описываемая в формате рассуждений. Идеей называется концепция сути, которую необходимо понять в первую очередь. Череда индивидуальных проблем, касающихся автора, называют проблематикой.

Пример: Основной темой произведения классика “Отцы и дети” считаются разногласия идей, мыслей, приоритетов, проблем поколений, а также зарождение новых идеологий молодого поколения, любовь. Основной проблемой, которая охватывается произведением, считается затяжной кризис в отношении поколений, а также столкновений консервативных (им придерживались Кирсановы) и радикальных в лице Базарова идеологий.

Сюжет, конфликт, ключевые эпизоды произведения

Переживание за судьбы героев, неожиданные развязки и кульминационные повороты представляются главной задачей сюжетных эпизодов, вызывающие спектр человеческих эмоций и повод для размышлений. События можно представить в виде схематических линий, тесно связанные друг с другом. Они могут переплетаться между собой в силу описываемого периода исторического характера.

Пример: Основной сюжет произведения выстраивается вокруг такой личности как Базаров. У него ярко выраженное сопротивление с каждым из героев и второстепенных персонажей. Все характеры людей познаются в сравнении с этой неординарной личностью. В романе противопоставляются идеологии двух совершенно разных поколений, показывающих свои мировоззрение и культуру. При составлении сюжетно-композиционного анализа можно его разделить на три составные части, относящиеся с передвижением персонажей в пространственном порядке: усадьба Кирсановых – имение Одинцовой – имение родителей Базарова.

Система образов произведения

Поведение персонажей, характер, поступки и прочие пункты заранее выстраиваются в голове писателя. Каждому предначертана характеристика и особенности, позволяющая клеймить героев на хороших и плохих.

Пример: основными персонажами, вокруг которых строится всё действие произведение – Базаров и семья Кирсановых (Аркадий, его папа, а также дядя). В качестве ярких второстепенных персонажей, осуществляющих смену сюжета на контрасте можно выделить родителей, знакомых, а также слуг Базарова. Если дать характеристику Базарову, то он представлен в виде взрослого человека, которому исполнилось примерно 30 лет. Скептически настроенный человек, который имеет преобладающие на фоне холодные и жесткие черты характера. Он является беспринципным человек, с менее нравственными устоями. Его судьба сложилась таким образом, что он стал сыном лекаря из крестьянской семьи, обучаясь на медицинском факультете ВУЗа, достаточно самоуверенный.

Базарову чужда предшествующая новой культуре жизнь, выдвигая теорию о том, что вся поэзия и музыка была создана “от нечего делать” “проклятые аристократишки”. По его мнению, искусство это не более, чем чепуха, а также романтический бред. К культуре разночинцев характерными моментами является тяга к естественным наукам: в 60-ых года ими увлекалась вся молодежь. Таким образом, Тургеневым было отдано должное в познании, логическому складу ума, а также присущему человеку трудолюбию и упорству.

Базарова можно назвать материалистом, который ценит лишь философию присущую таким людям, не признавая философию Гегеля в идеологическом плане. Его можно назвать сторонником грубого материализма, который прямо выводил дух из материи “строения одинаковы и люди одинаковы”. Такая философия отрицательно смотрела на наличие идеального начала жизни, с чем не соглашался сам автор произведения, а также представители старого поколения Кирсановы. Базаров – атеист, который полностью отрицает существование бога и религию, что является крайним проявлением нигилизма. Базаров всегда прав в личной правоте, держась сдержанно и надменно.

Композиция произведения

Композиция произведения или научного текста – это эффективное средство для проверки внимательности. Читатель может несколько раз возвращаться к разделенному тексту, но так и не понять связь между предыдущим и последующим. Это не случайное деление, а преднамеренная идея автора, в котором может быть подробно описана внешность, поведение, возраст или имя одного из героев.

Пример: Если говорить про сюжетно-композиционную составляющую, то роман можно разделить на три составные части, относящиеся с передвижением персонажей в пространственном порядке: усадьба Кирсановых – имение Одинцовой – имение родителей Базарова. В самом конце произведения герой также путешествует по данным местам. Но в этот момент мы следим уже за совершенно другим Базаровым. Он подводить черту в личных отношениях с Кирсановым, прощается с Одинцовой и Аркадием, завершая свою жизнь в имении своих Родителей.

Основным приемом композиции считается антитеза и противопоставление. Работа была сделана таким образом, что вокруг романа строится ситуация двух борющихся сил, находясь постоянно в центре внимания читателей. При этом главная роль отведена именно Базарову: в романе 28 глав, и только две из них обходятся без его участия. После смерти Базарова заканчивается роман.

В конце Тургенев бегло договаривает в своём коротком послесловии будущее всех героев, а последние строки, которые глубоко прочувствованные автором полностью посвящаются такой личности как Базаров.

Как выражена (и выражена ли) авторская позиция? Присутствует ли авторское видение решения поставленных в произведении проблем?

Автору важно, чтобы читатель имел возможность представить соответствующую картину описываемого места. Лирические отступления помогают более детально подмечать важные факты.

Пример: При исследовании авторской позиции в романе можно увидеть проявление, которые находятся в описаниях, а также прямой авторской характеристики, комментариях к речи героев произведения, а также во время построения диалогов и ремарок. Например, при описании Базарова им часто употребляются слова, в которых используются уменьшительно-ласкательные суффиксы и эпитеты. Они говорят нам о том, какой характер у героини: “…подперши кулачком свое круглое лицо, которому одутловатые, вишневого цвета губки и родинки на щеках и над бровями придавали выражение очень добродушное, она не сводила глаз с сына…”. Благодаря использованию особых эпитетов и суффиксов каждый читатель может понять о том, как относится автор к матери Базарова: с сочувствием, жалея её.

В некоторых случаях Тургеневым дается прямая характеристика для своих персонажей. К примеру, про Павла Петровича он говорит: «Да он и был мертвец». Такие слова выполняют роль слов, которые способны охарактеризовать Павла Петровича как личность, не способного на настоящие чувства. Он уже не в состоянии развиваться как духовно, так и морально, продолжив познавать мир, следовательно, его жизнь не будет продвигаться по-настоящему.

Многие авторские ремарки также дают читателю прочувствовать отношения автора к своим героям. К примеру, выполняя комментирование речи Ситникова, автором было написано то, что он «визгливо засмеялся». Тут явно автор использовал такое средство выразительности как ирония, как и в остальных случаях, когда идет речь двух псевдонигилистов — Ситникова и Кукшиной.

Однако, если вести разговор о тех моментах, которые можно назвать кульминационными, то сказать про какое-то отношение автора к своему главному герою произведению – Базарову невозможно. Можно считать то, что автор не хочет разделять принципы самого героя, ну а с другой стороны, уважает в нем ту самую заложенную силу и умственные способности. К примеру, при описании гибели Базарова чувствуется уважение Тургенева к герою, ведь Базаров не трусит перед ликом смерти, говоря такие слова: “До сих пор не трушу…”.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения

Речь идет о встречающихся незнакомых выражениях, словах или метафорах. Эпитеты расшифровываются благодаря словарю, именуемого как литературный. Обычно он находится в конце книги или в нижней части страницы с особой меткой.

Пример: Тургенева можно считать одним из самых великих речевых мастеров, который хорошо работает с характеристиками своих персонажей. В его героях можно проследить не только мысли, но и также характер, в том числе привычки и своеобразные человеческие неповторимые образы. Она сурова и имеет невероятную простоту, как и слова самого героя – Базарова. От этого может веять только сдержанная сила, прямота, а также чувство достоинства человеческой личности, в том числе вера в себя и своё дело.

В качестве основы речи “плебея” Базарова считается “народный язык”. Базаровым в речи применяются не только пословицы или поговорки: он является врагом манерной и утонченной речи, пользуясь различными противоречивыми, а иногда и достаточно грубыми словами, в том числе выражениями, представленными в произведении: “пора бросить эту ерунду; слыхали мы эту песню; врал, должно быть; чёрт меня дёрнул; ан нет; тоска одолеет; рассиропился, белиберда, плюхнуть” и т. п.

В противоположности Базарову, Павел Петрович ведет свою речь подчеркивая “изысканною учтивость”: “Вы изволите выражаться”, “я имею честь предложить вам”, “чувствительно вам обязан”, «засим, милостивый государь, мне остаётся только благодарить вас и возвратить вас вашим занятиям. Честь имею кланяться».

Все персонажи, которые играют эпизодическую роль, обрисовываются у Тургенева с использованием детали выразительной речи. Таким образом, “цивилизованный” лакей Пётр, который “совсем окоченел от глупости и важности”, в своём произношении меняет все буквы е на ю: тюпюрь, обюспючюн; сварливая, злая тётка Одинцовой, “княжеское отродье”.

Особенности языка произведения

Синтаксические и лексические приемы – это языковые средства, аналогичных ранее описанным, но со своей особенностью раскрывающихся идей.

Пример: Врожденное умение такого легендарного поэтического классика как Тургенева можно доказать и рассмотреть в романе “Отцы и дети”. В произведении используется два типа речей: той, которой пользуется высшая знать того времени (аристократия) и обычная разговорная речь. Также стоит отметить то, что все монологи были насыщенными самыми распространенными общественно-политическими терминами.

Если говорить про пейзажные зарисовки, портреты героев, а также описание всех описанных событий, то они в основном были оформлены с авторской подачей. Языковое оформление поэта отличается наиболее богатой лексической значимостью и единицами, а также стройными и раскладывающимися во всей своей красе конструкции синтаксического характера. Говоря о пейзажных зарисовках, хочется сказать то, что они наполняются изящными средствами художественной выразительности “чибисы … перебегали по кочкам; красиво чернея в нежной зелени еще низких яровых хлебов”.

Чаще всего автором дополнялись описания словами, которые могут обозначать запахи, оттенки вкусов, а также звуки, помогая тем самым читателям выразительно представлять себе то, о чем рассказывается в самом произведении “закурил, распространяя вокруг себя такой крепкий и кислый запах застарелого табаку”.

Заключение

Подводя итоги, можно смело указать на то, что, анализ художественного произведения – занятие не из легких. Важно уметь выстраивать логическую цепочку, опираясь на собственное мнение. Оно возникает лишь в процессе разбора вышеизложенных пунктов. Начинайте излагать свою точку зрения, трактуя события в правильной последовательности, подмечая завуалированные упоминания. Развивайте речь, интонацию и другие аспекты ораторского искусства – это обязательно пригодится в жизни!

Если вы не знаете как провести написание курсовых работ, а также дипломных или ВКР, то тогда можете обратить свой взор на компанию DissHelp, предлагающей услуги по оптимальным ценам.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!