Ключевые методы анализа медиатекстов в научных работах: от контент-анализа до дискурсивного подхода

Студенты журфака и лингвистических профилей сталкиваются с таким стилем, как медиатексты. Под ними понимают всевозможные публикации и статьи в средствах массовой информации: начиная от банальных обзоров, информационных статей, новостных разборов и заканчивая заметками и пр. Современная наука стала уделять больше внимания данному жанру. В дипломных работах будущих лингвистов, журналистов, а также в аспирантских рефератах и диссертациях все чаще встает вопрос об особенностях и применении медиатекстов, способах их анализа. Сегодня мы расскажем о наиболее популярных методиках исследования таких материалов.

Ключевые методы анализа медиатекстов в научных работах: от контент-анализа до дискурсивного подхода

Студенты журфака и лингвистических профилей сталкиваются с таким стилем, как медиатексты. Под ними понимают всевозможные публикации и статьи в средствах массовой информации: начиная от банальных обзоров, информационных статей, новостных разборов и заканчивая заметками и пр. Современная наука стала уделять больше внимания данному жанру. В дипломных работах будущих лингвистов, журналистов, а также в аспирантских рефератах и диссертациях все чаще встает вопрос об особенностях и применении медиатекстов, способах их анализа. Сегодня мы расскажем о наиболее популярных методиках исследования таких материалов.

Понятие и роль анализа медиатекстов в научных работах

Подготовка научно-исследовательских, магистерских или научных работ в филологическом, лингвистическом или журналистском срезе так или иначе сталкивается с медиатекстами. Под ними понимают текстовое сообщение или любой формат медийного жанра (будь то иллюстрация, аудиоматериал, видео-урок и пр.), посвященный определенной теме или вопросу.

Анализ медиатекста становится центральным звеном при выполнении диссертаций, научных статей, проведении лингвистических исследований.

Виды медиатекста
Виды медиатекста

В данном случае важно грамотно определить объект исследования – какой именно текст-образец будет подвергаться разбору, предмет исследования – какие научные парадигмы будут учтены и предметные границы установлены, цель и задачи изучения и пр.

Исследование методиатекстов в научных работах выполняет массу функций:

  • Информационная. Анализ медиатекста позволяет тщательнее разобраться в теме, определенном вопросе или проблеме, изучить все мнения и стороны (оппозиции), то есть фактически такой подход содействует более качественной передаче данных, повышению доступности информационного обмена.
  • Организационная. Разбор современных информационных материалов позволяет лучше понять их структуру и содержание, стилистические тонкости, авторские приемы и стили повествования, что позволяет подчеркнуть уникальность текста, степень раскрытия темы и влияния на массы;
  • Описательная. После разбора рукописи автор приступает к ее описанию в составе своего исследования, предоставляя краткую характеристику текста со всех ракурсов: суть, стиль, структура и пр., подчеркивая тем самым сильные и слабые стороны материала, его содержательные особенности и т.д.;
  • Оценочная. Посредством разбора и соотнесения исходного текста с действующими нормами, научными парадигмами, современными тенденциями аспирант или исследователь подчеркнет конкретные закономерности, результаты воздействия такого текста, достоверность освещаемых моментов и пр.

При выполнении научных работ очень важно грамотно подобрать методы анализа медиатекста. Под ними понимают соответствующие подходы, приемы, инструменты, с помощью которых исследователь разбирает рукопись и делает соответствующую ее оценку с посильных для него позиций.

Применение медиатекстов в современных диссертациях и монографиях – не редкость. Исследование таких рукописей позволяет усовершенствовать влияние СМИ на социум, определить изменения в языковом русле, раскрыть тонкости в построении таких текстов, подготовить почву для новшеств.

Основные методы анализа медиатекстов в научных работах

При написании диссертации с разбором современных информационных материалов, исследователям важно не просто изучить и описать рукопись. Им предстоит тщательно продумать план НИР, обозначить цель и задачи исследования, а затем подобрать методы анализа медиатекста, посредством которых они смогут оценить объект, выделить закономерности и особенности, предложить рекомендации по совершенствованию.

Предлагаем кратко рассмотреть основные методы анализа медиатекста при выполнении кандидатских и докторских диссертаций.

Контент-анализ

Техника контент-анализа медиатекстов предполагает проведение количественной оценки первоисточника. В данном случае исследователь будет измерять объект исследования с помощью статистических приемов и обращать внимание на такие параметры, как частота употребления терминов, частота упоминания ключевых слов, количество опорных слов, терминологический аппарат исследования, сравнение и определение роли задействованных источников информации, оценка оптимальности текущего списка литературы и пр.

Суть контент-анализа
Суть контент-анализа

На основе контент-анализа медиатекста автор научной работы сможет выделить особенности в раскрытии темы, границы лингвистического исследования, авторские особенности письма и самовыражения, обозначить ключевые вопросы (раскрываемые в рукописи), определить тенденции в развитии СМИ и оценить влияние рукописи на целевую аудиторию.

Воспроизведение контент-анализа предполагает реализацию последовательной процедуры:

  1. Вычитка материала и определение его сути, темы, ключевых моментов;
  2. Оценка материалов на основе статистических подходов: частота, повторяемость, количество первоисточников и пр.;
  3. Качественная оценка рукописи: терминологический мониторинг, общелингвистический анализ, стилистическая оценка и пр.;
  4. Подведение итогов относительно силы влияния текста на массы, распространенность темы, обоснованность, содержательность и пр.

В центре внимания исследователя будет лежать не просто анализ медиатекста пример, а его смысловые и логические особенности, терминологические особенности, подчеркивающие авторский вклад.

Дискурсивный анализ

Данный подход ориентирован на анализ медиатекста с точки зрения языкового разнообразия. С его помощью автор научной работы точнее раскрывает все мотивы и подтексты, тенденции, устанавливает смысловые особенности, причины и следствия, тонкости и авторские манеры. То есть основной акцент делается именно на оценке контекста, терминологического аппарата, языковом срезе.

Дискурсивный разбор современных медиатекстов может быть основан как на сравнительном анализе, так и на критическом подходе. Посредством соотнесения с похожими рукописями, позициями исследователь устанавливает разнообразие точек зрения, наличие совпадений и отличий, степень выраженности сути и влияния на целевую аудиторию, оценить социалькультурные последствия и пр.

Помимо этого, рассматриваемый подход позволяет понять смысл всего текста и каждого его фрагмента, оценить роль каждой части или выражения, термина, определить причинно-следственные связи и взаимосвязи с иными рукописями, оценивать степень доступности материала и пр.

Метод критической лингвистики

Метод критической лингвистики предполагает оценку рукописи с точки зрения семантических особенностей и составляющих, а также внешнюю экспертизу влияния материала на массы (ассоциации, изменения в поведении или предпочтениях и пр.).

Для воспроизведения такой тактики автору научной работы предстоит тщательно разобраться в языковых особенностях рукописи, соотнеся ее с действующими лингвистическими нормами и канонами для оценки качества материала в целом (степень соблюдения базовых регламентов и законов лингвистики).

Основа критической оценки текста
Основа критической оценки текста

Более того, в рамках такого подхода исследователю предстоит рассортировать объект исследования на составные части для более углубленного изучения и оценки его состава, содержания, информативности и пр. То есть важно уметь разбивать текст на составные части, выделять предназначение и особенности каждого фрагмента, определять его роль в общем контексте.

Фактически, с помощью техники критической лингвистики исследователь будет отслеживать общие моменты и скрытые мотивы, отсылки, послания автора, подчеркивая тем самым особенности рукописи. Также посредством такого инструмента он сможет выявить идеологические параметры воздействия на целевую аудиторию (термины, обороты, синтаксические особенности и т.д.), оценить силу влияния языка на современные концепции, мышление, социум и пр.

Когнитивный анализ

Когнитивный подход предполагает качественную оценку текста с целью определения сути и используемых аргументов для обоснования результатов и выводов, а также констатировать достоверность изречений. То есть посредством такого приема автор научной работы фактически проводить фактчекинг первоисточников или исследуемого объекта, устанавливая истинность и ложность описаний, утверждений и пр.

Применение этой тактики предполагает:

  1. Определение концептов. Под концептами понимают определенные выражения, изречения в тексте, с помощью автор выражает суть исследуемого вопроса, разнообразие способов интерпретации мыслей, идей, выводов и пр.
  2. Выделение основной информационной картины по теме. С помощью рассматриваемой парадигмы автор научной работы всесторонне погружается в разбор исследовательского вопроса или проблемы, изучая ее со всех доступных сторон и сфер, плоскостей. То есть с помощью такого разбора можно уловить связь тематики с различными сферами и науками, тонкости проявления проблемы, установить причины и следствия ее возникновения и развития.
  3. Использование базы исследования по принципу отражение – реконструкция – миф. То есть изначально автор описывает суть, предоставляя общую характеристику объекта исследования, затем он реконструирует ее под реалии с целью оценки, а далее делает яркое завершение, подчеркивая реалии и мифы.

При использовании когнитивного подхода важно учитывать структурные особенности рукописи, языковые особенности повествования (как по теме, так и уметь отделять авторский стиль написания), ориентироваться в жанрах и знать специфику каждого из них.

Лингвокультурологический анализ

Анализ медиатекста с точки зрения лингвокультуры позволяет одновременно убить двух зайцев: с одной стороны изучить объект с общей лингвистической парадигмы на предмет грамотности, корректности, информативности, а также с другой – с позиции культурологии, национально-культурного и духовного ракурсов.

То есть с помощью такой стратегии исследователь сумеет четко и аргументированно установить связь между темой, нацией, языком, культурой.

Элементы лингвокультурологического анализа
Элементы лингвокультурологического анализа

Воспроизведение рассматриваемого подхода предполагает применение следующих инструментов:

  • Общая вычитка текста с целью изучения темы и особенностей в ее раскрытии;
  • Определение базовых и устойчивых тематических коллокаций: выделение ключевых слов, опорных слов, смыслоотражающих конструкций и оборотов, значимых фрагментов рукописи и пр.;
  • Выделение стилистических особенностей рукописи с акцентом на терминологические, общие жанровые характеристики, маневренность текста и пр.

В основе лингвокультурного мониторинга объекта научной работы лежит сравнительно-сопоставительный подход и языковое инспектирование текста.

Семиотический подход

Современные медиатексты не обходятся без применения различных иллюстративных элементов, которые призваны либо привлечь внимание пользователей, либо упрости восприятие основных идей, положений автора. Методы анализа медиатекста в таком случае должны учитывать такие дополнительные элементы.

Семиотическая стратегия изучения таких материалов предполагает определение степени разнообразия дополнительных «эффектов» в рукописи: иллюстрации, графики, таблицы, анимационные вставки, видео и пр. То есть исследователь будет обращать внимание не только на непосредственно текст, но и дополнительные элементы рукописи, расшифровывая их роль и предназначение, особенности.

Применение семиотического подхода предполагает учет следующих факторов. Во-первых, автор научной работы должен уметь понимать дополнительные фрагменты и расшифровывать их суть. Во-вторых, разбор сопутствующих параметров будет учитывать различные аспекты: цветовое решение, уместность и обоснованность, привлекательность и ясность.

Семиотический метод помогает понять, зачем автор использовал тот или иной графический или визуализационный элемент, как он помогает в определении и восприятии основного посыла.

Комплексный лингвистический анализ

Данная стратегия призвана оценить качество текста и раскрыть его лингвистические характеристики и особенности. В данном случае речь идет не об одном каком-то инструменте или способе, а о целом комплексе мероприятий по изучению объекта научной работы.

Анализ медиатекста в этом случае сводится к следующей комбинации:

  • Тематический мониторинг. С его помощью исследователь выделяет тему исследования и подчеркивает основные идеи, посыл, развитие материала, авторскую позицию;
  • Структурный анализ. Он нацелен на определение композиции научной работы и текста в целом: выделение основных разделов и частей, определение роли каждого фрагмента в раскрытии темы и пр.;
  • Контекстуальный разбор. Смысловая оценка текста с выделением терминов, мотивов, идеи, результатов, аргументов, выводов;
  • Герменевтический подход предполагает оценку способов интерпретации данных с акцентом на их уместность, насыщенность, доступность и ясность, влияние на восприятие сути и пр.
  • Категориальный мониторинг призван определить особенности в повествовании и раскрытии темы медиатекста посредством расшифровки значения, влияния каждого символа, дополнительного параметра (рисунок, график и пр.) И т.д.;
  • Нормативный анализ призван установить соответствие текста действующим правилам лингвистики (орфография, грамматика, пунктуация, синтаксис и пр.).

Таким образом, методы анализа медиатекста довольно разнообразны и тесно переплетены между собой. Автору научной работы предстоит грамотно комбинировать соответствующие подхода и стратегии, чтобы полноценно определить смысл и роль, тонкости и особенности объекта научной работы.

Инструменты для анализа медиатекстов в научной работе

При выполнении диссертации, монографии, НИР, где присутствует анализ медиатекста важно не просто подобрать соответствующие приемы, но и понять, какие именно инструменты пригодятся автору для их воспроизведения и получения достоверного аргументированного результата.

Как проводить анализ медиатекста?
Как проводить анализ медиатекста?

В числе преобладающих подходов к оценке медиатекстов относят ручные техники. Они предполагает, что исследователь на основе располагаемых знаний, представлений и умений, навыков самостоятельно будет разбирать материал и проводить его оценку с необходимых ракурсов и композиций. В данном случае важно знание и понимание соответствующих научных парадигм, правил, ограничений и умение применять их на практике. Без внимательности, наблюдательности и умения анализировать информации в этом деле не обойтись. То есть основным инструментов в этом случае будет знание и опыт в работе с источниками информации, материалами.

Ручной подход предполагает использование следующего инструментария:

  • Вычитка текста;
  • Самостоятельный анализ текста по срезам на основе располагаемых знаний и умений;
  • Обобщение результатов анализа и подведение итогов по медиатексту.

Второй вариант исследования медиатекста основан на использовании специальных или дополнительных инструментов, с помощью которых происходит определение специфических черт, тенденций и текстовых особенностей. В данном случае студенты и аспиранты чаще всего пользуются следующими вариантами:

  • Сервисы по проверке уникальности. С их помощью исследователи могут определить частоту употребления слов и словосочетаний. А также проверить материал на наличие орфографических и пунктуационных ошибок;
  • Сервисы по оценке семантического ядра. С их помощью автор научной работы с легкостью определит ключевые и опорные слова, основные мотивы и смысл текста, информационную окраску;
  • И пр.

Обратите внимание, что методы анализа медиатекста каждый исследователь выбирает самостоятельно, исходя из собственных потребностей и возможностей по работе с инструментарием, тематическими особенностями проекта.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Рекомендации по работе с медиатекстами в рамках научных работ

Работать с медиатекстом как с объектом научной работы не так просто, как может показаться на первый взгляд. Очень важно обеспечить точность и однозначность понимания сути исследуемого материала. То есть важно, чтобы автор диссертации вник и разобрал все посылы, идеи, понял рукопись. Только в этом случае ему удастся глубже копнуть и грамотно преподнести особенности.

Не стоит полагаться на 1 или 2 базовых приема. Анализ медиатекста – процесс последовательный, комплексный, требующий всестороннего изучения первоисточника и детального разбора. Важно сделать так, чтобы задействованный инструментарий был взаимодополняемым, помогал исследователю в оценке и восприятии текста, воссоздавал определенную последовательность действий с учетом плана и цели НИР.

Если в рукописи присутствуют средства визуализации, то не стоит опускать их из виду. Их анализ может быть вынесен в отдельный параграф или раздел или преподнесён в общей картине последовательно (согласно хронологии употребления). Важно подчеркнуть роль и уместность их использования, предназначение и влияние.

Если есть возможность упростить ход анализа, то лучше всего воспользоваться такой возможностью. Как правило. Исследователи стараются проводить статистический анализ текста с помощью программных инструментов, а оценивать качественные характеристики материала – самостоятельно, вручную, посредством самоанализа. При грамотном сочетании указанных стратегий анализ медиатекста в научной работе получается грамотным, аргументированным, более точным.

По мере необходимости можно привлечь квалифицированных лингвистов для доработки или проведения дополнительных лингвистических и иных исследований при подготовке диссертации или монографии на соответствующую тему. С их помощью анализ медиатекста на примере поможет тщательнее разобраться во всех тонкостях исследовательского процесса, сделать грамотные выводы.

 


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!