Специфика выполнения и подготовки ВКР в сфере музыкального образования: структура и содержание ВКР, практическая часть, порядок защиты

Поступить на творческую специальность не так просто, как на всем известные экономические, технические или гуманитарные направления подготовки. Помимо традиционных вступительных испытаний, абитуриентам предстоит преодолеть дополнительный (творческий, согласно особенностям выбранной профессии) экзамен, призванный продемонстрировать наличие талантов, способностей и желания осваивать направление. Но и это еще не все. Подготовка и защита дипломной работы у выпускников происходит не менее оригинально. Сегодня мы расскажем об особенностях выполнения ВКР в сфере музыкального образования.

Специфика выполнения и подготовки ВКР в сфере музыкального образования: структура и содержание ВКР, практическая часть, порядок защиты
Поступить на творческую специальность не так просто, как на всем известные экономические, технические или гуманитарные направления подготовки. Помимо традиционных вступительных испытаний, абитуриентам предстоит преодолеть дополнительный (творческий, согласно особенностям выбранной профессии) экзамен, призванный продемонстрировать наличие талантов, способностей и желания осваивать направление. Но и это еще не все. Подготовка и защита дипломной работы у выпускников происходит не менее оригинально. Сегодня мы расскажем об особенностях выполнения ВКР в сфере музыкального образования.

Высшее музыкальное образование: самые популярные направления подготовки

В целом характер специальностей в сфере музыкального образования невелик: выпускник будет пригоден либо в качестве педагога по музыке или конкретному жанру/инструменту, может работать в составе какой-либо музыкальной группы (современные каверы, оркестры, филармонии и пр.), развивать свой частный блог или заниматься сольной карьерой (подобно П. Дранга и «Баян-микс» и пр.). Но в любом случае тесная связь с музыкой и музыкальным инструментом будет прослеживаться.

Не стоит думать, что музыкальное образование однобокое и однотипное: играй, да и только. Спектр действующих направлений подготовки на базе высшего образования огромен. В числе наиболее приоритетных и востребованных профессий в музыкальной среде можно отметить:

  • Музыкант, то есть квалифицированный специалист, который занимается непосредственно исполнением музыкальных произведений на конкретном инструменте;
  • Композитор – создатель музыки, который с помощью собственной фантазии. Вкуса и умений развивает музыкальное направление: пишет новые композиции. Модернизирует ранние произведения на современный лад и пр.;
  • Аранжировщик – уникальный мастер, способный интересно и грамотно представить любую музыкальную задумку. Именно он подбирает «микс» инструментов и созвучия для исполнения мелодий.
Самые популярные музыкальные профессии
Самые популярные музыкальные профессии
  • Дирижер – индивид, управляющий оркестром и отвечающий за корректное исполнение произведения, стройность звучания. Такт, грацию и точность исполнения. Помимо этого, данный специалист занимается организаторской деятельностью подопечного оркестра: формирует график репетиций, репертуар и пр.
  • Педагог – самая популярная специальность в сфере музыкального искусства. Притом люди, имеющие педагогическое образование. Успешно развиваются в творческой среде в виде певцов, музыкантов и пр.
  • Музыкальный журналист/критик – уникальный специалист, освещающий современные тенденции в соответствующей творческой среде, отмечающий появление новых трендов и альбомов, исполнителей и пр.
  • Музыкальный редактор — эксперт, который формирует «программы и их состав» на всевозможных вещаниях: радио, музыкальные ТВ и пр. В его обязанности входит анализ музыкальных постановок и формирование так называемого «плей-листа» и пр.
  • И пр.

Работа в музыкальной среде сопровождается постоянными новшествами, требуя внимательности и постоянного совершенствования, отслеживания новшеств и их анализа.

Далеко не всегда, чтобы стать музыкантом, требуется учиться в вузе или колледже, консерваториях. Но сегодня все больше стали ценить качество, а получить достойное качество можно только имея за плечами профильное образование. Поэтому обучение в музыкальной среде стало своего рода трендом и призывом к повышению качества работы и квалификации исполнителей.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Особенности подготовки дипломной работы музыкантов

Чтобы получить заветный диплом об образовании, выпускнику-музыканту предстоит пройти непростой путь, наполненный творческими событиями, мелодиями, а также частично бюрократическими неурядицами. К числу последних моментов относят написание дипломной работы.

Казалось бы, что можно писать в музыкальной среде, ведь здесь важен талант и мастерство, которое достаточно продемонстрировать? На самом деле, талантливый и квалифицированный музыкант должен владеть и теоретическими основами, глубинами выбранного им жанра.

Написание ВКР в сфере музыкального образования предполагает прохождение традиционных канонов:

  • Выбор темы. Тема ВКР музыканта должна совпадать с выбранным направлением и жанром, раскрывая ее от истоков и вплоть до настоящего времени. Поэтому на этапе утверждения темы дипломного проекта важно учесть: характер выбранной специальности, жанр, собственные интересы и возможности и пр.
  • Планирование исследования – формирование оглавления. Здесь важно продумать что и в какой последовательности будет описано в аттестационной НИР: постановка научного аппарата в значительной степени решит возникающие вопросы (что, зачем и почему). Важно не просто изучить исторические аспекты, но и проанализировать современные тенденции.
  • Подбор и обработка литературы по теме исследования. Здесь важно определить изучаемую проблем и описать ее, изучить ее модификации и классические решения, определить «период исследования» (какие года и века будут захвачены и в каком объеме». В основу ВКР лучше всего класть научную литературу, учебные музыкальные пособия, справочные и архивные данные и пр.
  • Систематизация первоисточников и оформление исследования с учетом действующих правил. Здесь достаточно придерживаться классических принципов: логичность, послед овальность, краткость и емкость. Оформление будет привычным для всех выпускников, так как на «музыкальные ВКР» распространяются обычные параметры и ГОСТы, о которых мы не раз писали ранее.

Структура и содержание дипломных работ в сфере музыкального образования: о чем писать?

План и «наполнение» ВКР напрямую зависит от узости и характера профессии, но в любом случае состав аттестационной работы будет включать в себя несколько глав – от 2 до 3.

Первая (традиционной) – теоретическая, призванная описать основные тенденции на протяжении всей истории развития проблемы. Автору предстоит отметить основные вехи появления исследуемой проблемы и темы, кульминации в ее развитии (кто и какой вклад внес, что сделал и что решил), а затем перейти к анализу современного положения дел в отрасли. В основу теоретической главы принято класть учебную и научную литературу, архивные данные, обзоры и пр.

В теоретическом разделе принято раскрывать конкретные (узкие) термины, определения и концепции, описывать правила и методику исполнения произведения.

Структура дипломной работы по музыкальным специальностям
Структура дипломной работы по музыкальным специальностям

Вторая глава – аналитическая, является своего рода «самостоятельной реализацией первой главы в жизни/практике». Здесь принято либо проводить анализ современных музыкальных тенденций по теме, либо реализовать сравнительный анализ теорий, правил и решений в хронологической последовательности (что и на каком этапе решалось, к чему привело, как разрешилась проблема, на что это повлияло) и пр. Но в отдельных случаях допускается проведение и оформление «творческого или профессионального» эксперимента:

  • Педагогический профиль потребует проведения педагогического эксперимента с констатацией «учебной проблемы» и поиска ее решения;
  • Музыкальный профиль — анализ современных тенденций в рамках конкретного жанра, выделение проблем с которыми сталкиваются исполнители и музыканты;
  • Критикам и журналистам предстоит выбрать «жертву» и подготовить соответствующий отзыв или обзор относительно ее творчества или «последнего хита», притом аргументировать свою «субъективную точку зрения» придется всесторонне: с точки зрения науки, творческих тенденций и подходов, современных предпочтений масс и пр. Будьте готовы преподнести весомые и обоснованные доказательства выдвинутой гипотезы и позиции;
  • И т.д.

Притом в аналитической главе музыкальной ВКР важно описать ход эксперимента и предоставить полученные результаты с подробным описанием и аргументированными выводами.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Рекомендательная глава в музыкальных ВКР присутствует не всегда. Чаще всего она нацелена на решение «прикладных проблем» в музыкальной среде и присуща педагогическим профилям, «журналистским» программам, а также прикладных специальностям, связанных с производством и настройкой музыкальных инструментов и пр. Она носит больше методический характер.

В рекомендательной главе может решаться глобальная проблема (с которой сталкиваются многие музыканты или которая присуща жанру деятельности) или частная (то есть непосредственно та, с которой столкнулся автор НИР).

Письменная аттестационная работа проходит классические этапы проверки: научный руководитель проверяет содержательность и логичность изыскания, затем НИР проходит проверку на нормоконтроль (уникальность, оформление), а далее получает допуск к защите.

Особенности защиты дипломной работы в сфере музыкального образования

Защита ВКР по музыке проходит поэтапно:

  • Первый этапзащита письменной работы, выступление выпускника с кратким обзором темы, обсуждением актуальной проблемы. Здесь автору дипломного исследования предстоит кратко и емко отметить суть вопроса: проследить тенденции и изменения пробелы в разные эпохи с акцентом на текущее положение дел. Не исключена дискуссия по теме с членами аттестационной комиссии.
Проведение защиты дипломной работы в сфере музыкального профессионального образования
Проведение защиты дипломной работы в сфере музыкального профессионального образования
  • Второй этапприкладной: исполнение определённого номера, демонстрация полученных навыков. Данный этап свойственен непосредственно исполнителям, специалистам, которым предстоит работать с конкретным инструментом: исполнение номера (классика или современная постановка, авторское произведение и пр.). Здесь важно продемонстрировать владение методикой, техникой исполнения, чувственность и эмоциональность и пр.

Критикам, журналистам и педагогам достаточно пройти «теоретическую защиту», отстояв свою позицию перед аттестационной комиссией. Здесь важно грамотна оформить результаты «эксперимента»: критики готовят отзыв, журналисты – статьи и обзоры и пр.

Реализация всех этапов может проходить в один конкретный день или в разные дни. Все зависит от загруженности экзаменаторов возможностей вуза и количества выпускников. Но в любом случае авторам ВКР предстоит тотально подготовится к финальному этапу: вызубрит защитную речь, отрепетировать номер и доказать собственный профессионализм и компетентность.

Возникли проблемы с выполнением дипломной работы по музыкальному искусству? Специалисты Дисхелп готовы оперативно и грамотно решить их за Вас, гарантируя высокое качество, оригинальность и конфиденциальность данных.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

2 комментариев к “Специфика выполнения и подготовки ВКР в сфере музыкального образования: структура и содержание ВКР, практическая часть, порядок защиты”

  • А где кроме консерватории можно получить именно высшее музыкальное образование (например, музыкант, композитор или инструменталист)? Просто ни разу не встречала в многопрофильных вузах даже на творческих подразделениях таких специальностей. От силы – актер, режиссер и пр. Музыкальное образование в современном мире, при всей развитости техники еще востребовано?

    • Честно признаться не задавались подобным вопросом, Марина. Спасибо вам за ориентир для новых статей нашего блога.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Это не спам *